Стрелковое оружие
Вооружение
Авиация
Корабли
Календарь событий
История
Биографии
Публикации
Познавательное
Достопримечательности России
Первая помощь
Ордена и медали
Тесты

Памятник Тысячелетию России в Великом Новгороде


Памятник «Тысячелетию России» возведён в честь тысячелетнего юбилея призвания варягов на Русь. С этим событием связано начало формирования русской государственности. Памятник в фигурах и горельефах отображает главнейшие события нашей отечественной истории.

Памятник Тысячелетию России
Памятник был открыт 8 (20) сентября 1862 года в Великом Новгороде в присутствии Российского Императора Александра II, Цесаревича Никлая Александровича, великих князей и сопровождающих их особ.

Памятник отражает историю России с IX до XIX века в лицах. Здесь представлены государственные деятели военные люди и герои, просветители, писатели и художники, всего - 129 фигур.

Высота монумента - 15,7 метров
Диаметр гранитного постамента - 9 метров
Высота колоссальных фигур - 3,3 метра
Вес бронзового литья - 65,5 тонн 

Авторами проекта памятника являются художник Михаил Осипович Микешин, скульптор Иван Николаевич Шредер и архитектор Виктор Александрович Гартман.

Весь расход по сооружению памятника со всеми дополнительными работами не превышает 500 000 рублей серебром.

Строителем памятника был Инженер-Генерал-Майор В. Д. Евреинов, а производителем работ на месте – Инженер Штабс-Капитан Адамс.

За этот монумент Микешин был награждён орденом святого Владимира 4-й степени, а также пожизненным пенсионом (1200 рублей в год).

В 1869 году Микешин получил высокое звание академика.

В годы оккупации Новгорода, с 1941 по 1944 год, немецко-фашистские захватчики разобрали памятник. Они увезли фонари и бронзовую решётку — прекрасный образец художественного литья. Сброшенные с высоты бронзовые статуи остались лежать на земле.

После освобождения Новгорода, первым был восстановлен памятник «Тысячелетие России». Его торжественно открыли 2 ноября 1944 года.

Во второй половине 1970-х годов ленинградские реставраторы восстановили фонари и решётку вокруг памятника.

Описание памятника

Памятник в общем виде состоит из гранитного пьедестала, верхняя часть которого одетая бронзой служит подножием шести групп, над которыми возвышается шар в виде державы - символа царской власти, заканчивающийся группой «Православия», которую составляет коленопреклонённая женщина - Фигура России и Ангела, держащего крест - олицетворение православия.

Общая высота памятника 15,7 м (высота пьедестала — 6 м; высота фигур — 3,3 м; креста на державе — 3 м).
Диаметр гранитного постамента — 9 м; шара-державы — 4 м; окружность горельефа — 26,5 м.
Вес металла памятника — 100 тонн, вес бронзового литья — 65,5 тонны (шар-держава — 6,4 тонны; колоссальных фигур — 2,4 тонны; крест на шаре — 416 кг).

Памятник состоит из колоссальных Фигур России и представлять шесть главных эпох Русской Истории:
Основание Государства Русского – Рюрик – 862 г.
Введете Христианства в России – Владимир I – 988 г.
Начало освобождения от ига татарского – Димитрий Дон­ской – 1380 г.
Основание единодержавия Царства – Иоанн III – 1491 г.
Восстановление России избранием на престол дома Романовых – Михаил Феодорович – 1613 г.
Преобразование России и основание Империи Российской – Петр Великий – 1721 г.

Рюрик - Основание Государства Русского
Владимир - Введете Христианства в России
Дмитрий Донской - Начало освобождения от татарксого ига
Иоанн III - Основание единодержавия Царства
Михаил Федорович - Восстановление России избранием на престол дома Романовых
Петр Великий - Преобразование России и основание Российской Империи


Каждая Фигура обращена в сторону определённого региона, куда в своё время были направлены интересы России:
✧ взгляды князей Рюрика и Владимира направлены на юг, к Киеву
✧ Иоанн III — на восток, к Москве
Дмитрий Донской смотрит в сторону, откуда исходила татарская угроза
✧ Минин и Пожарский противостоят угрозе с запада
Пётр I смотрит на север, в сторону Балтийского моря, в его взгляде можно увидеть устремление к новой столице Российской империи — Петербургу.

Описание колоссальных Фигур России
Князь Рюрик — ключевая фигура в истории становления русской государственности. Он был первым русским князем и оставил значительный след в истории. Князь изображён в доспехах древнерусского воина, а в руке он держит щит с надписью «Лета STO», что в переводе со старославянского означает «год 862».

Крещение Руси – святой равно­апостольный князь Владимир, в его правой руке византийский восьмиконечный крест - символ спасения. Величественным жестом князь повелевает крестьянину разбить языческого идола, а молодая мать несет для крещения своего младенца.
Молодая мать несет к купели крещения свое ново­рожденное дитя. Крепко запало в простые души наших предков святое учение Евангелия.

Дмитрий Донской – начало освобождения Руси от татарского ига олицетворяет группа князя Дмитрия Донского, попирающего воина Золотой Орды. В руках Князь держит бун­чук - символ татарской власти.

Единодержавие – самая многочисленная группа, состоящая из пяти фигур. Великий князь московский Иван III представлен в центре композиции как единодержавный государь - в шапке Мономаха, с державой и скипетром в руках. У его ног - покоренные в его царствие народы: монгол несет свое знамя в знак окончательной победы над татаро-монголами в 1480 году, за ним литовский рыцарь, и полулежит, сбитый с ног ливонский рыцарь. Между Ливонцем и Государем находится «сибиряк» - символом присоединения Сибири к Русскому царству.

Венчание на царство Михаила Романова представлена Мининым и Пожарским. В 1613 году первым из династии Романовых - шестнадцатилетний Михаил становится русским царем. Перед ним коленопреклоненный нижегородский гражданин Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, обороняют юного государя от врагов.

Фигура Петра I – основателя Российской­ской империи, смотрит на центральную Софийскую площадь. Над плечом Императора распростёр крылья «Гений Славы», указующий новый путь России. У ног Петра поверженный под Полтавой швед, который пытается спасти разорванное знамя.

Горельеф
Нижнюю части памятника опоясывает Горельеф, состоящий из 109 фигур. Он делится на четы­ре раздела, где представлены достойнейшие люди по разным отраслям знания, ума, науки, способствовавшие возвеличению России.

Военные люди и герои
1 - Святослав Игоревич (920-972), великий князь Киевский, сын князя Игоря и княгини Ольги
2 - Мстислав Удалой (?-1228), князь Торопецкий, Новгородский и Галицкий
3 - Даниил Галицкий (1201-1264), политический деятель, полководец
4 - Довмонт (?-1299), Псковский князь
5 - Александр Невский (1220-1263), князь Новгородский, великий князь Владимирский
6 - Михаил Ярославич (1271-1318), князь Тверской
7 - Дмитрий Донской (1350-1389), великий князь Владимирский и Московский
8 - Кейстут (?-1382), князь Тракайский и Жемайтийский
9 - Холмский Д. Д. (?-1493), московский воевода времен Ивана III
10 - Воротынский М. И. (1510-1573), полководец времен Ивана Грозного
11 - Щеня Д. В. (?-1515), князь, воевода
12 - Марфа Борецкая (?), жена новгородского посадника Исака Борецкого
13 - Ермак Тимофеевич (?-1585), казачий атаман, предводитель похода в Сибирь
14 - Скопин-Шуйский М. В. (1586-1610), князь, государственный и военный деятель
15 - Пожарский Дмитрий (1578-1641), князь, организатор народного ополчения времен Смуты
16 - Минин (Сухорук) Кузьма (?-1616), организатор народного ополчения во время Смуты
17 - Авраамий Палицын (?-1626), келарь Троице-Сергиевой лавры, писатель
18 - Хмельницкий Б. М. (1595-1657), гетман Украины
19 - Иван Сусанин (?), герой освободительной борьбы во время Смуты
20 - Шереметев Б. П. (1652-1719), фельдмаршал, дипломат, сподвижник Петра I
21 - Голицын М. М. (1675-1730), генерал-фельдмаршал
21 - Салтыков П. С. (1698-1772), генерал-фельдмаршал
22 - Миних Б. К. (1683-1767), генерал-фельдмаршал
23 - Орлов А. Г. (1737-1807), генерал-адмирал
24 - Румянцев-Задунайский П. А. (1725-1796), фельдмаршал
25 - Суворов А. В. (1729-1800), генералиссимус, великий полководец
26 - Барклай-де-Толли М. Б. (1761-1818), генерал-фельдмаршал, герой войны 1812 года
27 - Кутузов М. И. (1745-1813), генерал-фельдмаршал, герой войны 1812 года
28 – Сенявин Д. Н. (1763-1831), флотоводец, адмирал
29 - Платов М. И. (1751-1818), войсковой атаман, генерал от кавалерии, герой войны 1812 года
30 - Багратион П. И. (1765-1812) князь, генерал от инфантерии, герой войны 1812 года
31 - Дибич-Забалканский И. И (1785-1831), генерал-фельдмаршал
32 - Лазарев М. П. (1788-1851), адмирал
33 - Паскевич И. Ф. (1782-1856), генерал-фельдмаршал
34 - Корнилов В. А. (1806-1854), вице-адмирал, герой обороны Севастополя
35 - Нахимов П. С. (1802-1855), флотоводец, адмирал, герой обороны Севастополя

Писатели и художники
1 - Ломоносов М. В. (1711-1765), великий ученый, поэт, художник
2 - Фонвизин Д. И. (1744-1792), писатель и драматург
3 - Кокоринов А. Ф. (1726-1772), архитектор, ректор Академии художеств
4 - Державин Г. Р. (1743-1816), поэт, государственный деятель
5 - Волков ф. Г. (1729-1763), актер, создатель первого русского театра
6 - Карамзин Н. М. (1766-1826), писатель, историк
7 - Крылов И. А. (1768-1844), баснописец
8 - Жуковский В. А. (1783-1852), поэт
9 - Гнедич Н. И. (1784-1833), поэт, переводчик Гомера
10 - Грибоедов А. С. (1795-1829), дипломат, писатель
11 - Лермонтов М. Ю. (1814-1841), великий русский поэт
12 - Пушкин А. С. (1799-1837), великий русский поэт
13 - Гоголь Н. В. (1809-1852), великий русский писатель
14 - Глинка М. И. (1804-1857), композитор
15 - Брюллов К. П. (1799-1852), художник
16 - Бортнянский Д. С. (1751-1825), композитор

Просветители
1 - Св. Кирилл (827-869), славянский просветитель и создатель славянской письменности
2 - Св. Мефодий (815-885), славянский просветитель и создатель славянской письменности
3 - Св. Ольга (?-969), великая княгиня, жена Князя Игоря, мать Святослава
4 - Владимир Святославич (?-1015), великий князь, креститель Руси
5 - Св. Авраамий (вторая половина XIV века), епископ ростовский, проповедник христианства.
6 - Св. Антоний Печерский (983-1073), преподобный, основатель Киево-Печерской Лавры
7 - Св. Феодосии Печерский (1008-1074), преподобный, игумен Киево-Печерской Лавры
8 - Св. Кукша (?-1217), иеромонах Киево-Печерской Лавры
9 - Нестор (1056-1110), древнерусский историк и публицист
10 - Св. Алексий (1293-1378), митрополит Киевский и всея Руси
11 - Св. Стефан Пермский (1340-1396), епископ, проповедник христианства в Пермском крае
12 - Св. Кирилл Белозерский (1337-1427), основатель Кирилло-Белозерского монастыря
13 - Св. Сергий Радонежский (1321-1391), преподобный, основатель Троице-Сергиевой Лавры
14 - Петр Могила (1596-1647), митрополит Киевский и Галицкий
15 - Максим Грек (1475-1556), писатель и публицист
16 - Св. Савватий (?-1435), преподобный, основатель Соловецкого монастыря
17 - Св. Зосима (?-1478), преподобный, основатель Соловецкого монастыря
18 - Св. Иона (?-1461), митрополит, первый из возведенных в сан без согласия Византии
19 - Макарий (1482-1563), митрополит Московский
20 - Св. Варсанофии (?-1576), архиепископ Тверской
21 - Св. Гурий (?-1564), архиепископ Казанский
22 - Константин Острожский (1526-1608), князь, киевский воевода
23 - Никон (1605-1681), шестой патриарх Московский и всея Руси
24 - Ртищев Ф. Н. (1625-1673), государственный деятель
25 - Св. Дмитрий Ростовский (1651-1709), церковный деятель, писатель
26 - Св. Тихон Задонский (1724-1783), епископ Ладожский, Воронежский, писатель
27 - Св. Митрофаний Воронежский (1623-1703), первый епископ Воронежский
28 - Конисский Григорий (1717-1795), архиепископ Белорусский, писатель
29 - Феофан Прокопович (1681-1763), архиепископ Новгородский, писатель
30 - Платон (Левшин) (1737-1812), митрополит Московский
31 - Иннокентий (1800-1867), архиепископ Херсонский и Таврический, богослов

Государственные люди
1 - Ярослав Мудрый (978-1054), великий князь Киевский
2 - Владимир Мономах (1053-1125), великий князь Киевский
3 - Гедимин (?-1341), великий князь Литовский
4 - Ольгерд (1345-1377), великий князь Литовский
5 - Витовт (1350-1430), великий князь Литовский
6 - Иван III (1440-1505), великий князь Московский
7 - Сильвестр (?- 1566), политический деятель времен Ивана Грозного
8 - Анастасия Романова (1530-1560), первая жена царя Ивана Грозного
9 - Адашев А. ф. (?-1561), политический деятель времен Ивана Грозного
10 - Гермоген (1530-1612), патриарх с 1606 по 1612 гг.
11 - Михаил Федорович Романов (1597-1645), первый царь династии Романовых
12 - Филарет (1554-1633), патриарх, отец царя Михаила Романова
13 - Ордин-Нащокин А. Л. (1605-1680), государственный деятель и дипломат
14 - Матвеев А. С. (1625-1682), государственный деятель и дипломат
15 - Алексей Михайлович (1629-1676), второй царь династии Романовых
16 - Петр I (1672-1725), русский царь, с 1721 года— император
17 - Долгорукий Я. Ф. (1639-1720), государственный деятель, военачальник, сподвижник Петра
18 - Бецкой И. И. (1704-1795), общественный деятель Екатерининской эпохи
19 - Екатерина II (1729-1796), российская императрица
20 - Безбородко А. А. (1747-1799), государственный деятель Екатерининской эпохи
21 - Потемкин Г. А. (1739-1791), государственный деятель Екатерининской эпохи
22 - Кочубей В. П. (1768-1834), государственный деятель, дипломат
23 - Александр I (1777-1825), российский император
24 - Сперанский М. М. (1772-1839), государственный деятель
25 - Воронцов М. С. (1782-1856), государственный деятель
26 - Николай I (1796-1855), российский император

История создания памятника
1862 год стал годом тысячелетия от призвания новгородскими славянами варяжского князя Рюрика, чтобы «княжити и володети ими», как говорить летопись, приписываемая до сих пор иноку Нестору. Другими словами, протекло десять веков государственной жизни Отечества.
XIX век по преимуществу отличается от минувших разумной потребностью увековечивать достопамятных событий и ратную деятельность людей даровитых общественными памятниками.

В России в то время было много памятников на местах исторических событий. Так о спасении отечества в бурное время междуцарствия говорит и будет говорить всем потомкам московский памятник Пожарскому и Минину. Эпоха крещения Руси на месте события в древней Российской столице — Киеве, увековечена памятником Великому Князю Владимиру. Славный день Полтавы, уничтоживший Шведскую грозу во дни Петра I, почтен памятником Первому Императору.

Битва при Бородино и Тарутинское сражение, ставшие переломным моментом в Отечественной войне 1812 года ограждены от забвения, безгласными и вместе с тем красноречивыми, указателями славного прошлого  виде памятников (памятник Тарутинскому сражению и памятник Бородинскому сражению). Не забыты и мужественные вожди памятного года борьбы за бытие родины — Барклай-де-Толли и М. И. Кутузов.

Переходя от эпох тяжелых испытаний, вынесенных отечеством, к другим, когда, мирное внутри, оно расширяло мечем свои грани, мы найдем почтенные памятниками подвиги: Ермака, покорителя Сибири — в далеком Тобольске, Князя Потемкина в Херсоне, Князя Долгорукова-Крымского в Симферополе.

Не оставлена без почета и мирная наука, имеющая представителем бессмертного Ломоносова — словом все главные стороны жизни государственной и многие деятели на тысячелетнем ее поприще достойно почтены памятниками.

Если же члены обширной семьи народа русского и отдельные эпизоды его жизни государственной удостоились такого почета, то десяти вековая жизнь самой общей матери — России, вскормившей в течение ее миллионы своих детей, и успевшей приютить под хранительным кровом своим целые народности, ужели не удостоится памятником? В те времена XIX века был такой вопрос, который являлся с приближением срока тысячелетия.

Идея памятника Тысячелетию России
В 1857 году бывший Министр Внутренних Дел С. С. Ланской заявил свое усердие в разрешении этого, интересовавшего всех, вопроса запиской от 27 марта в Комитет Министров «о сооружены в Новгороде памятника Первому Русскому Государю Рюрику». Необходимые средства на сооружение на сооружение памятника он полагал собрать приглашением людей со всего государства к добровольным пожертвованиям, для чего открыть повсеместно подписку.

Комитет Министров, разделяя мнение Министра Внутренних Дел о цели памятника, но находил вместе с тем присвоение одному Рюрику исключительной чести представительства всего тысячелетия — не вполне соответствующим идее сооружения. Наше Отечество после варяжских князей видело Просветителя народа светом Христианства — Равноапостольного Владимира, Димитрия Донского — победоносного борца с ненавистными татарами за свободу отечества, Иоанна III — соединителя под скипетром единодержавия распадавшихся частей государства, наконец видело по прекращению рода Рюрикова — Царей из дома Романовых, поставивших Россию в один ряд с первостепенными Европейскими державами.

При этих воспоминаниях Комитет находил, что эпоха 1862 г. должна быть увековечена сооружением народного памятника тысячелетию Государства Российского, где бы могли быть в барельефах или других изображениях показаны главнейшие события нашей отечественной истории, первым из них конечно призвание Рюрика. «Такой памятник» по мнению Комитета «соответствовал бы и величию намерения Его Императорского Величества и тем чувствам, которые русский народ всегда разделял и без сомнения разделит в настоящем случае с Его Величеством».

Выражая эти мысли, Комитет донес Государю Императору, что если его настоящее предположение удостоятся одобрения, то он приступит к соображениям об исполнении Высочайшей воли на сооружение памятника. На этом положении Государь Император изволил написать: «совершенно с этим согласен».

Положение о Памятнике
При объявлении такой резолюции на заседании 1 мая 1857 г. Комитетом приступлено к обсуждению вопросов: о порядке открытая подписки на сооружение, избрание места для памятника и открыли конкурс на сочинение проекта, равно и производство самого сооружения.

Открытие подписки по прежним примерам сооружения других народных памятников было предоставлено Министерству Внутренних Дел.
Выбор места в Новгороде положено предоставить тому ведомству, на которое возложена сама постройка — Главному Управлению Путей Сообщения и Публичных Зданий, в ведении которого находятся государственные сооружения. Этому же ведомству, для правильного во всех отношениях хода сооружения, было поручено открытие конкурса и назначение срока для представления проекта памятника. При этом Комитет признавал, что составление проекта может быть произведено по соображениям суммы, которая будет ассигнована на сооружение.

Утверждая это Положение Комитета Министров, Государь Император изволил написать на нем: «Я желал бы открыть памятник 26 августа 1862 года».

Министерство Внутренних Дел в исполнение Положения Комитета циркулярно от 29 мая 1857 г. сообщило начальникам губерний, что «Государство Русское в 1862 году совершает, по сказанию летописи, первое тысячелетие своего существования. С гордостью и любовно должен каждый сын отечества обратить взор на его славное прошедшее и уразуметь, через какие тяжкие пути испытаний Россия, при помощи Божией, доведена до настоящего ее самобытного могущества и величия. Что для увековечения столь достославной эпохи, Государь Император соизволил, чтобы на месте Княжения Первого Русского Государя Рюрика, быть торжественно воздвигнут народный памятник, и что с этой целью Его Величеству было угодно разрешить открыть повсеместную подписку, для сбора добровольных денежных пожертвований от всех сословий».

Сбор пожертвований на памятник
Сбор пожертвований по самой обширности Государства несколько замедлился. Так к 1859 году оказалось его в наличности только 72 507 p. 71 коп. (Именно от служащих в разных ведомствах (кроме Св. Синода) в столице 16 952 р. 36 коп. и по 25 губерниям, 3 Градоначальствам и Управлению Кронштадтского и Николаевского Военных Губернаторов 84.276 р. 73 коп., да по ведомству Св. Синода 21 S78 р. 60 коп.).

Такой суммой нельзя было покрыть расходы по самому скромному памятнику. Поэтому Главноуправляющим Путями Сообщения, полагая с одной стороны, что расход на сооружение потребует не менее 500 000 руб., а с другой, что ожидаемые приращения сборов от продолжения подписки до самого времени открытия памятника, по всей вероятности должны довести цифру приношения свыше 100 000 руб., по соглашению с Министром Финансов испросил Высочайшее разрешение на отпуск в 1860 и 1861 годах на сооружение памятника тысячелетия России 400 000 руб. из Государственного Казначейства (по 200 000 руб. в каждый из этих годов).

Определение места для памятника
Затем озабочиваясь об исполнении памятника к Высочайше назначенному сроку, Главноуправляющий Путями Сообщения распорядился выбором достойного места для предполагаемого сооружения. В Новгороде оказались удобными для этой цели два места.

Первое место на площади внутри Кремля перед Софийским Собором, а второе место - на Софийской торговой площади впереди Кремля. Третья площадь на торговой стороне, перед Гостиным двором, вблизи башни Ярослава, хотя и представляла открытый для памятника вид со стороны р. Волхова, но по незначительности (всего 3685 кв. сажень) пространства и покатости своей, не признана удобною для сооружения.

По осмотре первых двух мест найдено, что площадь внутри Кремля, между Софийским Собором и зданием присутственных мест, содержит в себе 6075 кв. сажень, и что хотя на ней перед зданием присутственных мест поставлен памятник в честь ополчения 1812 года, окруженный сквером, но памятник этот, если потребуется, можно перенести на Софийскую торговую площадь. Эта площадь, впереди Кремля, заключает 11212 кв. сажень. Памятник мог быть на ней поставлен или по средине (по ее длине), напротив новой Луганской улицы или напротив Кремлевских ворот. Но с одной стороны непропорциональная ширине длина этой площади, с другой же стороны не совсем исправная обстройка ее, а главное исторические воспоминания площади в Кремле, перед Софийским Собором, решили выбор в пользу последней.

Действительно, для сооружения памятника тысячелетию Государства Российского трудно было найти место приличнее того, где восьмивековой Собор Софийский возвышается и доныне в благолепной прочности, где совершилась конечная борьба вечевого быта с началом единодержавия, и положено основание правильной государственной жизни нашего обширного Отечества.

Утверждение и выбор проекта памятника
По утверждении выбора места и обеспечении средств на сооружение, было приступлено к составлению задачи предстоявшего художественного конкурса. Не повторяя буквально программы этой, удостоившейся 23 апреля 1859 г. Высочайшего утверждения и тогда же распубликованной во всех газетах при объявлении конкурса, приведем главных ее основания.

Требовалось, чтобы памятник по наружному виду соответствовал своему историческому значению.

Он должен был состоять предпочтительно из ваяльных изображены, и представлять шесть главных эпох Истории Русской:
Основание Государства Русского – Рюрик – 862 г.
Введете Христианства в России – Владимир I – 988 г.
Начало освобождения от ига татарского – Димитрий Донской – 1380 г.
Основание единодержавия Царства – Иоанн III – 1491 г.
Восстановление России избранием на престол дома Романовых – Михаил Феодорович – 1613 г.
Преобразование России и основание Империи Российской – Петр Великий – 1721 г.

Над памятником, в преобладающем виде, должно было быть изображение Веры Православной, как главного основания нравственного возвеличения русского народа.

Впрочем, составителям проектов предоставлялось не стесняться этими указаниям, лишь бы памятник выражал главную мысль сооружения: ознаменование постепенного, в течение тысячи лет, развития Государства Российского.

Ценность памятника назначена в 500 000 руб., а срок представления проекта – 1 ноября 1859 г.

В заключение к участию в конкурсе приглашены все Русские художники, или в России проживающие.

К назначенному в объявлении шестимесячному сроку, т. е. к 1 ноябрю 1859 г. было представлено 52 проекта, из которых 15 - с изъяснением только мысли памятника, без приложения чертежей, а 37 - с надлежащими чертежами, рисунками и в том числе некоторые в моделях.

Определение достоинств проектов предоставлено Совету Императорской Академии Художеств, с приглашением, для участия в рассмотрении, Инженеров и Архитекторов, командированных от Главного Управления Путей Сообщения, с правом голоса.

Составленный таким образом из этих лиц, в совокупности с Советом Академии Художеств, Комитет рассмотрев 25 ноября 1859 г. представленные проекты, нашел более прочих заслуживающими внимания три проекта, именно: М. О. Микешина, И. И. Горностаева и Антипова.

Проект под № 51 художником М. О. Микешина представлял громадную державу, увенчанную группой «Православия» и обставленную шестью группами представителей эпох нашей истории. Под каждой из этих групп предполагалось на пьедестале поместить по одному барельефу с изображением самого видного эпизода соответственной эпохи.

Проект под № 42 Академика И. И. Горностаева, признанный вторым по достоинству, представлял статую с атрибутами русского народа, держащую хоругви с крестом и поставленную на полушарие. Под полушарием находился шестигранный пьедестал, на сторонах которого предполагалось поместить барельефы с изображением исторических эпох. Полушарие наглядно представляло географическое пространство обширного нашего отечества, а хоругви были символом Православной веры и борьбы за ее чистоту.

Третий проект под № 34 и под девизом «Исполнив повелите Государя моего, я исполнил долг мой» сочинен был Архитектором Антиповым. Он представлял полукруг и в центре его пьедестал с колоссальной Фигурой России.

В пользу проекта Микешина подано 17 голосов, за проект Горностаева 11 и одним меньше в пользу Антипова. Поэтому Комитет присудив Микешину полную первую премию в 4000 руб. и находя следующие два проекта равными по достоинству, решил вторую премию разделить поровну между составителями обоих этих проектов. Впрочем, это решение было отложено до вторичного заседания 9 декабря, в котором решены вопросы: удовлетворяют ли проекты условиям конкурса и до какой степени они быть могут удобоисполнимы.

Найденный и при вторичном обсуждении, наиболее удовлетворяющим программе конкурса, проект Микешина был выбран для памятника, но с условием более обработать его в деталях, особенно пьедестал представленный на это вторичное заседание, но слишком высокий и сложный. Составитель проекта поместил на нем шесть барельефов с изображением эпох и соединил эти барельефы между собой щитами с надписями, так что те и другие составляли вокруг пьедестала сплошной пояс укреплений.

Впоследствии Государю Императору угодно было изменить идею барельефа и с уничтожением щитов и шести изображений эпох, поместив вокруг него в сплошном горельефе наиболее замечательных людей русской земли, Изменение идеи украшений потребовало и другого пьедестала. Проект его, Главноуправляющий поручил составить Профессору Боссе. Труд его был удостоен утверждения и исполнен в натуре из гранита и бронзы.

Описание утвержденного проекта памятника
Памятник таким образом в общем виде состоит из гранитного пьедестала, верхняя часть которого одетая бронзою служит подножием шести групп, над которыми возвышается шар в виде державы заканчивающийся группой «Православия».

Группу эту составляет Фигура России и ангела, держащего крест.

Идея России воплощена в виде царственной жены в нашем национальном костюме, держащей щит с изображением двуглавого орла и склонившаяся на колена в благоговейном размышлении. Движением правой руки небесный вестник — Св. Вера Христова, указывает ей на светлую будущность под сенью православия. Эта группа вся рисуется в воздухе. Ниже, на подножии шара, ряд правителей России, олицетворяющих в шести группах главные эпохи русской истории, начинается Рюриком. Он стоит в полном вооружении варяжского воина с мечем в левой руке, и, положив десницу на продолговатый, оканчивающиеся острым углом, щит с обозначением цифры «862». По его левую сторону водружен безобразный идол Перуна. Этот же кумир, только сверженный, изображен и по другой стороне возле Великого Князя Владимира. Равноапостольный сын Святослава, подняв в правой руке символ спасения, движением левой руки повелевает разбить грубое изваяние недавно еще чтимое за святыню.

Спасительная сила Христовой веры уже начинает трогать сердца простых людей, не ведавших ее благодатного света.

Молодая мать несет к купели крещения свое новорожденное дитя. Крепко запало в простые души наших предков святое учение Евангелия. Именно оно и влило в бодрого Дмитрия Донского непреоборимую мощь отваги сразиться с ненавистными притеснителями отечества. Вот он – герой Куликовский битвы, по другую сторону Князя Рюрика, наступил на низложенного татарина и, влагая меч в ножны, смотрит вверх как бы благодаря Бога за победу.

Не оправившись от удара, нанесенного Донским, дикая орда перестала быть грозой Отечества, и сама склоняет голову перед мощью сына Василия.

Иоанн III, собиратель русской земли, борец не по силам для истощенной Ливонии, стоит со скипетром и державой возле пораженного тевтонского рыцаря, в бессильной отваге поднимающая свой изломанный меч.

Идея Московского единодержавия выражена хотя не вполне определенно изображением благоговеющих перед царем народностей, но одной или несколькими Фигурами, при ограниченности места, трудно высказать эту идею понятнее.

Между Владимиром Равноапостольным и группой Петра Великого с его вещим гением, под охраной меча Пожарского, готовый принять шапку Мономаха, от коленопреклоненного выборного из народа, изображен юный Михаил Романов с державой в руках в положении молящегося о ниспослании свыше силы на несение царского подвига.

За ним правее к стороне Иоанна III выступает Великий Петр. Гений осеняя его своим крылом, и положив ему одну руку на плечо, другой, простертой прямо, указывает путь, по которому любимая Петром Русь, должна исполнить завет его и достигнуть степени образования и величия, равной с западными державами, и от которых столь долго была отвлечена монгольским игом и внутренними смутами.

За гением по ту же сторону Петра I повержен перед ним с разорванным знаменем, Швед, воитель сперва счастливый, но пытавшейся тщетно остановить Петрово шествие. Этой Фигурой заключаются группы подножия.

Исполнение их в гипсе в настоящем колоссальном размере для отливки из бронзы, по модели Микешина в 1/5 часть оригинальной величины, поручено было, кроме составителя проекта, Художнику Шредеру и Академикам Залеману и Михайлову. Микешин с Шредером приняли на себя три группы (всего 10 фигур): верхнюю «Россия преклоненной пред Православною верой» из нижних же «Петра I и «Иоанна III». Другие три нижние группы (из 8 фигур) «Св. Владимир», «Димитрий Донской» и «Михаил Федорович Романов» были переданы Академику Залеману. Последняя же (19-я) Фигура Князя Рюрика исполнена Академиком Михайловыми.

Сказано выше, что шесть барельефов по первоначальному проекту имевших поместиться на пьедестале, заменены одним общим с изображениями замечательных лиц, как: просветителей народа, людей военных и государственных, писателей и художников. Рисунок этого горельефа сочинил Художник Микешин, принявший на себя и исполнение моделей для отливки из бронзы. По поручению Микешина, исполнялись модели по отделам разными художниками: Лаверецким – Государственные люди, Шредером – писатели и художники; просветители же и военные люди Чижевым и др.

Высота (2 аршин 2 вершка) этого обширного пояса по окружности пьедестала всего монумента дала возможность сделать изображения 104 замечательных лиц достаточно крупными, избегнуть мелочности, получить приятные планы, и, независимо картинного размещения групп, соблюсти верность костюма и частно портретное сходство в лицах. Не перечисляя по именам лиц, найденных достойными помещения на горельефе, заметим, что список их имен составлен по тщательном соображении с отечественной историей.

В настоящем виде горельеф пьедестала памятника без сомнения составляет самую назидательную летопись в лицах проявления таланта, ума и редки нравственных качеств за тысячный период существования Государства.

В отделах горельефа можно встретить не одних исключительно деятелей великорусских, но, на ряду с ними, и представителей разных народностей. Так в ряду Правителей, возле Равноапостольного Владимира, уроженец Литвы найдет Гедимина, Ольгерда и Витовта.

За Иоанном III, Анастасия, между Сильвестром и Адашевым, приводить на память блестящую эпоху Грозного. Далее старец Гермоген, как бы из-за гроба, указывает избрать на престол Михаила. Мудрый Алексий Михайлович внимает сановнику Нащокину. Великий Петр поник головой, слушая представление друга правды Долгорукова. Екатерине II подносит Бунчук Крыма, воин и политик, достойный исполнитель предначертаний великой Государыни – Потемкин. За Северной Минервой «Миротворец народов» – Александр I изображен положивши на карту Европы свою шпагу с ветвью оливы. За ним Николай I, принимает свод законов от Графа Сперанского.

Драгоценное наследие от предков церковь Православная представляет в свою очередь целый сонм патриотов-пастырей. За Кириллом и Мефодием рисуется образ Равноапостольной Ольги и виднее определяет личность ее царственного внука, стоящего подле купели и последуемого греческим святителем. Из купы Печерских отшельников восстает блаженный летописец – Нестор. Святитель Алексей об руку с Сергием, близком соседстве от ученого Грека Максима. За ними Соловецкие угодники, первые Святители Ка-зани, ревнитель Православия Константин Острожский и суровый Никон, оставляющий в тени друга просвещены Ртищева. Составитель Чети-Миней Димитрий Ростовский открывает ряд духовных витий ближайшего к нам времени, оканчивающийся на Иннокентии Таврическом. За духовными пастырями почитатель военной славы видит лицом к лицу в обширном свитке героев почти всех отважных наших витязей от Святослава до Нахимова; тут представлены смелые бойцы – патриоты удельного периода и Донской с Кейстутием.

Между вождями Иоаннова времени, посадница Марфа, Ермак возле Скопина Шуйского, Пожарский с Мининым как сберегатели державы и подле нее же, пожертвовавший жизнью за Царя Михаила, земледелец Иван Сусанин. Соратники Петра и Миних, подле Румянцева и Суворова. Вожди Отечественной войны 1812 года и предводители к победам войск Николая; на конце герои защитники Севастополя. В науке, литературе и искусствах, к нам так недавно пересаженных с западной почвы, даровитые деятели начинаются с Ломоносова. Державин и Фонвизин рядом с отцом русского театра, зодчий здания Академии Художеств Кокоринов и дедушка Крылов возле Карамзина. Беседе историографа с баснописцем внимает Жуковский и, в глубине погруженный в думу, Лермонтов. Особо уединились Пушкин с Гоголем, и за ними беседует с Брюлловым композитор Глинка. Их последняя группа оставляет в тени, погруженного в духовную мелодию, Бартнянского.

Этапы изготовления памятника
По окончательном утверждении проекта сделаны немедленно Главноуправляющим Путями Сообщения распоряжения к выполнению строительных работ сооружения. Заготовка необходимых материалов и доставка их в Новгород произведена в 1860 году до осени.
При устройстве пьедестала обращено особенно внимание на прочность основания с тем, чтобы предупредить малейшее движете в частях сооружения, и сохранить наружный вид во всем его изяществе. Тщательное исследование грунта, на месте устройства памятника, показало необходимость углубить основание до 5 сажень для передачи груза настоящему материку, который оказывался только на этой глубине.

Первые три сажени снизу пройдены спайной бойкой, а на остальных двух саженях заложена масса бутовой кладки на растворе. Внутри пьедестала памятника оставлена пустота, покрытая сверху сводом поэтому и самый Фундамент расположен в Форме цилиндрической стены с внутренней пустотой в 2 сажени в диаметре. Под тротуаром возведены тонкие стенки по направлению радиусов, и сверху покрыты сводами же. При таком расположении нижняя площадь основания нагружена достаточно равно.

Для облицовки пьедестала избран Сердобольский гранит, и избрание это основано не только на красивости его вида и способности принимать высокую полировку, но вместе с тем имелось в расчете драгоценное свойство камня безвредно выдерживать влияние нашего северного сурового климата. К тому же по особенно счастливому стечению обстоятельству в то время когда нужно было приступить к заготовлению материала, в гранитных ломках близ Сердоболя (г. Сортавала), имелась в виду значительная сплошная масса гранита, открытие которой дало возможность нижний цоколь памятника, высотой снаружи в 1 аршин 10 вершков выполнить из одного ряда камней, тогда как до этого времени наибольшая толщина слоев этого гранита не превышала 1 аршин 2 вер. Тротуар около памятника, ряд за барельефом и верхняя площадка устроены также из Сердобольского гранита, а внутренняя масса пьедестала и свод из цокольной Путиловской плиты с притеской.

Тротуар памятника возвышен над окружающей монумент площадью на 1/2 сажень и обведен пологим откосом шириной в 3 сажень. При основании откоса поставлена бронзовая решетка, на гранитном цоколе, и кругом решетки настлан тротуар из Олонецкого песчаника, соединяющий памятник переходами с домом присутственных мест, и с обоими въездными в Кремль воротами.

Работы по устройству пьедестала памятника с самого начала и подвигались быстро. В течение лета 1860 года разобран и перенесен на площадь перед домом Дворянского собрания памятник ополчению 1812 года, находившийся почти на том месте, где сооружен памятник тысячелетию.

В том же году выведен фундамент нового памятника до поверхности земли, и окончены все временные сооружения необходимые при работах. Успели наконец тогда же окончить выломку гранита в Сердоболе и доставить его в Новгород, через Ладожское озеро и вверх по р. Волхову. В ходе операции последней доставки особенно замечателен подъем, в Волховских порогах, огромных камней гранитного цоколя из которых каждый весом до 2000 пудов.

В зиму 1860—61 г. пока в Санкт-Петербурге художниками вылеплялись модели групп, в Новгороде обтесывались и подготовлялись к кладке гранитные массы пьедестала.

В мае 1861 г. произведена закладка памятника, при чем молебствие совершено Митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Исидором, в присутствии Главноуправляющего Путями Сообщения и Публичными Зданиями, Начальника губернии, и всех сословий Новгорода. В выемку, сделанную в заложенном для этого в фундамент гранитном камне, опущен бронзовый ящик с важнейшими медалями, выбитыми в настоящее Царствование, с монетами 1861 г., и бронзовой доской, с обычной надписью.

В течение лета 1861 г. окончено устройство пьедестала памятника, и доставлен камень для тротуаров из Олонецкой губернии.
В то время пока продолжалось изготовление гипсовых моделей колоссальных групп, отделаны также модели державы и бронзовых украшений. По мере окончания моделей, они собирались в устроенной нарочно на Фабрике мастерской с тем, чтобы к отливке приступить не прежде как по сборке всего памятника в гипсе.

Затем зимой 1861–62 гг. по окончание моделей, приступлено к отливке по ним из бронзы частей памятника. К весне в литейной фабрике Никольса и Плиике, поставщиков Двора Его Императорского Величества, принявших на себя литье из металла на тех условиях выгоднейших, которые были предложены другими заводчиками, отлиты и собраны в полном составе все колоссальные фигуры и горельефы, решетка и канделябры, и, уже по совершенной отделке всех частей в мастерской завода, находящаяся в Санкт-Петербурге, бронза перевезена в Новгород и окончательно установлена на месте.

Одновременно отделана и местность окружающая памятник поставлены при нем 6 бронзовых канделябров и к 1 сентября 1862 г. были окончены все работы этого замечательная сооружения. Для оценки громадности их достаточно заметить, что вес одних бронзовых частей превышает 5700 пудов.

Открытие памятника
Празднование тысячелетия Российского государства, которое состоялось с 7 по 10 сентября 1862 года, стало важным событием для всей страны. Торжества проходили в Санкт-Петербурге и Киеве, а также в Москве, но центром празднования стал Новгород — символическое место, где зародилась русская государственность.

Для торжественного присутствия открытия памятника тысячелетию России, сооружаемого на Кремлевской площади г. Новгорода, были назначены к сбору войска:
Первые роты пехотных полков 1 -й и 2-й Гвардейских пехотных дивизий, соединенные в два Сводных Гвардейских батальона четырех-ротного состава.
Первые роты Лейб-Гвардии Стрелковых батальонов: ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА, ИМПЕРАТОРСКОЙ Фамилии и Лейб-Гвардии Саперного батальона, соединенные в один Сводный Гвардейский Стрелковый батальон трех-ротного состава.
Первые роты пехотных полков Отдельного Гренадерского Корпуса, соединенные соответственно дивизиям, в три Сводных Гренадерских батальона четырех-ротного состава.
Образцовый Пехотный батальон.
Гренадерский Саперный батальон.
Новгородский батальон Внутренней Стражи.
Новгородский Графа Аракчеева Кадетский корпус.
Собственный ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Конвой.
Первые эскадроны Кирасирских полков Лейб-Гвардии, соединенные в один Сводный Гвардейский Кирасирский полк четырех-эскадронного состава.
Первые эскадроны полков Лейб-Гвардии: Конно-Гренадерского, Уланского, Гусарского ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА и эскадрон Лейб-Гвардии Сводно-Казачьего полка, соединенные в один Сводный Гвардейский Кавалерийский полк четырех-эскадронного состава.
Полки Лейб-Гвардии: Драгунский, Уланский ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА и Гродненский Гусарский в полном составе.
Образцовый Кавалерийский эскадрон.
Лейб-Гвардии Конно-Облегченная № 3 батарея в полном составе.
Дивизион Лейб-Гвардии Конно-Легкой Нарезной № 1 батареи.
По одному дивизиону Лейб-Гвардии батарейных № 1 и № 3 батарей в составе одной Сводной Гвардейской батарейной батареи.

открытие памятника тысячелетию россии
Празднование тысячелетия Российского государства ярко демонстрировало новые внутриполитические устремления эпохи. Великих реформ Александра II. Сценарий государственного юбилея разрабатывался при непосредственном участии императора, который назвал празднование «новым знаком неразрывной связи всех сословий земли русской с правительством, с единой целью - счастья и «благоденствия дорогого, нашего Отечества».

Кульминацией юбилея был избран день 8 сентября, ознаменованный празднованием Рождества Пресвятой Богородицы, годовщиной Куликовской битвы и днем рождения наследника российского престола цесаревича Николая Александровича. Основные церемонии празднества сосредоточились вокруг центрального события - открытия монумента Тысячелетию России.

картина открытие памятника тысячелетию россииОткрытие памятника "Тысячелетию России" в Новгороде в 1862 году.
Худ. Б. П. Виллевальде. 1864 г.

Масштабность и атмосфера торжества по случаю «свершившегося тысячелетия государства Российского» запечатлена на монументальном полотне Б. П. Виллевальде «Открытие памятника Тысячелетию России в Новгороде 8 сентября 1862 года».

Источники:
"Памятник тысячелетию Государства Российского". 1862 г.
"Положение о сборе войск в Новгороде для открытия памятника тысячелетия России 8 сентября 1862 г.". С.-Петербург. 1862 г.
Великий Новгород

Юрьев монастырь - действующий мужской монастырь Новгородской епархии Русской Православной Церкви. Он расположен на левом берегу реки Волхов, в двух километрах от Великого Новгорода. На другом сберегу

Юрьев монастырь (Великий Новгород, 1119г.)

Новгородский Кремль, также известный как Детинец, расположен на левом берегу реки Волхов, которая разделяет город на две части: Софийскую и Торговую. Название «Детинец» связано с Софийским собором —

Новгородский Кремль

«Витославлицы» — это уникальный музей деревянного зодчества, который находится в красивом месте на берегу озера Мячино, рядом с Юрьевым монастырём, в 10 км южнее Великого Новгорода. Здесь также

Музей деревянного зодчества «Витославлицы»

Владычная (Грановитая палата) в XV веке служила местом заседаний «Совета господ» и главного Суда. Здесь также проходили приёмы послов и устраивались пиры, которые организовывал архиепископ.

Грановитая палата, (Великий Новгород, 1433 г.)

Это самое высокое здание в городе, его высота достигает 50 метров. Наверху находились башенные часы, от которых и пошло название «часозвоня». Изначально считалось, что башню построили в 1436 году в

Евфимьевская Часозвоня (Великий Новгород, 1673 г.)

В летописях нет информации о времени постройки Софийской звонницы. Однако из летописных сообщений под 1437 и 1439 годами, где говорится о падении и восстановлении каменной стены и колокольни. На

Софийская звонница, XVI век

Софийский собор - самая древняя и заветная святыня новгородцев, душа и сердце Великого Новгорода, основан в 1045 г. князем новгородским Владимиром Ярославичем, внуком Св. равноапостольного князя

Софийский собор (Великий Новгород, 1045 г.)

Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь находится на Сельвицком острове Валдайского озера, в 10 километрах от города Валдай. Он является одним из центров паломничества в

Валдайский Иверский монастырь

Памятник Тысячелетию России возведён в честь тысячелетнего юбилея призвания варягов на Русь. С этим событием связано начало формирования русской государственности. Памятник в фигурах и горельефах

Памятник Тысячелетию России в Великом Новгороде

Соборный храм Воскресения Христова — это символ красоты и святости Старой Руссы, а также её духовного величия. В нем молились многие российские императоры: Пётр I, Екатерина II, Александр I, Николай

Воскресенский собор (XVII век, Старая Русса)

Белая (Алексеевская) башня является внешним оборонительным поясом Великого Новгорода. Каменная башня Окольного города была построена в 1582-1584 годах, когда по повелению царя Ивана IV Грозного.

Белая башня XVI века

Рюриково городище — это уникальное место, связанное с первыми этапами становления Древнерусского государства. Здесь находилась первая резиденция новгородских князей. По сведениям древнерусских

Рюриково Городище и церковь Благовещения 1103 г.
Новые публикации
Содержание: