Павел Степанович Нахимов - Российский флотоводец, адмирал, герой Крымской войны и обороны Севастополя.
Павел Степанович родился (23 июня) 5 июля 1802 года Смоленской губернии, в Вяземском уезде, в сельце Городке.
Родители его пользовались уважением и доверием все соседних дворян. Его отец, Степан Михайлович, секунд-майор времен
Екатерины II, предводитель дворянства после 1812 года. Мать, Федосья Ивановна, женщина необыкновенной доброты, зачастую была избираема посредницей в семейных делах своих знакомых.
У Степана Михайловича и Федосьи Ивановны из одиннадцати детей осталось только пятеро: Николай, Платон, Иван, Павел и Сергей. Все они воспитывались в морском кадетском корпусе и служили во флоте. Платон Степанович впоследствии перешел гражданскую службу и был долгое время инспектором студентов московского университета, где заслужил всеобщую любовь и уважение. Имя Платона Степановича Нахимова вспоминают с признательностью все бывшие в его время воспитанники московского университета.
Два старших брата уже состояли на службе лейтенантами тогда, как трое младших его готовились дома к поступлению в морской кадетский корпус. Почтенный секунд-майор отличал предпоследнего сына и, глядя на его воинственные наклонности, говаривал: «из Павлуши выйдет храбрый воин!» Старик-отец не ошибался в своих предположениях, хотя не мог дождаться их осуществления, несмотря на то что скончался в глубокой старости, на восемьдесят девятом году жизни.
В морском корпусе Павел Степанович занимался прилежно. Это видно из того, что он был произведен в унтер-офицеры и вышел в 1818 году в мичманы шестым по выпуску.
В 1815, 1816 и 1817 годах во время своего пребывания в корпусе, Павел Нахимов совершал практические плавания по Балтийскому морю на бригах «Симеон и Анна» и «Феникс». На последний назначены были, по Высочайшей воле, только немногие лучше воспитанники под командой Дохтурова, одного из отличнейших офицеров того времени. Посетил берега Дании и Швеции. По выпуску же на службу, в 1818 и 1819 годы, стоял вместе с экипажем в Петербурге. Летом 1820 года плавал по Балтике на тендере «Янус», под командой Ахлестышева.
В 1821 году Нахимов был отправлен в Архангельск, откуда вскоре был вызван в Петербург с зачислением на 36-пушечный Фрегат «Крейсер», который вместе с 20-пушечным шлюпом «Ладога» был отправлен в кругосветное плавание.
Первым из этих судов и вместе отрядом командовал знаменитый впоследствии адмирал
Михаил Петрович Лазарев, а вторым Андрей Петрович Лазарев. Назначением их была доставка груза в Камчатку и колонии Российскo-Американской компании.
Под командой такого начальника, как
М. П. Лазарев, и в кругу достойных товарищей, Павел Степанович провел три года своего кругосветного плавания.
17 августа 1822 года Фрегат «Крейсер» вышел из Кронштадта и, посетив порты Копенгагена и Портсмута, 10 декабря бросил якорь на Сантакруцском рейде. Перегрузившись в Pиo-Жанейро и не надеясь, по позднему времени, обогнуть мыс Горн,
М. П. Лазарев счел за лучшее идти в Великий океан, вокруг мыса Доброй Надежды и Австралии.
18 апреля 1823 года через канал д'Антрекасто вошли на Гобарт-Таунский рейд, где экипажи отдохнули до 9 июня на берегу и изготовились к дальнейшему плаванию. Через месяц «Крейсер» прибыл к острову Отаити, откуда отправился Ново-Архангельску, на смену шлюпа «Аполлон».
Фрегат «Крейсер» пробыл на станции у Ново-Архангельска и Ситхи, в распоряжении главного правителя колоний, до половины октября 1824 года, когда был сменен прибывшим из России шлюпом «Предприятие». Зимой 1823 года «Крейсер» ходил, для возобновления припасов, в порт Сан-Франсиско.
На обратном пути Лазарев обогнул мыс Горн, отдохнув несколько времени в Бразилии, отправился в Россию. Прибыл он в Кронштадт 5 августа 1825 года. Во время этого путешествия Нахимов в 1823 году был произведен в чин лейтенанта, а по окончании в 1825 году его награжден
орденом Св. Владимира 4-й степени и двойным окладом жалованья.
После столь долгого и дальнего плавания Нахимов не думал предаваться отдыху. В том же 1825 году он прибыл в Архангельск, откуда в следующем 1826 году возвращается в Кронштадт на корабле «Азов», под командой
М. П. Лазарева.
Греческий вопрос призывал русских моряков на юг Европы и эскадра контр-адмирала графа Гейдена, состоявшая из кораблей: «Гангут», «Иезекиль», «Азов» и «
Александр Невский», Фрегатов: «Елена», «Константин», «Проворный» и «Кастор» и корвета «Гремящий», пошла в 1827 году в Средиземное море и 1 октября соединилась с английской и французской эскадрами. П. С. Нахимов был по-прежнему на 74-пушечном корабле «Азов», под командой уважаемого им Михаила Петровича Лазарева.
8 октября 1827 года соединенный флот в 12 часов дня прибыл ко входу в Наваринскую губу двумя колоннами: одна состояла из английских и французских кораблей, другая из русских. Во главе русской колонны шел «Азов» под флагом контр-адмирала графа Гейдена.
Встреченный перекрестным огнем батарей
Наваринской крепости и острова Сфактерии, «Азов» не отвечал ни одним выстрелом и продолжал в молчании свой путь до заранее определенного места. Остальные русские корабли последовали этому примеру - в совершенном молчании шли они друг за другом до назначенных позиции, и, только заняв их, приняли участие в знаменитом наваринском сражении.
Соединенные флоты сражались против неприятеля в пятеро сильнейшего. Уже в 16 часов было уничтожено до шестидесяти разной величины турецких и египетских судов. Михаил Петрович Лазарев управлял движениями «Азова» с примерным хладнокровием, искусством и мужеством, сражаясь разом против пяти военных судов и в то же время помогал английскому адмиралу против 80-пушечного турецкого корабля под флагом Мухарем-Бея. И когда этот последний корабль повернул к «Азову» кормою, то «Азов» в полчаса окончательно разбил его, подняв его на воздух. У «Азова» были пробиты все мачты, а в корпусе корабля потом насчитали 153 пробоин. При этом «Азов» со своей стороны потопил два большие фрегата и корвет, сжег 80-пушечный корабль и фрегат главнокомандующего турецким флотом.
Высочайшие награды пожалованы были всем отличившимся в этом сражении. В числе награжденных П. С. Нахимов в 1827 году получил
орден Св. Георгия 4 класса за храбрость и чин капитан-лейтенанта.
Весь 1828 год П. С. Нахимов провел в плавании близ берегов морей и в Архипелаге на корабле «Азов».
В 1829 году у египтян близ Модона был отобран 16-пушечный корвет «Наварин», на который Павел Нахимов был назначен командиром. На нем П. С. Нахимов возвратилсяв Кронштадт в мае 1830 года, и крейсировал в 1831 году по Балтийскому морю. В 1830 году Нахимов был награжден орденом Св. Анны 2 степени.
В 1832 году П. С. Нахимов состоял членом комитета, учрежденного с целью предохранения Кронштадта от холеры. За успешны действия в разные годы и по разным случаям, он восемь раз удостаивался изъявления Высочайшего благоволения.
В 1832 году П. С. Нахимов был назначен командиром Фрегата «Паллада», заложенного на охтенской верфи. Неутомимо он следил за постройкой этого образцового судна, в котором в первый раз были введены несколько новых улучшений.
В 1834 году он же крейсировал на новом фрегате по Балтике. В 1834 году Нахимов переведен в Черное море и назначен командиром корабля «Силистрия», и в том же году произведен в чин капитана 2 ранга.
В 1835 году получил греческий орден Спасителя за наваринское дело, упрочившее свободу Греции и ее существование в качестве самостоятельного государства.
В 1836 году П. С. Нахимов на корабле «Силистрия» совершил обычное крейсерство, а в следующем 1837 году, за отлично-усердную и ревностную службу, награжден
орденом Св. Анны 2 ст., украшенной Императорской короной, и чином капитана 1 ранга.
Долговременные неутомимые труды, плавания и битвы преждевременно состарили Нахимова и расстроили его здоровье. Презирая не только излишками жизни, но и ее простыми удобствами, Павел Степановичу долгое время пренебрегал зачатками своих болезней, которые потребовали наконец радикального лечения. По ходатайству начальника главного морского штаба, светлейшего князя
Александра Сергеевича Меншикова, Нахимов был уволен с полным содержанием за границу, где лечился в Берлине и на водах с октября 1838 по 18 август 1839 года.
Едва избавившись от своих недугов, Нахимов поспешил к месту службы. В 1840 году с кораблем «Силистрия» Нахимов участвовал в перевозке сухопутных войск к черноморским берегам, для занятия местечек при реках Туапсе и Псезуап. При высадке десанта командовал левым флангом. На обратном пути он содействовал уничтожению контрабандного судна между Анапой и Новороссийским портом при долине Чусхоб.
С 1841 по 1845 год Нахимов проведел в обыкновенном крейсерстве по Черному морю.
В 1844 году П. С. Нахимов ходил к Головинскому укреплению для оказания ему помощи против горцев. В 1842 году награжден
орденом Св. Владимира 3-й степени.
В конце 1845 года Нахимов произведен в контр-адмиралы, с назначением командиром 1-й бригады 4-й флотской дивизии.
С 1846 по 1852 год Нахимов уже был командующим отрядами судов, число которых в 1850 году доходило до десяти. В этот период времени он был награжден орденами
Св. Станислава и
Св. Анны, первых степеней, и окончательно изучил неспокойное Черное море.
В продолжение тридцати восьми лет своей службы Павел Степанович совершил тридцать две морские кампании, побывал почти во всех морях нашей планеты, видел и нес все роды службы - от практического крейсерства до громадных битв, решающих судьбы народов.
Крымская война 1853–1856 годы.Угнетение христиан в фанатической Турции превзошло всякую меру, и Россия вступилась за права своих единоверцев, за неисполнение трактатов. Неуступчивость Порты повлекла за собою, в 1853 году, объявление войны, и Нахимов явился одним из первых ее деятелей.
Для усиления войск в Азии потребовалось перевести на восточный берег Черного моря значительный отряд: 12 кораблей, 2 фрегата, 2 корвета, 7 пароходов и 11 транспортов, 16 000 человек в полной походной амуниции, с двумя батареями и всеми принадлежащими к ним снарядами, с 827 лошадьми, с 10-дневным продовольствием и с запасами провианта еще на 20 дней. Все это перевезли через Черное море и высадили с полным успехом, без всяких потерь и без малейшего замешательства в Сухум-Кале и Анакию.
Высадка войск и нагрузка тяжестей производилась в присутствии его светлости князя
А. С. Меншикова. Флотом командовал Нахимов, высадка поручена была генерал-адъютанту Корнилову. За содействие этой операции, совершенной в течение одной недели, Нахимов был награжден
орденом Св. Владимира 2-й степени при Высочайшей грамоте, в которой сказано, что орден пожалован «за отлично усердную службу, познания, опытность и неутомимую деятельность».
Окончи перевозку, в сентябре 1852 года Нахимов был произведен в вице-адмиралы и получил приказание крейсировать с вверенной ему 5-й флотской дивизией, между Крымом и Анталией.
Несмотря на непогоду, непрестанные порывистые ветры, туманы, штормы и шквалы, Нахимов два с половиной месяца постоянно держался в море, неутомимо сторожа и отыскивая турецкий флот, который по всем предположениям должен был выйти из Босфора.
Во время этого плавания, пароход его дивизии «Бессарабия», который был направлен вдоль Анатолийского берега для осмотра и опроса купеческих кораблей, 4 ноября увидел турецкий транспортный пароход «Меджари-Теджарет», который был преследован и взят в плен без единого выстрела. Этот пароход был доставлен в Севастополь, причислен к 4 ластовому экипажу и наименован «Турок».
В начале ноября 1853 года вице-адмирал Павел Нахимов, командовавший русским флотом, узнал, что турецкая эскадра во главе с Османом-паши, направившись к берегам Кавказа, вышла из Босфора и укрылась от шторма в Синопской бухте.
Синопское сражение длилось четыре с половиной часа. Были уничтожены практически все турецкие корабли (только одному удалось спастись бегством) и большинство береговых укреплений. Разгром турок был абсолютным: было убито и ранено более 3000 османских моряков. Эскадра Нахимова не потеряла ни одного судна, потери в личном составе составили 38 убитых и 235 раненых. Осман-паша, два его командира корабля и 200 матросов попали в русский плен.
28 июня (12 июля) 1855 года в шестом часу вечера, на Малаховом кургане, неподалеку от того места, где
пал адмирал В. А. Корнилов, вражеская пуля сразила Павла Нахимова.
Павла Степановича Нахимова похоронили в Севастополе, во Владимирском соборе, рядом с
М. П. Лазаревым ,
В. А. Корниловым и В. И. Истоминым