Юрьев монастырь (Великий Новгород, 1119г.)
Юрьев монастырь - действующий мужской монастырь Новгородской епархии Русской Православной Церкви. Он расположен на левом берегу реки Волхов, в двух километрах от Великого Новгорода. На другом сберегу реки, почти напротив монастыря расположено
Рюриково Городище с Благовещенской церковью.
Два громадных храма -
Городищенский (церковь Благовещения) и Георгиевский служили пространственными воротами в Новгород для плывших путешественников с юга.
Монастырь очень древний и освящён в честь
великомученика Георгия. Имя Юрий происходит от греческого имени Георгий, при этом святой Георгий был небесным покровителем нескольких новгородских князей.
Считалось что он был основан в 1030 г. Великим князем Киевским
Ярославом Мудрым (в крещении Георгий), бывшим прежде князем Новгородским.
Однако это христианское имя носил и новгородский
князь Мстислав Владимирович, сын
Владимира Мономаха. В настоящее время историки склоняются к мнению, что Юрьев монастырь был основан в начале XII века князем Мстиславом. Это подтверждают данные археологии: на территории Юрьева монастыря находятся следы поселения X—XI веков, предшествовавшего монастырю, но культурный слой, насыщенный находками, связанными с монашеской жизнью, датируется не ранее рубежа XI-XII вв.
Первое письменное свидетельство существования монастыря относится к 1119 г. Первоначально монастырь был деревянный, но уже в 1119 году он был каменным.
Схема Юрьева монастыря:
1 - Георгиевский собор 1119г.
2 - Спасский собор
3 - Архимандритский корпус
4 - Крестовоздвиженский собор
5 - Колокольня
6 - Храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»
7 - Храм Архангела Михаила
8 - Орловский корпусВ течение своего 800-летнего существования, в Юрьевом монастыре было несколько церквей: одни из них сгорели, а другие были разобраны за ветхостью и отсутствием средств для их содержания. Из всех церквей старого строения уцелел только один собор во имя Св. Георгия Победоносца.
Юрьев монастырь был богато реставрирован и обстроен на средства графини А. А. Орловой-Чесменской во второй четверти XIX века, при архимандрите Фотии, переведенного сюда из Деревяницкого монастыря. Как это значится по монастырским записям, на реставрации и обстройку монастыря было затрачено громадные по тому времени это были деньги - свыше 700 000 рублей. Вместе стем, после своей смерти графиня Орлова завещала монастырю еще капитал в 300 000 рублей, так что монастырь процветал долгое время.
Описание Георгиевского Собора с 1119 года и после реставрации
Георгиевский собор по своему архитектурному типу в основном сходен с княжеским Николо-Дворищенским сооружением (1113—1136) и Антоньевским собором, построенным игуменом Антонием (Римлянином) в 1117—1119 гг. Собор — трехглавый, как Антониев, причем одна глава лежит над башней с ходом на хоры.
Отличается Георгиевский собор от этих двух памятников своей величиной. После
Софийского собора это —самый большой памятник из всех княжеских сооружений.
Георгиевский собор после потери князем власти над Софией был превращен в княжескую усыпальницу так же, как и позднее построенная князем Ярославом Владимировичем
Нередицкая церковь. При археологических исследованиях под полом собора были вскрыты древние погребения князей, посадников и игуменов.
Каменный Георгиевский собор, четырехугольный, с пристроенными к нему притвором и папертью. С южной стороны ризница, а с северной – придел во имя святителя Феоктиста. Купола его были увенчаны золочеными главами, из которых в одной хранились драгоценности, посмотреть которых возможно было только по особому разрешению архимандрита, и не иначе, как в присутствии монастырского собора из служащих иеромонахов.
Над престолом бронзовая золоченая сень с парящим серебряным голубем чудной чеканной работы с расходящимися от него серебряными лучами. Сам престол был сделан из цельного шлифованного мрамора и покрыт серебряной одеждой. На горнем месте стояли стальные кресла
Петра Великого — дар графов Орловых. Иконостас пятиярусный. Все иконы нижнего яруса в серебряных вызолоченных ризах, украшенные бриллиантами и другими драгоценными камнями. На местном образе Божией Матери «Неопалимой Купины» в числе украшений — образок «Знамения Божией Матери», вырезанный на огромном изумруде в золотой оправе с 13-ю бриллиантами. Образок этот был поднесен графиней А. А. Орловой-Чесменскою великой княгине Александре Николаевне в день ее бракосочетания с принцем Гессен-Кассельским, а по кончине ее высочества был возвращен графине обратно, и ею же возложен на икону.
Храмовая икона Св. Георгия Победоносца древняя (корсунская), писана на холсте и изображает Св. Великомученика пешим (что большая редкость), в воинских доспехах и со знаменем в руке. На нем драгоценная риза, на которой в рукоятке меча вправлена жемчужина в голубиное яйцо.
Между храмом и приделом, под аркой почивали под спудом мощи Св. Феоктиста, архиепископа Новгородского. Над ними поставлена серебряная рака, устроенная также графиней Орловой. В стене арки вделана белая мраморная плита, с надписью:
«на сем месте опочивают мощи иже во святых отца нашего Феоктиста, архиепископа новгородского и чудотворца».Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский и Псковский, постриженный в иноческий чин в Благовещенской обители, которую основали два святых брата Иоанн и Григорий - бывшие владыками Новгорода. Он был преемником их игуменства, а потом и их святительства на Новгородской Софийской кафедре, когда новгородцы единодушно избрали «мужа смиренна и блага, Благовещенского монастыря игумена Феоктиста». Для посвящения Феоктиста на кафедру прибыл в Великий Новгород митрополит Киевский и всея Руси Максим с епископами: Симеоном Ростовским и Андреем Тверским. Посвящение произошло в древнем храме святой Софии.
Памятниками святительства блаженного Феоктиста остались в Новгороде два освященные им, храма: святых князей мучеников Бориса и Глеба, и святых Отец Первого Вселенского Собора, устроенного на княжеском дворе. По благословению владыки заложен храм Архистратига Михаила на Михайловской улице и срублены 4 деревянные церкви. При нем была благоустроена обитель на Валааме.
Святительствовал блаженный Феоктист 8 лет, по истечении которых удалился в Благовещенский монастырь, где жил до самой смерти, предаваясь подвигу безмолвия. Там он окончил свою святую жизнь 23 декабря 1310 г. и там же был благочестно погребен. «Он много страдал для Бога, - говорит летописец, - и когда он преставился от сей временной жизни, святая душа его взошла на небо, а лицо его как бы озарилось светом, так что все видевшие дивились и славили Бога».
Прославление святого Феоктиста, вследствие чудесных исцелений от его мощей, совершилось в 1664 году. В 1786 году, по ходатайству Гавриила, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского, мощи святителя были перенесены в Юрьев монастырь и положены в Георгиевском соборе, где в 1827 году архимандрит Фотий устроил придел в его честь.
Обретение честных останков святителя Феоктиста Новгородского произошло 10 июля 2015 года, в результате открытия надгробной плиты XVIII века, в присутствии митрополита Новгородского и Старорусского Льва и братии монастыря. Мощи святителя были торжественно перенесены в Спасский собор и положены в раке для поклонения.
В алтаре придела находился запрестольный крест — дар академика Н. А. Майкова, а на южной стене придела висела средней величины икона Божией Матери, старинной итальянской живописи, с надписью внизу:
«Ave Maria Plena Gratia Domi». Икона - дар графини Орловой.
У южной стены собора, рядом с правым клиросом было каменное надгробие, с надписью на мраморной плите:
«лета 1244 мая в 4 день в Великом Новеграде почи о Господе блаженная Великая княгиня Феодосия, честнейшая супружница великого князя Ярослава Всеволодовича, с ним же благоговейно поживе и богоугоди, от него породи св. благоверных князей Феодора и Александра Невского и иных семь сынов, и на конце жития иноческий образ восприемши, в нем дано бысть ей имя Евфросиния. Положена же бысть в обители Св. Георгия подле сына своего, Св. благоверного князя Феодора, на сем месте в каменном гробе».Федор Ярославович - старший брат Александра Невского.Князь Фёдор Ярославич прожил недолго и не успел прославиться в истории России своими земными делами. Однако на небесах он стал молитвенником за русскую землю, передав свой земной удел своему великому брату.
Князь скончался неожиданно, будучи ещё совсем молодым, перед самой свадьбой. Эта смерть, на первый взгляд жестокая и бессмысленная, потрясла новгородцев.
«В лето 6741 (1233), — пишет летописец, — преставися князь Феодор, сын Ярослальвячшии, июня в 10, и положен бысть в манастыри святого Георгия, и еще млад. И кто не пожалует сего: сват-ба пристроена, меды изварены, невеста приведена, князи позвани; и бысть в веселия место плачь и сетование за грехи наша».Преподобная ЕВфросиния СуздальскаяФёдор Ярославич должен был на княжне Феодулии, дочери великого князя Черниговского Михаила (впоследствии претерпевшего мученическую смерть в Орде). Эта княжна Феодулия и прославилась как преподобная Евфросиния Суздальская.
Согласно житию, родители святой княжны долго не могли иметь детей. Они обратились с молитвой о рождении ребёнка в Киево-Печерский монастырь. Преподобной Евфросинии трижды являлась Богородица и сообщала о том, что их молитва услышана. Наконец, в 1212 году Бог послал княжеской чете дитя.
Девочку крестили с именем Феодулия и воспитывали в благочестии. Когда она «вышла на возраст», её сосватали за князя Фёдора Ярославича. Однако свадьба не состоялась — жених скончался накануне венчания. Княжна увидела в этом событие перст Божий и приняла постриг в Суздальском монастыре в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы. Она взяла имя Евфросиния.
Игумению и сестёр обители удивляло, с какой ревностью юная Евфросиния исполняла все правила иноческой жизни. Она проводила дни и ночи в молитве, почти ничего не ела, иногда по целым неделям вкушая лишь немного хлеба и воды. За свою подвижническую жизнь преподобная Евфросиния удостоилась дара прозорливости и исцелений.
Хотя она никогда не занимала в монастыре никаких начальствующих должностей, другие инокини почитали её наравне с игуменией. Последняя часто спрашивала советов у преподобной Евфросинии.
Примечательно, что преподобная предсказала мученическую кончину своего отца и разграбление татарами Суздаля. В 1238 году полчища татар действительно набросились на город и разрушили его. По молитвам преподобной Евфросинии уцелела только Ризоположенская обитель. Сама же святая Евфросиния преставилась ко Господу в 1250 году. Канонизирована она была в 1698 году.
Князь Феодор Ярославич был погребен в Юрьевом монастыре в 1233 году, но после шведского нашествия, в 1611 г. его мощи были перенесены в
Софийский собор.
Георгиевский собор В церкви были погребены: «строители собора» игумены Кириак и Исaиa и князь Дмитрий Юрьевич Шемяка, оспаривавший великокняжеский престол у
Василия II Темного и после своего поражения, бежавший в Новгород, где и умер от яда в 1453 г. Память о его неправосудии сохранилась в народном названии: «Шемякин суд».
В соборном притворе в стене был замурован гроб с останками отца графини Орловой, знаменитого героя
Чесменского сражения 1770 года, графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского. Тут же, рядом с ним, покоились и его братья: князь Григорий и граф Федор Григорьевич Орловы. Спустя некоторое время они были перевезены их наследником в родовое графов Орловых имение село «Отрадное» Московской губернии.
Спасский собор
Против паперти Георгиевского собора стоял соборный храм во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворного Его Образа, поставленный графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, на том месте, где прежде была церковь во имя благоверных князей Федора и Александра Ярославичей, сгоревшая в 1824 году.
Войдя на крыльцо и по лестнице в обширные сени, налево был вход в монастырскую библиотеку, а направо — в Спасский храм. Из него был непосредственно вход в другие церкви, представляющие как бы анфиладу комнат, а последняя дверь вела в приемный зал помещения архимандрита, куда есть и другой специальный ход с особым подъездом со двора.
Спасский собор во имя Нерукотворного Образа каменный, пятиглавый, также был с золочеными куполами. Его престол был покрыт серебряной одеждой чеканной работы, устроенной в 1832 г. Здесь находился запрестольный крест в серебряном окладе, с частями Животворящего креста и Мощей, принесенный в дар обители известным в свое время паломником и знатоком церкви и ее уставом Андреем Николаевичем Муравьевым († 1874 г.). На кресте внизу надпись:
«Помяни нас, Господи, архимандрита Фотия и Анну».
На храмовой иконе «Нерукотворного Образа» был венец украшенный бриллиантами и бразильским топазом необыкновенной величины. В окладе этого образа вделано обручальное кольцо с бриллиантом. Говорят, что, когда графиня А. А. Орлова-Чесменская явилась с этим кольцом к архимандриту Фотию, как к своему духовному отцу за благословением на выход в замужество за князя Волконского, он подвел ее к этому образу «Нерукотворного Спаса», снял с руки ее кольцо и повесил его на венчик Спасителя, со словами:
«Се Жених твой». После этого графиня упала в обморок, а придя в себя, дала обет девства.
Местная икона «Знамения Божией Матери», был украшена драгоценными камнями, в числе последних имела большую жемчужину 3,34 см в вышину и 4,45 см в ширину.
Во втором ярусе иконостаса, выше карниза, над царскими вратами был вставлен небольшой с чернью, круглый двусторонний образ из перламутра, с изображением на одной стороне Рождества Христова, а на другой стороне Успения Божией Матери, который был пожалован архимандриту Фотию императором
Александром I в 1823 году.
В северной стене алтаря Спасского собора имелся небольшой затвор или камора, в которой можно только сидеть или стоять на коленях. Это была молельня Фотия, откуда он, после молитвы, по особой лесенке, спускался в подцерковье, где ложился в приготовленный для себя гроб и некоторое время лежал в нем.
Рядом с Спасским собором приделы во имя Св. праведной Анны и мучеников Фотия и Аникиты с серебряными одеждами на престолах.
Далее была церковь во имя Св. Алексия, митрополита московского, устроенная из крайнего покоя настоятельского корпуса, в котором скоропостижно скончалась графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская. Она скончалась 5 октября 1848 г., в день памяти именин ее отца графа Алексея Григорьевича, когда возвращаясь от арх. Мануила, к которому приходила за напутствием перед поездкой в Санкт-Петербург, по вызову к Высочайшему двору. Ей в это время было уже 64 года.
За церковью во имя Св. Алексея митрополита, была еще церковь во имя «Всех святых», устроенная в настоятельском корпусе в 1841 г. из келии архимандрит Фотия († 1838 году), при чем, в алтарь вошел затвор Фотия, или его молельня в 2,13 м длиной и 44,5 см шириной.
В этой церкви престол также одет серебряной одеждой.
За церковью «Всех святых» дверь вела в большой зал настоятельской келии, в которой находилось собрание портретов, среди которых архимандрит Фотия, во весь рост и графини Орловой, поясной.
Под Спасским собором, в подцерковье, которое есть ход прямо из собора, в 1834г. устроена церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, в которой ежедневно служится ранняя обедня за упокой архимандрита Фотия и графини Анны Орловой.
В усыпальнице при этой церкви стояли рядом два белых мраморных надгробия.
На одном из них серебряный покров, с надписью:
«Здесь покоится прах в Бозе почившего 1838 года, февраля 26 дня, в час по полуночи, и погребенного в 9-й день, 6 марта, настоятеля, благодетеля и возобновителя святой обители сея преподобного отца, священно-архимандрита Фотия».На другом, на бронзовой доске, написано:
«Здесь покоится прах графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. Родилась 2 мая 1785 г.. скончалась 5 октября 1848 г.».В 1929 году монастырь был закрыт, а Спасская церковь и гробницы архимандрита Фотия и графини Анны Орловой были уничтожены. Останки святых исчезли, но были чудесным образом обнаружены в наши дни.
Неизвестная старушка указала на могилы архимандрита Фотия и графини Анны у алтаря Благовещенского храма в Аркажах. Оказалось, что во время разорения монастыря их останки были тайно перезахоронены у соседнего храма.
В рождественскую ночь 2017 года президент России Владимир Путин посетил праздничное богослужение в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря.
Храм Архангела Михаила с часть стены и видом на рек. Великая Помимо этих 6 церквей в Юрьевском монастыре еще две: больничная (т. е. при больнице) во имя Св. архистратига Михаила и прочих бесплотных сил, освященная в 1831г., и, стоящая в северо-восточном углу монастырской стены, во имя «Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня» (Крестовоздвиженский собор), сооруженная в 1759-63гг.
В этой церкви был резной крест, облицованный перламутром и водруженный над царскими вратами. Он пожалован Юрьевскому монастырю императором
. Ежегодно 14 сентября, в день празднования «Воздвижения Креста», в этой церкви, по завету графини Орловой, раздавались освященные серебряные кресты-тальники, что приводило большое стечение богомольцев из города и окрестных сел и деревень.
Ризница монастыря была полна драгоценностей и по богатству своему не уступает ризницам Сергиевской Лавры и Псково-Печерской обители. Часть ее, с наиболее драгоценными предметами, помешается в соборном куполе, вход в который затруднен, в особенности после обнаруженного воровства еще при жизни графини. В числе этих особенных драгоценностей хранятся и подлинные драгоценные камни с икон, замененных на образах фальшивыми, но точно такого же вида и размера, как настоящие.
1) 20 напрестольных евангелий, одно из них с серебряными досками, весить более двух пудов
2) напрестольные кресты, в том числе один кипарисный, с изображениями событий ветхого и нового завета на 104 маленьких иконках
6) панагия. осыпанная бриллиантами, с изображением Божией Матери, вырезанном на топазе
7) серебряно-позолоченный крест с литым распятием, украшенный сканью и финифтью, по преданию, пожалованный Иоанном Грозным
10) Разные вещи, принадлежавшие графине Орловой-Чесменской и многое другое, не говоря уже о богатых облачениях.
1) жалованная грамота великого князя Мстислава Владимировича и сына его святого князя Всеволода Мстиславича, Юрьеву монастырю 1130 года. Древнейший памятник русской письменности, с вислой печатью, на одной стороне которой лик Спасителя, на другой – изображение Феодора Стратилата в чуде его со змеем. До последнего времени в этом изображении видели Св. архистратига Михаила, но в настоящее время установлено, что это есть изображение Св. Феодора Стратилата, как тезоименный знак князя Мстислава, нареченного Феодором
2) подлинная грамота Св. Ионы († 1471 г.), архиепископа новгородского Юрьеву монастырю о вотчинных крестьянах
3) письмо Св. Дмитрия Ростовского Ефрему, митрополиту сербскому 1706 г.
В библиотеке монастыря хранились: четьи-минеи XVI в.; сочинения архимандрита Фотия в 24 книгах и тетрадях и много книг, преимущественно, конечно, духовного содержания, в числе редкие.
Колокольня монастыря была построена по проекту архитектора Росси в 1841 г. Она поражает непропорциональностью своих частей: широкая нижняя часть не соответствуем узкой верхней. Объясняется это тем, что по проекту она должна была состоять из трех частей, суживающихся к верху постепенно; но император
, принимая во внимание, что она тогда была бы выше колокольни Ивана Великого Москве, всю среднюю часть на проекте вычеркнул, и пришлось верхнюю, узкую часть ставить прямо на широкую нижнюю. Изменять же проект и вновь подносить его на Высочайшую «апробацию» сочли неудобным. Колокольня в настоящем своем виде имеет в вышину 53,34 метра, а самый большой из ее колоколов весит 2100 пудов. Он называется «Неопалимая купина», имеет изображение Св. Феоктиста. Следующий за ним колокол, воскресный весом 1140 пудов, под названием «Крест», третий полуелейный 523 пудов, под названием «Теорий», четвертый повседневный под названием «Гавриил» весом 267 пудов. Затем идут еще 11 колоколов от 134 до 2 пудов весом.
Над колоколами вверху помещены башенные часы с особым боем из 17 колоколов. Звон Юрьевских колоколов, в особенности при умелом их пользовании, производить большое впечатлите.
Большинство всей ценностей утрачены, некоторые хранятся в музеях.
В Новгородском музее-заповеднике хранятся фрагменты первоначальной фресковой росписи Георгиевского собора (1120-1130-е гг.).
В Государственной Третьяковской галерее находятся два образа из первоначального иконостаса Георгиевского собора: икона святого Георгия и икона «Устюжское Благовещение» (1120-е гг.).
В Государственном историческом музее хранится пергаментная рукопись иллюстрированного Юрьевского Евангелия (1120-1128 гг.), происходящая из Георгиевского собора.
Исключительное художественное качество всех этих памятников говорит о важнейшем значении, которым обладал Юрьевский монастырь.
В течение XVIII—XIX веков возводилась существующая каменная монастырская ограда, части сохранившихся корпусов и церквей. В 1760-е гг. были выстроены каменные церковь, настоятельский и трапезный корпуса, составляющие внутреннюю западную линию монастырской застройки.
В начале 1760-х гг. сооружён двухсветный четверик Крестовоздвиженского храма, поставленного в месте схождения северной и восточной линий монастырских стен. Трёхъярусная колокольная, поставленная над святыми воротами монастыря, сооружена в 1838-1841 гг., по данным исследователей, по подписному проекту К.И. Росси - автора знаменитых петербургских ансамблей и зданий позднего классицизма, одного из создателей русского ампира.
Протяжённый с севера на юг Орловский корпус построен в 1825-1827 гг. на средства графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, отчего и получил своё название.
После революции, в 1920 году, Юрьев монастырь был закрыт. А в 1931 году собор передали в ведение Новгородского музея, где начались исследовательские и реставрационные работы. Руководил ими известный исследователь древнерусской архитектуры М. К. Каргер.
Во время Отечественной войны с 1941 по 1944г. Юрьев монастырь находился в зоне боевых действий. Монастырские здания сильно пострадали или были разрушены. Восстановительные работы были осуществлены в 1950-1980 гг.
В 1991 г. Юрьев монастырь был возвращён Русской Православной Церкви и была образована монашеская община. В 2004 г. в стенах обители было открыто Новгородское духовное училище.
Современный архитектурный ансамбль Юрьева монастыря представляет собой уникальное сочетание зданий разных эпох. Согласно летописям, в 1333 году в монастыре была возведена первая каменная стена. В период с 1538 по 1540 год здесь построили каменную церковь с большой трапезной палатой, которая, к сожалению, не сохранилась до наших дней. Её остатки были обнаружены археологами при раскопках.
К востоку от Георгиевского собора в XVI веке была сооружена каменная звонница. К сожалению, она также не сохранилась до наших дней.
Юрьев монастырь - включен в список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.