Софийский собор – «Святая София» или «дом святой Софии» (Премудрости Божией), самая древняя и заветная святыня новгородцев, душа и сердце Великого Новгорода. Так оценил ее значение еще князь Мстислав Удалой, сказав:
«где святая София, тут Новгород».
Первый новгородский епископ Иоаким Корсунянин, присланный в 989 г. из Киева князем Владимиром Святославичем с поручением обратить Новгород и христианство, построил дубовую церковь Софии «о 13 верхах», которая стояла вблизи ныне существующей церкви Андрея Стратилата.
Сооружение Софии — крупная попытка насаждения христианства в Новгороде, исходившая из Киева — центра государства — «империи Рюриковичей», куда входил и Новгород, как его составная часть.
Софийский собор основан в 1045 г. князем новгородским Владимиром Ярославичем, внуком
Св. равноапостольного князя Владимира I Святого, и строился 7 лет.
Новгородская София построена в подражание Софийскому собору Киева, причем в ней в основном сохраняется тот же архитектурный стиль, стремление к той же пышности столичного княжеского сооружения, заимствованного из Византии; несомненно, что в строительстве Новгородской Софии главную роль играли византийские зодчие, придавшие ей черты высокого византийского мастерства.
У стен собора неоднократно собиралось вече; особенно во время мятежей, когда восставшие захватывали вечевую площадь (например, в 1342, 1384 гг.).
Посвящение нового князя и избрание архиепископа происходило в Софии.
Собор сложен из простого и плитного обтесанного камня и кирпича, представляет из себя, как и все древние новгородские церкви, правильный куб, несколько удлиненный в вышину, с тремя полукружиями на восточной стороне, соответствующими трапезе (по средине), жертвеннику и диаконнику (по бокам).
Схема Софийского собора1 - Магдебургские (Сигтунские) врата
2 - Корсунские врата
3 - Алексеевский крест
Раки с мощами:4 - мощи благоверной княгини Анны Новгородской
5 - мощи благоверного князя Владимира Новгородского
6 - мощи благоверного князя Мстислава Храброго
7 - мощи св. Никиты
8 - мощи св. Иоанна Новгородского
9 - мощи св. Григория
10 - мощи благоверного князя Феодора, брата св. благоверного князя
Александра НевскогоПределы:11 - придел в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова
12 - придел св. Богоотец Иоаким и Анны
13 - придел Рождества Богородицы
14 - придел в честь усекновения главы Иоанна Предтечи
15 - придел во имя князя Владимира и княгини Анны
Иконы и фрески:16 - мозаика в Алтаре Софийского собора
17 - фреска св.Поликарпа Смирнского
18 - чудотворная икона Богоматери "Тихвинская"
19 - чудотворная икона Богоматери "Знамение"
20 - икона Успения Богоматери
На восточной стене имеются еще три малых полукружия, соответствующих приделам, а с трех остальных сторон к собору пристроены паперти, с южной – Мартириевская или «золотая», с западной – Корсунская и с северной – «теремок» или сени.
По стенам – многочисленные окна, расположенные неправильно и неодинакового размера, а крыша увенчивается шестью главами, из которых пять на обычном месте над срединой собора, а шестая в юго-западном углу, над башней, в которой лестница, ведущая на хоры, в ризницу, тайники и библиотека.
Наверху креста среднего купола находится. медный отбеленный голубь. С ним соединено древнее предание, что, когда голубь слетит, тогда будет и конец Новгороду.
В годы Великой Отечественной войны 1941–45 гг. Софийский собор был разрушен и разграблен, крест с голубем пропал и позже был обнаружен в Испании. Уже позже, после восстановления Софийского собора, на крест была изготовлена точная копия голубя.
И только благодаря усилиям Президента России В. В. Путина, крест с голубем был возвращен и в настоящее время расположен внутри собора.
Мартириевская или «золотую паперть», была пристроена к собору Св. архиепископом Мартирием в 1193 году и долгое время составляла усыпальницу новгородских владык, надгробия которых («голбики»), в свое время заполняли всю паперть и сняты только перед празднованием тысячелетия России.
Здесь погребены: первый новгородский святитель епископ Иоаким Корсунянин († 1030 г.), епископ Лука Жидята († 1059 г.), архиепископ Мартирий († 1199 г.), епископ Аркадий († 1165 г.), архиепископ Симеон († 1421 г.), архиепископ Евфимий брадатый († 1428 г.), митрополит Варлаам († 1601 г.), Авфоний († 1653 г.), митрополит Евфимий († 1698 г.), митрополит Иов († 1716 г.). архиепископ Феофан Прокопович († 1736 г.), архиепископ Стефан Калиновский († 1753 г.) и митрополит Дмитрий Сеченов († 1767 г.).
На стене, противоположной входу, повышена старинная Корсунская икона Божией Матери.
Восточная часть Мартириевской паперти отделена так называемыми Сигтунскими вратами, за которыми находится придел во имя Рождества Богородицы с мощами новгородского князя Мстислава Храброго. Сигтунские врата бронзовые, двухстворчатые, на них большой литой крест, с расходящимся основанием наподобие латинской буквы «S». По преданию, врата эти были вывезены новгородцами во второй половине XII века из шведской крепости Сигтуны.
Магдебургские врата XII век В терминологии софийских врат старинное заблуждение, так как название Сигтунские врата, несомненно, по своей орнаментации, являются памятником византийского искусства, что же касается до так называемых Корсунских врат, то имеющаяся на них фигура магдебургского епископа Вихмана (1152—1182), указываешь на их происхождение. Сигтуна была разрушена новгородцами в 1187 г. и возможно, что так называемые. Корсунские врата – трофей этого похода.
Врата имеют еще три названия, наряду с Корсунскими их называют также Магдебугскими, Плоцкими и Сигтунскими.
Придел Рождества Богородицы Придел Рождества Богородицы относится к концу XII века. Его иконостас составлен из древнейших икон в басменных окладах. В средней части Мартириевской паперти особого внимания заслуживают две фрески XI века, обнаруженные при реставрации 1900 года. Это великолепный образ Константина и Елены и небольшой фрагмента. Они находятся за свечной стойкой.
Мощи Св. князя Мстислава Храброго Под окном в южной стене, в богатой серебряной раке открыто покоятся,
мощи Св. князя Мстислава Храброго.
Князь Мстислав, сын великого князя Ростислава из дома князей Смоленских. Прославился мужеством и вступил на княжение в Новгород по усиленной просьбе самих новгородцев. Он усмирил Чудь и неоднократно водил к победам новгородские войска. Особую храбрость и мужество проявил, защищая права своих братьев на Киевский престол от посягательств князя Суздальского
Андрея Боголюбского. Собрав огромное войско, объединившее силы более двадцати союзных князей, Андрей Боголюбский подступил к Киеву. Братья Мстислава оставили город, а храбрый Мстислав занял с малой дружиною небольшую крепость Вышгород. Девять недель он стойко выдерживал осаду. Однажды ночью многочисленное неприятельское войско вдруг обратилось в бегство, гонимое какой-то сверхъестественной силой. На рассвете, увидев беспорядок во вражеском лагере, Мстислав со своей дружиной отправился в погоню и разбил неприятеля. За этот подвиг князя Мстислава нарекли Храбрым.
В 1179 г. новгородцы пригласили благочестивого князя к себе на княжение, однако оно было очень коротким: 14 июня 1180 г., сраженный внезапной болезнью, князь скончался. По словам летописца: «Не было такой земли в России, которая не хотела бы ему повиноваться, и где бы о нем не плакали».
Князь Мстислав был погребен в Рождественском приделе Софийского собора, в гробнице из розовой
яшмы, первоначально предназначавшийся для захоронения князя Владимира, основателя храма. Бог прославил своего угодника нетлением мощей.
Придел во имя Иоакима и Анны Рядом с приделом Рождества Богородицы помещается придел во имя Иоакима и Анны, существовавший ранее XVI века и возобновленные в 1558 году.
Рака с мощами святителя Никиты Под аркой, отделяющей от Рождественского придела, открыто почивают, в серебряной раке, мощи святителя Никиты.
Св. Никита был одним из первых пострижеников Киево-Печерской обители, где подвизался в затворе и настолько прославился святостью своей жизни, что был избран епископом Великого Новгорода в 1097 г. Новгород обязан епископу Никите чудесным спасением от двух страшных бедствий: во время засухи он молитвой низвел дождь с неба, в другой раз по. его молитве прекратился в городе большой пожар.
Двенадцать лет Никита возглавлял новгородскую владычную кафедру и преставился 30 января 1108 г. Мощи его были обретены нетленными в 1558 г. и с тех пор покоились в Софийском соборе. После 1917 г. мощи святителя находились сначала в музее, затем (с 1957 г.) в Николо-Дворищенском соборе. Когда же и этот храм был закрыт, их перенесли в церковь Св. апостола Филиппа.
13 мая 1993 г. по благословению высокопреосвященнейшего Льва, архиепископа Новгородского и Старорусского, мощи святителя Никиты крестным ходом перенесены в Софийский кафедральный собор. Рака святителя установлена на прежнем месте.
Описание храма
Храм поражает своим величием и стариной, которая так и смотрит из всех углов. Храм сам по себе очень обширен.
Здесь все замечательно, все дышит столетиями. Некоторую дисгармонию в общем представляет новейшая роспись, сплошь занявшая все стены, потолок и столбы.
Очень жаль, что в числе других памятников древнерусского искусства, не уцелела в соборе древняя стенная роспись, столь отличная от нынешней, как это можно видеть в немногих образцах, находящихся в соборе.
К их числу принадлежит, например, смотрящий из купола образ Всемилостивого Спаса с полусжатой десницей, почитаемый чудотворным и по поводу которого имеется такое летописное сказание. Иконописцы написали этот образ с благословляющей десницей, но на другой день нашли последнюю сжатой. По приказанию епископа Луки († 1059 г.) до трех раз исправляли икону, но каждый раз рука Спасителя являлась сжатой. Наконец, на четвертый день был глас иконописцам: «
писари, писари, о писари! не пишите Мя с благословляющею рукою, напишите Мя со сжатою рукою, Аз бо в сей руце Моей сей великий Новград держу; а когда сия рука Моя распространится, тогда будет граду сему скончание».Иконостас пятиярусный, разделенный на тяблы.
Нижний или 1-й ярус занимают: царские врата, обложенные серебром, с изображениями Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов с их символами. Направо от царских врат – икона Спасителя, сидящего на престоле, – копия времен Иоанна Грозного с иконы, написанной императором Мануилом I Комненом (XII век), подлинная же взята после новгородского погрома в Москву; в серебряно-позолоченной ризе, почитаемая чудотворной. Рядом с ней находится икона Софии Премудрости Божией, древнего греческого письма в виде огнезрачного ангела, сидящего на престоле в царском венце со скипетром в правой и свитком в левой руке. Над головой ангела поясное изображение Спасителя в звездном круге. По бокам престола по три ангела; далее изображения: Богоматери, Иоанна Предтечи и других святых и апостолов. Время написания этой иконы неизвестно, но заметим, что она существенно разнится от иконы Софии Киевской и других, и очевидно – самобытна. Икона эта также в серебряной позлащенной ризе, как и все иконы нижнего яруса иконостаса.
Далее, за иконою Софии Премудрости Божией, следует икона Благовещения Пресвятой Богородицы, на которой Пресвятая Дева изображена в молитвенном и благоговейном виде, а перед Ней архангел Гавриил с трезубцем в руке.
В заключение правого крыла иконостаса, рядом с предыдущей – древнейшая икона апостолов Петра и Павла. Апостолы изображены во весь рост, ключей у апостола Петра нет, правая рука благословляет, а в левой руке жезл со свитком; апостол Павел держит икону. Икона эта прислана при великом князе Владимире из Корсуня и потому называется Корсунской.
В левом крыле иконостаса за царскими вратами следуют местные иконы: «храмовая» икона Успения Божией Матери со священными изображениями по кайме и надписями, она чудотворная. Риза на ней с драгоценными украшениями, сделана в 1805 г. Рядом с ней, с другой стороны с северными дверями, также чудотворная икона – «Предста Царица одесную Тебе», или – «Царь Царем», с изображением Спасителя, сидящего на престоле в архиерейском облачении с посохом, а по сторонам Его – Божия Матерь (справа) и Иоанн Предтеча (слева). Северная дверь в алтарь с изображениями на ней в верхней половине преподобного Варлаама пустынножителя и царевича Иоасафа, а в нижней – «лона Авраамова» и священномучеников Власия и Евфросина. За северными дверями – образ Св. Иоанна архиепископа, новгородского чудотворца и с ним рядом – икона Спасителя.
2-й от низа ярус: в центре под подзором – Спаситель на престоле в евангелие в руках и с Божией Материю и Предтечей по сторонам. Кроме них лиц на иконе изображены: архистратиг Михаил, апостол Петр, Василий Великий, Григорий Богослов, Дмитрий Солунский, архангел Гавриил, апостол Павел, Иоанн Златоуст, Николай чудотворец и великомученик Георгий.
3-й ярус – иконы господских праздников, в которые кроме дванадесятых входят: воскрешение Лазаря, Распятие, Евхаристия, Тайная вечеря, омовение ног, лобзание Иуды, поругание Христа, несение креста, вознесение на крест, Иосиф с Никодимом у Пилата, снятие со креста, положение во гроб и явление мироносицам у гроба; все эти иконы по краям и полю обложены басмой.
4-й ярус – изображения пророков с хартиями их пророчеств, а по средине – Богоматерь на престоле с Предвечным Младенцем.
5-й ярус – в виде карниза (позднейшего происхождения), с изображением Св. Троицы, праотцев, херувимов и серафимов.
За иконостасом находится алтарь, разделенный на три части, как во всех старых новгородских церквях. Тут эти отделения выражаются яснее, так как отделяются друг от друга стенами. Слева – жертвенник, затем престол и диаконик. Алтарь в два света, с полукруглыми абсидами на восток.
Сам престол из дубовых брусьев, поставлен на месте древнего престола, находящаяся под полом, и покрыт со всех четырех сторон серебряным окладом, с чеканными изображениями евангелистов, символов и орудий страстей Христовых, апостолов, Божией Матери и пророков.
Горнее место устроено по образцу древнего, и на нем поставлено архиерейское седалище в виде кресла, с мраморными ручками.
Все стены главного алтаря над горним местом покрыты древней узорчатой мозаикой из мелких камешков – белого, желтого, коричневого и зеленого цветов. Со времен построения собора только две мозаичные плиты, прочие – впоследствии были значительно обновлены. Мозаика эта представляет из себя редкий и драгоценный памятник древнего искусства.
В храме, напротив алтаря, под главным куполом собора, над амвоном, повешено замечательное бронзовое паникадило (хорос) работы XVI века. На массивном точеном стержне утверждено четыре ряда массивных лопастей, украшенных изображениями херувимов, апостолов, пророков и других фигур. На верху хороса – парящий орел, а внизу, на серебряном шаре надпись:
«Поставлено бысть cиe паникадило во Святей, Велицей, Соборней и Апостольстей церкви, в Софии неизреченные премудрости Божия, на украшение церкви Божии, при державе государя царя и Великого князя Бориса Феодоровича всея Руси самодержца, во второе лето царства его и при его государыне благоверной царице и великой княгине Марии, при царевиче князе Феодоре Борисовиче всея России и при царевне Ксении Борисовне и при Иове патриархе Московском и всея Руси, Боголюбивым Варлаамом митрополитом Новагорода и великих Лук, в 8-ое лето святительства его, лета 7108 (1600 г.) месяца февраля в 24 день».Против иконы Софии Премудрости Божией и «Предста Царица одесную Тебе», у первых столбов стоят, в виде особых тронов, Святительское и Царское места.
По углам четыре точеных с резьбой столба, которые соединены между собою внизу резными досками, а сверху – полукруглым точеным с резьбой подзором, над которым выдается резной карниз и шатровая крыша с куполками, увенчивающаяся резным крестом. Для входа в святительское место устроены двустворные дверцы с изображениями: Св. Софии Премудрости Божией, Св. Никиты, Св. князя Владимира и свв. Иоакима и Анны. Внутри оно обито бархатом. По карнизам прорезной вязью написано:
«Единородный Сыне и Слово Божие безмертный сий изволивый спасения нашего ради волотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии. Верного царя нашего укрепи, веру утверди, языки укроти, мир умири, святую обитель сию добре соблюди, предотшедшая отца и братию нашу в селех праведных учини, и нас в покаянии и православной вере Господи прими и помилуй, яко благий и человеколюбец – Божиею милостью и Пречистыя Его Богоматери и всех святых молитвами сряжено бысть cие святительское место, Богопросвещенной великой Российской земли, в Богохранимом Великом Новеграде, в святую и великую соборную церковь к святей Софии премудрости Божией, лета 7068 (1560 г.), при благоверном царе великом князе Иване Васильевиче всея Руси, повелением преосвященного Пимена, архиепископа Новаграда и Пскова, во веки, аминь».Царское место такого же устройства, как и святительское. Местами оно также окрашено и вызолочено, а на подзоре помещены небольшие живописные иконки. Надпись по карнизу такая:
«Владимирского, Московского, Новгородского, царя Казанского, царя Астраханского, государя Псковского, великого князя Смоленского и Тверского и Югорского, Пермский и Вятский и Большегорский, и Новагорода низовские земле и Черниговский и Рязанский, и Полоцский, и Ростовский, и Белозерский, и Вологодский, и Сибирские земли и северные страны повелителя и государя земли Виюлянские и Ливонсккие и иных многих. Совершено бысть царское место cие лета 7080 (1572 г.) месяца сентября в 26 день». «Распется Христе Боже, смертию на смерть наступи, един сий святые Троица спрославляем Отцу и Святому Духу спаси нас».В главном храме собора открыто почивают следующие святые угодники:
Храмоздатель святой благоверный князь Владимир Ярославич
Рака с мощами князя Владимира Ярославича Князь Владимир Ярославич – сын великого князя Ярослава и блаженные княгини Анны и внук равноапостольного князя Владимира, 18 лет правил Новгородом и преставился 4 октября 1052 года, мощи его почивают под аркой у южной стены собора рядом с алтарем придала, позади Мартириевской паперти, устроенного в память князя Владимира и его матери княгини Анны в 1862 году. Мощи святого князя покоятся в серебряной раке.
Святая благоверная княгиня Анна
Рака с мощами Анны Новгородской Святая Анна, дочь шведского короля Олава, была известна на Руси под именем Ирина. Она родилась под именем Ингигерд, а перед смертью приняла монашеский постриг под именем Анна.
В 1016 году новгородский князь Ярослав Владимирович, будущий великий киевский князь Ярослав Мудрый, стал её супругом. За время жизни на Руси княгиня Анна стала матерью многочисленного семейства, состоявшего из семи сыновей и трёх дочерей. Все дети воспитывались в христианской вере, а один из сыновей, князь Владимир Новгородский, был причислен к лику святых.
С княгиней Анной также связано строительство новгородского собора Святой Софии, который был заложен в 1045 году в её присутствии сыном Владимиром.
Кончина святой Анны последовала в Новгороде 23 февраля 1050 года. Перед смертью она приняла монашеский постриг, показав тем самым пример великим князьям и княгиням. После неё пострижение в монашество у князей стало обычным делом, которое на Руси сохранялось долгие века.
Мощи святой Анны покоятся при южной стене храма, в приделе во имя князя Владимира и княгини Анны, в бронзовой раке.
Святитель Иоанн, архиепископ новгородский
Рака с мощами Святителя Иоанна Они почивают в арке северной стены собора, в богатой серебряной раке. Святитель этот особенно почитается новгородцами за чудесное избавление Новгорода, по его святым молитвам, от нашествия Суздальцев в 1170 году, когда те стояли уже под стенами города и шли на приступ.
Св. Иоанн, архиепископ новгородский, бы уроженец Новгорода, где и священствовал при церкви Св. Власия. По кончине архиепископа Аркадия – в 1163 году, св. Иоанн единодушно был избран владыкой и принял при пострижении имя Илии, а перед кончиной сложил с себя омофор и принял схиму с прежним именем Иоанна.
Это был человек глубоко праведной жизни, покоривший себе дьявола упорной борьбой с ним. Известно сказание о его поездке на дьяволе в Иерусалим, о смущении новгородцев видом выходящей от святителя женщины, об изгнании его новгородцами на плоту, когда он чудесным образом поплыл не вниз, а вверх по реке, и многие другие. Мощи его по кончине творили много, записанных в свое время летописцами, чудес.
Св. благоверный князь Феодор Ярославич
Рака с мощами князя Феодора Ярославича Князь Федор Ярославич был родной брат Св.
Александра Невского, на пятнадцатом году своей жизни он готовился вступить в брак, но внезапно пораженный болезнью, преставился в то самое время, когда было назначено брачное торжество. Погребен он был, где впоследствии погребена и мать его – в новгородском
Юрьеве монастыре, но во время нашествия шведов, был кощунственно вырыть из могилы, причем оказался нетленным. В виде дальнейшего поругания, его мощи были поставлены, как бы часовым, у входа в храм Святого Георгия, но, по ходатайству митрополита Исидора, они были с честью перенесены в Софийский собор, где и почивают открыто в серебряной раке, пожертвованной княгиней Баратовой.
У северных врат иконостаса, в особой деревянной раке хранятся части мощей следующих святых: Св. первомученика Стефана, мученика Уара, преподобного Сергия Радонежского, Св. Андрея Стратилата, Иакова Персиянина, мученицы Пелагии, мученицы Татианы, Федора Тирона, Св. Василия Парийского, Алексия человека Божия, Александра Свирского, Дмитрия Солунского, Даниила Столпника, Климента папы Римского, Леонтия Ростовского, Нила Столобенского, кость от правой руки одного из младенцев Вифлеемских, избитых Иродом, кость от мощей великомученика Прокопия, стопа правой ноги святителя Никиты, епископа новгородского, кость Св. Иоанна Златоустого, мученика Сергия и след от ноги одного из 40 мучеников.
А в низу иконы великомученика Антипы, в особенном ковчежце хранится зуб этого святого. Новгородцы особливо чтут эту небольшую икону и перед ней молитвенно прибегают к Св. Антипе при зубной боли.
Помимо приделов во имя Рождества Богородицы и родителей Пресвятой Девы – свв. Иоакима и Анны, в Софийском соборе есть еще три придела:
1) в северной паперти или темнике (Северная паперть названа по второй новгородской летописи теремцом или темницей по причине находящихся в ней усыпальнице святителей — Иоанна и Григория, имеющих вид темной пещеры), откуда обыкновенно возводились на «сени», т. е. в свои покои вновь избираемые владыки новгородские, –
пирдел во имя святого Иоанна Богослова, существующей с 1504 года.
Тихвинская икона Божией МатериВ этом приделе, по левую руку царских врат, находится икона Тихвинской Божией Матери, замечательная тем, что она была с нашим посольством в Столбове, при заключении мира между Росшей и Швецией в 1617 г. Вместе с послом, назначенным для принятия Новгорода из под власти шведов, эта икона прибыла в Новгород в пятое воскресенье великого поста 1617 года и была поставлена в Софийском соборе. С тех пор, в память Столбовского мира, подписанного в первое воскресенье великого поста, установлено по всей губернии празднование Тихвинской Божией Матери в первое воскресенье великого поста, а в Софийском соборе и в пятое воскресенье великого поста – день возвращения иконы в собор.
Сам иконостас в этой церкви новый, но
в приделе Иоанна Богослова находятся старинные иконы, замечательные по своему письму и композиции:
† символ веры в лицах, в шести отделениях
† сказание святого Епифания, епископа Кипрского о 12-ти апостолах – «где каждый проповеда и как скончался»
† икона преподобных Зосима и Савватия, Соловецких чудотворцев, на которой, в одной из дробниц (отдельные изображения в виде малых образков вокруг главного. Встречаются на иконах, митрах, пеленах и др.), написано видение преп. Зосимы на пиру у посадницы Марфы Борецкой именитых бояр новгородских без глав, как-бы пророчество о беспощадной расправе царя Иоанна III
† «Величить душа моя Господа» (икона Богоматери)
† «Достойно есть» или величание Богородицы
† Воздвижение Креста Господня.
2) за приделом Иоанна Богослова находится придел во имя Предтечи Господня Иоанна. Здесь в южной стене под аркой, прорезанной в главный храм, почивают мощи св. архиепископа новгородского Иоанна; а под ними (несколько ступеней вниз, т. е. под полом) – мощи родного брата его архиепископа Григория, наследовавшего кафедру новгородскую от своего брата и правившего паствой 6 лет, до своей кончины в 1193 году. Мощи эти лежат под спудом.
В этом же храме, в 1801 году погребен под белой мраморной плитой бывший митрополит новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил Петров, а рядом с ним – Амвросий Подобедов († 1818 г.)
3) придел в честь свв. храмоздателей Софийского собора – благоверного князя Владимира и матери его Анны. Он находится у южной стены собора, в юго-западном углу, т. е. против придела Предтеченского.
Устроен он в 1862 году, во время обновления собора перед празднованием 1000-летия России. В алтаре этого храма, при п его реставрации в 1894 г., открыта древняя фреска, изображающая царя Константина и царицу Елену, относящаяся к пер-воначальной соборной росписи.
К западной стене храма пристроена Корсунская паперть, получившая свое название от «Корсунских врат», которые служат входными в собор с западной стороны, под ее полом покоятся: архиепископ Антоний (в миру Добрыня Ядренкович († 1238 г.), св. еп. Василий Калека (f 1352 г.), еп. Митрофан († 1223 г.), еп. Спиридон († 1249 г.), еп. Далмат († 1274 г.), еп. Климент († 1299 г.), еп. Давид († 1324 г.), архиепископ Феофил († 1484 г.), митроп. Исидор († 1619 г.), митрополит Макарий († 1627 г.), митрополит Киприан († 1635 г.) и князь Мстислав Ростиславич Безокий († 1178 г.).
Помимо святителей и князей в Софийском соборе были погребены посадники: Степан I Твердиславич († 1243 г.) и Михаил V Федорович († 1268 г.), но где именно – не известно, а в Богословском приделе – новгородский воевода кн. Михаил Петрович Катырев-Ростовский с семьей, умершие от чумы в 1606 году. Воистину Софийский собор представляет из себя новгородский пантеон.
Внутренность собора вся покрыта живописью al secco, при реставрации собора в 90-х годах XIX столетия. Но вся эта новая роспись мало гармонирует с древней, высокохудожественной росписью собора.
Алексеевский крест
Белокаменный вкладной крест был установлен в нишу западного фасада Софийского собора в конце XIV века. Крест в круге - христианский символ веры, спасающей мир. В рельефных изображениях представлены пять основных евангельских событий: Благовещение, Рождество Христово, Распятие, Воскресение - Сошествие во ад, Вознесение.
Источники:
В. П. Ласковский "Путеводитель по Новгороду". 1913 г.А. Строков. "Памятник древнего Новгорода". 1937 г.