Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь находится на Сельвицком острове Валдайского озера, в 10 километрах от города Валдай. Он является одним из центров паломничества в Новгородской области. В Иверской обители хранятся мощи святого праведного Иакова Боровичского, которые считаются особой святыней.
Постройки Валдайского Иверского монастыря:
1. Иверский собор, XVII век
2. Храм Богоявления с Трапезной палатой, XVII век
3. Храм сошествия Святого Духа, XVIII век
4. Колокольня, XVII век
5. Наместнический корпус, XVII век
6. Настоятельский корпус, XVII век
7. Домовой Храм Успения Божией матери, XVII век
8. Надвратный Храм Архангела Михаила, XVII век
9. Михайловская (Никоновская) башня, XVII век
10. Корпус Казначейских келий, XVII век
11. Храм новомучеников и исповедников Российских (бывший Боровический корпус с больничными кельями), XVII век
12. Корпус братских келий, XVII-XVIII вв.
13. Надвратный Храм Святителя Филиппа, Митрополите Московского, XIX век
14. Корпус гостинных келий, XIX век
15. Корпус конюшенных келий, XIX век
16. Конюшни с сенником, XIX век
17. Странноприимный корпус, XIX век
18. Гостиничные клии "Коровьего двора",XIX век
19. Усыпальница Панаевых с часовней, XIX век
20. Баня и прачечная, XIX век
21. Квасоваренная башня, XIX век
22. Баня "На кузнечных воротах", XVII век
23. Скитская баня, XVIII век
24. Водовзводная (Конная) башня, XVIII век
25. Странноприимная (Зимогорская) башня, XVIII век
26. Северные ворота, XVIII век
27. Северо-Восточная башня, XVIII век
28. Южные ворота, XVIII век
29. Монастырская ограда, XVIII век
30. Северный гостинный корпус, XIX век
31. Южный гостинный корпус, XIX век
Трёхсотлетний дуб — это отдельная достопримечательность монастыря.
Соборный Успенский храм (Иверский собор)Успенский собор — яркий пример самобытного русского церковного зодчества XVII века. Это пятиглавый храм, построенный в виде продолговатого квадрата с выступающей на восток частью, украшенной полукруглыми апсидами. Вокруг всего здания проходит галерея с входным крыльцом, а с северной и южной сторон к ней примыкают двухэтажные часовни с небольшими железными крестами. Такой же крест установлен и над входным крыльцом.
Своды собора поддерживаются четырьмя массивными столбами. Храм наполнен светом, который проникает через широкие окна (по три на каждой из трёх сторон) и окна пяти куполов.
В алтарной части находятся деревянные хоры, вход на которые осуществляется из Иверского придела. В самом храме есть каменные хоры, расположенные над входной дверью. Вход на них находится с северной стороны, в стене.
На стенах алтаря и храма можно увидеть священные изображения, написанные масляными красками. Например, при входе в собор справа от дверей изображено принесение в Иверскую обитель чудотворного образа Иверской Божьей Матери, а слева — чудесное явление мощей святого Иакова во время ледохода на реке Мсте, возле её грозных порогов, а также чудесное явление святого Иакова одному больному священнику и другие события.
Пол в храме выполнен из путиловской плиты.
Престол установлен на четырёх каменных столбах, которые находятся на каменной площадке. С передней стороны к нему ведёт каменная ступень. На престоле лежит чеканная, посеребрённая одежда. Над ним возвышается резная позолоченная сень.
На восточной стороне, напротив престола, на Горнем месте, под резным вызолоченным балдахином, находится величественное изображение Христа Спасителя. Он восседает на престоле в виде архиерея, а перед ним стоят Богоматерь и Иоанн Предтеча.
По обеим сторонам от этого образа изображены 12 святых апостолов, святой апостол Иаков, святой апостол Никанор, святой священномученик Ириней Лугдунский и святой Стефан Сурожский.
В 1841 году в диаконике был устроен придел в честь Иверской иконы Божией Матери, а главный престол переименован в честь Успения Божией Матери. Это произошло после того, как в 1710 году в соборе случился опустошительный пожар, и храм пришлось восстанавливать. Освящение обновлённого собора совершил митрополит Новгородский Иов.
Иконостас в этом храме — величественный, пятиярусный, резной, из дерева, покрытого червонным золотом. Венчает иконостас Распятие Господне.
В иконостасе Успенского храма находятся следующая иконы:† Икона Христа Спасителя
† Икона Распятия Господня
† Икона Успения Божией Матери
† Икона св. Архистратига Михаила и прочих Бесплотных Сил, с изображением наверху Христа Спасителя, с 10 серебряными венцами
† Икона св. Апостола Иакова брата Господня и св. праведного Иакова Боровичского, с изображением на верху Спасителя, с 3 серебряными чеканными венцами
Церковь во имя Богоявления ГосподняНапротив северо-западного угла соборного храма расположен тёплый монастырский храм во имя Богоявления Господня. Он был построен по благословению и плану патриарха Никона в 1657–1658 годах.
В этом храме есть придел в честь преподобного Нила Столобенского. В алтаре храма Богоявления Господня есть икона преподобного Нила Столобенского. Её размеры составляют 8 вершков в длину и 7 вершков в ширину. Икона находится в серебряной ризе, а в неё вложена часть мощей преподобного Нила.
Перед местными иконами: Спасителя, Божией Матери и Богоявления Господня три серебряных лампады для возжжения свечей весом:
† 9 фунтов 30 золотников
† 7 фунтов 27 золотников
† 9 фунтов 27 золотников
Церковь Сошествия Св. Духа на АпостоловЭта церковь расположена над Богоявленским храмом. Она была построена в 1747 году.
В иконостасе этой церкви выделяются царские врата с сенью и двумя колоннами, которые украшены серебряной и золотой басмой. Эти врата были присланы в 1653 году патриархом Никоном для первой деревянной монастырской церкви в честь Иверской иконы Божией Матери. Они являются замечательным образцом древнерусского искусства XVII века.
Храмы эти находятся в одной связи с братской трапезой и кельями.
Церковь во имя Св. праведного Иакова БоровичскогоЭта одноэтажная каменная церковь соединена с братским корпусом, который расположен в братском саду.
Согласно грамоте Новгородского митрополита Питирима, выданной в октябре 1670 года, изначально церковь была построена из дерева. Однако в апреле 1702 года по грамоте Новгородского митрополита Иова её перестроили в каменную.
После пожара, который произошёл в обители в 1825 году, некоторое время в этой церкви находились мощи святого Иакова.
Церковь св. Архистратига МихаилаЭто каменное здание, расположенное на западе от собора, над внутренними монастырскими воротами. Она была построена в XVII веке.
Иконостас этой церкви украшен изображениями святых. На северных дверях изображён святой Архангел Рафаил, а на южных — царь Салимский Мельхиседек.
В обширной паперти этой церкви можно увидеть крышку от древней раки святого Иакова Боровичского. Именно в этой раке святой покоился.
С одной стороны к этой церкви примыкает каменный двухэтажный корпус, построенный в XVII веке. В нём останавливались приезжие богомольцы. К этому корпусу также примыкает высокая каменная башня с шатровым шестигранным верхом. Её называют «Никоновской». Башню украшает вызолоченный одноглавый литовско-польский орёл.
По монастырскому преданию, в этой башне располагалась Кутеинская типография.
С другой стороны к этой церкви примыкает двухэтажный каменный братский корпус, называемый «Никоновским». Он также был построен в XVII веке.
Во время своего пребывания в Иверской обители в этом корпусе проживал патриарх Никон.
Церковь во имя св. Филиппа митрополита МосковскогоЭта церковь с позолоченной главой находится на западе от Михайловской церкви, над воротами, ведущими в монастырь.
Церковь была построена из дерева в 1653 году, когда обитель только зарождалась. Однако со временем её перенесли на другое место и построили из камня.
В этой церкви есть прекрасный резной дубовый иконостас. Также здесь хранится древняя икона XVII века, изображающая святителя Филиппа. Изначально эта икона была храмовой в первоначальном деревянном храме, построенном по указанию патриарха Никона.
КолокольняКолокольня, высокое трёхъярусное здание, находится в одну линию и в связи с двухэтажным настоятельским корпусом с одной стороны И с братским корпусом с другой стороны. Всех колоколов на ней — 17. Из колоколов замечательны:
† Большой — весом в 424 пуда 30 фунтов, литый в Валдае на колокольном заводе Смирновых в 1833 г. На нем изображены: пять херувимов, изображение Иверской иконы Божией Матери, св. праведного Иакова Боровичского, св. Филиппа Московского и пр. Арсения Великого.
† Полиелейный — весом в 193 пуда, вылитый в Валдае мастером Слизовым.
† Вседневный в 94 пуда 20 фунтов. Вылит в Валдае в 1833 г. на заводе Смирновых.
† Называемый «Никон» в 35 пудов, вылитый в 1654 г. с портретом патриарха Никона.
История Иверского монастыря
Основателем Иверского монастыря был святейший
патриарх Никон, а благотворителем его —
царь Алексей Михайлович, державная щедрость и благоволение которого к этому монастырю были беспринципны.
Будучи митрополитом Новгородским, Никон, путешествуя из Новгорода в Москву через село Валдай, заметил протяжённое Валдайское озеро с лесистыми островами. Воспоминания о жизни в дикой и суровой северной пустыне на острове Белого моря Анзер, где он провёл около четырёх лет с 1636 года под руководством святого отшельника Елеазара, вдохновили его на создание иноческой обители на одном из островов этого озера.
Однажды Никон поделился своим желанием с царём, и к его великой радости царь одобрил эту благочестивую идею и пообещал выделить для строительства монастыря выбранное им место с прилегающими сёлами и деревнями.
В 1652 году Никон по поручению царя отправился в Соловецкий монастырь. Ему нужно было привезти в Москву мощи святителя Филиппа, митрополита Московского. Вместе с ним царь отправил молитвенную грамоту к святому Филиппу. В этой грамоте царственный правнук Ивана Грозного, преклоняясь перед святым, просил его простить грех своего прадеда.
По пути Никон думал о том, как построить обитель на одном из островов Валдайского озера. Он размышлял о подвигах людей, которые страдали за веру Христову и церковь. И тогда Никон увидел удивительное видение: ему явился святитель Филипп и одобрил его намерение построить обитель.
15 апреля 1652 года, когда Никон был в пути, скончался престарелый патриарх Иосиф.
Царь Алексей Михайлович, извещая Никона об этом, в своем к нему письме описывал свой испуг, когда троекратный удар большого колокола на колокольне Ивана Великого возвестил о смерти патриарха; описывал скорбь церкви, которая, как пустынная голубица, пребывает неимущи подружия, лишилась жениха и к таким дням (перед пасхой), и как он, царь, при погребении этого патриарха «надселся плачучи» и в заключение писал: «Возвращайся поскорее к нам обирать на патриаршество, а без тебя отнюдь ни за что не примемся».
В начала июля Никон возвратился в Москву с мощами св. Филиппа и в том самом Успенском соборе, где была поставлена рака святителя, Никон, по избранию освященного собора и воле царя, 25 июня 1652 года, был возведен на Всероссийский патриаршеский престол.
Будучи архимандритом Новоспасского монастыря в Москве, Никон слышал много историй о чудесах, связанных с иконой Божией Матери Портаитисса Иверская, которая находится в Иверском монастыре на Святой горе Афон. Он также знал о благочестивой жизни иноков, живущих на этой горе.
Воспользовавшись тем, что в Москве находился Иверский архимандрит Пахомий, Никон попросил сделать точную копию чудотворной иконы Божией Матери Иверской и прислать её в Москву вместе с планом Иверской обители. Эта просьба была выполнена Иверским братством. 13 октября 1648 года икону торжественно встретили царь, патриарх и множество людей.
По записке Московского архива коллегии иностранных дел, екклесиарх Пахомий, иеродиакон Дамаскин и келарь Игнатий прибыли в Москву к царю Алексею Михайловичу с письмом от всего Афонского Иверского братства, где было писано:
«Как есьми приехал Пахомий в наш монастырь, собрав всю братию 365 братов, и сотворили есьма великое молебное пение, с вечера и до света, и святили есьма воду со святыми мощами и святою водою, обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаицкую, и в великую лохань ту святую воду собрали и, собрав, паки обливали новую цку, что сделали всю от кипарисова дерева и, опять собрали ту святую воду в лохань п потом служили Святую и Божественную литургию с великим дерзновением. И после литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу, Отцу, Господину Иамвлиху Романову, чтобы ему смешав святую воду и святые мощи с красками, написати Святую икону».Далее описывается:
«что иконописец, токмо в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братья, по дважды в неделю, совершали всенощные и литургии. И та икона новописанная не разнится ни чем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом, только слово в слово новая аки старая».Став патриархом, Никон хотел соединить воспоминания об Анзерском ските с почитанием святой горы Афон. Он решил построить обитель под покровительством Богородицы и поручил надёжным инокам, включая настоятеля Новгородского Свято-Духова монастыря Иакова, и опытным зодчим начать работы. Также он предоставил им множество людей для помощи.
Летом 1653 года на небольшом острове Валдайского озера, покрытом густым лесом, начались работы по строительству монастыря. К осени того же года были построены и готовы для освящения две деревянные церкви: одна — соборная в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, другая — тёплая, во имя святого Филиппа, митрополита Московского.
В октябре того же года по распоряжению патриарха Новгородский митрополит Макарий дал архимандриту Иакову благословенную грамоту на освящение церквей и два антиминса. После того как архимандрит Иаков освятил эти церкви, он вернулся в Новгород, где продолжил исполнять обязанности настоятеля. Настоятелем Иверского монастыря был назначен архимандрит Дионисий. Патриарх благословил его и всех последующих настоятелей проводить богослужения в полном облачении: в митре, с палицей, сулком, рипидами, на ковре и с осенением.
8 декабря 1653 года царь выдал отказную грамоту на имя Новгородского наместника князя Юрия Буйносова-Ростовского. В грамоте подтверждалось, что Иверский монастырь получает в своё владение несколько деревень и Боровичский Яковлевский монастырь с угодьями.
К январю 1654 года помимо двух церквей были построены деревянные братские кельи и другие необходимые службы. Работа по строительству велась очень быстро.
Первое посещение обители патриархом Никоном
Патриарх Никон, готовясь посетить недавно основанную Иверскую обитель, поручил нескольким священнослужителям перенести туда мощи святого праведного Иакова Боровичского. Для этих мощей он создал серебряную раку. Кроме того, патриарх вложил в серебряные ковчеги части мощей святителей Московских: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, а также многие другие святые мощи.
За двадцать вёрст до монастыря, в селе Едрово, процессию с мощами святого Иакова встретил Новгородский митрополит Макарий. 24 февраля 1654 года мощи святого Иакова были торжественно перенесены в соборную церковь Иверской обители.
Вскоре в монастырь прибыл и сам патриарх. В тот же день в соборную церковь были перенесены и части святых мощей. 26 февраля патриарх Никон с торжественностью переложил мощи святого Иакова в новую серебряную раку.
Во время этого визита патриарх также выбрал место для строительства каменного соборного храма. Освятив его молитвой, он щедро одарил настоятеля и братию своей милостью и отправился обратно в Москву.
Патриарх покидал Иверский монастырь в полном восторге от того, что его желание о создании обители осуществилось. Его любовь к уединённой жизни была настолько сильной, что, уезжая из монастыря, который он сам основал, и любуясь его прекрасным расположением, он чувствовал себя подобно Адаму, изгнанному из райских мест.
Из Москвы Никон прислал в монастырь уставную грамоту. Он приказал «принять её с почтением» и «строго следовать ей во всех монастырских делах и обычаях». Саму грамоту следовало хранить в особом ящике «во веки веков». К сожалению, эта грамота не сохранилась.
Царь Алексей Михайлович своей жалованной грамотой от 6 мая 1654 года за своей собственноручной подписью и приложением золотой печати утвердил за Иверским монастырём «во веки веков, пока стоит мир» Валдайское озеро с островами, село Валдай, рядки Боровичи и Вышний Волочёк, множество сёл, обширные угодья, пустоши и рыбные ловли. Обители были предоставлены права и привилегии. Царь повелел называть Валдайское озеро «Святым», село Валдай — «Вогородичным», а монастырь — «Святоезерским».
Патриарх Никон принимал самое активное участие во всех вопросах, связанных со строительством монастыря. Он приказывал архимандриту Дионисию чаще писать ему обо всём.
Второе посещение Иверского монастыря патриархом Никоном
В то время, когда патриарх Никон усердно трудился над созданием Иверской обители на одном из островов Валдайского озера, русское войско под предводительством царя одерживало ряд побед на территории Польши. Почти вся Белоруссия была покорена русскому оружию.
Управление делами в Москве было передано некоторым избранным боярам. Однако патриарх Никон был главным надзирателем за благополучием государства и заботился о царской семье. Без совета с патриархом бояре не могли ничего сделать или предпринять.
В то время, когда царю сопутствовало счастье в войне с Польшей, над первопрестольным городом нависли грозные тучи бедствия. В Москве появилась моровая язва, которая, усиливаясь с каждым днём, превратилась в чуму и унесла множество жизней. Царь, узнав от патриарха о бедствии, постигшем его столицу, попросил Никона позаботиться о сохранении своей семьи.
Тогда Никон, передав управление церковными делами Крутицкому митрополиту, выехал с царской семьёй в Троице-Сергиев монастырь, а оттуда — в Троицкий Калязин монастырь.
В донесение царю, боярин князь Пронский писал, что «
после Семенова дня зараза усилилась с такой жестокостью, что все шесть приказов стрелецких были совершенно истреблены, все церкви, кроме большого собора, лишились священников, так что некому уже было погребать умиравших; их закапывали в тех домах, где приключилась им смерть». Далее Пронский пишет,
«что все приказы заперты п дьяки и подъячие умерли: все бегут из Москвы, опасаясь заразы; я же без твоего государева указа покинуть града не смею».Из Калязинского монастыря Никон рассылал грамоты от имени царицы Марии Ильиничны и царевича Алексея Алексеевича. В них он призывал жителей всех городов принять строгие меры предосторожности: установить крепкие заставы на зараженных территориях, жечь костры для очистки воздуха и так далее.
Однако вскоре эпидемия чумы закончилась сама собой. Царь решил поскорее увидеть свою семью. В Вязьме состоялась их встреча, и в знак благодарности за заботу о государстве и спасение царской семьи, царь почтил Никона титулом «великого государя». Таким же титулом обладал дед царя,
патриарх Филарет.
11 марта 1655 года царь снова отправился «в свою отчину Смоленск для своего государева и земского дела». 24 мая царь двинулся из Смоленска «на недруга своего короля Яна Казимира». Победы вновь сопровождали русское оружие; но вскоре пришло известие, что снова появилась чума в Астрахани и в июне проникла в Москву. Никон по-прежнему отправился с царской семьей в Калязинский монастырь и от имени царевича рассылал указы о мерах предосторожности. Заботясь об истреблении чумы, он не оставлял своим попечением и войска. Своими грамотами он приказывал воеводам посылать царю на войну служилых людей, хлеб, оружие, лошадей п прочее. «Указал Государь Царь и мы Великий Государь», - так начинались его грамоты.
По взятии Вильно царь отправил стольника Колычева известить о победе царицу, царевен и патриарха Никона. Хмельницкий с царским воеводою Бутурлиным опустошили Галицию до Люблина. Наконец король Иоанн Казимир вступил с царем в переговоры и в Вильно 24 октября 1655 года был заключен мирный договор. Царь принял титул «Самодержца великия и малыя и белыя России» и сотрудник в его царственных заботах о благосостоянии государства Никон к титулу патриарха получил прибавление «великия и малыя и белыя России».
После взятия города Орши просили защиты у царя и патриарха Оршанского Кутеинского Богоявленского монастыря игумен Иоиль с братию от утеснений унии и иезуитов. Никон, зная как много испытал невзгод и бед в неравной борьба с иезуитами Иоиль и как он может быть полезен для его Иверской обители, испросил у царя дозволение перевести Иоиля с Кутеинским братством в Иверский монастырь. Однако, на пути в Иверскую обитель, Иоиль в местечке Болдин скончался, завещав погрести свое тело в Иверской обители, для того чтобы «и по смерти своей сохранить крайнее послушание к великому Архипастырю».
По кончине Иоиля, Кутеинская братия избрала из своей среды настоятелем Иеромонаха Дионисия II, который, по прибыли в Москву братства, в февраль 1655 г., был возведен в сан игумена и отправлен с братией в Иверский монастырь, а настоятель этого монастыря, архимандрит Дионисий, получил другое назначение.
Перемещение Кутеинского братства в Иверский монастырь было поводом посещения Никоном монастыря.
Из имеющихся в Иверском монастырь документов можно определить, что Никон прибыл в нее не ранее августа или сентября 1655 года.
В это посещение он снабдил обитель средствами для производства работ, а также и мастерами для производства каменных работ.
Постройка каменного соборного храма Иверского монастыря началась с 14 мая 1655 года. Строителем его был каменных дел подмастерье Аверкий Мокеев, помощником плотничный мастер Иван Белозер, а приставом при постройке был боярский сын Артемий Токмачев. Храм этот был окончен постройкой к 14 сентября 1656 года.
Вместе с имуществом Кутеинского монастыря иноками привезена была в Иверский монастырь типография, уже известная изданием многих книг.
Эта типография в Иверском монастыре была приведена в действие с 1657 года и было напечатано много изданий.
В 1665 году типография эта, по грамоте патриарха Никона, была переведена в Воскресенский монастырь и там навсегда осталась в бездействии.
Третье посещение Иверской обители патриархом Никоном
В декабре 1656 года в обитель приехал патриарх Никон со святыней — чудотворной иконой Иверской Божией Матери, которая была написана в Афонской Иверской обители.
К приезду патриарха для освящения соборного храма собрались митрополит Макарий из Новгорода, митрополит Питирим из Крутиц, архиепископ Лаврентий из Твери, а также многие архимандриты, игумены и другие представители духовенства.
Сам патриарх в сопровождении многочисленного духовенства 16 декабря совершил освящение соборного храма в честь Иверской иконы Божией Матери. При этом чудотворная икона Божией Матери, которая была богато украшена его усердием, была помещена в иконостас на специально приготовленное место.
К дню освящения храма патриарх Никон подарил обители большой колокол, весом в тысячу пудов. Его изготовил колокольный мастер Александр Григорьев, а на колоколе изобразили самого щедрого жертвователя — патриарха.
На следующий день после освящения храма Никон покинул монастырь и отправился в Вязьму. Здесь он находился до 3 января 1657 года. Вероятно, он уехал отсюда вместе с царём, который со своим стольником Ляпуновым отправил из Вязьмы в Иверский монастырь большие дары патриарху и милостыню для братии ко дню освящения соборного храма.
Перед возвращением в Москву Никон поручил архимандриту Дионисию II построить по образцу Афонского Иверского монастыря каменный храм во имя Богоявления Господня с трапезной, а также каменные кельи со службами и ограду вокруг обители. Все эти постройки были созданы в короткие сроки, но уже после смерти архимандрита Дионисия II. Его дело продолжил архимандрит Филофей.
Четвертое и последнее посещение Иверской обители патриархом Никоном
Прошло шесть лет как патриарх Никон принял первосвятительский жезл, запечатлев свое служение многочисленными заслугами для церкви и отечества, постоянно находясь в дружбе с благодушным царем Алексеем Михайловичем, и по словам очевидцев, «казался всемощным»; но грозная туча бедствия уже была готова разразиться над великим Иерархом.
С большой ненавистью и злобой смотрели царедворцы на близость царя с патриархом. Никон, возвышенный из бедной кельи инока на высоту патриаршеского престола, стоял во главе царских советников и без преувеличения можно сказать был как бы соправителем царя в государственных делах. Царедворцы, в числе которых были: Стрешневы, родственники царя по матери, царский свояк Морозов, Долгорукие, Салтыковы, Милославские, родственники царицы, и другие, гордые своим происхождением и близостью к царскому престолу никак не могли забыть, что Никон затмил их собой: своим умом, своею энергией, своими высокими дарованиями; наконец исправление ошибок в богослужебных книгах подняло ропот в невежественной массе народа и многочисленной массе низшего духовенства.
Когда еще Никон был митрополитом Новгородским при дворе царя говорили, или по выражению самого царя «перешептывали»: «николи такого беcчестья не было, что ныне государь нас выдал митрополитам» ... Но вот Никон патриарх, «друг собинный» самого царя, советник его и наконец, по воле царя, Никон «великий государь». Жестоко было уязвлено честолюбие надменных царедворцев. Они говорили: «Что он величается? Чернецов у царя много»... Ко всему этому патриарх старался обуздывать своеволие и бесчинства бояр и был ревностным поборником прав церкви.
Еще к празднику Рождества Христова 1657 года патриарх звал к себе в Иверский монастырь царя и в ожидании этого посещения делал различные приготовления к приезду царя в монастыре. Но этого посещения, по воле царя, не последовало. В 1658 году, по свидетельству современников, «нача быти бессоветие и раздор между царем и патриархом», последствием чего было удаление патриарха в июле 1658 г. из Москвы в Воскресенский монастырь.
В июле 1659 г. Москва была взволнована поражением царских войск под Конотопом. Ожидали нашествия изменника гетмана Ивана Выговского с крымским ханом на Москву. Царь предложил патриарху переселиться на время в Калязинский монастырь, но Никон вместо этого предпочел отправиться в монастыри своего строения: Иверский и Крестный, куда он выехал в сентябре 1659 года. В это четвертое и последнее посещение патриарх прожил в Иверском монастыре около 3 месяцев.
К этому времени напечатано в типографии Иверского монастыря в приложении к книге «Рай мысленный» сказание о построении Иверской обители «иже на Святе озере» и о явлении и перенесении мощей Св. Иакова Боровичского, написанное самим Никоном.
Из Иверского монастыря патриарх поехал в свое строение Троицкую Галилейскую пустынь на озере Белье, в которой был строителем его любимый иеродиакон Евфимий, и, прожив здесь недолго, отправился в Крестный монастырь, находящийся на острове залива Белого моря перед Онежским устьем – Кие, построенный им в память своего избавления от потопления во время жестокой бури летом 1639 года.
В Крестном монастыре патриарх Никон прожил почти целый 1660 год и отправился в обратный путь в Воскресенский монастырь, когда состоялось соборное определение русских иерархов, о признании Никона отрекшимся от патриаршеского престола.
Внутреннее чиноположение Иверской обители во все время патриаршества Никона было основано на правилах древнего иноческого общежития, но это цветущее состояние обители продолжалось недолго, именно до времени падения Никона с высоты величия и славы.
Строгость суда церковного над патриархом Никоном распространилась и на три созданные им монастыря: Иверский, Воскресенский и Крестный. Собором они были признаны, будто бы, неправильно созданными и не по уставам св. отцов: вотчины постановлено взять в казну, а монастыри эти закрыть. Но такое определение собора показалось благочестивому царю Алексею Михайловичу слишком суровыми и снова собор в 1667 году, по предложение царя, признал эти обители правильно созданными и утвердил в прежних их степенях.
Царской жалованной грамотой, от 26 октября 1668 г., Иверской обители подтверждены все права на владение вотчинами и привилегиями.
Знаменитый основатель Иверской обители томился в ссылке сначала в Ферапонтовом монастыре Кирилловского уезда, а затем в Кирилло-Белозерском монастыре и уже в царствование царя Феодора Алексеевича, по его повелению, возвращен из ссылки в свою любимую Воскресенскую обитель, названную им Новым Иерусалимом. Но этой обители пришлось увидать лишь бездушное его тело, 75-летний старец, подавленный несчастьями и ссылкой, умер на дороге в эту обитель 17 августа 1681 г. Обряд погребения над Никоном, как над патриархом, по державной воле царя Феодора Алексеевича, совершил, в присутствии самого царя и всего царского двора, Казанский митрополит Корнилий, без присутствия патриарха Иоакима не согласившегося, чтобы Никона, как лишенного Собором патриаршего сана, погребали по чину святительскому.
Благочестивый и юный царь Феодор Алексеевич повелел архимандриту Викентию облачить в святительские одежды неразложившееся тело многострадального иерарха с душевным волнением и слезами пел вместе с клером «Святый Боже» и прочие молитвы при отпевании бездыханного святителя, бывшего «собинного друга» и советника его царственного отца, который на себе испытал все превратности судьбы, вознесшей его до ступеней царского трона и низринувшей в тяжкую ссылку, в дымную келию безызвестного Ферапонтова монастыря на дальний Север.
В течение 44 лет Иверская обитель была самостоятельной, но в 1712 году, по именному указу царя Петра Алексеевича, была приписана со всем имуществом и вотчинами к тогда строившейся Троицкой Александро-Невской лавре. Во все время, когда монастырь состоял приписным к лавре, он управлялся назначенными от лавры строителями. Повелением императрицы
Анны Иоанновны в 1730 году Иверский монастырь получил совершенную самостоятельность от Лавры, но в имуществе потерпел невозвратный ущерб. В ризнице Лавры остались четыре золотых напрестольных креста, священнослужительские облачения с жемчужными оплечьями и митры с украшениями из алмазов и крупного жемчуга. В Лавре же остались два больших колокола: один в 1000 пудов с изображением патриарха Никона, и другой в 180 пудов, 10 медных пушек и множество хозяйственных вещей. За семь лет до приписки Иверского монастыря к Лавре от случившегося в монастыре пожара была истреблена вся внутренность соборного храма и тогда сгорело множество грамот, рукописей и книг.
Во время пожара, чудотворная икона Иверской Божией Матери и мощи св. Иакова, были вынесены и поставлены в надвратной церкви во имя св. Архистратига Михаила, где и находились, до возобновления и освящения собора в 1710 году.
При составлении штатов в 1764 году Иверский монастырь был включен в первый класс степенью 8, а но Новгородской епархии – 2.
Испытав пожар, затем отнятие вотчин, Иверская обитель, не имея достаточных средств к поддержанию своих огромных зданий, стала было клониться к разрушению и случившийся в 1825 году пожар было завершил ее запустение; но попечение и заботливость настоятелей этой обители привели ее в прежнее благолепие.
Декрет 1918 года лишал церковные общества права юридического лица и запрещал им владеть собственностью. Новые хозяева называли Новгород «историческим центром суеверий». Древние монастыри подверглись разгрому и расхищению. В 1919 году Иверский монастырь преобразовали в трудовую сельскохозяйственную артель, а в 1927 году его закрыли и разграбили. Иверская икона Божьей Матери в богато украшенном окладе была увезена в неизвестном направлении.
На территории монастыря были созданы два музея: историко-архивный и краеведческий. В 30-е годы в монастырских зданиях располагались мастерские. В военное время здесь находился госпиталь. После войны в монастырских корпусах разместили дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны. Также здесь работала лесная школа для детей, больных туберкулёзом.
В 70-е годы на острове возник посёлок, а территория и здания монастыря стали базой отдыха для сотрудников Новгородского производственного объединения «Планета».
В июне 1991 года по просьбе Архиепископа Новгородского и Старорусского Льва и благодаря широкой поддержке общественности монастырь был возвращён в ведение Новгородской епархии. В обитель из Валдайской церкви святых апостолов Петра и Павла перенесли копию чудотворной Иверской иконы. Эта икона была написана в 1854 году в качестве благословения для валдайского ополчения, которое отправлялось на Крымскую войну в период с 1853 по 1856 год.
15 августа 1991 года монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он благословил возрождение монашеской жизни в обители.
21 августа 2001 года в монастыре побывал Президент России В.В. Путин. Он инициировал полномасштабное восстановление всего монастырского комплекса, которое было завершено в конце 2007 года.
12 января 2008 года, в присутствии Президента Путина, Алексий II совершил чин малого освящения Успенского (Иверского) собора.
19 сентября 2009 года в монастыре побывал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он посетил обитель, благословил братию монастыря и назвал Иверский монастырь «одним из зримых символов возрождения нашего Отечества».
Источник:
П. М. Силин. «Историческое описание Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого монастыря». С.-Петербург. 1885 г.