Стрелковое оружие
Вооружение
Авиация
Корабли
Календарь событий
Спецслужбы
История
Биографии
Публикации
Познавательное
Достопримечательности России
Первая помощь
Ордена и медали
Тесты

Биографии

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ч
Ш
Э
Ю
Я

Алексей Михайлович Романов


Алексей Михайлович "Тишайший" Романов - русский царь, отец Императора Российского - Петра I.

Первая супруга - Милославская Мария Ильинична, с 1648 по 1669 год
Вторая супруга - Нарышкина Наталья Кирилловна, с 1671 по 1676 год
Дети от первого брака - Дмитрий (1648-1649), Евдокия (1650-1712), Марфа (1652-1707), Алексей (1654-1670), Анна (1655-1659), Софья (1657-1704), Екатерина (1658-1718), Мария (1660-1723), будущий царь Федор III (1661-1682), Феодосия (1662-1713), Симеон (1665-1669), будущий царь Иван V (1666-1696), Евдокия (1669-1669)
Дети от второго брака - будущий царь Петр I (1672-1725), Наталья (1673-1716), Федор (1674-1677)

Алексей михайлович романов
Царь Алексей Михайлович Романов, сын Царя Михаила Федоровича и Царицы Евдокии Лукьяновны, урожденной Стрешневой, родился 9 (19) марта 1629 года. Во второе воскресение по рождении (22 марта) Царевич был окрещен в Чудове Монастыре, в трапезе у Алексея Чудотворца, духовником Государевым, Благовещенского Собора протоиереем Максимом. Воспринимал от купели келарь Троице-Сергиева Монастыря старец Александр Булатников, а восприемницей была Ирина Никитична Годунова, сестра Филарета Никитича.

В семь лет Царевич Алексей Михайлович стал изучать азбуку, часовник и Апостольское Деяние. Его учителем был дьяк Василий Прокофьев. В восемь лет Алексей Михайлович учился петь у певчего дьяка Луки Иванова, а у подьячего Григория Львова писать.
Воспитание будущего наследника престола, Царь Михаил Феодорович поручил Борису Ивановичу Морозову, происходившему из знатного древнего боярского рода.

Боярину Морозову Алексей Михайлович был, вероятно, обязан и усовершенствовавшем своего первоначального образования. Впрочем, сам Царь Михаил Феодорович, умудренный многолетнею и тяжкой опытности, старался достойным образом приготовить своего царственного сына к будущему подвигу: Царевич Алексей с самых юных лет присутствовал при приеме иноземных послов, рано был посвящен в тайны государственной науки. Это обнаружилось в первые же годы его царствования.

Когда Михаил Феодорович, благословив на царство своего шестнадцатилетнего сына, окончил земную жизнь, Никита Иванович Романову находившийся, вместе с другими ближними боярами, при последних минутах Государя, вышел из царской опочивальни, возвестил о восшествии на престол Царя Алексея Михайловича, и первый принес присягу. В ту же ночь, целовали животворящий крест жители Москвы, а на другой день были разосланы по городам стольники, дворяне и дьяки, для приведения обывателей к присяге. Вслед за те, отправились гонцы в Англию, в Данию, в Швецию, в Польшу, Персидскому Шаху и к Турецкому Султану с возвещениями о воцарении нового Государя.

18 августа 1645 года, спустя месяц с небольшим после смерти своего родителя Михаила Федоровича Романова, умерла и мать Алексея Михайловича, Царицы Евдокии Лукьяновны.

28 сентября 1645 года в воскресенье в Большом Успенском Соборе патриархом Иосифом было совершено венчание на царство Алексея Михайловича Романова. Во время священного обряда царский венец держал родственник Государя – Лукьян Степанович Стрешнев, в церковных дверях золотыми деньгами осыпал Царя – Никита Иванович Романов. Трехдневное торжество, последовавшее при Дворе за коронованием, было ознаменовано царскими милостями к народу, также пожалованием нескольких лиц в бояре и окольничие.

Достигнув восемнадцатилетнего возраста, Алексей Михайлович намеревался вступить в брак. 14 Февраля 1647 года во дворце ему были представлены шесть девиц, выбранных из двух сот других назначенными для того боярами. Государь удостоил наименовать своей неве-стой дочь дворянина Рафа (Федора) Родионовича Всеволожского, девицу Евфимию, отличавшуюся необыкновенной красотой. Но в тот день, когда нареченной невесте надлежало предстать перед Государем в царской одежде, женщины так крепко завязали у ней на голове волосы, что девица Евфимия упала в обморок.

Англичанин Самуил Коллинс, бывший с 1658 года в звании врача Царя Алексея Михайловича, говорит, будто это сделано было по приказанию Бориса Ивановича Морозова. При этом Фербер, состоявший шведским поверенным при Московском Дворе, во время самого происшествия, свидетельствует, что Евфимия Всеволожская лишилась чувств от страха и радости, когда узнала о своей счастливой участи. Недоброжелатели Рафа Всеволожского воспользовались этим случаем, и обвинили отца в сокрытии будто бы болезни дочери. В том же 1647 году, Рафа был послан на воеводство в Тюмень, где и скончался в 1653 году. Супруга Всеволожского, сын Андрей и дочь Евфимия были немедленно возвращены из Сибири, и поселились в принадлежавшей им касимовской деревне.

16 января 1648 года Царь Алексей Михайлович сочетался браком с дочерью стольника и мядынского воеводы Милославского Ильи Даниловича – Марией Ильиничной. Спустя десять дней после царской свадьбы Морозов Борис Иванович женился на сестре Царицы Марии Ильиничны, девице Анне Ильиничне.

С этого момента начинается ряд трудов и забот юного Государя, долженствовавших иметь столь важное влияние на судьбы России.
Руководствуясь мыслью своего державного родителя, Алексея Михайловича поставил главной задачей своей жизни развитие и упрочение внутренних сил государства, направление их к одной цели, к благоденствию всех и каждого, без различия сословий.

В настоятельной необходимости этого трудного дела он убедился событиями, случившимися вскоре после своего вступления на престол. 25 мая 1648 года взволновалась в Москве чернь и стала требовать выдачи изменников – боярина Морозова, судью Земского Приказа Леонтия Плещеева и окольничего Петра Траханиотова, приписывая им установление нового сбора с соли, меда и вина, и разный стеснительные меры по торговле. Плещеев был убит мятежниками, дома многих бояр, стольников и купцов были разграблены. Волнение усилилось еще от ужасного пожара, истребившего Петровку, Дмитровку, Тверскую, Никитскую, Арбат, Чертолье и все посады около Москвы. Траханиотов также пал жертвой буйной толпы.

Однако появление юного Государя успокоило недовольных и спасло жизнь его воспитателя – боярина Морозова. Царь Алексей Михайлович отправил Морозова в Белозерский Кириллов Монастырь.

Подобный же волнения происходили в Новгороде и Пскове, но, как и московское, не име-ли ни малейшего политического значения, и были явлением совершенно случайным. Убедительным доказательством спокойствия умов служит то, что народ равнодушно встретил запоздалого самозванца, беглого писаря Тимошку Анкудинова, выдававшего себя за сына Царя Василия Иоанновича Шуйского.

Царь Алексей Михайлович, уверившись в истинных причинах народных смут, поспешил на будущее время принять действительные меры к обеспечению внутреннего спокойствия.

В июле 1648 года Государь созвал на совет патриарха Иосифа, архиереев, Освященный Собор, бояр, окольничих и думных людей. Алексей Михайлович предложил «выписать из правил Святых Апостолов и Отцов Церкви, также из гражданских законов Восточно-Римских Императоров, статьи приличные делам государственным и земским, собрать все указы прежних царей и боярские приговоры, справить со старыми судебниками, а на которые статьи ни царского указа, ни боярского приговора не последовало, то сочинить общим советом, что бы все, от вельмож до простолюдина, имели равный суд и расправу». Дело это Царь поручил боярам князьям Никите Ивановичу Одоевскому и Семену Васильевичу Прозоровскому, окольничему князю Федору Федоровичу Волконскому и дьякам Гаврилу Леонтьеву и Федору Грибоедову.

Вместе с тем, Государь приказал выбрать депутатов из стольников, стряпчих, московских дворян и жильцов, также дворян и детей боярских других больших городов, из каждого сословия, из гостинной и суконной сотен по два человека, из Новгородцев с пятины, из черных сотен, слобод меньших городов и городских посадов – по одному человеку, из гостей трех человек, добрых и умных. Через три месяца в октябре 1649 года статьи, выписанные и вновь сочиненные, были представлены Царю на соборе, и прочитаны боярам и выборным людям московских и других городов. Одобрив новое уложение, Алексей Михайлович повелел его списать, список скрепить подписью патриарха с духовенством, бояр, окольничих, думных и выборных людей, внести в книгу, и напечатав достаточное число экземпляров, разослать во все московские приказы и города, чтобы «всякие дела делали по тому Уложению».

Почти в одно время с Уложением, было приступлено к составлению полицейского устава (Наказа о градском благочинии), и обнародован воинский устав, под названием: «Ученье и хитрость ратного строения пехотных людей». В 1649 году началось печатание «Кормчей Книги» (Номоканона), собрания духовных законов, переведенных с греческого языка.

Война с Польшей и присоединение Малороссии

Занятия Царя мирными делами были прерваны возникшими неудовольствиями на Польшу, по поводу земли Запорожских Казаков или Малороссии (пространства от днепровских порогов до Сожи и от Ворсклы до Днестра). Некогда эти земли были достоянием России, но в 1659 году перешли под покровительство Польского Короля Стефана Батория с условием – остаться при собственном управлении и не подвергаться гонениям за православную веру. Видя в казаках надежный оплот Польши против Крымских Татар и Турок, Стефан Батория свято соблюдал это условие. Но его преемники, Сигизмунд и Владислав, поступали иначе: посягнув на нарушение в Малороссии древнего административного порядка, они одновременно начали гонение на православную веру. Казаки ожесточились, неоднократно брались за оружие, и выведенные из терпения, решились перейти под защиту единоверной им России.

Желание перейти в Российское подданство у малороссов было еще в царствование Михаила Федоровича, но по тому времени имея трудные отношения Русского Государства к Польше, Царь не хотел возбуждать новых несогласий с Польшей принятием казаков под свое покровительство. Вскоре по вступлении на престол Алексея Михайловича, гетман Богдан Хмельницкий повторно в 1646 году предлагал перейти в подданство России со своими казаками и также получил отказ. Уже в 1652 году, когда притеснения со стороны Поляков до-стигли крайней степени, в Москву явился запорожский посланец Иван Искра с новой просьбой от гетмана и от всего Запорожского Войска, «чтобы Царское Величество пожаловал их, держал в своем, Царского Величества, милостивом жаловании». И на этот раз Царь Алексей Михайлович, по чувству строгой справедливости, согласился быть только посредником в примирении казаков с Поляками, не желая нарушать мира, заключенного еще его отцом – Царем Михаилом Федоровичем Романовым.

В апреле 1653 года он отправил к Королю Яну Казимиру посольство, во главе которого был князь Борис Александрович Репнин. Посланнику предписано было устроить дела казацкие особенно в отношении веры, и вместе с тем потребовать у Речи Посполитой объяснения, почему в государственных нападках польское правительство позволяет себе, вопреки договоров, изменять царский титул. Желание Государя окончить эго дело мирным образом было так велико, что послы получили полномочие оставить без дальнейших требований второй вопрос, если только польское правительство поручится за не нарушение старинных прав и преимуществ казаков, и не будет осуществлять гонение на православие.

Зная непрочность мирных союзов с Польшей, Государь Алексей Михайлович, в ожидании ответа от Речи Посполитой, принял нужные на случай войны меры. С 13 по 28 июня 1653 года за городом на Девичьем Поле он производил смотр своему двору (войску), стольникам, стряпчим, московским дворянам и жильцам со всей их службой.

По окончании смотра, приказал думному разрядному дьяку Семену Заборовскому сказать им воззвание, в котором изъявлено было царское благоволение за службу и верность. «Когда благоволит Бог, - сказано было в заключение речи, - по святому смотрению своему, воевать с противными, то будьте готовы с таким же тщанием и радостным усердием, в каком теперь нам себя оказываете, чтобы не мимо шло Христово повеление, в Евангелии начертанное: больше сея любви несть, да кто душу свою положит за други своя».

Предосторожности Царя оказались необходимыми. Возвратившееся из Польши посольство привезло неудовлетворительный ответ. Алексей Михайлович созвал в Грановитую Палату патриарха, архиереев, с постриженным духовенством, окольничих бояр, думных людей, свой двор, дьяков, иногородних боярских детей, торговцев и стрельцов. Собору предложены были на обсуждение поступки польского правительства в отношении России.

Главные пункты были следующие:
1) в противность мирных договоров Царя Михаила Федоровича и Короля Владислава, королевские грамоты и польские чиновники порубежных городов изменяли, при своих отношениях с русскими городами, титул как покойного Царя, так и сына его, Алексея Михайловича.
2) некоторые придавали Королю Владиславу титул Царя и многих государств Обладателя, за что Владиславом никакого удовлетворения не сделано.
3) в книгах, напечатанных при Яне Казимире в Польше и в Литве, дерзко отзывались о Царе Михаиле Феодоровиче, о патриархе Филарете и о самом Алексее Михайловиче.
4) Король Владислав назван в них, в противность мирного договора, избранным Великим Князем Московским.
5) несмотря на ходатайство послов, Речь Посполитая не только отказала в примирении с Казаками, но даже послала против Запорожского Войска армию в то время, когда послы еще не выехали из Польши.
6) на Брест-Литовском Сейме, Король и паны положили истребить Христиан восточного исповедания, живущих в Польше и Литве, разорить православный церкви, и совершенно искоренить Греческую Веру.

После этого Собору было объявлено, что гетман Хмельницкий вновь просит о принятии Казаков в подданство и о присылке вспомогательного отряда.

Все присутствовавшие на Соборе единогласно решили: воевать против Польского Короля и принять в подданство гетмана Хмельницкого с Казаками. Тогда Государь послал боярина Василия Васильевича Бутурлина для привода к верноподданнической присяге всех жителей запорожских городов. Казаки, в числе одиннадцати полков, с 167 городами и местами, с радостью присягнули «быть под государской самодержавной рукой, и с землями и городами навеки неотступными». За Казаками оставлены были все их старинные права и преимущества. Царь Алексей Михайлович, после молебна в Успенском Соборе, приказал, в своем присутствии, объявить Двору, что лично примет начальство над войском против Польского Короля, а 14 февраля при вторичном объявлении о том же, повелел обнародовать, что выступит из Москвы 14 мая 1654 года.

10 мая 1654 года Государь произвел, на Девичьем Поле, новый смотр войскам посотенно, и, поручив управление Москвой боярину князю Михаилу Петровичу Пронскому.

Утром 18 мая царские войска входили из Москвы, проходя через дворцовый двор, патриарх Никон кропил их святой водой из окна столовой комнаты дворца.

Успехи русских войск были быстры и блистательны. Воеводы, начальствовавшие отдельными отрядами, в короткое время овладели Дорогобужем, Невелем, Белым, Рославлем, Полоцком, и другими литовско-польскими городами.

5 июля 1654 года Царь Алексей Михайлович подступил к Смоленску и расположился в шатрах за две версты от него на Девичьей Горе. Здесь Государь получил известие, что отряд, посланный против гетмана Радзивилла к Орше, разбил польские войска. Столь же успешно действовал против неприятеля атаман Запорожцев Золотаренко. Кроме неоднократных поражений, нанесенных Полякам, он овладел Гомелем, Быховым, Пропойском, и затем соединился с царским войском под Смоленском.

Попытка 16 августа взят Смоленск приступом и не удалась. Однако Поляки сами предложили сдать город. Царь Алексей Михайлович двинулся со всей ратью от Девичьей Горы и остановился против Молоховских Ворот. Приняв от смоленского воеводы Казимира Обуховича поверженные знамена, 25 сентября Алексей Михайлович вступил в древний город Славян-Кривичей. Когда Литовцы вышли из Смоленска, Государь возвратился на прежнее место лагерного расположения войск.

На следующий день, перед царским станом напротив Молоховских Ворот была поставлена тафтяная церковь, во имя Воскресения Христова, освященная Казанским Митрополитом Корнилием. По окончании благодарственного молебна, Алексей Михайлович принимал поздравление с возвращением древнего достояния России, от бояр, окольничих, стольников и других чинов, приходивших с хлебом и солью, а потом угощал их, также сотенных голов своего полка и гетмана Золотаренку с товарищами, обедом в столовом шатре.

Так кончилась первая половина польской войны. 10 октября Царь Алексей Михайлович двинулся из-под Смоленска к Вязьме, куда из Москвы прибыла Царица. Здесь, по причине мора, свирепствовавшего в столице, они прожили до февраля.

В течение этого времени он получил известие о взятии Витебска боярином Шереметевым, деятельно занимался распоряжениями к новой кампании. 10 февраля Царь возвратился в Москву, а уже 11 марта снова отправился к Смоленску для продолжения военных действий.
Вторая половина кампании сопровождалась не менее блистательными успехами, как и первая. Она была ознаменована взятием Велижа, Минска, Вильна, Гродна, Ковно, Люблина, а также поражением гетманов Радзивилла и Гонсевского.

Посреди таких торжеств столкновение политических обстоятельств вовлекло Царя Алексея Михайловича в войну со Шведами. Карл X, преемник дочери Густава-Адольфа, Королевы Христины, негодуя на Яна Казимира за то, что он, как единственный потомок династии Густава- Вазы, стал титуловаться Королем Шведским, в 1665 году вторгнулся в Польшу и быстро завоевал все пространство по левому берегу Вислы, и овладел обеими столицами королевства – Варшавой и Краковым. Это случилось в то самое время, когда русские войска победоносно прошли всю Литву, когда Царь Алексей Михайлович был под Вильной, а гетман Богдан Хмельницкий находился с казаками в окрестностях Львова. Неудачное сражение Поляков со Шведами под Прагой (28–30 июля) лишило Яна Казимира всякой надежды на возвращение своего престола.

В таких критических обстоятельствах он обратился к великодушной помощи Русского Царя. 24–31 октября 1656 года, уполномоченные лица со стороны России и Польши заключили между собой в Вильно договор, сущностью которого было признание Алексея Михайловича Королем Польским, еще при жизни Яна Казимира. По смерти его, Россия и Польша должны были составлять одно государство.

Но еще прежде заключения этого договора, Царь Алексей Михайлович, после перемирия с Поляками, отказал шведским послам в возобновлении Столбовского Мира, отправил войско ъ Лифляндию, принадлежавшую в то время Шведам, а сам двинулся, через Полоцк к Риге, под стенами которой расположился с 90-тысячной ратью, кроме того 28 тысяч человек были приведены князем Яковом Куденетовичем Черкасским. Осада Риги началась в конце июля 1656 год, и с большим упорством продолжалась целый месяц. Но сильная вылазка осажденных, вследствие которой русские войска потерпели значительный урон, побудили Государя 5 октября оставить план овладения Ригой.

На обратном пути в Россию, в Полоцке Царь Алексей Михайлович принимал поздравления от игумена Богоявленского Монастыря, Игнатия Иовлевича, с избранием на престол Королевства Польского и Великого Княжества Литовского. В Смоленске к Государю явился гонец от польских послов Ян Корсак и в произнесенной речи, приветствовал его, Королем Польским и Великим Князем Литовским.

Действия Царя Алексея Михайловича в Лифляндии спасли Польшу, возвратив ей весь левый берег Вислы, кроме Кракова. Но едва миновала опасность, как сейм отказался утвердить виленский договор. Тогда Государь немедленно прекратил военные действия против Шведов, и 20 декабря 1659 года в Велисааре, на реке Нарове, на три года заключил перемирие, по прошествии которых 21 июня 1661 года был окончательный подписан мир в Кардисе (Кардисский мирный договор), согласно которого Россия отказалась от своих завоеваний в Лифляндии.

Началась новая война с Польшей, продолжавшаяся восемь лет. Она отличалась самым нерешительным характером, чему главной причиной были смуты, волновавшие в то время Украину, из-за которой и враждовали два государства. Приемник Хмельницкого – Виговский, изменил России, и на его место Царь назначил Юрия Хмельницкого. Когда же и этот оказался изменником – то был назначен гетман Яким Самка, затем Брюховецкий. Польша же в свою очередь, избрала гетманом сначала Тетерю, потом Петра Дорошенка. Во время этой разногетманщины, успехи в войне переходили то на одну, то на другую сторону. Поляки были победителями при Коногоне, Ляховицах, Чуднове, Глубоком, Путивле. Русские торжествовали при Переяславле, Мглине, Глухове, Батоге.

Нерешительный и медленный ход войны заставлял враждовавшие государства заключения мира. Ян Казимир первый заговорил о нем, потому что мятежи военных конфедерации довели Польшу до полного изнеможения. 3 января 1667 года в деревне Андруссове (Смоленской Губернии, при речке Городне) подписано было перемирие на тринадцать лет и шесть месяцев. Россия вернула себе Смоленск и Северское Княжество, Заднепровскую Украину и Киев, и возвратила Польше Полоцк, Витебск, Динабург, Люцин, Мариенгаузен и всю южную Ливонию. Запорожские Казаки должны были состоять под покровительством России и Польши.

По окончании войны с Польшей, Царь Алексей Михайлович принял следующий титул: Великий Царь и Великий князь, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец и многих государств и земель, восточных и западных и северных, Отчич и Дедич, и Наследник, и Государь, и Обладатель.

государственная печать алексея михайловича
На основании этого титула, была составлена государственная печать таким образом: орел двуглавый с распростертыми крыльями, и на нем три короны Царств Казанского, Астраханского и Сибирского. На правой стороне три града: Великая и Малая и Белая Россия; на левой стороне также три града: Восточный, Западный и Северный. Знак под орлом означал Отчича и Дедича. На персях изображение: Наследник. В когтях, скипетр и держава, как символ Милостивейшего Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя.

Как Король Ян Казимир чувствовал необходимость мира с Россией, так и Царь Алексей Михайлович был доволен окончанием войны, которая, истощая государство, казалась безысходной. Государственные Финансы сокращались, сказывался недостаток в серебреной монете, и надлежало заменить ее медными деньгами (копейками). Между тем серебреные рубли стали исчезали из обращения, а ценность копеек стала быстро упадать. От этого возникла дороговизна на первые потребности жизни. Царь Алексей Михайлович, узнав о последствиях новой Финансовой меры, поспешил, указом 11 июня 1663 года, прекратить чеканку медной монеты.

Патриарх Никон

Кроме истощения государственной казны, препятствовавшая успеху военных действий против Польши, другое, важнейшее обстоятельство, заставляло Государя желать мира: то было несогласные с патриархом Никоном.

Сын нижегородского крестьянина, Никон (в мире Никита) в молодых летах был поставлен в священники. Но по прошествии десяти лет, развелся с женой, убедил ее постричься, сам удалился в анзерский скит и здесь принял иноческий сан. В 1646 году Никон был поставлен в архимандриты в Московский Спасов Монастырь, что на Новом, и вскоре сделался известен Государю своими дарованиями и душевными достоинствами.

Алексей Михайлович повелел ему приезжать к себе каждую пятницу, любил беседовать с ним, и с удовольствием принимал его ходатайство за вдов, сирот, за всех бедных и притесняемых. Посвященный в Митрополиты Новгородские, Никон не переставал и в новом сане оправдывать к себе доверие Царя. Независимо от попечений о своей пастве, он по-прежнему был ходатаем за всех несчастных и строго наблюдал по данному ему царскому полномочию за исполнителями законов. Укрощением мятежа в Новгороде с опасностью собственной жизни, митрополит Никон приобрел новые права на доверие и любовь к себе Монарха. В 1652 году по кончине патриарха Иосифа – Никон был рукоположен в патриархи всея России.

Отправляясь в польский поход, Царь Алексей Михайлович поручил патриарху свою Фамилию и весь свой дом. Умный и деятельный архипастырь и при этом случае обнаружил свою преданность к Государю: лишь только в Москве появилось моровое поветрие, он убедил Царицу выехать со всем семейством сначала в Троице-Сергиеву Лавру, потом в Калязин Монастырь, а отсюда в Вязьму, где Царица и встретила своего царственного супруга, возвратившаяся из похода. Даже в самом прекращении язвы Никон принимал важное участие учреждением повсюду застав и разными благоразумными распоряжениями. К несчастью, оказавший столько заслуг Церкви и Государству, Никон с обширным умом соединил суровый до излишества нрав и неуступчивый характер. Взыскательным надзором за поступками царедворцев, строгостью укоризны и в особенности высокомерием, вооружил против себя многих недоброжелателей.

Первые несогласия Царя с патриархом произошли от недовольных бояр, старавшихся по-колебать сильное влияние святителя и ослабить доверенность к нему Государя. Маловажный случай послу жил началом делу, неожиданного окончания которого никто не предвидел. Никон, обидевшись не приглашением к торжественному царскому столу по случаю угощения Грузинского Царя Теймураза, самовольно сложил с себя свой сан и удалился в Воскресенский Монастырь, где по внушению оскорбленного самолюбия смело говорил про двор, про Царя и Царицу.

В 1661 году Государь созвал Собор для осуждения Никона и для избрания нового патриарха. Собор отозвался, что не может приступить к этому делу без восточных патриархов. Царь Алексей Михайлович, обнаруживший величайшую кротость и снисходительность, согласился на призвание в Москву двух вселенских патриархов, Паисия Александрийского и Maкария Антиохийского, для скорейшего решения вопроса о пределах власти царской и патриаршей. Торжественный собор, составленный из духовных и светских чинов, признав Никона виновным в оскорблении царской особы и в самовольных поступках, в 1666 году приговорил снять с патриарха сан и сослать его простым монахом в Белозерскую Ферапонтову Пустынь.

Дело о патриархе Никоне было причиной, что Царь Алексей Михайлович не мог отлучиться из Москвы и лично предводительствовать войском во вторую войну с Польшей, как это было в первую кампанию, ознаменованную рядом побед.

Волнения в Малороссии, по случаю обложения казаков податью, и ужасный мятеж, произведенный в юго-восточной половине России Стенькой Разиным, были также побудительными причинами, ускорившими пойти на перемирие с Польшей.

Внутреннее устройство государства

Несмотря на все неблагоприятные обстоятельства, неутомимый Государь Алексей Михайлович с величайшею настойчивостью продолжал главную задачу своего правления – органическое устройство государства.

Утвердив на прочном основании правосудие, он хотел распространить довольство между всеми своими подданными поощрением и покровительством торговли и промышленности:
многочисленные внутренние таможенный заставы в деревнях, на мостах и перевозах, были сняты;
отменены многие тарханный грамоты, на основании которых монастырские и боярские отчины пользовались большими льготами;
монополии Англичан в делах торговых положен предел;
в 1667 году издан торговый устав и заключены договоры с Англией, Голландией, Швецией, вольным городом Любеком, устранявшие влияние иностранной торговли в ущерб внутренней;
купцы беспрепятственно получали позволение выезжать в союзные государства;
в 1668 году для облегчения внутренних отношений, в России были учреждены первые регулярные почты.

Все эти постановления не оставались не остались без последствий: торговля оживилась, появились фабрики, заводы, началась разработка минеральных богатств России.

Царь Алексей Михайлович заботился также об улучшении сельского хозяйства в различных его отраслях. Во время первой польской войны несколько тысяч пленных шляхтичей, военных людей и крестьян были посланы в Россию для заселения пустопорожних мест, особенно по Каме и Волге. Государь принимал деятельный меры к водворению в России виноделия: в Астрахани были иностранные виноделы, которые, получая хорошее содержание, обязывались обучать своему ремеслу русских людей. Из числа таких учеников он приказал отправить одного или двух на Терек для выделки, в виде опыта, вина из терекского винограда, и доставить это вино в Москву. В Астрахани же, по указу Царя, армянские мастера выделывали шелк-сырец, и этого шелка прислано было в Москву тридцать девять гривенок или фунтов.

Вполне сознавая великую истину, что без народной нравственности напрасны были бы все усилия правительства к улучшению общественного благоденствия, Царь Алексей Михайлович не упустил из виду И этого предмета. Еще в первые годы своего царствования, он прекратил вольное курение вина и пива, и приказал открыть в городах и в многолюдных селах казенные кружечные дворы, из которых напитки продавались в определенном количестве и в известные сроки; в 1668 году уничтожил откуп на карты и кости в Сибири, а для недопущения роскоши между людьми небогатыми запретил покупку жемчуга, драгоценных камней, дорогих шелковых тканей и сукно.

Мысль о распространении благого просвещения не могла не занимать мудрого Государя. Царь Алексей Михайлович приказывал переводить для себя иностранные газеты и книги, повелел окольничему Федору Ртищеву, наставнику Царевича Алексея Алексеевича, учредить в Андреевском Монастыре училище, и охотно принимал в свою службу образованных иноземцев. Между другими он приглашал водвориться в России и ученого путешественника Адама Олеария, который был в Москве с голштинскими послами.

На устройство военных сил, особенно регулярной армии, Царь обращал постоянное внимание с самого своего вступления на престол, что доказывается изданием весьма полного, по тому времени, воинского устава, сам занимался учением рейтарским и солдатским, увеличил число стрельцов до 40 000 человек, и, подобно своему отцу, покровительствовал иноземных офицеров. По спискам того времени числилось: два генерала, сто полковников, многие подполковники, капитаны, поручики, знаменщики были из Немцев, Голландцев, Англичан и Шотландцев. Полковнику Траферту поручено было приискать в Голландии опытных инженеров. При осаде Риги было до 24 000 русских конных и пеших солдат, обученных немецкому строю. Алексей Михайлович думал даже основать на шведской границе, в Новгородском Уезде, род военных поселений, назначив в 1646 году в драгунскую службу целые погосты крестьян и бобылей, со всеми селами, деревнями и угодьями.

Алексей Михайлович положил начало и флоту, приказав строить купеческие суда в селе Деднове, для торговли с Персией. Первый корабль, построенный на дедновской верфи, назывался Орел, и весь его экипаж состоял из двадцати человек Голландцев, получавших значительное жалованье.

В начале января 1676 года Царь Алексей Михайлович почувствовал себя нездоровым. 28 января 1676 года приобщился Святых Таин, позвал супругу, детей и сестер, и приказал патриарху Иоакиму, в присутствии высших духовных и светских особ, вручить державу Царевичу Феодору, которого сам благословил на царство крестом с древом Господним. На следующий день 29 января, Царь отдал повеление освободить всех заключенных, простить казенные долги и заплатить из казны за содержавшихся по частным взысканиям.

В семь с половиной часов вечера, 29 января 1676 года, с субботы на воскресенье, деятельный и мудрый монарх окончил свое земное поприще на сорок седьмом году от рождения и на тридцать втором году своего благотворного царствования. Его прах покоится в Архангельском Соборе возле гроба Царевича Алексея Алексеевича.

Литература: "Российский царственной двор Романовых". С-Петербург. 1852 г.
Биографии