Стрелковое оружие
Вооружение
Авиация
Корабли
Календарь событий
История
Биографии
Публикации
Познавательное
Достопримечательности России
Первая помощь
Ордена и медали
Тесты
Какой сегодня праздник

Патриарх Никон и раскол в Русской Церкви


Никон был родом из Нижегородской области и происходил из простой крестьянской семьи. В детстве он показывал замечательные способности и легко научился грамоте у монахов соседнего монастыря. Тогда же полюбил он иноческую жизнь. Однако, по желанно родителей, не поступил в монахи, а принял сан священника и женился.

Несколько лет спустя Никон уговорил свою жену постричься в монахини, после чего и сам был пострижен. После пострижения он удалился сначала на Соловецкие острова, а потом в один из самых уединенных монастырей на р. Онеге, и здесь обратил на себя внимание всей братии строгостью своей жизни и благочестием.

Братия избрала Никона в игумены. Вскоре после того он должен был отправиться в Москву, его впервые увидел юный царь Алексей Михайлович. Никон понравился царю и по его желанию он был поставлен архимандритом в Новоспасский Московский монастырь. С тех пор Никон каждую неделю являлся во дворец для духовной беседы с царем. Вскоре после того Никон был поставлен в новгородские митрополиты, и еще раз обратил на себя особенное внимание государя той твердостью, которую выказал при усмирении мятежа, вспыхнувшего в Новгороде.

После смерти в 1652 году патриарха Иосифа царь пожелал возвести в патриархи Никона. Никон же исполнил желание царя только тогда, когда бояре и народ дали ему в Успенском соборе клятвенное обещание, что будут его почитать как отца и вполне предоставлять ему устройство «церковных дел».

Как глава Русской Церкви, Никон обратил внимание на одно из великих зол древнерусской жизни: на невежество духовенства и на крайнюю небрежность, с которой издавались церковные (богослужебные) книги.

Эти книги до половины XVI века были на Руси рукописные. Многие из писцов, занимавшиеся перепиской этих книг, были люди малограмотные, и потому внесли в переписанные ими книги множество грубых ошибок. Когда в 1552 году при Иоанне IV в Москве было введено книгопечатанье, то богослужебный книги стали печатать с ошибками.

Патриарх Никон приказал тщательно исправить все ошибки и описки в церковных книгах и стал строго следить за тем, чтобы неисправленные книги не распространялись в народе.

По приказание патриарха Никона заново-исправленные богослужебные книги были отпечатаны и разосланы по всем церквам и монастырям. При этом прежние печатные и рукописные книги всюду приказано было отбирать. Но многие люди восстали против этой меры. Одни утверждали, что в богослужебных книгах «нельзя исправить ни одной буквы, потому что по этим книгам в прежнее время молились и спасались многие святые». Другие же доказывали, что новые книги не исправлены, а испорчены Никоном. Дело дошло до того, что многие священники отказались служить по новым исправленным книгам и утверждали, будто Никон хочет ввести какую-то новую виру.

Никон, как человек твердый и суровый, стал строго наказывать тех, кто отказывался употреблять при богослужении и принимать исправленные книги. Тогда многие священники, иноки и миряне, упорствуя в своем заблуждении, отделились от Православной Церкви и заявили, что будут держаться старой веры, т. е. служить и учить по тем неисправленным книгам, которые на Руси существовали до Никона. Эти последователи старой веры стали называться староверами или раскольниками, т. е. отделившимися от Церкви.

Никон решился преследовать раскольников и стал понуждать их силой к общению с Церковью. Тогда они, избегая гонений и строгих взысканий, стали во множестве уходить в лесные дебри Севера и далекие пустыни Сибири и там селиться, устраивая свои особые скиты (или тайные обители).

С тех пор, от простого недоразумения, начался в Русской Церкви раскол, который, к величайшему сожаление, послужил поводом ко многим народным бедствиям и страданиям и до сих пор еще смущает умы многих русских людей, хотя дело исправления церковных книг, выполненное Никоном, было впоследствии одобрено всеми (даже и восточ­ными патриархами) и признано истинной и великой заслугой Никона, много потрудившегося на пользу Русской Церкви.
История России

Симеон Гордый без труда достал от хана ярлык на великокняжеский престол после смерти своего отца Иоанна Калиты. У Симеона не было детей и хан дал ярлык на правление брату его Иоанну. Его противником был князь Суздальский Константин Васильевич,

Симеон Гордый (1340 - 1353)

Александр Невский был сыном Великого князя Ярослава II. От природы он был одарен разумом, красотой и статностью, был обожаем в такой степени, что возбуждал удивление всех, кто его знал.Он был хорошо образован и от души любил православную веру. В

Великий Князь Александр Невский (1246 - 1264)

Святой благоверный князь Довмонт, в крещении Тимофей, был литовцем по происхождению. В 1265 году он переехал в Псков и принял православие. Местные жители избрали его своим князем. Князь Довмонт женился на Марии, внучке святого благоверного князя

Князь Довмонт

Когда умер Изяслав II, то на Киевский престол на короткое время вступил Ростислав Мстиславович Смоленский. Вскоре он потерял престол после неудачной войны с Изяславом III Давидовичем, который тоже не долго сидел в Киеве - на него уже шел Юрий

Юрий Долгорукий (1154 - 1157)

Самозванец Лжедмитрий I был сыном галицкого служилого человека – Григорий Отрепьев. В юности он побывал в разных местах Русской земли, а затем постригся в монахи и странствовал по разным обителям. Потом Григорий ушел в Литву, где и попал в руки

Смутное время на Руси

Первый поход против Казани был предпринят Иоанном IV зимою 1547 года, который кончился неудачно. При наступившей оттепели, многие пушки и пищали провалились на Волге под лед и много людей при этом погибло. Летом 1551 года, московское войско

Подготовка Иоанна Грозного к походу на Казань

Иоанн велел, чтобы из всех городов в Москву прислали избранных людей, от всех чинов и состояний для важного государственного дела. Они собрались в воскресный день после обедни. Царь вышел из Кремля с духовенством, с крестами, с боярами, с дружиной

Иоанн IV на лобном месте клянется перед народом

Историческое описание славянских народов и становление Русского государства от 500 лет до Рождества Христова до призвания Рюрика.

История становления Руси до призвания Рюрика

При Владимире Мономахе на Руси было спокойно. Внешние враги присмирели, дикие половцы не смели и показываться, удельные князья слушались и боялись его. Усобиц в княжеском роде было мало. Когда-же кто-либо из князей поднимал оружие, великий князь

Владимир Мономах (1113 - 1125)

После смерти Василия III, окончательно утвердившего самодержавие, остались два малолетних сына - Иоанн и Юрий. Вся Россия беспрекословно признала законным приемником великокняжеской власти трехлетнего Иоанна IV. По завещанию отца, Иоанн должен был

Детство Иоанна IV Грозного

После покорения Новгорода и присоединение уделов к Московскому государству, освобождение отечества от власти монголов являлось третьим великим делом Иоанна, ставшим примечательным тем, что он умел свергнуть иго силой ума, не ослабив своего

Война Иоанна III с ханом Ахматом - великое стояние на Угре

В 1472 году в судьбе Иоанна III произошло замечательное событие, заставившее все европейские государства обратить внимание на мало известную им Россию и ее государя. Папа Римский Павел II предложил ему через своего посла, грека, руку греческой

Брак Иоанна III с Софьей Палеолог
Новые публикации