Стрелковое оружие
Вооружение
Авиация
Корабли
Календарь событий
Спецслужбы
История
Биографии
Публикации
Познавательное
Достопримечательности России
Первая помощь
Ордена и медали
Тесты

История образования Киево-Печерской обители


В конце княжения Ярослава Мудрого вернулся на Русь, со святой Афонской горы, русский инок, по имени Антоний. Он был родом из Любеча Черниговской губернии. Антоний смолоду странствовать по святым местам, посетил Царьград с его святынями, а потом и обители святой Афонской горы. Здесь он постригся в монахи и поселился в пещере на Святой горе. Игумен, постригший Антония, видел его иноческие подвиги и однажды сказал ему:
— «Антоний! Иди обратно в Русь, и да будешь над тобою благословение св. горы Афонской! Знай, что ты соберешь около себя на Руси многих иноков!».

Антоний повиновался и вернулся в Киев и обошел все киевские монастыри, которых в это время было уже немало. Но в эти богатые обители Антоний не захотел вступить и предпочел удалиться в уединение и поселился в лесной глуши, на берегу Днепра, близ села Берестова. Здесь Антоний отыскал пещерку, ископанную Иларионом (первый из русских митрополитов) еще в то время, когда он был священником в селе Берестове. В эту пещерку Иларион любил удаляться на молитву... И не даром говорят: «место свято не будет пусто». Антоний раскопал, очистил, расширил пещерку Илариона и со слезами стал молить Бога: «Господи! Утверди меня на месте сем, и да будет на нем благословенье св. Горы и игумена, постригшего меня!»

Поселившись в пещере, Антоний стал поститься и молиться. Не долго оставался он в своей пещере одиноким. Стали приходить к Антонию другие отшельники, которые просили у него разрешения поселиться с ним, и стали тут же рядом копать себе пещеры.

Первым пришел Никон, вторым пришел Феодосий, главный сподвижник и помощник Антония по устроению той обители, которая начинала разрастаться около Антониевой пещеры.

Вскоре братия умножилась и иноки уже могли общими «силами ископать особую большую пещеру, в которой устроили церковь и стали отправлять богослужение. Антонио показалось тесно и шумно среди собравшейся к нему братий. Он поставил на свое место игуменом инока Варлаама, а сам удалился на соседнюю гору. Там он ископал себе отдельную пещеру и затворился в ней.
Но Варлаам не долго пробыл игуменом Антониева монастыря. Он перешел на игуменство в другой киевский монастырь, и тогда братья, по желанно и благословенно Антония, избрала в игумены Феодосия.

Феодосий был родом из г. Василева Киевской области, но большую часть детства и отрочества своего он провел в Курске, где жили его родители. С самого раннего детства Феодосий чувствовал непреодолимое стремление к иночеству, к смирению и уничижению и, еще будучи юношей, ушел из Курска в Киев, где и постригся в обители у Антония. Антоний его полюбил и отличал между всеми остальными иноками, так как Феодосий подавал всей братии пример смирения, поста и изнурения тела постоянным трудом.

В первое время игуменства Феодосия жизнь иноков была тесная и скудная – ели они только хлеб с водой, а по субботам и воскресеньям варили себе чечевицу, если же не было чечевицы, то питались какою-нибудь зеленью.

Эту скудную пищу зарабатывали они трудами рук своих: плели обувь и шапки, которые носили в город на продажу.

На деньги, выручаемые от продажи этих изделий, иноки покупали себе зерно, которое разделяли между собой на равные доли. Каждый инок должен был ночью смолоть свою долю зерна на ручной мельнице и затем идти к заутрене. Между заутреней и обедней каждый занимался своим делом: кто плетением, кто обработкой огорода, кто носил воду и рубил дрова на всю обитель. Отдых разрешался всем только от полудня до вечерни.

После вечерни иноки опять трудились или молились в своих пещерах. Но больше всех трудился и усерднее всех молился сам игумен Феодосий, который всегда успевал выполнить свою работу раньше остальных и спешил приняться за другое дело. Подавая пример труда и смирения всем, он постоянно твердил каждому: «Кто из вас хочет быть старшим, тот пусть будет ниже всех и всем слуга».

Благодаря таким непрестанным трудам и заботам Феодосия, обитель все возрастала. Братия стекалась отовсюду к Антонию и Феодосию, и в пещерах скоро стало уже так тесно, что игумен задумал заложить храм и келии для иноков на горе, над пещерами. Братия, вместе с игуменом Феодосием пошла к Антонию и сказала ему: «Отче! Братии стало больше прежнего. Хотим поставить монастырь».

«Благословен Бог!» —отвечал Антоний: «Да будет с вами молитва Св. Богородицы и отцов св. Горы Афонской».

И затем Антоний послал сказать князю Изяславу Ярославичу:
— «Бог умножает братию в обители нашей; а места у нас мало. Отдай нам ту гору, что над пещерами».

Изяслав исполнил желание Антония и отдал гору инокам, Феодосий же немедля построил на горе церковь и келии для иноков и все эти здания обнес крепкой оградой. В 1062 году новая церковь была освящена и братия перешла на житье в монастырь, который и стал с той поры именоваться Печерским.

Видя быстрое возрастание обители, Феодосий озаботился о том, чтобы дать ей строгий устав иноческого житья. С этою целью он отправил инока Ефрема в Царьград, где в то время особенно славилась строгостью своего устава обитель святого Феодора Студита. Ефрем прожил в этом монастыре некоторое время и вывез оттуда в Печерский монастырь полный список Студитского устава. Этот устав предписывал инокам общежитие, т. е. все они должны были жить на общий счет, не иметь частного имущества и питаться за общим столом в монастырской трапезе. Сверх того, устав определял все монастырские должности и каждому из иноков указывал, что он должен делать в течение дня и какие исполнять обязанности.

Точно также уставом определялись порядок церковных служб в обители, церковное пение, чтение, стояние, поклоны и прочие подробности иноческого быта. При этом, устав не дозволял ничего начинать в обители без благословения игумена. Нельзя было в церковь сзывать иноков, печь хлеб, работать в огороде, не испросив на то благословения игумена. И Феодосий так строго придерживался этого устава – если повар в монастырской поварне начинал приготовлять пищу без благословения, то Феодосий приказывал тушить очаг и лишал братию пищи, а на повара накладывал епитимию (духовное наказание). Если, обходя келии иноков, находил в них лишнюю одежду или пищу, воспрещаемую уставом, то все приказывал немедля бросить в огонь, а провинившемуся брату давал наставление.

Строго относился Феодосий к инокам, но строже всех относился он к самому себе. Никто из братий никогда не видал игумена праздным. Работая более всех днем, он целые ночи простаивал на молитве. Немногие часы, свободные от церковной службы и других трудов, Феодосий любил проводить со своим другом, иноком Никоном (Великим). Никон в эти часы сшивал и переплетал рукописи, а Феодосий сидел подле него, прял нити для переплета и тихим голосом пел церковные песнопения.

Киево-Печерская Лавра
Так как в Печерскую обитель, во время игуменства Феодосия, стали стекаться богатые вклады золотом, серебром и всяким имуществом, то Феодосий задумал на эти средства воздвигнуть в обители большой каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и начал эту постройку по благословению Антония. Для такого великого дела Феодосий вызвал мастеров из Греции и сам первый в 1073 году начал рыть землю под основание храма. Затем он ежедневно трудился вместе с братией при постройке храма, помогая мастерам. Но силы уже начинали изменять ему.

Почувствовав приближение кончины, Феодосий просил братию подумать, кого они изберут после него игуменом. Братия избрала Стефана, и Феодосий, благословляя его, завещал ему:
«Чадо! Предаю тебе монастырь: охраняй его, не нарушай предания и не изменяй устава монастырского».

3 мая 1074 года Феодосий тихо скончался и был погребен в одной из пещер, служивших прежде кельями для иноков. Незадолго до него скончался и Антоний. Церковь причислила этих двух великих подвижников к лику Святых и празднует память Антония — 10 июля, а память Феодосия — 3 мая.

После кончины Феодосия и Антония, основанная ими обитель, продолжала процветать и к ней с великим уважением стали приходить на богомолье все Русские люди, начиная от старших князей и до последнего простолюдина.

Со всей Русской земли стали сюда стекаться богомольцы на поклонение мощам святых угодников, которые прославились своими подвигами в стенах обители. Города Русской земли спешили приглашать к себе иноков Киево-Печерских в епископы и поручали им в управление свои церкви и монастыри.

По образцу Печерской обители, во всех концах Русской земли стали возникать монастыри с таким же строгим уставом, и братия этих монастырей во всем старалась подражать печерским инокам, которые не жалели ни трудов, ни сил на духовные подвиги. В стенах Печерской обители эти подвиги сохранялись в памяти иноков, в виде живых рассказов и преданий, которые впоследствии были записаны в назидание потомству, и составили большую книгу, известную под названием Патерика Печерского (сборник жития отцов Печерской обители).

«Иллюстрированные рассказы из отечественной истории с портретами и картинами в тексте для начальных школ». С.-Петербург. 1908г. 
История России