Республика Карелия — это субъект Российской Федерации, расположенный на северо-западе страны. Она входит в состав Северо-Западного федерального округа и является частью Северного экономического района. Административным центром Карелии является
город Петрозаводск.
В Республике Карелия расположено более 61 тысячи озёр. По их количеству регион уверенно занимает первое место не только в России, но и в мире.
Озера Карелии очень разнообразны по своим размерам: от небольших «ламбушек» до крупнейших в Европе — Ладожского и Онежского. Они также являются самыми глубокими в регионе: максимальная глубина Ладожского озера составляет 230 метров, а Онежского — 127 метров.
В Карелии протекает 27,6 тысяч рек, общая длина которых составляет 83 тысячи километров. Большинство рек небольшие, их длина не превышает 10 километров. Однако есть и более крупные реки, длина которых составляет более 100 километров.
Среди самых длинных рек Карелии можно выделить Суна — 280 километров, Ковда — 233 километра, Шуя — 194 километра, Кемь — 191 километр.
В Карелии болота и заболоченные леса покрывают треть территории. Эти места обладают уникальными свойствами, сочетая в себе черты как суши, так и водоёмов. Здесь можно встретить зарастающие озёра со стоячей водой.
Таким образом, половину территории Карелии занимает водная среда, которая является «живой». В воде обитает больше живых существ, чем в лесу, и они успешно адаптировались к этой среде. Многие насекомые, такие как стрекозы, ручейники и комары, начинают свой жизненный цикл именно в воде.
В озёрах Карелии можно встретить около 70 видов рыб. Кулики, куропатки, цапли и лебеди строят свои гнёзда на болотах. Бобры строят плотины на реках, а выдры, норки и утиные птицы обитают в воде.
Карелия славится своими лесами и водоёмами. Помимо рек и озёр, на территории края есть и море — Белое море. Это внутреннее море России, его площадь составляет около 90 тысяч квадратных километров. По размеру оно уступает только Азовскому морю среди российских морей.
В древности Белое море называли Северным или Студёным Морем — Акияном. В море обитает множество видов живых организмов: водоросли, рыбы, морские ежи и морские звёзды, крупные моллюски с причудливыми раковинами и даже кораллы. Здесь можно встретить как водных, так и полуводных обитателей, включая многочисленных птиц и крупных морских млекопитающих.
Жизнь в Белом море зависит от приливов и отливов. Растения и животные приспособились к условиям, которые меняются вместе с уровнем воды. Они могут выдерживать осушение, перепады температур и солёности, а также сильный солнечный свет. Каждый вид занимает свою зону обитания: одни живут на берегу или на суше во время отлива (литорали), другие — в толще воды на небольшой глубине, а третьи — на самом дне. Некоторые виды зависят от течений, а другие способны активно передвигаться в воде.
Крайний север. Карелия в эпоху Средневековья, IX–XVII века.
Первые упоминания о «Кирьялаланде», или «Стране кирьялы», в скандинавских сагах относятся к IX веку. В то время на территории Ладожского побережья и Межозерья жили предки современных карел и вепсов — древние племена «корела» и «весь».
Корела Весь и их соседи. Расселение племен в начале II века Сокровища летописной Веси (её Приладожской ветви) были обнаружены в раннесредневековых погребальных памятниках — курганах в юго-восточном Приладожье.
Археологические находки являются ярким свидетельством развитых торговых связей населения с Ладогой, а затем и Новгородом. Они также говорят о взаимной обогащающей культурной интеграции славянского, скандинавского и финно-угорского мира.
Население, оставившее курганы X-XIII веков в юго-восточном Приладожье и северном районе Прионежья, в основном было прибалтийско-финского происхождения. Позже к нему присоединились славяне и, в меньшей степени, скандинавы. В результате исторических процессов это население совместно с корелой участвовало в этногенезе современных вепсов и карел.
В VIII–IX веках территория Приладожья стала местом встречи двух миров — славянского и скандинавского. В этот период восточные славяне продолжали своё движение на север, а для скандинавов открылись пути к богатым южным городам и рынкам. Это привело к столкновению интересов и зарождению государственности в Балтийско-Ладожском регионе.
В эпоху викингов (IX–X век) возникло политическое объединение славян, скандинавов и финно-угорских племён. В «Повести временных лет» говорится, что весь была одним из племён, объединённых в конце IX века варяжским конунгом Рюриком в Древнерусское государство со столицей в Ладоге, а затем в Новгороде.
Эпоха крестовых походов XII - XIV век и Ореховецкий мир 1323 год. В период распространения христианства к территориальным и экономическим противоречиям добавились религиозные споры. Началась эпоха крестовых походов (вторая половина XI — XIV века). Соперничество Швеции и Новгорода приобрело характер непримиримой борьбы между католической и православной цивилизациями. Ареной противостояния оставались приладожские земли, где находилась Корела.
Костюмы мужчины и женщины племени Корела XII-XIV век. Мастер: Н. Денисова. Корела была вовлечена в орбиту интересов крупных держав и недолго оставалась независимой. Ореховецкий мирный договор 1323 года не остановил притязаний шведов, но разделил исконные карельские территории границей и окончательно включил Корельскую землю в состав Новгородского государства. В состоянии многовековой войны вырастало самосознание народа, укреплялись традиции и складывалась самобытная культура.
После уничтожения Новгородской боярской республики в 1478 году Карелия вошла в состав Московского государства. Швеция продолжала свои усилия по завоеванию карельских территорий вплоть до Беломорского побережья. Выросло значение Соловецкого монастыря, который стал крупнейшим духовным центром и форпостом на севере России.
Иностранная интервенция в Карелии в начале XVII века О героической борьбе карельского народа против завоевателей в конце XVI — начале XVII века сохранилась память в народных преданиях. Однако ослабление Российского государства в период смутного времени привело к невыгодному переделу границ.
Противостояние двух мечей на гербе шведской Карелии символично. Этот герб отражает многовековую борьбу России и Швеции за карельские территории.
По Выборгскому договору 1609 года, достигнутому в «смутное время», передача Корельского уезда Швеции произошла только военным путём к февралю 1611 года из-за сопротивления населения.
Олонецкая крепость в 1672 г. Макет Активно противостояли неприятелю и жители северных погостов (административно-территориальных образований), отстоявшие свою независимость в период иностранной интервенции начала XVII века. Однако подписанный в Столбово мирный договор 1617 года окончательно закрепил Корельский уезд за Швецией и определил новую границу, просуществовавшую более ста лет.
С 1649 года центром Карелии стал укреплённый город Олонец.
Карелия в IX - XI веках
В период с IX по XI века в эпоху викингов торговля между Западной Европой и арабо-византийским миром была очень активной. Скандинавы и славяне выступали в роли посредников, вовлекая население северных территорий в систему торгового обмена.
Эпоха Викингов. На Пути из Варяг в Греки. Границы государств к середине XI века Одним из важнейших предметов торгового обмена была пушнина, добываемая жителями края. Кроме того, она служила средством выплаты дани. В поисках ценного меха древнекарельское и славянское население осваивало новые охотничьи угодья на севере.
Не позднее 753 года в низовьях реки Волхов, на перекрёстке великих водных путей «из варяг в греки и арабы», возникло торжище Ладога. В IX-X веках город Ладога превратился в крупный торгово-ремесленный центр, где проживали славяне, скандинавы и финно-угры. Именно в Ладогу в 862 году был призван на княжение варяжский конунг Рюрик, который объединил земли Древней Руси в новое государство. «Повесть временных лет» упоминает весь среди других племён, стоявших у истоков зарождения древнерусской государственности.
Каменная летопись Археология Карелии
Первые группы охотников на северных оленей пришли на территорию Карелии с юга вскоре после того, как растаял ледник — примерно 10 тысяч лет назад. По мере потепления климата людей становилось больше, и они начали создавать постоянные поселения.
В эпоху камня, которая длилась семь тысяч лет, человек научился обрабатывать камень и органические материалы, изготавливать керамику и металлы. Он разработал наиболее эффективные способы адаптации к суровым природным условиям Севера.
Наконечники копий, кремень Каменные орудия часто остаются единственными свидетельствами человеческой деятельности того времени. В Карелии древние мастера успешно использовали местные горные породы, такие как сланец, кварц и лидит. Кремень же они получали в результате обмена с соседними территориями.
Наконечники стрел, кремень Во второй половине V тысячелетия до нашей эры население Северной Европы освоило искусство изготовления керамики. Одними из самых древних типов керамики в Карелии считаются гребенчатая и сперрингс. Применение керамической посуды для хранения и приготовления пищи внесло значительный вклад в улучшение условий жизни древних общин, способствуя их стабильности и устойчивости.
Сосуд ямочно-гребенчатого типа С IV тысячелетия до нашей эры на севере Европы люди уже умели обрабатывать медь методом холодной ковки. Однако, несмотря на появление медных орудий, они не вытеснили каменные инструменты. И только во II тысячелетии до нашей эры человек научился плавить бронзу.
До эпохи Средневековья люди в основном занимались охотой и рыболовством.
За последние 50 лет археологи обнаружили и частично изучили более трёх тысяч поселений, могильников, стоянок-мастерских и святилищ каменного века. Некоторые из этих находок стали известны во всём мире.
Один из самых заметных памятников на севере Европы — Оленеостровский могильник, расположенный на Онежском озере. Его исследовали в 1930-х годах. В ходе раскопок было найдено 177 захоронений эпохи мезолита. В могилах сохранились останки людей, орудия для охоты и украшения из камня, кости и рога.
Фрагмент скалы с петроглифическими изображениями. Онежское озеро В Юго-Западном Беломорье, на реке Выг и на восточном берегу Онежского озера, были обнаружены уникальные памятники наскального искусства древности — петроглифы. Эти древние наскальные изображения относятся к периоду неолита и энеолита.
Петроглифы - наскальные изображения - располагаются в Карелии двумя большими скоплениями: на восточном побережье Онежского озера и на реке Выг около Белого моря. Онежские петроглифы — это наскальные изображения, которые находятся на прибрежных скалах гранитных мысов. Они представляют собой 22 отдельные группы изображений, общее количество которых превышает 1100.
Также существуют наскальные изображения Белого моря, которые находятся на древних островах и включают около 2000 фигур, разделённых на 4 группы.
Древний человек изображал на скалах различных водоплавающих птиц, лесных и морских животных, а также антропоморфные фигуры, лодки и даже сюжетные сцены. Размеры изображений варьируются от 10 см до 2-4 метров.
Время создания петроглифов Карелии относится к IV-II тысячелетию до нашей эры.
Петроглифы иллюстрируют различные аспекты духовной и повседневной жизни древних жителей Карелии. Они представляют собой настоящие «полотна», высеченные на скалах.
Помимо петроглифов, на морском побережье и в тайге можно найти и другие монументальные археологические памятники, такие как лабиринты и сейды. Они свидетельствуют о существовании в древней Карелии пока ещё малоизученного культа священных камней.
Природные особенности Карелии Таежный край
Растительный и животный мир в Карелии начал формироваться около 15-9,5 тысяч лет назад, когда территория постепенно освобождалась от последнего Валдайского оледенения. Виды переселялись с прилегающих территорий, расположенных на юго-востоке и юге.
Болотная железная руда Примерно 2,5 тысячи лет назад, в начале субатлантического периода, растительный покров и фауна приобрели вид, близкий к современному.
Карелия находится в северо- и среднетаежных подзонах лесной зоны. Граница между ними проходит немного севернее широты города Медвежьегорска.
Озерная железная руда Почти треть территории Карелии занимают болота разных типов. Они образовались в результате зарастания мелководных водоемов, которые появились после отступления ледника.
Почвы сформировались в условиях холодного и влажного климата на водно-ледниковых отложениях. К ним относятся пески, супеси, глины и суглинки. Почвы характеризуются повышенной кислотностью, низким содержанием питательных элементов и естественным плодородием, а также каменистостью.
Природные особенности Карелии
Четвертичный период — самый молодой из геологических периодов, который начался 1,67 миллиона лет назад и продолжается по сей день. За это время Европа пережила четыре ледниковые эпохи, сменяемые периодами межледниковья.
Валдайское оледенение было последним крупным ледниковым периодом на территории Европы. Ледниками была покрыта площадь около 3 миллионов квадратных километров. Толщина ледникового покрова достигала 3 километров. Центр оледенения находился в северной части Скандинавских гор.
Таяние ледника началось около 15-14 тысяч лет назад в результате потепления климата. Процесс таяния начался с юго-востока. Примерно 9,5 тысяч лет назад территория Карелии освободилась ото льда.
Валдайское оледенение значительно изменило рельеф Карелии. Ледник сгладил скальные породы, перекрыв их рыхлыми отложениями толщиной от 3 до 20 метров. В результате сформировался современный ландшафт региона, характеризующийся такими ледниковыми формами рельефа, как бараньи лбы, курчавые скалы, озы, камы и другие.
После того как лёд растаял, Восточная Фенноскандия начала медленно подниматься. Следы этого процесса можно увидеть в виде береговых валов и террас.
В послеледниковый период сформировалась современная водная система. На территории Республики Карелия насчитывается 26,7 тысяч рек и более 61 тысячи озёр, включая крупнейшие в Европе — Ладожское и Онежское.
Фрагменты бивня и зуба мамонта С потеплением климата тундровая растительность сменилась таёжной, а южнее — широколиственными лесами. Мамонтовая фауна, распространённая от Крайнего Севера до Закавказья, исчезла в начале послеледникового времени.
Карелия находится на юго-востоке Фенноскандинавского щита. Здесь земная кора имеет мощность 30–40 километров и состоит из двух слоёв: базальтового и диорито-гранитного. Эти слои сформировались ещё в криптозойскую эру — самый ранний этап геологической истории Земли.
В докембрии, который охватывает архейскую и протерозойскую эры (4,5–0,5 миллиарда лет назад), на территории Карелии существовали моря. В этих морях уже появилась жизнь в виде сообществ цианобактерий, о чём свидетельствуют строматолиты — плотные слоистые минеральные образования, найденные в толщах известняков и доломитов.
Вулканический центра в поселке Гирвас Горообразовательные процессы сопровождались вулканической деятельностью, которая продолжалась с 3,4 до 1,65 миллиарда лет назад.
Древний вулканический центр можно увидеть в районе посёлка Гирвас. К концу докембрийского периода сформировались древние горные породы, и произошла окончательная стабилизация земной коры.
Фанерозойский этап, включающий палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры, начался примерно 540 миллионов лет назад. В палеозойскую эру территория была сушей, на которой происходили процессы разрушения горных пород.
Аметист. Онежское озеро. о. Волкостров Палеозойское море, занимавшее пространство нынешней Русской равнины, периодически наступало и отступало на юге территории, доходя до широты современных городов
Петрозаводска и Олонца.
Агат. Онежское озеро Отложений мезозойской и кайнозойской эр (за исключением четвертичного периода) на территории Карелии не обнаружено. Геологи предполагают, что в это время происходили тектонические движения блоков земной коры. Некоторые участки поверхности поднимались, образуя горы, и на них начинались процессы эрозии. Другие участки опускались и заполнялись водой. В результате образовались крупные водоёмы, такие как Белое море, Ладожское и Онежское озёра.
Карелия в XV-XVI веках
В преддверии падения независимости Новгорода в 1478 году, когда земли Новгорода перешли под власть московского великого князя, землевладельцы начали передавать свои карельские вотчины и наделы во владение монастырям. Так была заложена основа для крупного монастырского землевладения.
Политика приобретения земель и угодий путём покупки, залога за долги, а также пожертвований от частных лиц и государства привела к росту экономического влияния монастырей и зависимости от них местного населения.
В середине XVI века начинается новая волна шведской экспансии на северные границы России. Государство принимает меры по укреплению обороноспособности северных территорий. Так, Соловецкий монастырь превращается в крепость, за его каменными стенами организуется гарнизон с арсеналом огнестрельного оружия.
Карта Северное порубежье. Карелия в конце XVi века На протяжении столетия монастырь играл важную роль в охране северных границ и защите населения от вражеских набегов.
В 1429 году Зосима, Герман и Савватий основали Соловецкий монастырь. К XVI веку он стал крупнейшим вотчинником, обладавшим обширными землями и угодьями. Вместе с ростом владений росло и духовное влияние монастыря.
Икона Зосима и Савватий Соловецкие с изображением Соловецкого монастыря XIX век Своим расцветом Соловецкий монастырь обязан игумену Филиппу (Федору Колычеву), который стал настоятелем в 1548 году. При нем в деятельности монастыря произошли важные изменения: началось строительство каменных соборов и крепости.
Традиционные занятия народов Карелии в XIX — первой трети XX веков
С давних времён жизнь крестьян на Севере была основана на натуральном хозяйстве, которое обеспечивало их всем необходимым для жизни. В условиях сурового северного климата это требовало тяжёлого и постоянного труда.
Всё — от еды и одежды до дома и утвари — создавалось самими людьми и передавалось из поколения в поколение внутри семьи. Однако, помимо этого, крестьянам также приходилось зарабатывать деньги, чтобы купить хлеб и другие необходимые товары. Поэтому они активно занимались промыслами, такими как рыболовство, охота, земледелие и скотоводство.
В Карелии, например, на юге животноводство и сельское хозяйство были более развиты, чем на севере, где из-за суровых природных условий люди старались прокормиться в основном за счёт рыболовства и охоты.
За многие столетия сложился хозяйственный календарь, в котором для каждого сезона были свои занятия. Весной ловили рыбу, вывозили из леса дрова, пахали и удобряли поля, сеяли хлеб. Летом делали подсеку для будущего поля, заготовляли сено для скота, собирали урожай, грибы и ягоды. Осенью молотили зерно, сеяли озимые хлеба, ловили рыбу неводами, охотились на куницу и белку, женщины пряли и ткали. Зимой вывозили заготовленное сено с лесных полян, охотились на крупных зверей, занимались подледным ловом рыбы, работали в лесу, запасая дрова.
Успешное ведение хозяйства было возможно только при наличии большой семьи, где под одной крышей жили несколько поколений. Важной особенностью натурального хозяйства было то, что человек не использовал природные ресурсы больше, чем это было необходимо. Крестьянское хозяйство способствовало сохранению природного баланса лесных запасов и разнообразия видов животных.
На Севере традиции православия мирно сосуществовали с языческими представлениями о силах природы. Все свои действия в хозяйстве человек совершал, руководствуясь многочисленными запретами и правилами, пришедшими из глубины веков. Эта промысловая и хозяйственная магия сопровождала крестьянина на протяжении всей жизни и передавалась детям по наследству.
Водные промыслы: рыболовство на озёрах и реках
С древних времён освоение северных земель происходило вдоль рек и озёр.
Лодка-долбленка Рыбаки использовали различные типы лодок: сшитые из досок или выдолбленные из дерева. Рыболовство обеспечивало людей полезной и здоровой пищей, спасая от голода в неурожайные годы. Промысел имеет тысячелетние традиции, и за это время местное население накопило большой опыт в создании разнообразных орудий лова. От простых удочек, которыми пользовались дети, до многометровых неводов, которые использовали артели из 8 человек — каждый вид рыбы требовал своих сетей и ловушек.
Лодка-волокуша «кережа» для транспортировки снаряжения по снегу и льду. Конец XIX — начало XX века Сетные орудия лова использовались круглый год: на открытой воде летом и при подлёдном лове зимой. Осенью по ночам рыбу ловили древним способом — лучили (били) её острогой при свете огня, горевшего на носу лодки.
Ёла рыболовная - поморская лодка с парусом. Модель. Автор: А.Е. Еремеев Для изготовления снастей и ловушек повсеместно использовались конопляная нить, береста, древесина, ивовый прут и камень — то, что в изобилии окружало человека. При изготовлении сетей сетевязам (специалистам по плетению сетей) было запрещено разговаривать и шуметь. По поверьям рыбаков, любой шум мог распугать рыбу и потревожить водяного.
В воображении крестьянина любой водоём населялся духами-хозяевами — водяными. Для лучшего улова следовало придерживаться строгих правил поведения: не шуметь, приносить жертву водяникам. При этом вера в языческих духов сопровождалась следованием православным традициям. Покровителем рыбаков считался святой Пётр.
Добыча жемчугаОдним из промыслов, связанных с водоёмами, было добывание жемчуга из раковин пресноводной жемчужницы. Эти моллюски обитают в реках Европейского Севера.
Жемчужина формируется вокруг песчинки, которая попадает внутрь раковины. Со временем моллюск обволакивает песчинку слоями перламутра. Речной жемчуг может быть разного размера — от мелких зёрен до горошин диаметром 10–14 миллиметров.
Ловцы жемчуга добывали раковины со дна рек с помощью плотов и специальных щипцов. Крупный жемчуг скупали торговцы и перепродавали в столице, а мелкий использовали крестьянки при изготовлении праздничных головных уборов. Особенно славились каргопольские кокошники с обильным жемчужным декором.
Из-за активной добычи жемчуга многие популяции этих моллюсков были практически уничтожены к первой трети XX века. В XX веке на сокращение популяции повлияли сплав леса, загрязнение воды, строительство ГЭС и вылов лососевых рыб, от которых зависит размножение жемчужницы. Однако в настоящее время самая большая популяция жемчужниц сохранилась на реке Варзуге на Кольском полуострове.
Морской рыболовецкий и зверобойный промыселДо 1920 года северные территории современной Республики Карелии входили в состав Кемского уезда Архангельской губернии. На западе этих земель жили карелы, а на востоке, у Белого моря, находился Карельский и Поморский берега.
Основную часть населения здесь составляли поморы — русскоязычная группа со своими особенностями хозяйства, отличавшими их от соседей. Главными занятиями поморов были рыболовство, судостроение и торговое мореплавание.
Чтобы заниматься промысловой ловлей трески и сельди, охотой на морских зверей (моржей, нерп, тюленей, белух), поморы уходили за сотни километров от дома и жили в промысловых избушках, которые называли становыми. Отличительной особенностью жизни рыбаков была сплочённая мужская община, объединявшая в артель мужчин всех возрастов — от подростков до стариков.
Именно морские промыслы стали причиной того, что поморы активно развивали и совершенствовали судостроение, навигацию и навыки мореходства. Они использовали множество типов морских судов, которые производились на беломорских судоверфях. Для плавания по Белому и Баренцевому морям поморы использовали знания, передававшиеся из поколения в поколение в семьях. В XIX веке эти знания были применены при составлении карт северных морей, а в XX веке — при создании чертежей судов, приспособленных к условиям плавания в Арктике.
ПастушествоСкот выпасали в лесу, окружающем деревню. Иногда коров отвозили на острова, куда хозяйки дважды в день приезжали подоить. Весной коров выпускали на пастбище, проводили обряд «отпуска» для их здоровья и целостности. В этом помогали местные колдуны, пастух и священник.
Пастухами обычно были люди из других мест. Деревня нанимала его на всё лето и платила за работу. Ночевал он по очереди у каждого из хозяев. Утром он трижды трубил в трубу, призывая хозяек доить коров и выгнать их на околицу. Вечером он собирал коров, чтобы отвести обратно в деревню.
Пастух заключал договор с лешим, делал ему подарки, чтобы тот оберегал скот от диких животных и несчастных случаев.
Чтобы магическая сила пастуха, которая защищала скот, не ослабевала, ему нельзя было есть ягоды с куста, рубить деревья, здороваться с людьми за руку, убивать змей, спать под деревьями.
В Северной Карелии также разводили оленей для перевозки грузов. Хозяева клеймили их уши и выпускали в лес без присмотра.
Земледелие и обработка землиВ Карелии крестьянам приходилось осваивать земли под пашни в суровых условиях. До 1920-х годов местное население использовало подсечно-огневой способ земледелия: выбирали участок молодого леса, вырубали и сжигали деревья, устанавливали изгородь, рыхлили почву самодельной сохой и засевали. Первый урожай на таком поле давал хлеба в 20-30 раз больше, чем было посеяно. Однако на третий год почва истощалась, и крестьянам приходилось искать новое место.
Рассоха - часть сохи, орудия для вспашки земли. Начало XX века С XVIII века начало распространяться трёхполье, при котором две части поля засевались озимыми и яровыми, а третья отдыхала. Яровые сажали весной и собирали к осени, а озимые — в конце лета и собирали на следующий год. В более тёплых местах кроме ржи, ячменя, овса, репы, гороха, льна, конопли и пшеницы выращивали картофель. В зажиточных хозяйствах в начале XX века стали применять железную борону и плуг с железным лемехом, который переворачивал пласт земли, в отличие от сохи, которая отваливала его в сторону.
СенокосВ крестьянском хозяйстве домашний скот держали прежде всего для того, чтобы использовать навоз в качестве удобрения для полей. В Карелии разводили невысоких, но быстрых лошадей, комолых (безрогих) коров и овец. Свиней держали только на юге Карелии, но их мясо не употребляли в пищу, используя только щетину.
Заготовку сена для скота проводили в течение одного-двух летних месяцев. В сенокосе участвовала вся семья, работая с раннего утра до вечера. Из-за недостатка полей сено косили на лесных полянах с помощью кос-горбуш, которые были приспособлены для окашивания камней и деревьев.
Русское население Карелии отбивало косы вручную, а карелы точили их на специальных точильных станках. Для затачивания могли использовать деревянную лопатку с засечками, которую смачивали водой и посыпали песком. Скошенную траву высушивали, переворачивая граблями, и собирали в большие кучи на шестах, из которых метали стог. Сено держали в поле или в лесу до снега и вывозили по мере необходимости на санях зимой.
Кроме сена, женщины и дети заготавливали листья рябины, берёзы и ивы в качестве корма для скота. Листья срывали или срубали ветки деревьев с помощью ножей-косарей.
С Петрова дня (12 июля) начинался сенокос. В первый день женщины надевали нарядные яркие рубахи-сенокосницы, украшенные орнаментами с символикой плодородия. Такой наряд подчёркивал важность начала заготовки корма скоту на всю долгую холодную зиму, от которого зависело благосостояние крестьянской семьи в предстоящем году.
Уборка урожаяВ конце лета начинался сбор урожая зерновых, репы, картофеля и льна. Зерно срезали серпами и связывали в снопы. Эти снопы составляли в «бабки» и складывали в большие скирды на участке. Когда выпадал первый снег, снопы перевозили на санях в ригу, где их сушили и молотили цепами. Рядом с ригами можно было увидеть прясла — специальные сооружения для сушки снопов, а также сена, гороха, льна и конопли.
Щеть для очистки льна. Конец XIX - начало XX века Высушенные снопы укладывали колосьями друг к другу на полу риги в два ряда. Двое занимались молотьбой, а третий человек подносил новые снопы и убирал солому, отгребая зерно в угол. Зерно сортировали, бросая его об стену: крупные зёрна падали ближе к стене, средние — дальше от неё, а мелкие — ещё дальше. Затем зерно веяли на ветру с помощью деревянной лопаты, чтобы отделить мякину (шелуху). Мололи зерно на водяных мельницах или на ручных каменных жерновах.
На юге Карелии своего хлеба хватало на шесть-семь месяцев, а на севере — только на три-четыре. Поэтому местное население добавляло в муку при замешивании теста сосновую заболонь — измельчённую, высушенную и перемолотую внутреннюю часть сосновой коры. Кроме того, в качестве добавок использовали мох, болотные травы и рыбу.
Огородничество было развито слабо: в основном сажали картофель и репу. Хозяйки выращивали лён — из него делали прочную одежду и домашние текстильные изделия. Больше всего льна выращивали в Пудожском уезде, который славился своим качеством и шёл на продажу. Из конопляных нитей делали рыбацкие сети и рабочую одежду.
Этносы Карелии
Поморы
До 1920 года север современной Республики Карелия относился к Кемскому уезду Архангельской губернии. Берега Белого моря традиционно делятся на несколько частей, каждая из которых имеет своё название. Так, побережье между Кандалакшским заливом и рекой Кемью называется «Карельский берег», а между реками Кемью и Онегой — «Поморский берег».
В X-XI веках выходцы из Новгородско-Псковских земель начали осваивать эти территории, которые ранее были заселены финно-угорскими племенами. В XV-XVI веках здесь возникла этническая группа поморов. За время существования поморской культуры сформировался местный говор — «поморьска говоря». В ходе меновой торговли с Норвегией появился особый язык общения между поморами и норвежцами — руссенорск (russenorsk) или «моя-по-твоя», в котором было около 400 слов.
Основными занятиями поморов были рыболовство, охота на морского зверя и строительство кораблей для этих опасных промыслов. Поморская торговля охватывала весь север России, обеспечивая обмен рыбы на хлеб, который был необходим для жизни.
Поморская культура испытала сильное влияние городской культуры. В вышивке можно было увидеть как древние архаичные мотивы, так и современные, пришедшие из города.
Основу женского поморского костюма составлял севернорусский наряд с добавлением поясного ремня и шитого золотом повойника. В украшении женских головных уборов широко использовался речной жемчуг, добываемый в северных реках. В мужском костюме можно было заметить черты норвежского влияния.
Поморские прялки, сделанные из хвойных пород дерева, отличались лёгким и стройным силуэтом, выемчатой резьбой и сочетанием её с кистевой росписью. В местной среде были популярны прялки, расписанные карельскими мастерами.
Карелы-людики
Людики — это один из трёх субэтносов карелов. Они проживают на северном и восточном берегу Онежского озера. По одной из версий, они появились в результате переселения средневековых карелов из Приладожья к Онежскому озеру, где они смешались с другими финно-угорскими народами.
Людики считают свой язык отдельным от карельского и называют себя не карелами, а людиками. Сейчас в мире насчитывается 4-5 тысяч людиков, из которых только 300 владеют своим языком. К сожалению, людиковское наречие находится на грани исчезновения.
Людики, как и другие карелы, занимались охотой, рыболовством и земледелием. Однако с петровских времён они также добывали железную руду и работали на Тивдийских мраморных ломках, обеспечивая Санкт-Петербург облицовочным камнем.
Близость к русскому населению Заонежья и тесные торговые связи повлияли на культуру людиков. В основе их праздничного женского костюма лежит «русский наряд», состоящий из сарафана, душегреи и «рукавов». Вышивка на одежде включает в себя архаичные растительные, антропоморфные и геометрические мотивы, выполненные в старинных техниках.
Прялки людиков имеют характерную южнокарельскую форму — изящные, сужающиеся кверху. Традиционным способом украшения прялок была контурная резьба, но с середины XIX века распространяется и кистевая роспись. Зачастую роспись наносилась поверх прежнего резного орнамента.
Карелы
На территории современной Карелии проживает значительная часть карелов. Однако только десятая часть населения республики и четверть карелов живут на этой огромной территории.
Северная (Беломорская) Карелия раньше входила в Кемский уезд Архангельской губернии. Культура северных карелов формировалась под влиянием их соседей — поморов. В то же время они поддерживали тесные связи с Финляндией, что было обусловлено языковой общностью, близостью к финским центрам и слабыми связями с губернским городом Архангельском из-за его удалённости.
Будучи рыбаками и охотниками, северные карелы, подобно своим соседям саамам, также разводили домашних северных оленей. Суровый климат и слабо развитое земледелие привели к развитию такой деятельности, как коробейничество. «Котомочный флот» — так называли карельских коробейников русские. Эта полулегальная сезонная торговля оказывала серьёзное влияние на уровень жизни местного населения и его образ.
В мужском костюме северных карелов отчётливо прослеживались черты финской городской моды. Женская одежда была более консервативной. В традиционном женском костюме вплоть до конца XIX века сохранялся архаичный тип косоклинного сарафана «костыча» и старинный тип головного убора — «сорокки». В вышивке, украшающей сороку, прослеживается саамское влияние.
В южной части территории расселения собственно карелов, в районе Сегозерья, проживают сегозерские карелы. На их прикладное искусство повлияли саамская и русская культуры. В Сегозерье вышивка была более распространена, чем в северных районах, где льняное полотно было редкостью.
Для сегозерской вышивки характерны старинные техники исполнения, среди которых самый древний — двусторонний счётный шов. В орнаментации карельских прялок преобладала несложная резьба. Также использовались поморские прялки, украшенные карельскими мастерами изящной росписью — букетами, гирляндами, цветочными ветвями.
Заонежане
Русское население Заонежского полуострова сложилось в результате смешения уроженцев Новгорода и Пскова с представителями саамского, вепсского и карельского народов. Об этом свидетельствует местный язык — заонежский говор, который сохранил древнюю славянскую лексику и вобрал в себя элементы прибалтийско-финских языков.
С X по XIII век торговые пути из Новгорода в Поморье проходили через земли, прилегавшие к Онежскому озеру. Заонежье всегда славилось своими крупными торговыми ярмарками, которые были самыми крупными на Северо-Западе России. Заонежане были известны своим отходничеством на промыслы: мужчины и женщины осенью уходили на заработки, а к сенокосу возвращались домой. Многие из крестьян-отходников затем оседали в столице, где открывали мастерские и артели.
В начале XX века вышивка в Заонежье превратилась в артельный промысел, изделия которого отправлялись на продажу в столицу и за границу. Для заонежской вышивки характерны распространение городских мотивов в орнаменте, высокое качество изделий и использование большого числа различных техник.
Связь с Санкт-Петербургом оказала сильное влияние на крестьянскую жизнь, в которой появились черты, характерные для городской культуры. Однако в деревнях сохранялись старинные наряды, которые девушки и молодые женщины надевали на праздники и в церковь. Это был «русский наряд», состоящий из сарафана, душегреи и рубахи. Головы женщин украшали сетки-поднизи, унизанные бисером и жемчугом, а также расшитые при монастырях бархатные кокошники.
Заонежские прялки «точёнки», как правило, были составными — сделанными не из корня дерева, переходящего в ствол, а составленными из двух деталей, выточенных на токарном станке. Их лопатовидные лопаски расписывались на городской манер. В заонежском селе Космозеро росписью занимались несколько семей художников, включая целую династию Абрамовых, которые расписывали сани, дуги, прялки и занимались иконописью.
Пудожане
Как и в Заонежье, в древности население Пудожья было финно-угорским. Однако позже эти земли были освоены русскими переселенцами.
Пудожский край сочетал в себе отдалённость, которая позволяла сохранять архаичные черты искусства, и вовлечённость местного населения в активную хозяйственную жизнь губернии.
Пудожский уезд стал самым северным районом России, где лён выращивали на продажу. Льноводство было широко распространено, за исключением северных районов Карелии. Однако именно в Пудожье лён определял экономическую жизнь уезда. Семена для выращивания льна закупали в Пскове, поскольку свои семена не успевали вызревать. Но пудожский лён «карелка» превосходил по качеству многие виды русского льна. В середине XIX века скупщики перекупали у крестьян до 20 тысяч пудов льна ежегодно.
Однако запрет подсечного земледелия, которое позволяло получать хороший урожай льна, и широкое распространение хлопчатобумажных тканей привели к постепенному исчезновению торгового льноводства в начале XX века.
Русское население Пудожья сохраняло богатые самобытные черты своей культуры, в меньшей степени подвергаясь городскому влиянию. В пудожской вышивке использовались не только красные и белые цвета, но и другие сочетания цветных нитей. Мастерицы применяли шов набором, сочетая его с тамбуром и гладью. В их исполнении традиционные для Севера сюжеты превращались в сказочные орнаменты, своеобразие которых позволяет легко определить место происхождения — Пудожье.
Массивные пудожские прялки с широкими лопасками и низкими ножками украшались кистевой росписью. Геометрическая резьба придавала им сходство с богато украшенными полотенцами.
Каргополы
Каргопольский уезд, расположенный в Олонецкой губернии, как и многие другие земли на северо-западе России, был населён потомками финно-угорских племён, которые смешались с русскими переселенцами. Каргополь, третий по величине город в губернии после
Петрозаводска и Вытегры, имел большое торговое значение.
Каргополь — один из самых древних городов на севере России. Он был важным местом пересечения торговых путей между славянами, финно-уграми и скандинавами. Город славился производством беличьих мехов, количество которых в 1870-х годах достигало двух миллионов шкурок в год. Также здесь была известна местная иконописная традиция северного письма.
В конце XIX века современники уже осознавали уникальность русских традиций в искусстве и народном опыте. Это стало причиной того, что первые раритеты для Олонецкого губернского музея были привезены именно из Каргопольского уезда.
В середине XIX века на смену старинному суконному косоклинному сарафану «матурнику», который красили корнем матуры (подмаренника), пришла одежда из дорогих мануфактурных «сарафанных» тканей. В Каргопольском уезде был популярен особый тип кокошника, украшенного жемчугом, перламутром и парчой, который сопровождался белыми миткалевыми платками с золотным шитьём.
Каргопольская вышивка — яркая, многоцветная, она плотно закрывает полотно. Каргопольские рубахи отличаются обилием вышивки, которая покрывает до трети всего изделия.
Широкие лопаски каргопольских прялок украшались резьбой, которая позже была вытеснена кистевой росписью в виде вазонов и пышных букетов цветов и листьев.
В настоящее время Каргопольский район входит в состав Архангельской области.