Стрелковое оружие
Вооружение
Авиация
Корабли
Календарь событий
Спецслужбы
История
Биографии
Публикации
Познавательное
Достопримечательности России
Первая помощь
Ордена и медали
Тесты
Каленарь праздников и событий в истории на каждый день

Как была изобретена славянская грамота?


До половины IX века Восточные или Русские Славяне не были просвещены христианской верой и не знали грамоты. Христианская вера была принесена на Русь из Греции; оттуда же были принесены и первые священные и богослужебные книги, писанные на славянском языке, по которым наши предки впервые научились грамоте.

Славянская грамота была изобретена в Греции (за сто лет до того времени, когда весь Русский народ принял христианство) не для Восточных или Русских Славян, а для Славян Дунайских, с которыми Греки находились в близких и постоянных отношениях.

Дунайские Славяне, жившие в Болгарии, находились в зависимости от греческих царей и не были еще просвещены христианством. Дунайские Славяне, жившее в Моравии (западнославянский народ), находились под властью германских князей, и в половине IX века уже были христианами; но так как они приняли христианство из Рима, то немецкие проповедники принесли к ним Св. Писание и церковные книги на латинском языке непонятном для Славян. Точно также непонятно было Славянам и богослужение, которое совершалось немецким духовенством на латинском же языке. Вследствие этого случалось, что многие из этих Славян, уже окрещенные, отрекались от христианства и возвращались в язычество.

Видя это, и князья решились обратиться к греческому царю Михаилу и просить его, чтобы он прислал в Моравию такого учителя, который бы мог Мораванам преподать Слово Божие и истолковать церковные книги на их родном языке.
Греческий царь, выслушав просьбу моравских князей, решил, что такое трудное дело может быть поручено только таким ученым мужам, как братья Кирилл и Мефодий, и тотчас послал за ними.

Кирилл и Мефодий
Кирилл и старший его брат Мефодий были сыновья греческого вельможи Льва. Оба брата родились в греческом городе Салоники и провели там все свое детство и отрочество. Так как около города было много славянских поселений, то оба брата, с детства, легко усвоили себе славянский язык и могли свободно на нем говорить. Впоследствии Кирилл и Мефодий пошли разными путями в жизни. Мефодий поступил в военную службу, а Кирилл, воспитанный при Дворе, избрал духовное звание – он был поставлен священником и предался занятию науками, за что и прозван был Философом (т. е. ученым). Но оба брата, очень дружные с детства, одинаково желали удалиться от мира. Вот почему они, еще в молодых годах, постриглись в монахи и поступили в монастырь. Вскоре после того, братьям Кириллу и Мефодию, по желанно греческого патриарха, пришлось предпринять дальнее путешествие: они были отправлены заморе проповедовать Слово Божие Хазарам, жившим на юго-востоке Руси (между Доном и Волгою).

Кирилл и Мефодий пробыли довольно долго в Хазарской земле и многих Хазар обратили в христианскую веру.

Вскоре после возвращения в Грецию, братья-проповедники и были призваны к царю Михаилу, который сказал Кириллу и Мефодию: «Прислали ко мне князья моравские: просят, чтобы я им дал такого учителя, который бы мог им преподать слово Божие и истолковать книги церковные на их родном языке, так как они не понимают немецких проповедников. Вы же оба родом из Солоник, где все хорошо умеют говорить по-славянски... Ступайте же — поучайте Мораван на языке, для них понятном».

Братья задумались над словами царя. Им предстояло перевести для Мораван Св. Писание и церковную службу на славянский язык и дать им священные книги, писанные на их языке... Но письмен у Славян не было, а потому надлежало начать с изобретения славянских письмен.

Однако же, братья Кирилл и Мефодий не испугались этого трудного дела. Они приготовились к нему постом и молитвой, а затем принялись за работу. Кирилл был человек ученый, кроме греческого и славянского, он знал еще много языков. Поэтому, когда он стал изобретать азбуку для славянского языка, он заимствовал из других языков многие буквы, которых в греческой азбуке не было. Придумав азбуку, Кирилл принялся за перевод Св. Писания на славянский язык и прежде всего перевел Евангелие, в том порядке, в каком оно читается в церкви.

Закончив с переводом Евангельских чтений, Кирилл, при помощи Мефодия, продолжал переводить необходимые из богослужебных книг, и когда они были переведены, братья собрались идти в Моравию. Патриарх напутствовал их благословением, а царь Михаил вручил Кириллу и Мефодию письмо к князьям Моравским, в котором писал им: «Бог увидел вашу веру и вознаградило вашу ревность. От открыл для вашего языка письмена, которых вы еще сами не выдаете».

«Иллюстрированные рассказы из отечественной истории с портретами и картинами в тексте для начальных школ». С.-Петербург. 1908г. 
История России

Одной из важнейших задач государственной деятельности Иоанна III Васильевича было скрепление разрозненных частей России под властью Москвы и утверждение в нашем отечестве единодержавия. Эта задача

Как Иоанн III покорил Новгород

После 957 года Святослав уже достиг таких лет, что сам управлял государством. Воинственный, суровый, этот князь был во всех отношениях совершенным представителем древних славянских героев. Летописец

Святослав Игоревич Рюрикович (954 - 972)

Иоанн велел, чтобы из всех городов в Москву прислали избранных людей, от всех чинов и состояний для важного государственного дела. Они собрались в воскресный день после обедни. Царь вышел из Кремля с

Иоанн IV на лобном месте клянется перед народом

Иоанн Данилович Калита, внук святого Александра Невского встал на великокняжеский престол спустя почти сто лет после нашествия хана Батыя, когда все чаще и чаще стали возникать княжеские смуты в

Иоанн Калита (1319 - 1340)

Коронование Великого Князя Владимира Мономаха свершилось не при вступлении на Великокняжеский престол, а значительно позднее, между 1113 и 1125 годами, после множества войн, которые должен был вести

Коронование Великого Князя Владимира Мономаха

После покорения Иоанном III Новгорода, из великих уделов северо-восточной Руси оставались еще два самостоятельных княжества: тверское и рязанское. Оба они уже находились в более или менее тесной

Присоединение удельных княжеств к Московскому княжеству

Достигнув 17-летнего Иван IV задумал жениться, принять царский титул и всенародно венчаться на царство. Он призвал к себе митрополита Макария и долго с ним говорил наедине. Митрополит вышел от него с

Венчание на царство и женитьба Иоанна IV

После смерти Владимира Мономаха, великим князем стал его сын Мстислав I. Мстислав во многом походил на отца и был также любим народом. Зная его ум и твердость характера, все удельные князья

Мстислав I (1125 - 1132)

Старший сын Ярослава Мудрого умер за два года до смерти отца, поэтому Киевский престол перешел к его брату Изяславу, который был Новгородским князем. Изяслав несколько раз изгонялся с Киевского

Изяслав I (1054 - 1078)

Феодосий задумал воздвигнуть в обители большой каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и начал эту постройку по благословению Антония. Для такого великого дела Феодосий вызвал мастеров из

История образования Киево-Печерской обители

Василий III Иванович - первый сын Иоанна III Васильевича от второго брака, с Софией Палеолог, которая являлась представительницей последней византийской императорской династии, отец Иоанна IV

Княжение Василия III Ивановича

Симеон Гордый без труда достал от хана ярлык на великокняжеский престол после смерти своего отца Иоанна Калиты. У Симеона не было детей и хан дал ярлык на правление брату его Иоанну. Его противником

Симеон Гордый (1340 - 1353)
Новые публикации
Содержание: