Стрелковое оружие
Вооружение
Авиация
Корабли
Календарь событий
Спецслужбы
История
Биографии
Публикации
Познавательное
Достопримечательности России
Первая помощь
Ордена и медали
Тесты
Каленарь праздников и событий в истории на каждый день

Избрание Михаила Федоровича Романова на царство


После того, как Москва была освобождена от Поляков, было решено приступить к избранию царя всея Руси. По городам были разосланы грамоты с приглашением прислать в Москву выборных людей для великого дела. В грамотах было написано, что «Москва от польских и литовских людей очищена, церкви Божии в прежнюю лепоту облеклись и Божье имя славится в них по-прежнему; но без Государя Московскому государству стоять нельзя, печься о нем и людьми Божьими промышлять некому», — а потому всем городам вменялось в обязанность, чтобы они прислали в Москву «лучших, крепких и разумных людей» и «дали бы им на избрание царя всякие полномочия».
Когда выборные люди съехались в Москву, был назначен трехдневный пост, и после него начались совещание об избрании царя.

Прежде всего было решено выбрать «природного Русского государя, а не иноземного и не иноверного королевича». Затем решили из боярских родов выбрать только тот, который не был замешан в последних смутах, и потому оказалось, что царь может быть избран «только из рода бояр Романовых, которые и по родству ближе всего стояли к прежнему царскому роду (через супругу царя Иоанна IV, добродетельную и кроткую Анастасию Романовну).

21 февраля 1613 года в первое воскресенье Великого поста, выборные люди в последний раз собрались на совещание для подачи письменных мнений — и все единогласно указывали на юного Михаила Федоровича Романова, как на «природного государя».
Высшее духовенство и бояре взошли на Лобное место и спросили у народа о его мнении по выбору царя – в ответ на это вся площадь огласилась громкими кликами: «Михаил Федорович Романов будет царь-государь Московскому государству и всей Русской державы!»

После этого в Успенском соборе был отслужен молебен с колокольным звоном. При этом было провозглашено многолетие новоизбранному царю. Затем ему была принесена присяга всеми выборными, боярами и народом. Во все города были посланы известительные грамоты об избрании на Царство Михаила Федоровича Романова. А так как в это время юный царь Михаил Федорович находился в Костроме, то к нему от всей Русской Земли было отправлено посольство с «приглашением его на царство».

Михаил Федорович РомановПосольство от всей Земли Русской просит Михаила Федоровича на царство

13 марта 1613 года Посольство прибыло в Кострому и направилось в Ипатьевский монастырь, где жил 16-летний Михаил Федорович со своею матерью. Впереди посольства шло духовенство и несло чудотворную икону Федоровской Божьей Матери. Михаил Федорович и его мать, инокиня Марфа, встретили посольство у ворот. После молебна в соборной церкви посольство вручило избранному царю грамоту от всей Русской Земли и пригласило его ехать в Москву для вступления на престол.

Юный Михаил и его мать ответили отказом. Инокиня Марфа высказала за своего сына, что у него «и в мыслях нет быть государем, что он еще не в совершенных летах, а Московского государства люди измалодушествовались — клялись в верной службе прежним государям и всем им изменили». В подтверждение своих слов она припомнила об измене Борису Годунову и о сведении Шуйского с престола. «Притом», - добавила инокиня Марфа — «и все государство Московское от польских и литовских людей разорено, царские сокровища и казна расхищены, так что царю нечем служилых людей жаловать и против недругов воевать».

На это послы отвечали, что прежние государи — и Борис Годунов, и Василий Шуйский —«вступили на престол по своему хотению»; а нынешний царь выбран всей Землей на царство «не по своему желанию, а по изволению Божью». При этом послы добавили, что «все люди Московского государства наказались и пришли в соединение», — и со слезами молили Михаила Федоровича и инокиню Марфу, чтобы юный царь «воли Божьей с себя не снимал, если не хочет, чтобы Бог взыскал на нем конечную гибель и разорение всего государства».
Тогда и Михаил Федорович, и его мать сказали, что «они во всем полагаются на праведные, непостижимые судьбы Божии». Мать благословила сына, и Михаил Федорович принял царский посох от архиепископа, при бывшего с посольством из Москвы.

11 июля 1613 года Михаил Федорович Романов венчался на царство. Князь Димитрий Михайлович Пожарский был пожалован боярином, Козьма Минин возведен в думные дворяне, а многим воеводам и служилым людям были даны щедрые награды.

Литература:
«Иллюстрированные рассказы из отечественной истории с портретами и картинами в тексте для начальных школ». С.-Петербург. 1908г.
"Картины русской истории от Рюрика до Петра". Выпуск IV. 1882г.

П. Полевой " Иллюстрированные рассказы из отечественной истории". 1908г.
История России

После смерти Владимира Мономаха, великим князем стал его сын Мстислав I. Мстислав во многом походил на отца и был также любим народом. Зная его ум и твердость характера, все удельные князья

Мстислав I (1125 - 1132)

Преобразования Петра Великого затронули все стороны жизни русского народа. Он старался или всё улучшить или изменить. Один современник Петра вскоре после его смерти писал: «На что в России ни

Реформы Петра I

Почти во всех государствах, Государи имели телохранителей прямая обязанность которых заключалась в охранении их особы. В большей части государству эту важную службу исполняли чужеземцы, служившие по

Краткая история Кавалергардов и Кавалергардского полка

Василий III Иванович - первый сын Иоанна III Васильевича от второго брака, с Софией Палеолог, которая являлась представительницей последней византийской императорской династии, отец Иоанна IV

Княжение Василия III Ивановича

После совершенного уничтожения уделов, при Василии Иоанновиче прочно утвердилась самодержавная власть единого монарха в Московском государстве. Один иноземец, бывший в Москве послом от германского

Утверждение единодержавия и прием иностранных послов при Василии III Иоановиче

Это произошло в 862 году. Славянские послы, явившись к Варяжскому племени Русь, сказали: "Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами". Три брата из князей

Призвание Рюрика на русскую землю

После покорения Иоанном III Новгорода, из великих уделов северо-восточной Руси оставались еще два самостоятельных княжества: тверское и рязанское. Оба они уже находились в более или менее тесной

Присоединение удельных княжеств к Московскому княжеству

Коронование Великого Князя Владимира Мономаха свершилось не при вступлении на Великокняжеский престол, а значительно позднее, между 1113 и 1125 годами, после множества войн, которые должен был вести

Коронование Великого Князя Владимира Мономаха

Ладога — один из древнейших городов Руси, который впервые упоминается в Повести временных лет в связи с призванием варягов. Это событие часто считается отправной точкой древнерусской истории.

Старая Ладога

После смерти Андрея Александровича, сына Александра „Невского", великокняжеский престол упразднился и сделался предметом спора между Михаилом Ярославичем Тверским и племянником его Георгием

Михаил II Ярославич (1304 - 1319)

Святой благоверный князь Довмонт, в крещении Тимофей, был литовцем по происхождению. В 1265 году он переехал в Псков и принял православие. Местные жители избрали его своим князем. Князь Довмонт

Князь Довмонт

В 1547 году в Москве начались страшные пожары. 12 апреля в Китай-городе сгорели лавки с богатыми товарами, гостиные казенные дворы, обитель Богоявленская и множество домов от Ильинских ворот до

Пожары в Москве в 1547 году
Новые публикации
Содержание: