Стрелковое оружие
Вооружение
Авиация
Корабли
Календарь событий
Спецслужбы
История
Биографии
Публикации
Познавательное
Достопримечательности России
Первая помощь
Ордена и медали
Тесты

Избрание Михаила Федоровича Романова на Российский Престол


Миновало страшное время междуцарствования в которое едва не погибло Российское государство, в 1613 году Москва была освобождена от Поляков русским ополчением во главе с Мининым и князем Пожарским. После этого к избранию Царя.

21 февраля (3 марта по новому стилю) 1613 годавеликая земская дума единогласно избрала на царский престол Михаила Федоровича Романова, родоначальника благословенно Царствующего Дома Романовых.
Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 

Юный Михаил Федорович Романов в то время находился со своею матерью в Костроме. Послы Земского Совета, прибывши из Москвы в Кострому, звать Михаила на царство, едва ли смогли уговорить его воссесть на престол Русского Царства.

14 марта Михаил по благословению своей матери согласился на их слезное умиление - принял престол Царства Российского, и через пять дней,  19 Марта 1613 года, сопровождаемый духовенством, присланными от Земского Совета и множеством съехавшихся в Кострому разного звания людей, в предшествии святых икон, отправился из Костромы в Москву. Мать следовала за ним.

Путь его до Ярославля казался торжественным шествием. Народ выбегал на дорогу с хлебом и солью, духовенство встречало его при церквах с крестами.

Ярославль весь двинулся на встречу Царю. Здесь ожидали Михаила присланные из Москвы Архиепископ Суздальский Герасим, бояре - князь И.М. Воротынский и В.П. Морозов, окольничий князь Даниил Мезецкий. Ударив челом, они звали Царя в Москву и составили его Совет.

Путь Михаила из Ярославля до Москвы продолжался более двух недель. Царь поклонялся в Ростове и Переславле Святым мощам, посещал монастыри, и прожил Светлую неделю в Троицкой Лавре, где архимандрит Дионисий и келарь Авраамий насладились наконец зрелищем законного, православного Царя и за вратами обители приветствовали будущую надежду спасения отечества.

Путь от Троицкой Обители до Москвы был истинным торжеством детей, встречающих отца своего. Москвичи ехали, шли, бежали на встречу Государю, и с восторгом смотрели на благолепного, кроткого, юного властителя Русской земли.

В селе Братовщина благословил его Митрополит Кирилл, и ударил ему челом князь Иван Воротынский со множеством других сановников. Ряды войск, граждане с хлебом-солыо, предшествовали Михаилу, и толпились на пути. Вблизи Москвы все духовенство, все бояре с крестами и иконами, вышли приветствовать Царя. Улицы заполнились народом, плачущими от радости, и громко благословляющими Царя. Преклоняясь пред святыней Успенского Собора и поклоняясь гробам предков в Архангельском  Соборе, Михаил вошел в Царские Кремлевские чертоги. Родительница благословила его и удалилась на житье в Вознесенский Монастырь.

11 июля, когда Михаилу исполнилось ровно семнадцать лет, назначено было его коронование. Государь указал в этот день быть без места. Накануне, во всех церквах столицы проводили службу всю ночь и пели молебны Чудотворцу Ceprию.

Утром в Золотой Палате собрались бояре. Дворец наполнился чиновниками и воинскими людьми, Кремль - войском и народом. В Успенском Соборе приготовили великое место или царский чертог, о двенадцати ступенях, обитых красным сукном, и на нем поставили Персидский малый престол для Царя и стул для Митрополита. Собор устлали парчами и бархатами.

Митрополит Ефрем пришел в Собор с духовенством. Царь вышел в Золотую Палату. Князь Пожарский и казначей Траханиотов принесли Царский чин - венец, державу, скипетр, наперсный крест. Михаил приложился ко кресту.После этого Царский духовник, в сопровождении боярина Морозова, понес крест в Собор. Скипетр понес Пожарский, державу Траханиотов, венец Иван Никитич Романов.

Зазвонили во всю кремлевские колокола. Митрополит Кирилл принял регалии в Успенском Соборе. Митрополит Ефрем положил их на аналой перед царскими вратами храма.

Царь выступил из палат. Боярин Морозов шел перед ним, окольничие и десять стольников сопровождали его. Народу приказано было соблюдать благоговейное молчание. Стрельцы стерегли, чтобы никто не перешел дороги Царю. Михаил остановился в Соборе у Патриаршего места, начали молебен. Между тем, окольничие и стольники ходили по церкви и устанавливали народ, чтобы те стоял с молчанием, кротостью, целомудрием и вниманием. Потом два Архимандрита с двумя ключарями и двумя Диаконами, говорили народу, ходя по церкви: "стоять со страхом и трепетом; молить Бога, Богоматерь, святых Чудотворцев и всех святых за Царя, - да совершит его Господь царским венчанием умножить лета живота его, и устроить царство его мирно и вечно из рода и род."

Среди глубокой тишины, Митрополит Ефрем возвел Царя на великое место, и Михаил говорил ему, что волею Бога Царь Феодор "бездетно оставил земное царство, и избранные потом Цари — Борис скончался, a Василий от царства отрекся. И ныне вы, богомольцы наши, Митрополиты, Архиепископы, Епископы, весь освященный Собор, бояре, дворяне, приказные люди, дети боярские, атаманы, казаки, гости, служилые, жилецкие люди, всенародное множество городов всего великого Российского Царства, избрали в Цари нас, Михаила. Но Божией милости и по данной вам благодати Святаго Духа, по вашему и всяких чинов всего Московского Государства избранно, богомольцы наши, благословите и венчайте нас на наши великия Государства царским венцом и диадемою, но прежнему царскому чину и достоянию."

Митрополит отвечал царю, рассказывая в ответе своем о бедствиях и спасении Отечества, упомянул о предстоящем священном обряде, и заключил желанием: "Да умножит Бог лета царствия Царя Михаила, положит на голову его венец, дарует ему долгих лет жизни, даст в руку скипетр царствия, посадит на престол правды, оградит всеоружеством Святаго Духа, утвердит мышцу его, и покорит ему вся языки, хотящие браней. Да вселит тебе Бог в сердце твоем страх Свой и милость к послушным", - продолжал архипастырь: "соблюдет тебя в вере и покажет опасна хранителя Православной Церкви; да судишь ты людей твоих правдою и нищие твоя судом истинным; да воссияет во днях твоих правда и множество мира; да тихо и безмолвно здесь поживешь, в чистоте и благочестии, добре и благоугодии, и наследником будешь Небесного Царствия, со всеми православными Царями. Прими же, Государь, превысочайшую честь и вышехвальную славу, венец царствия на главу свою, венец, его же взыскал от древних лет предок твой, Владимир Мономах; да процветет нам от вашего царского, прекрасно-цветущего корени, пресветлая и прекрасная ветвь, в надежду и наследю всемъ великим Государствам Российского Царства!"

Митрополит возложил на Царя крест Мономахов, прочел молитву, положа руки на его голову, облек его в бармы, возложил на него венец Мономахов, отвел его на царское место, и преклонился пред ним.

Царь сел на трон, принял скипетр и державу. С восторгом услышали присутствующие многолетие "Боговенчанному и поставленному Царю Михаилу". Все сановники и духовенство подходили поздравлять его. 

Митрополит Ефрем произнес поучение новопоставленному Властителю земли Русской."Ведай!", говорил он, "Ведай, Царь Великий, Михаил Федорович, яко от Бога дается Царям держава, и от Вышняго сила. Бог возносить вас, Царей, на престолы, и полагает у вас милость и живот. Приняв правление, не только о своих, о себе, о своем житие подобает беспокоиться Царям, по всем полагается спасать стадо свое от волков, бояться наказующего серпа небесного, и не давать воли злотворящим, погубляющим душу с телом. Как, не сушу на земли солнцу, все темно и нерассудно, так не сушу в душе наказанию все размещено бывает. От всего стяжания (накопления ценностей) на земле едина добродетель бессмертна. Не npиeмли же, Государь, языка льстива и слуха суетна, не верь злому, не слушай оболгателя. Смотри в самого себя, Царь Боговенчанный! Мудрость всего честнее и тщательнее, и подобает тебе мудрым быть или мудрым последовать на них же, яко на престоле, Бог почивает. Не блага мира сего, но добродетель украшает Царей. Не презирай низших тебя: над самим тобою есть Царь; и если Он о всех печется, ты ли о ком нибудь не радеть будешь! Возмогай же, Государь, возмогай: да когда прийдеть час суда твоего, ты возможешь безбоязненно стать пред Господом и сказать смело: Се я. Господи, и люди Твои, которых дал мне Ты; - сказать, и услышать глас Царя и Бога твоего: Благий рабе, Царю Российский Михаиле! В мале был ты Мне верен, над многими тебя поставлю!.."

После этих учений, благословил Царя животворящим крестом. Владыка громко возвысил молитву: "Да умножит Господь лета царения Царя Михаила: да узрит Он сыны сынов своих: да возвысится десница его над врагами, и устроится царство его и потомков его, мирно и вечно!" Растроганные зрители святого обряда громко воскликнули: "Оно будет, оно будет многодетно!".

Царь слушал литургию в Царском сане. По парчам и бархатам подошел Михаил к Святому Муропомазанию.

Венец держал тогда дядя его, Иван Никитич, скипетр - князь Трубецкой, державу - князь Пожарский. По окончании Литургии Царь звал к себе митрополита и духовных хлеба ести, и вышел из храма южными дверьми. Здесь, на крыльце, осыпан был трижды золотыми и серебряными деньгами боярином Мстиславским, а также при выходе из Архангельская Собора и из Благовещенского Собора ко дворцу.

Народ ликовал, взирая на юного Царя, видя обновление древнего царского великолепия. Покрышка царского чертога в Успенском Соборе была разорвана народом; каждый хотел сохранить лоскуток на память. "Сам Бог предизбрал и помазал его на царство в чреве матери", -  говорил народ, -  "Не даром ненавидел и гнал род Романовых Борис, по предсказаниям узнав о будущей славе его и о том, что роду Романовых предопределено царствовать в России".

Пиры, милостыня, колокольный звон и веселье продолжалось три дня.

Источник: "Историческое описание всех коронаций российских царей, императоров и императриц". И. Токмаков. Москва. 1898 год.
История России