С самых ранних времен исторического развития народов, когда они начинают осознавать свое единство, рождается и мысль выразить это единство и свою особенность внешним знаком-символом. Для изображения символов использовались преимущественно хоругви и различные наиболее заметные элементы одежды, отсюда и первоначальная идея о так называемых "Государственных народных цветах".
Эти цвета формируются у народов либо историческим путем, либо произвольно, но чаще всего заимствуются из символической хоругви или Государственного Герба.
Усвоив однажды по распоряжению правительства свой собственный цвет, народ придает ему значение, которое составляет символический язык, главная мысль которого – любовь и преданность своей родине и своей династии.
С установлением у народов своих национальных цветов и с развитием их нравственного значения, было обращено внимание на то, чтобы сделать их заметными публично. Таким образом, были учреждены кокарды и знамена тех же самых цветов, которые носились с гордостью как выражение принадлежности к своей нации.
В общем мнении принято, что, имея кокарду и приветствуя при встрече, указывая рукой на нее, люди выражают свою принадлежность к определенной нации.
Российская Империя, с главным зерном своего коренного, единоплеменного, единоверного русского народа, окруженная широкой лентой своих земель, населенных иными племенами, иной религии, нравов и наречий, но стремящихся к этой сердцевине, рано или поздно осенят миллионы своих поселенцев единым знаменем и выразит это свое единство наружным символом – русским Государственным цветом.
Возникновение сочетания бело-сине-красного и установление даты, когда оно стало цветами Государственного флага.
В первый раз, когда в Париже в 1856 году праздновали заключение мира с Россией, по древнему обычаю дома были украшены флагами воевавших держав, и во всех газетах было написано: "были выставлены флаги русских национальных цветов". Эти цвета были белый, синий и красный.
Во времена царствования
Алексея Михайловича Романова капитан Бутлер, командир строящегося в селе Дедилове
корабля "Орёл", просил отпустить ему на флаги материю и добавлял: "а цветами, как великий государь укажет; только на кораблях бывает - какого государства корабль, того государства бывает и знамя".
Первый русский военный корабль "Орёл" на реке Волге у Астрахани. 1670 г. Копия гравюры. Тут прямо спрашивается указание, какие выбрать для московского военного корабля свои собственные государственные цвета. Этот вопрос был изложен в справке, которая была представлена
царю Алексею Михайловичу под названием "Писание о зачинании знаков и знамен или прапоров". В этой записке сначала были указаны флаги 12 колен Израилевых, а затем флаги морских держав Англии, Дании, Швеции и Голландии.
В результате 9 апреля 1667 года была послана "память в Сибирский приказ велено прислать из меновых товаров триста десять аршин киндяков да сто пятьдесят аршин тяфт "черчатых, белых, лазоревых" (красный, белый и синий) для корабельного дела на знамена и на яловчики".
Следовательно, по указу царя Алексея Михайловича 9 апреля 1667 года были установлены государственные московские цвета: красный, белый и синий.
Третий флаг Московский. Книга К. Алярда Как были скомбинированы эти отпущенные на корабль цвета материи, трудно сказать, но можно предположить, что это был прямой синий крест, два белых квадрата и два красных. Это был тип сухопутных знамен и прапоров в Московском государстве, о чем свидетельствуют рисунки того времени. Из них особого внимания заслуживает "образец каковы делать знамена". Полотно разделено на 4 части, из которых две белые и две синие.
"Образец каковы делать знамена" В знаменах второй половины XVII века можно заметить некоторое однообразие в размерах и сходстве изображений. Особенно это относится к знаменам, которые использовались в 1674 году московскими стрелецкими полками. Они имели вид продолговатого прямоугольника и состояли из каймы, средней части и креста. Цвета знамен соответствовали цветам полковой одежды.
24 апреля 1669 года в Посольском приказе был отдан указ царя командиру корабля, который тогда назывался "Орел". Ему было велено установить на носу и корме по орлу, а также нашить орлов на знамя и яловчики.
На последующих регламентированных флагах царя Московского орлы были золотыми. В книге Хурелича, которая могла бы помочь в определении государственных цветов герба, герб изображен по-разному: то золотой орел на белом поле, то черный орел на желтом поле.
Итак, с 9 апреля 1667 года высочайшей властью государства Московского были признаны цветами белый, синий и красный. С 24 апреля 1669 года на корабельные знамена и яловчики стали нашивать орлов золотого или желтого цвета.
Флаги, хранящиеся в Соборе г. Архангельск В 1698 году царь Петр Алексеевич пожаловал архангельскому архиепископу Афанасию свой флаг. Полотно флага имеет три горизонтальные полосы белого, синего и красного цветов, а также вшитого желтого орла с красным щитом на груди, на котором изображен святой Георгий на белом коне, поворачивающийся в церковном направлении. Победоносец колол зеленого змея. Этот флаг похож на первый флаг, описанный в "Книге о флагах" 1705-1709 годов К. Алярда.
Первый флаг Московский. Книга К. Алярда Этот флаг Царя Московского, предположительно, сохранился до
Полтавской победы 1709 года, когда был объявлен желтый Штандарт с черным орлом, что является началом использования черно-желто-белых цветов в гербовом флаге. На сорок лет позже, в 1696 году, во время Азовского похода, флаг был похож на флаг
корабля «Орел», который можно увидеть на гравюрах того времени.
Рисунок с автографом Петра I 1699-1700гг. В 1700 году Царь
Петр I сам нарисовал рисунок флага для кораблей, который имел три горизонтальные полосы: белую, синюю и красную. Именно под этим флагом корабль «Крепость» отправился в Константинополь. Сколько времени этот флаг был военным, точно сказать невозможно, но, вероятно, до 1703 года, когда был объявлен «стандарт во образ креста святого Андрея».
С 1709 года флаг бело-сине-красный стал «обычным флагом торговых и всяких российских судов». До сих пор этот флаг остается торговым, а с 1888 года – национальным.
Русские флаги в Киевской таблице 1709 г. С 1709 года
Петр I установил флаги эскадр: белые, синие и красные. Эти флаги сохранились до царствования императора
Александра II, с различными изменениями в течение времени.
Второй Флаг Московский. Книга К. Алярда Из исторических сведений известно, что эти три цвета, белый, синий и красный, принадлежат русскому купеческому флоту и были дарованы ему императором Петром I 5 января 1705 года. Затем, 20 января 1705 года, был издан именной указ (приказ № 2021) о флагах на торговых речных судах. В нем говорилось: "На торговых судах, которые ходят по Москве-реке, Волге, Двине и другим рекам и речкам для торговых целей, должны быть знамена по образцу, который нарисован и послан под этим указом Его Величества. Иным образцам знамен, кроме этого образца, на упомянутых торговых судах не должно быть. Если кто ослушается этого указа Его Величества, тому будет жестокое наказание".
Петр Великий, обучаясь кораблестроению и мореплаванию в Голландии в 1691 году, заметил, что корабли, чтобы обозначить государство, к которому они принадлежат, имеют флаги с различными цветами, положительно присвоенными тому или иному народу. Вероятно, из уважения к стране, где сам монарх и преобразуемая им Россия впервые приобрели знания в мореходном искусстве, Петр Великий принял цвета этой страны для своего купеческого флота, но поставил их в другом порядке, так как в Голландии они распределены иначе: красный, белый, синий. Западные европейские державы, не обращаясь к историческому происхождению этих цветов, но замечая их на мачтах наших купеческих кораблей, привыкли называть их русскими цветами и усвоили мысль, что они составляют наш государственный цвет. Это видно из того, что даже многие русские придают этим цветам такое же значение. Например, в день въезда царствующего государя императора в Петербург после коронации некоторые дома были украшены этими же цветами.
Московский Государственный Герб
Исследуя историческое начало Русского Государственного цвета, следует обратиться к тому же источнику, который другим государствам служил указанием происхождения их национальных цветов. Поэтому, начнем с Государственного Российского герба.
Московский герб имеет огромное значение для русского народа, так как Москва выбрала твердый символ, который прямо соответствовал ее положению в то время, победам над внешними врагами. Поэтому при великих князьях на гербе был изображен сам великий князь, побеждающий дракона. Это было символом победы и силы.
Хотя многие считают, что московский герб изображал святого великомученика Георгия в виде воина на коне, поражающего копьем змея (дракона), по разным документам известно, что этот воин назывался "ездец". Это можно увидеть в деловых бумагах XVII века. В юридических актах второй половины XVII века мы находим:
1. В 1654 году: на рублевиках подпись Царское Имя, а в письме человек на коне.
2. В описи Смоленска 1671 года показано 5 медных пищалей, на них изображение: вылит человек на коне с копьем, колет змея.
3. Издатели Московской Библии в 1663 году изобразили Царя на коне с бородой и в Короне.
4. В указах 29 апреля 1682 года, 11 марта 1726 года: всадник Московского Герба назван «ездецом». Только в мае 1729 года, вместо того, начали изображать постоянно Св. Георгия. Это совершилось, когда Граф Миних представил в Военную Коллегию Русские Гербы Высочайше утвержденные; всадник изображает собой Св. Георгия, как сказано: «по-старому». Но почему Миних сказал «по-старому» нигде усмотреть нельзя. Однако с тех пор до наших дней, Московский Герб изображает Св. Георгия поражающего дракона.
В отношении национального цвета, изображение "ездеца" или Святого Георгия не имеет особого значения. Главный предмет здесь – двуглавый орел.
Когда Великий Князь Иоанн III Васильевич вступил в брак с Греческой Царевной Софией в 1472 году, он считал себя преемником Православия и Самодержавия Византийских Императоров.
Константин Палеолог, последний Византийский Император, не имел потомства. Его второй брат Дмитрий также не оставил наследников. Третий брат, Фома, покинул свое несчастное отечество и умер в Риме в 1465 году, оставив двух сыновей: Андрея, Эммануила и дочь Софию, ставшую супругой Иоанна III. Братья Царевны Софии перешли в католичество и умерли без потомства. Так как православная супруга Русского Государя была единственной представительницей православного рода Палеологов, ее супруг принял символ этого рода и Византийской Империи – черного двуглавого орла в золотом поле, положив на грудь Византийского герба старинный символ Московского Государства – всадника, поражающего копьем змея.
Соединение обоих гербов в символическом значении выражало силу и твердость нашего отечества, подобно тому, как Константин Святой в IV столетии первый стал употреблять двуглавого орла, чтобы показать, что Империя, хотя и разделившаяся, тем не менее образует одно целое. Вследствие этого двуглавый орел, цветом черный, принял название Императорского.
Потомки Греческих Князей из дома Комненов, Палеологов, Кантакузенов, предки которых были на Византийском Престоле, тоже сохраняли в своих гербах изображение двуглавого орла и Святого Георгия.
Хотя впоследствии Российский герб был изменяем в некоторых частях, он по временам дополнялся изображениями Андреевского креста, Знамения Божией Матери, Образа Божией Матери с Превечным Младенцем, Святого Духа в виде голубя; в последствии портретом Царевны Софии Алексеевны и даже изображением Единорога, но все эти отклонения от первоначального были лишь временными, а двуглавый орел уцелел до наших дней.
Формы орла также неоднократно подвергались переменам, однако цветом он всегда оставался черный и желтое поле в соответствии со сказанием.
Возникновение сочетания Черно-Желто-Белого и установление даты, когда оно стало цветами государственного флага
Сторонники этого сочетания цветов, черного орла на желтом поле и белого Святого Георгия, имеют начало с 1497 года. Однако, это начало не является документально подтвержденным и не имеет в основе Высочайшего установления. Никто не может точно определить цвета этих трех составных частей Государственного герба с тех времен.
Существует мнение, что двуглавый орел в Византии был черного цвета. Однако, знаток византийских древностей профессор Ф.И. Успенский утверждал, что византийский орел был красного цвета.
Царь Иоанн III, после свержения татарского ига, установил золотого орла на шпице Спасских ворот.
Казалось бы, что приглашенный царем
Алексеем Михайловичем из Австрии специалист по геральдике Лаврентий Хурелич (Курелич), именовавшийся Герольдом, мог дать точное указание на цвета государственного герба. Однако, этого не произошло.
Русский герб был изображен на заглавном листе и на общей таблице с прочими гербами в книге "Родословие пресветлейших и вельможнейших Великих Московских князей", написанной Хуреличем в 1673 году. Можно было ожидать, что эта рукопись станет фундаментом для русского герба. Однако, оказалось, что это не так.
В этой рукописи есть три экземпляра в Московском архиве Министерства иностранных дел. На заглавном листе русский государственный герб изображен следующим образом: золотой орел на белом поле с изображением Святого Георгия на красном грудном щите, церковный поворот. На таблице с прочими гербами русский герб представлен в одном экземпляре черным орлом на золотом щите, Святой Георгий на красном щите, церковный поворот, а в другом – золотой орел на белом поле, Святой Георгий на красном щите, геральдический поворот. Последняя комбинация в геральдическом отношении невозможна.
Итак, в официальных гербовниках орел может быть изображен золотым на белом поле или черным на золотом.
Во всяком случае, на флаге московского царя Петра с 1698 по 1709 год орел был желтый или золотой с красным грудным щитом и белым изображением Святого Георгия, церковный поворот.
При императоре Петре I желтый цвет виден на штандарте, который был приведен из Лодейного Поля в Санкт-Петербург осенью 1703 года. Такой же штандарт хранится в Кронштадте.
Изображение Штандарта Петра Великого, который он поднимал как Император в 1716 году. В 1709 году царь Петр устанавливает свой штандарт Российский и окончательно: черный орел на желтом фоне, но изображение Святого Георгия встречается и на белом щите, и на красном. Сам Георгий иногда золотой, иногда белый, церковный поворот.
С 1709 года геральдическое начало указывает на цвета черно-желто-белый, но во флаги эти цвета были соединены только во второй половине XIX столетия под влиянием Кене.
С 1742 года прекратили существование шарфы, которые были сине-красными, данные Петром Великим по цветам Московского государственного флага, установленного в 1667 году. Они были заменены шарфами цветов государственного штандарта, установленного в 1709 году. Таким образом, государственные цвета Московского царства были отменены и установлены государственные цвета герба Российской империи.
Государственный цвет у народов означался на кокардах, знаменах и шарфах. В России Петр Великий хотя и дал первому штандарту цвет государственного герба, но значения ему, как национальному цвету, не придал. Впоследствии, в его же царствование, впервые появились кокарды или банты на шляпах, именно в мае 1724 года во время
коронации императрицы Екатерины I.
В царствование императрицы
Анны Иоанновны впервые было дано повеление носить кокарды, которые тогда назывались "российским полевым знаком". Императрица, проживая в Курляндии, обратила внимание, что курляндцы своим национальным цветам придавали народное значение. Вступив на русский престол, она, вероятно, пожелала развить это же понятие в своих подданных.
В утвержденном мнении сената "о приготовлении на полевые и гарнизонные полки мундиров" от 17 августа 1731 года значится: "в драгунских и пехотных полках шляпы иметь с белыми шерстяными галунами без шнура, а вместо того шнура нашивать на левой стороне белый шерстяной бант, ибо оный российский полевой знак". В том же указе сказано: "шарфы делать такие, как ныне у инфантерских офицеров имеются, или из двух цветов, именно: штаб-офицерам красного цвета с серебром, а обер-офицерам красного и белого шелков, или по российскому гербу: штаб-офицерам из черного шелка с золотом, а обер-офицерам из черного с желтым шелком".
При восшествии на престол 6 ноября 1796 года императора
Павла I кокарда устанавливается окончательно из черных и оранжевых лент. Это видно из полного собрания законов от 29 ноября 1796 года №17587 о полевой пехотной службе: "шляпы носить отороченные узким золотым плетешком, бант из черных и оранжевых лент", "гренадерские шапки делать по голове и на них быть черной и желтой кисти и шапкам быть двух цветов полковых".
С этого времени цвета черный и желтый (или оранжевый) стали появляться повсюду, а именно: на шарфах, темляках, этишкетах, репейках, генеральских султанах и т.п.
Знак Ордена Св. Георгия 4 степени Когда
Екатерина II учредила военный
орден Святого Великомученика Георгия 26 ноября 1769 года, она также указала, что лента к этому ордену должна быть из трех черных и двух желтых полос. Она выбрала эти цвета, потому что они связаны с цветами Государственного герба и самого креста Георгия, в память о Московском гербе, соединив тем самым столь много дорогого для чувств российских подданных.
Затем постепенно вводится черно-желтая кокарда, а при императоре Александре I добавляется и белая полоска, после чего кокарда окончательно приобретает цвета Государственного герба. Однако в то же время, при праздновании в Париже в 1814 году по случаю заключения договора, в доме Русского посольства были вывешены бело-сине-красные флаги, которые в отчетах французских газет были названы русскими национальными.
Высочайшим указом 11 июня 1858 года был утвержден рисунок расположения гербовых цветов империи на знаменах, флагах и других предметах, используемых для украшения в торжественных случаях. Расположение этих цветов горизонтальное: верхняя полоса черная, средняя желтая (или золотая), а нижняя белая (или серебряная). Первая полоса соответствует черному государственному орлу в желтом или золотом поле, а кокарда из этих двух цветов была основана императором
Павлом I.
Между тем, знамена и другие украшения из этих цветов использовались уже во времена правления императрицы
Анны Иоанновны. Нижняя полоса, белая или серебряная, соответствует кокарде Петра Великого и императрицы
Екатерины II.
Император
Александр I после взятия Парижа в 1814 году соединил правильную гербовую кокарду с древней кокардой Петра Великого, которая соответствует белому или серебряному всаднику (Святому Георгию) в московском гербе.
Цвета черно-желто-белый имеют неоспоримое геральдическое значение и берут свое начало от штандарта императора Петра Великого, который он объявил в 1709 году в своей таблице флагов. Этот штандарт является подражанием австрийскому и чужд древнерусскому по цветам.
В 1864 году при именном указе Сенату император
Александр II учредил медаль за усмирение польского мятежа, повелев носить ее на ленте "государственных цветов – черного, оранжевого и белого". Почему тут желтый цвет штандарта Петра Великого 1709 года перешел в оранжевый – непонятно.
Таким образом, учитывая все вышесказанное, сочетание бело-сине-красного имеет наибольшую давность, а именно с 1667 года эти цвета были выбраны для флагов государства Московского и с тех пор не отменялись. В 1883 году эти цвета были названы высочайшим повелением национальными. Геральдического значения эти цвета не имели.
Сочетание черно-желто-белого появилось впервые в 1709 году на российском штандарте, с 1742 года оно используется как гербовые цвета на офицерских шарфах, и только в 1858 году высочайшим повелением они были объединены во флаг и названы гербовыми цветами, а в 1861 году как лента для медали названы государственными цветами.
Литература:
«О русском государственном цвете». А. П. Языков. С.-Петербург. 1858 г.
«Цвета русского государственного национального флага». Член особого совещания капитан-лейтенант П. И. Белованец. С.-Петербург. 1910 г."Краткая записка о старых русских знаменах". П. И. Белованец. 1911г."Русский национальный флаг и его реформа". В. Е. Белинский. С.-Петербург. 1911г.