Стрелковое оружие
Вооружение
Авиация
Корабли
Календарь событий
Спецслужбы
История
Биографии
Публикации
Познавательное
Достопримечательности России
Первая помощь
Ордена и медали
Тесты

Присоединение удельных княжеств в период княжения Василия III


Уступая умом и талантами своему отцу, Василий не менее с успехом продолжал его политику в отношении к удельным князьям и к соседним государствам.

Он окончил начатое его предшественниками собирание Северо-восточной Руси, присоединив в к Москве остальные уделы, сохранявшие еще гень своей самостоятельности - Псков, Рязань и Северское княжество.

В Пскове, так же как и в Новгороде, происходили частые смуты вследствие вражды именитых людей с простыми гражданами, что подавало повод великому князю вмешиваться в их внутренние дела. Сюда со времен Иоанна III присоединились распри веча с московскими наместниками и жалобы великому князю на притеснение его чиновников. Василий III воспользовался одной из таких распрей и уничтожил псковское вече в 1510 году.

Великий князь приехал в Новгород и начал разбирать дело своего наместника, князя Репни-Оболенского, с псковскими гражданами. Обе стороны жаловались друг на друга. Василий велел призванным из Пскова посадникам и выборным людям собраться на княжьем дворе для суда с наместником: но вместо суда, они был схвачены и заключены под стражу.

Один псковский купец в то время ехал в Новгород и узнав дорогой об участи своих земляков, бросил товар и поскакал назад известить своих сограждан. Страх и тоска овладели псковитянами, когда они поняли, что настал конец их вольности. Собралось вече и долго рассуждало о том, какие меры должны принять в таких обстоятельствах. Порушили к мнению, что сопротивление открытой силой бесполезно и послали гонца к Василию бить четом, чтобы он смиловался над своей вотчиной.

В ответ на это челобитье, приехал дьяк Далматов, и объявил гражданам от имени великого князя два требования:
первое, чтобы веча впредь не было
второе, чтобы во всех псковских городах были московские наместники

Передавши псковичам государево слово, дьяк сел на ступени веча, дожидаясь ответа. Псковичи отвечали, что дадут ответ на другой день. На рассвете следующего дня созвали на вече народ уже в последний раз. Посадник от имена всех псковичей объявил, что они не хотят принимать на себя грех кровопролития и во всем покоряются государю своему великому князю. Тогда сняли вечевой колокол у соборной церкви Святой Троицы, и Далматов, повез его в Новгород к Василию.

Псковичи плакали по своей воле, "разве только грудной младенец не плакал", - говорится в летописях. Псковичи, рыдая, говорили друг другу: "Всю эту беду послал на нас Господь за наше самоволие и не покорение друг другу; за злые клеветы и лихие дела; за неразумное кричание на вечах, когда голова не знает, что язык говорит".
Торжество Василия III иоанновича и кручина псковитянТоржество Василия III иоанновича и кручина псковитян

После снятия вечевого колокола триста семейств лучших псковских граждан отправлены в московские города, а на их место прислано столько же купеческих семейств из восточных городов. Одной из первых стеснительных мер московского правительства было введение во Пскове внутренних пошлин (прежде здесь была торговля беспошлинная).

Московское управление казалось невыносимым для псковичей, пока они с ним не свыклись. Иноземцы, жившие прежде в Пскове, удалились из него. Многие из псковичей, которые не в силах смириться с московскими порядками, разбегались или постригались в монастырях. Торговля и промысли упали.

Летописец справедливо указывает на главные причины псковского падения, т. е. на внутренние раздоры, которые также погубили Великий Новгород при Иоанне III.

Точно также без борьбы присоединены были и другие уделы. В 1520 году молодой рязанский князь Иван задумал уничтожить свою зависимость от Москвы. Он вступил в тайные отношения с Крымским ханом и польским королем Сигизмундом I, надеясь получить от них помощь. Узнав о его замыслах, великий князь подкупил главных советников Ивана и пригласил его к себе в столицу. Как только рязанский князь явился в Москву, его отдали под стражу, а в рязанские города были посланы московские памятники.

На следующий год, но время нашествия крымцев, Ивану удалось убежать к Сигизмунду в Литву, куда обыкновенно спасались удельные князья, не хотевшие подчиниться Москве и недовольные московские бояре.

С Рязанской областью поступили так же, как с Новгородом и Псковом. Многие семейства помещиков переведены из Рязани в Москву, а поместья их розданы московскими боярам и боярским детям.

Последним князем Новгорода-Северского был Василий Шемякин (внук Шемяки). Он был обвинен в тайных связях с Литвой, приглашен в Москву для оправдания, где тут же был заключен под страхом. Так Северское княжество присоединили к Москве.

В княжение Василия начинались опустошительные набеги на Россию крымских татар, которых при Иоанне III удерживал его союзник Менгли-Гирей. Сын н наследник Менгли-Гирея, Махмет, подкупленный польским золотом, сделался заклятым врагом Москвы. Его вражда еще более усилилась по поводу казанских дел, когда Иоанну III удалось привести Казань в зависимость от Москвы. Но эта зависимость оказалась непрочной. При удобном случай казанцы от нее отказывались, нападали на русские области, грабили и убивали приехавших к ним русских купцов.

Когда в 1518 году прекратилась в Казани династия Улу-Махмета, Василий назначил туда ханом Шиг-Алея, одного из служебных татарских царевичей. Но казанские вельможи присоединились к Махмету-Гирею и призвали к себе на престол его брата. Шиг-Алей бежал в Москву.

В 1521 году Махмет-Гирей со своими полчищами набросился на Россию, опрокинул сторожевых воевод, стоявших на Оке, и подступил к Москве. С ним соединились казанцы, Ногаи и днепровские казаки под начальством атамана Дашковича. Застигнутый врасплох великий московский князь удалился в Волоколамск собирать войско. Махмет-Гирей недолго простоял под Москвой и вернулся в Крым, уведя с собою множество пленников.

По некоторым известиям, крымский хан только тогда согласился отступить от столицы, когда московские воеводы выдали ему грамоту, в которой именем великого князя обязались платить ежегодную дань.

На обратном пути Махмет-Гирей остановился у Переяславля Рязанского, где в то время начальствовал мужественный воевода Хабар. Хан хотел захватить город хитростью и велел показать Хабару московскую грамоту. Но, тот, получив грамоту, вдруг приказал открыть пальбу, и рязанский пушкарь Гордан, удачным выстрелом положил на месте множество татар. Хан поспешил уйти от юрода, а постыдная грамота осталась в руках Хабара, который и был награжден саном боярина. Подвиг было его приказано записать в государственную летопись.

Махмет вскоре был убить ногайскими мурзами, а Василий, оправившись от нашествия, изгнал Гиреев из Казани и посадил там другого татарского царевича, который обязался быть подчиненным московского государя. В то же время великий князь запретил русским купцам ездить на казанскую ярмарку, и положил начало знаменитой Макарьевской (Нижегородской) ярмарки.

Источник: «Картины Русской истории от Рюрика до Петра Великого». С. Павлович. С-Петербург. 1881 год.
История России