Стрелковое оружие
Вооружение
Авиация
Корабли
Календарь событий
История
Биографии
Публикации
Познавательное
Достопримечательности России
Первая помощь
Ордена и медали
Тесты

Присоединение Малороссии к России


В то время, когда в XIII–XIV веках татарское владычество тяготело над Русью, к Западу от Руси образовалось сильное Литовское княжество. Могущественные литовские князья, пользуясь бедствиями Русской земли, захватили некоторые из коренных русских областей на Западе и Юго-западе Руси и подчинили их своей власти. Но литовские князья, хотя и были язычниками, однако же относились с уважением и к православной вере, и к русским обычаям. Они даже сами многое перенимали от своих подданных, и Русские в Литовских владениях не терпели от Литовцев никаких притеснений до конца XIV века.

В конце XIV века, когда один из литовских князей Ягелло принял католичество и женился на польской королевне, Польша оказала на Литву самое вредное влияние. Поляки обратили Литовцев к католической вере и принудили принять польские обычаи, польские законы, в литовских областях все изменили по польскому образцу. Затем, дошла очередь и до русских областей, подчиненных литовскому владычеству. Поляки стали теснить русских, стараясь совратить их в католичество. Притеснения усилились в XVI веке, когда Литовское княжество окончательно соединилось с Польским королевством. При этом слиянии Литвы с Польшей русские области, принадлежавшие литовским князьям, вошли в состав обширного Польского королевства и получили новые названия. Так все русские области по Западной Двине и ее притокам получили название Белой Руси (Белоруссии), все области по среднему течению Днепра были названы Малой Русью (Малороссией).

Русское дворянство в этих областях было привлечено на сторону польской знати разными льготами и выгодами, а Русский народ польским правительством был отдан в полное распоряжение польских помещиков, которые скупили почти все земли в Белоруссии и Малороссии. Вслед за польскими помещиками в эти русские области явились католические священ­ники и монахи, которые стали самым бессовестным образом стеснять православное духовенство и православное богослужение, побуждая народ к переходу в католичество.

Но русский народ и слышать не хотел о перемене своей веры. Тогда польское духовенство придумало хитрую уловку - оно переманило на свою сторону некоторых православных епископов в русско-литовских областях и уговорило их вступить в Унию (или единение) с Католическою Церковью. Эта Уния заключалась в том, что русское духовенство должно было признать Римского папу главой Русской Церкви и подчиниться его воле. Такое подчинение давало возможность, впоследствии обратить в католичество все русское население Белоруссии и Малороссии. Но большинство русского духовенства поняло хитрость католического духовенства и не поддалась обману, наотрез отказавшись от Унии.

В первой половине XVII века особенно тяжелым было положение народа в Малороссии, где сельское население находилось под тройным гнетом — его угнетали и Польские паны-помещики, и их арендаторы-евреи, и духовенство из униатов, которое побуждало православных к переходу в ненавистную Русскому народу Унию. Эти притеснения вынуждали народ к восстаниям, усмирение которых Поляки сопровождали страшными жестокостями.

Истощенное борьбой сельское население русских областей Польско-Литовского государства целыми толпами стало бросать свои дома и убегать из-под власти панов и евреев-арендаторов. Толпы переселенцев заселяли пустопорожние земли по обоим берегам Днепра, на окраине Киевской, Полтавской и отчасти Подольской губерний. Вся эта местность тогда еще представляла собою безлюдную и дикую степь, в которой переселенцам постоянно грозила опасность нападения со стороны Крымских татар и других степных кочевников. Поэтому переселенцы стали невольно перенимать обычаи казаков, уже издавна поселившихся в Приднепровье.

Казачество, вследствие такого наплыва новых переселенцев, постоянно продолжало возрастать и обратилось в грозную силу. Польские короли решились воспользоваться этой силой и стали привлекать казаков к себе на службу в войско, раздавали им земли в Малороссии и, наконец, придали им правильное военное устройство. Казаки Малороссии были разделены на полки, подчинены власти полковников и верховному начальству гетмана (главнокомандующего), выбираемого из полковников. Но не все казаки подчинялись этому устройству, многие не захотели поступить на поль­скую службу и образовали вольные дружины казаков, которые осели и укрепились на островах за Днепровскими порогами. Здесь, на одном из островов находилось главное их поселение, так называемая Сеч Запорожская. От места поселения эти казацкие дружины получили название Запорожцев.

Запорожцы не признавали над собою ничьей власти, они подчинялись только своему выборному (кошевому) атаману и тому суровому уставу, по которому у всех были и равные права и равные обязанности. Запорожцы принимали в свое войско только православных, которые должны были давать обет непримиримой вражды к врагам Церкви Христовой, т. е. туркам и татарам, с которыми Запорожцы вели постоянную борьбу. Когда же польское правительство стало угнетать народ в Малороссии и потворствовать гонениям на православную веру, Запорожцы обратились в заклятых врагов Польши. Сечь Запорожская сделалась главным убежищем для всех гонимых за православную веру, и все Запорожское войско стало биться за освобождение своих единоверцев от ненавистного польского гнета.
Казакам и народу не под силу было бороться с Польшей, а потому все казацкие восстания кончались неудачно.

В первой половине XVII века среди малороссийского народа явился такой вождь, который решился во что бы то ни стало избавить Малороссии от польского гнета.

Этот народный вождь был казацкий сотник Зиновий-Богдан Хмельницкий. Он состоял на польской службе в Малороссийском казачьем войске, был известен своим мужеством и умом, а потому и пользовался большим влиянием и значением среди казачества. Один из богатых польских панов, сосед Богдана Хмельницкого по имению, нанес ему сильное оскорбление, и Богдан Хмельницкий напрасно искал на него суда у польских властей. Тогда он решился отомстить не лично своему врагу, но всем Полякам вообще за их несправедливость и угнетете русского народа.

С этою целью он бежал сначала к Запорожцам, а потом в Крым. Поднял против Польши Крымского хана и все казачество, и весь народ в Малороссии, и пять-шесть лет вел отчаянную борьбу за независимость Малороссийского народа. При этом он одержал над польскими войсками несколько громких, блестящих побед, но затем Поляки стали одолевать казаков, и сам Богдан Хмельницкий убедился в том, что Малороссия может спастись от польского гнета только поступив в подданство к царю Алексею Михайловичу. С этою целью Хмельницкий неоднократно посылал доверенных людей в Москву, с мольбами о помощи и о царскую высокую руку.

Присоединение Малороссии к России«Присоединение Малороссии». Кондитерская упаковка.
Товарищество А. И. Абрикосова сыновей. Москва. Лит. И. Н. Кушнерев. 1913г.

Царь Алексей Михайлович не мог отказать в помощи единоверному Русскому народу. Но, вместе с тем, он не мог и принять Малороссию в подданство, не объявив войны Польше. Сперва царь Алексей Михайлович попытался уладить дело мирно. В 1653 году он отправил посольство в Польшу и предлагал Польскому королю положить конец малороссийской смуте. Но так как Поляки не согласились облегчить участь казаков и подвластного им русского народа, то Алексей Михайлович велел собрать в Москве Земской Собор, на котором было решено принять казаков в подданство, хотя бы даже из-за этого пришлось объявить Польше войну.

8 (20) января 1654 года царские послы прибыли в Малороссию, в город Переславль Полтавской губернии, где Богдан Хмельницкий собрал казаков на общее совещание и повел с ними такую речь:
— «Православные христиане! Вот уже шесть лет живем мы без государя, в беспрестанных бранях и кровопролитиях с гонителями и врагами нашими. Видим, что нельзя нам больше жить без царя. Для этого и созвал я вас на раду (на совет), чтобы спросить, какому государю хотите вы отдаться в подданство? Султану ли турецкому, хану ли крымскому, королю ли польскому — или православному государю, царю Алексею Михайловичу?»

После того, как сам Хмельницкий, старшины казаков и весь народ присягнули в верности царю Алексею Михайловичу, и вся Малороссии была присоединена к России.

Литература:
«Иллюстрированные рассказы из отечественной истории с портретами и картинами в тексте для начальных школ». С.-Петербург. 1908г.
История России
Изяслав II (1146 - 1154)

После смерти Мстислава I в семье Мономаха произошли раздоры, которыми воспользовались сыновья Олега Святославича. Они завладели великим княжением

Утверждение единодержавия и прием иностранных послов при Василии III Иоановиче

После совершенного уничтожения уделов, при Василии Иоанновиче прочно утвердилась самодержавная власть единого монарха в Московском государстве. Один

Князь Олег (879 - 913)

После смерти Рюрика, который княжил до 879 года, правление должно было перейти к его сыну Игорю. Игорь был малолетен, и за него управлял его

Ярослав I Мудрый (1015 - 1054)

Ярослав, остался старшим из всех сыновей Владимира, и по праву сел на престолъ Киевский и стал княжит под именем Ярослава I. Подобно своему отцу,

Как была изобретена славянская грамота?

До половины IX века Восточные или Русские Славяне не были просвещены христианской верой и не знали грамоты. Христианская вера была принесена на Русь

Пожары в Москве в 1547 году

В 1547 году в Москве начались страшные пожары. 12 апреля в Китай-городе сгорели лавки с богатыми товарами, гостиные казенные дворы, обитель

Святая благоверная Анна Кашинская

Благоверная княгиня Анна была старшей дочерью княжившего в Кашине Ростовского Князя Дмитрия Борисовича. Согласно летописи, благоверная Княгиня Анна в

Святая благоверная
Основание Петербурга 16 (27) мая 1703 год

Петербург строился с учетом, постоянно грозивших ему с моря шведов. Для его защиты от них, Петр, на острове, лежащем в заливе, в 25 верстах от

Покорение Астраханского ханства

29 октября Иоанн въехал в Москву, встреченный за шесть верст несметной толпой народа, радостно приветствовавшего своего любимого царя, победителя

Дмитрий II Михайлович «Грозные Очи»

Дмитрий II Михайлович, по прозвищу «Грозные Очи» – князь Тверской, а затем и Великий князь Владимирский, сын Святого Михаила Ярославича, князя

Коронование Димитрия, внука Великого Князя Иоанна III

В назначенный для венчания день, 3 февраля 1498 года, Величайший Князь Иоанн III, сопровождаемый всем Двором, боярами и чиновниками, ввел юного,

16 февраля
Василий II Темный (1425 - 1462)

После смерти Василия I, великокняжеский престол достался его сыну - Василию II. Первая половина княжения этого князя ознаменована междоусобием. Дядя

Новые публикации