Стрелковое оружие
Вооружение
Авиация
Корабли
Календарь событий
История
Биографии
Публикации
Познавательное
Достопримечательности России
Первая помощь
Ордена и медали
Тесты
Каленарь праздников и событий в истории на каждый день

Святая благоверная Анна Кашинская


Благоверная княгиня Анна была старшей дочерью княжившего в Кашине Ростовского Князя Дмитрия Борисовича.

12 (25) июня - день памяти Св. благоверной княгини Анны Кашинской. Перенесение мощей и второе прославление благоверной великой княгини Анны Кашинской.
21 июля (3 августа) - Обретение мощей благоверной княгини.
2 (15) октября - день памяти Св. благоверной княгини Анны Кашинской.

Родилась Анна около 1278 года. С юных лет об ней было известно, что она воспитанная своими родителями в страхе Божьем, особенно заботилась о там, как бы сделать больше добра бедным и убогим.

Жалость и сострадательность к нищете, обездоленности, убожеству и бедности сделались основной чертой ее характера.

В ранней молодости, приблизительно в 16-17 лет, княжна Анна переехала из Ростова в Тверь, где она вступила в супружество с великим князем Михаилом Ярославичем Тверским.

В своей благоверной молодой княгине Тверяки скоро узнали христолюбивую, никому, не отказывающую в помощи благотворительницу. Великокняжеский двор в Твери во времена благоверной княгини Анны был открыт и доступен для всех страждущих, убогих, голодных, холодных и обездоленных.

Когда Тверь постигают народные бедствия – сильный мор скота, пожар и страшная засуха, то все это молодая княгиня весьма близко принимает к своему сердцу. В Тверь нахлынули толпы безработных, голодных из пораженных бедствиями соседних округов и селений княжества. И вот благоверная, великая, княгиня «народная печальница» не щадить великокняжеской казны и щедрой рукою раздает милостыню, снабжая погорельце и неимущих всем необходимым

Принимая к своему сердцу беды и скорби народные, благоверная княгиня в то же время, является примерной матерью и супругой. Когда благоверный князь Михаил Ярославович, во время удельных междоусобиц, собирается в ханскую орду, чтобы оправдаться от обвинений со стороны, своего соперника Московского князя Юрия, (Георгия) Даниловича, то благоверная княгиня ободряет своего, и возбуждает его дух такими словами «зачем ты боишься злочестивого царя; ведь в нас нет никакой неправды; мы стоим за веру и отечество, будь верен Господу до смерти».

Чуткая в отрывчатая ко всякому, горю – семейному и народному, благоверная княгиня Анна совместила в своем сердце в своей жизни, перенесла множество злостраданий, горестей и скорбей, в которые была повержена тогда вся русская земля, томившаяся под гнетом татарского ига.

Согласно летописи, благоверная Княгиня Анна в короткий промежуток времени теряет любимого мужа, двоих сыновей и внука. Супруг благоверной княгини Анны, великий князь Михаил был замучен злодеями в ханской орде 22 ноября 1319 году. Один из злодеев по имени Романец, вонзил ему нож в ребра и вырезал сердце. Княгиня Анна с детьми спустя продолжительное время узнала об этом. Когда честное тело великого князя Михаила по повелению его соперника Юрия, было привезено из Орды в Москву, плачущая княгиня отправила туда из Твери посольство с просьбою отдать ей останки мученика-мужа. С большим трудом удалось склонить на это соперника. Скорбно, рыдала княгиня и едва могли отнять ее от гроба, Мученическая кончина князя Михаила с большей силой сподвигнула дух благоверной его супруги княгини Анны на дела благочестия, заставив ее вместе с тем постепенно отрешиться от суеты мира. Удрученная скорбью, совершенно чуждаясь мирских привязанностей и удовольствий, благоверная княгиня решилась променять свое великокняжеское достоинство на смиренный образ инокини и великокняжеские палаты на тихую монастырскую келью. Она с именем Софии постриглась в иночество в Софийском женском монастыре г. Твери. Став монахиней, княгиня – инокиня в то же время не покинула столь, любимых ей в миру дел милосердия и сострадательности к бедным и несчастным.

В монастыре с умилением наблюдали сострадательную чувствительность княгини при встрече ее с бедными и несчастными. Однако в здесь, за крепкими, монастырскими стенами, житейские скорби и сострадания не переставали постигать ее до самой кончины. Неутешная в скорби о мученической кончине великого князя, княгиня-инокиня получает в монастырской келье страшные вести о гибели в Орде двух своих старших сыновей и внука.

Оставшейся в живых младший сын великой княгини, удельный князь Кашинский Василий убедил свою мать-инокиню перейти в Кашин, в ее отчий город. Здесь в построенной князем Василием Успенской женской обители «многоскорбная и многострадальная» княгиня-инокиня и продолжала свои молитвенные подвиги. Ища безмолвия и уединения в своей строго подвижнической жизни, благоверная княгиня-инокиня никого не принимала в своей келье. Лишь ее сын князь Василий имел изредка сюда доступ на короткое время, когда движимый чувством сыновней любви он желал в материнском благословении снискать себе подкрепление в трудных делах управления княжеством.

Под конец своей жизни инокиня София приняла схиму с прежним именем Анны.

2 октября 1368 года княгиня-схимница Анна скончалась и была погребена в том же монастыре, который впоследствии, по закрытии, был обращен в городской собор. Кроткий, сострадательный и боголюбивый образ благоверной схимонахини княгине, народной печальницы, вся жизнь которой являлась сплошным длинным рядом скорбей и несчастий, живо запечатлелся в благодарной народной памяти немедленно после ее кончины. Благоверная княгиня Анна в народном сознании и представлении считалась за святую и ей писались иконы. Благодатную помощь в заступление благоверной Анны Кашинцы неоднократно испытали особенно в «смутное время» на Руси.

В 1611 году в царствование Василия Ивановича Шуйского случилось божественное знамение, которым была засвидетельствована святость почившей благоверной княгини-схимонахини Анны.

На месте погребения схимонахини Анны в деревянной церкви Успения истлел пол настолько, что виднелась земля, из которой мало-помалу обнаруживался выкопанный сохранившийся в целости гроб. Горожане Кашина не придали никакого значения обнаружившемуся в Храме Божием неблагообразию, забыв даже о том, кто и когда был положен этом гробе.

Случилось, что в Кашине был захвачен тяжким недугом и был близок к смерти благоговейно правивший свое служение в святом Храме пономарь Успенского собора – Герасим. Больному во время острого пароксизма болезни явилась в сонном видении женщина в схимонашеском одеянии. Явившаяся назвала себя Анной, исцелила болящего и объявила, что она покровительница города Кашина, охраняет его от врагов и молится перед Богом о благоденствии жителей города. Вместе с тем явившаяся благоверная Анна наказала внушить соборному притчу, чтобы ее гроб соблюдался с честью, и чтобы над ним перед образом Нерукотворного Спаса возжигали лампаду. О бывшем ему явлении схимонахини Анны и о последовавшим за ним чудесном его исцелении от болезни пономарь Герасим не замедлил поведать сослуживцам и знакомым горожанам.

По городу быстро разнеслась весть о чудесному исцелении при гробе благоверной. Гроб благоговейно был приведен в порядок. И как Кашинцы, так в окрестные жители, исполнившись пламенной веры в святость благоверной княгини Анны, начали, как повествует древнее ее житие, с горячим усердием приходить на поклонение к гробу.

Как видно из древнейшего жития благоверной, от ее гроба особенно обильно были подаваемы исцеления людям «разбитым параличом, расслабленным, беснующимся и замутившиеся умом».

Тогдашнему Царю Алексею Михайловичу и патриарху Иосифу Кашинским духовенством и горожанами через Тверского архиепископа Иону – была подана челобитная, в которой сообщалось, что в Успенской церкви города Кашина обретает поверх земли гроб схимонахини Анны и от ее мощей совершаются чудесные исцеления.

По повелению Царя Алексея Михайловича в 1649 году была наряжена особая комиссия для открытия гроба и освидетельствования лежащих в ней мощей. Открыв гроб, комиссия нашла в нем 280 лет почивавшие мощи нетленными в целом, и лишь с самыми малыми следами тления на лице и ступнях ног.

Очевидец этого события старец – священник Варлаам так сообщал впоследствии об этом: «нетленные мощи благоверной княгини Анны; только тлению предалось малая часть носа, да у ног плюсне, а у обоих ли – не помнить, а рука правая лежит на персах согбенна, яко благословляющая. И Андроньевский архимандрит Сильвестр тое руки персты разгибал, а как отпустил и такожде согнена очутилась по-прежнему».

Состоявшийся в том же 1649 году собор в Москве, причислил благоверную великую княгиню Анну к лику святых и на обретение ее мощей 21 июля была составлена особая служба. В следующем 1650 году, 12 июня, было совершено торжественное, по специально составленной службе, перенесение мощей благоверной великой княгини Анны из ветхого деревянного Успенского собора в каменный Воскресенский собор в присутствии Государя и Его семьи.

Старец Варлаам так описывал это событие: «И после того свидетельства (свидетельства, произведенного комиссией в предшествующем году) на другой год блаженная памяти великий Государь царь и великий  князь Алексей Михайлович и всея великие, и малые, и белыя России самодержец, изволил придти в Кашин со своей Государевой царицей в вели-кой княгиней Марией Ильиничной и с своими государскими сестрами, с благородными царевнами; а с ним великим Государем был преосвященный Варлаам митрополит Ростовский и Ярославский и мощи благоверные великой княгини Анны досматривал. И по досмотру из-под соборной Успенской деревянной церкви в каменном гробу перенесли в соборную Воскресенскую каменную церковь и обязав запечатал гроб своими государевыми печатями. А в перенесении гроба, с мощами великий государь нес сам на раках своих с боярами, а несли тот каменный гроб с мощами на деревянном одре и тот одр и ныне в целости».

Затем по обету царя Алексея Михайловича и на его средства был построен новый каменный Успенский храм с пределом «во имя преподобной и благоверной княгини Анны».

Однако в 1677 году патриарх Иоаким созвал в Москву малый собор архипастырей, который на основании некоторых разногласий жития, схимонахини-княгини Анны со степенной книгой и летописцами, приостановил совершение ей особых служб и молебствий, «доколе Господь Бог чудодейственными знамениями и исцелениями, подаваемые по молитвенному предстательству благоверной княгини Анны не утвердит всеобщую веру в нее. Храм, созданный во имя великой княгини Анны, собор определил именовать и быть ему во имя всех святых, да, еще совершенно благоугоди Богу великая княгиня Анна, да будет в оном храме и то имя вочтено купно со всеми святыми».

Сделав такое решение собор 1677 года, однако не постановил прямого запрещения чествовать преподобную Анну.

Это постановление было лишь о временной приостановке чествования мощей благоверной княгини Анны и вызвано чисто обрядовыми соображениями. Дело в том, что глаголемые старообрядцы стали спорить, будто пальцы правой руки благоверной сложены, двуперстным крестом, а православные – трехперстным. Поэтому мощи на соборе решено было и запечатать «архиерейскими печатями» до их переосвидетельствования и до тех пор, пока «Господь Бог впредь объявить и утвердит достоверность жития и чудесь благоверной Анны».
И вот в течение 232-летнего периода, истекшего со времени Московского собора 1677 года, Господь, дивный и славный во святых своих, «многократно, и многообразно» являл прославление своей угодницы.

Хотя согласно соборному определению, не была уже совершаема отдельная служба в честь благоверной, но в народном сознании все, сильнее теплилось и все ярче разгоралось молитвенное ее почитание.

По прежнему ко гробу благоверной княгини притекали массы народные из местных жителей и окрестных уездов. Все просили ее заступничества перед Богом, получая утешение от молитв к ней. Ей писали иконы и изображение благоверной носили в крестных ходах.

В 1768 году было разрешено петь молебны у раки княгини Анны и «некоторые из новых монастырей стали благословляться ее именем».

B 1818 году с разрешения Святейшего Синода стали печататься месяцесловы, где была положена под 2-м числом октября: «память Св. Благоверной княгини Анны Кашинской». А годом раньше в 1817 году, по благословению архиепископа Тверского Серафима, произошло торжественное перенесете ее мощей из Успенского собора в Воскресенский.

В июне и июле 1848 года, г. Кашин подвергся тройному бедствию от холеры. Во время холеры были два крестных хода вокруг города, в которых была носима икона святой благоверной княгини Анны. Бедствие после этого тот час прекратилось.

Вскоре после этого, 25 января 1853 года дворяне и горожане г. Кашина, в числе 202 лиц подали в Святейший Синод прошение в котором писали: «Так сокрыт под спудом светильник благодати Божьей… Дворяне, горожане Кашина и окрестные жители тем более сокрушаются о том, чем более укрепляется вера их в святость преподобной благоверной великой княгини Анны. Мы, современные жители Кашина и его окрестностей, видели на себе благость Всемогущего, снизошедшую по молитвам ее. Во дни народного бедствия, когда распространившаяся повсюду холера свирепствовала в г. Кашине, мы у святого гроба ее возносили сердечные молитвы о покровительстве граду, бывшему свидетелем благочестивой жизни ее и удостоившемуся иметь в своей соборной церкви целебные мощи ее – и холера быстро ослабевая, прекратилась». А в прошении Кашинцев на Высочайшее имя было сказано: «избавление от холеры мы клятвенно подтверждаем».

Насколько сильно и возвышенно было чувство благоговения к памяти благоверной княгини за все время и после собора 1677 года, это видно из многочисленных исторических фактов.

Известно, какое живое участие в деле православия благоверной оказывала покойная Государыня Императрица Мария Александровна – супруга Государя Императора Александра I. Государи Императоры Александр II, Александр III и Николай II благосклонно принимали от представителей, Кашинского городского управления иконы с изображением благоверной княгини Анны, тем явно выражая свою глубоко религиозную веру в святость преподобной.

Иерархи Тверские и Кашинские, как сами всегда проявляли молитвенное почитание благоверной княгини, так равно благосклонно смотрели и на ее почитание народом. Еще в 1862 году один из Тверских архипастырей доносил Святейшему Синоду: «Местное чествование памяти благоверной княгини Анны Кашинской, издревле совершаемое, так сильно, утвердилось в жителях не только г.  Кашина, но и окрестных городов и селений, что если будут обнародованы сведения, противные этому чествованию, то через сие как можно опасаться, будет глубоко возмущен в народе чувство благоговения не только к памяти благоверной княгини Анны, но и вообще в памяти угодников Божьих».

В 1901 году бывший архиепископ Тверской Димитрий обратился в Святейший Синод с ходатайством о разрешении служить молебны благоверной великой княгини Анне, праздновать дни ее памяти и отправлять богослужение по составленным в честь ее службам. Это представление Тверского Архипастыря было передано на заключение Киевского Митрополита Феогноста, который вполне с ним согласился.
Ведущаяся в Кашинском Воскресенском Соборе запись благодатных исцелений по молитвам к благоверной княгине Анне указывает до сорока чудотворений, происшедших предстательством ее. Свидетелями этих чудес являлись заслуживающие всякого доверия люди, как например профессор богословия в Томском университете протоиерей Галахов, наблюдавший поразительный случай исцеления его дочери Александры по молитвам благоверной княгини Анны, имевшем место в 1903 году. Настоятель Кашинского Воскресенского собора протоиерей Аменитский, глубоко чтущий благоверную княгиню Анну, приписывает ей чудесное исцеление в 1889 году своего внука Сергея Томилова.

В народной памяти местных жителей сохраняются чудесный повествования о том, как от земли, находящейся под гробом благоверной, исцелились больные, прозревали слепые, как у хромых ноги приходили в действие и как один из старцев, не ходивший уже тридцать лет, побежал исцелившись, подобно молодому человеку.

Народная вера в святость благоверной Анны своего высшего напряжения достигает к 1908 году, когда в Каши не происходит необычное событие.

10 июля 1908 года в будничный день раздается величественная благовестъ соборного колокола, без всякого обязательного распоряжения закрываются торговые лавки. Народ спешит в Собор – и здесь перед ракой благоверной многочисленным сонмом Кашинского духовенства торжественно служиться молебен всем святым с заключительной коленопреклоненной молитвой благоверной Анне. В притворе храма поставлены столы, которыми заведуют церковные старосты приходов. Здесь к прошению о восстановлении полного церковного чествования благоверной княгине Анны подписываются лица разных званий мужского и женского пола. Замечается везде желанное единение народа с духовенством, которое дает подписи наряду со своими пасомыми. Подъем религиозного воодушевления необычный. Многие плачут.

Особые, нарочито избранные депутаты отвозят прошение в Санкт-Петербург и представляют его присутствующему здесь в Святейшем Синоде Тверскому Архиепископу Алексию. Архиепископ благосклонно принимает прошение и тут же дает ему надлежащее движение, отсылая некоторые данные, относящиеся к прошению, на Киевский миссионерский съезд.

Собравшиеся на этот съезд Архипастыри, в количестве тридцати, находят, что «общая вера в святость благоверной великой княгини Анны Кашинской в Тверской области и далеко за ее пределами непоколебимо остается и доныне, передаваясь из рода в род, из века в век, и подкрепляется многими знамениями и чудесами, исходящими от святых ее останков». Поэтому означенные тридцать епископов, собравшиеся в городе Киеве, положили сыновне просить Святейший Синод о возможно скором восстановлении почитания благоверной великой княгини Анны Кашинской в пределах Тверской области, как местночтимой святой угодницы Божией.

И не закоснел «к общей радости всех прививающих в молитвах преподобную великую княгиню Анну, – приспит – преднамеченный Высочайшей Волей день 12-го июня текущего года, «день светлого торжества» – общецерковного прославления благоверной княгини Анны Кашинской, с которого в честь ее будут совершаться и отдельные церковные службы и ее святому имени будут посвящаться храмы Божии во всей Православной России».
История России

21 февраля 1613 года в первое воскресенье Великого поста, выборные люди в последний раз собрались на совещание для подачи письменных мнений — и все единогласно указывали на юного Михаила Федоровича

Избрание Михаила Федоровича Романова на царство

В 1472 году в судьбе Иоанна III произошло замечательное событие, заставившее все европейские государства обратить внимание на мало известную им Россию и ее государя. Папа Римский Павел II предложил

Брак Иоанна III с Софьей Палеолог

Святые труды Кирилла и Мефодия - их славянское богослужение и славянская грамота утвердились крепко: книги, писанный на славянском языке, распространились здесь во множестве списков и отсюда стали

Славянские первоучители - Святые братья Кирилл и Мефодий

Историческое описание славянских народов и становление Русского государства от 500 лет до Рождества Христова до призвания Рюрика.

История становления Руси до призвания Рюрика

Василий III Иванович - первый сын Иоанна III Васильевича от второго брака, с Софией Палеолог, которая являлась представительницей последней византийской императорской династии, отец Иоанна IV

Княжение Василия III Ивановича

После смерти Владимира Мономаха, великим князем стал его сын Мстислав I. Мстислав во многом походил на отца и был также любим народом. Зная его ум и твердость характера, все удельные князья

Мстислав I (1125 - 1132)

Первый поход против Казани был предпринят Иоанном IV зимою 1547 года, который кончился неудачно. При наступившей оттепели, многие пушки и пищали провалились на Волге под лед и много людей при этом

Подготовка Иоанна Грозного к походу на Казань

Благоверная княгиня Анна была старшей дочерью княжившего в Кашине Ростовского Князя Дмитрия Борисовича. Согласно летописи, благоверная Княгиня Анна в короткий промежуток времени теряет любимого мужа,

Святая благоверная Анна Кашинская

В 1547 году в Москве начались страшные пожары. 12 апреля в Китай-городе сгорели лавки с богатыми товарами, гостиные казенные дворы, обитель Богоявленская и множество домов от Ильинских ворот до

Пожары в Москве в 1547 году

Согласно преданию, которое впервые было записано в Степенной книге XV века, город Псков был основан во времена благоверной княгини Ольги. В XII веке это был один из значимых русских городов, который

Исторический очерк основания г. Псков

Преобразования Петра Великого затронули все стороны жизни русского народа. Он старался или всё улучшить или изменить. Один современник Петра вскоре после его смерти писал: «На что в России ни

Реформы Петра I

Дмитрий II Михайлович, по прозвищу «Грозные Очи» – князь Тверской, а затем и Великий князь Владимирский, сын Святого Михаила Ярославича, князя Тверского и Великого князя Владимирского, от брака с

Дмитрий II Михайлович «Грозные Очи»
Новые публикации
Содержание: