Благоверная княгиня Анна была старшей дочерью княжившего в Кашине Ростовского Князя Дмитрия Борисовича.
12 (25) июня - день памяти Св. благоверной княгини Анны Кашинской. Перенесение мощей и второе прославление благоверной великой княгини Анны Кашинской.
21 июля (3 августа) - Обретение мощей благоверной княгини.
2 (15) октября - день памяти Св. благоверной княгини Анны Кашинской.
Родилась Анна около 1278 года. С юных лет об ней было известно, что она воспитанная своими родителями в страхе Божьем, особенно заботилась о там, как бы сделать больше добра бедным и убогим.
Жалость и сострадательность к нищете, обездоленности, убожеству и бедности сделались основной чертой ее характера.
В ранней молодости, приблизительно в 16-17 лет, княжна Анна переехала из Ростова в Тверь, где она вступила в супружество с великим князем Михаилом Ярославичем Тверским.
В своей благоверной молодой княгине Тверяки скоро узнали христолюбивую, никому, не отказывающую в помощи благотворительницу. Великокняжеский двор в Твери во времена благоверной княгини Анны был открыт и доступен для всех страждущих, убогих, голодных, холодных и обездоленных.
Когда Тверь постигают народные бедствия – сильный мор скота, пожар и страшная засуха, то все это молодая княгиня весьма близко принимает к своему сердцу. В Тверь нахлынули толпы безработных, голодных из пораженных бедствиями соседних округов и селений княжества. И вот благоверная, великая, княгиня «народная печальница» не щадить великокняжеской казны и щедрой рукою раздает милостыню, снабжая погорельце и неимущих всем необходимым
Принимая к своему сердцу беды и скорби народные, благоверная княгиня в то же время, является примерной матерью и супругой. Когда благоверный князь Михаил Ярославович, во время удельных междоусобиц, собирается в ханскую орду, чтобы оправдаться от обвинений со стороны, своего соперника Московского князя Юрия, (Георгия) Даниловича, то благоверная княгиня ободряет своего, и возбуждает его дух такими словами «зачем ты боишься злочестивого царя; ведь в нас нет никакой неправды; мы стоим за веру и отечество, будь верен Господу до смерти».
Чуткая в отрывчатая ко всякому, горю – семейному и народному, благоверная княгиня Анна совместила в своем сердце в своей жизни, перенесла множество злостраданий, горестей и скорбей, в которые была повержена тогда вся русская земля, томившаяся под гнетом татарского ига.
Согласно летописи, благоверная Княгиня Анна в короткий промежуток времени теряет любимого мужа, двоих сыновей и внука. Супруг благоверной княгини Анны, великий князь Михаил был замучен злодеями в ханской орде 22 ноября 1319 году. Один из злодеев по имени Романец, вонзил ему нож в ребра и вырезал сердце. Княгиня Анна с детьми спустя продолжительное время узнала об этом. Когда честное тело великого князя Михаила по повелению его соперника Юрия, было привезено из Орды в Москву, плачущая княгиня отправила туда из Твери посольство с просьбою отдать ей останки мученика-мужа. С большим трудом удалось склонить на это соперника. Скорбно, рыдала княгиня и едва могли отнять ее от гроба, Мученическая кончина князя Михаила с большей силой сподвигнула дух благоверной его супруги княгини Анны на дела благочестия, заставив ее вместе с тем постепенно отрешиться от суеты мира. Удрученная скорбью, совершенно чуждаясь мирских привязанностей и удовольствий, благоверная княгиня решилась променять свое великокняжеское достоинство на смиренный образ инокини и великокняжеские палаты на тихую монастырскую келью. Она с именем Софии постриглась в иночество в Софийском женском монастыре г. Твери. Став монахиней, княгиня – инокиня в то же время не покинула столь, любимых ей в миру дел милосердия и сострадательности к бедным и несчастным.
В монастыре с умилением наблюдали сострадательную чувствительность княгини при встрече ее с бедными и несчастными. Однако в здесь, за крепкими, монастырскими стенами, житейские скорби и сострадания не переставали постигать ее до самой кончины. Неутешная в скорби о мученической кончине великого князя, княгиня-инокиня получает в монастырской келье страшные вести о гибели в Орде двух своих старших сыновей и внука.
Оставшейся в живых младший сын великой княгини, удельный князь Кашинский Василий убедил свою мать-инокиню перейти в Кашин, в ее отчий город. Здесь в построенной князем Василием Успенской женской обители «многоскорбная и многострадальная» княгиня-инокиня и продолжала свои молитвенные подвиги. Ища безмолвия и уединения в своей строго подвижнической жизни, благоверная княгиня-инокиня никого не принимала в своей келье. Лишь ее сын князь Василий имел изредка сюда доступ на короткое время, когда движимый чувством сыновней любви он желал в материнском благословении снискать себе подкрепление в трудных делах управления княжеством.
Под конец своей жизни инокиня София приняла схиму с прежним именем Анны.
2 октября 1368 года княгиня-схимница Анна скончалась и была погребена в том же монастыре, который впоследствии, по закрытии, был обращен в городской собор. Кроткий, сострадательный и боголюбивый образ благоверной схимонахини княгине, народной печальницы, вся жизнь которой являлась сплошным длинным рядом скорбей и несчастий, живо запечатлелся в благодарной народной памяти немедленно после ее кончины. Благоверная княгиня Анна в народном сознании и представлении считалась за святую и ей писались иконы. Благодатную помощь в заступление благоверной Анны Кашинцы неоднократно испытали особенно в «смутное время» на Руси.
В 1611 году в царствование Василия Ивановича Шуйского случилось божественное знамение, которым была засвидетельствована святость почившей благоверной княгини-схимонахини Анны.
На месте погребения схимонахини Анны в деревянной церкви Успения истлел пол настолько, что виднелась земля, из которой мало-помалу обнаруживался выкопанный сохранившийся в целости гроб. Горожане Кашина не придали никакого значения обнаружившемуся в Храме Божием неблагообразию, забыв даже о том, кто и когда был положен этом гробе.
Случилось, что в Кашине был захвачен тяжким недугом и был близок к смерти благоговейно правивший свое служение в святом Храме пономарь Успенского собора – Герасим. Больному во время острого пароксизма болезни явилась в сонном видении женщина в схимонашеском одеянии. Явившаяся назвала себя Анной, исцелила болящего и объявила, что она покровительница города Кашина, охраняет его от врагов и молится перед Богом о благоденствии жителей города. Вместе с тем явившаяся благоверная Анна наказала внушить соборному притчу, чтобы ее гроб соблюдался с честью, и чтобы над ним перед образом Нерукотворного Спаса возжигали лампаду. О бывшем ему явлении схимонахини Анны и о последовавшим за ним чудесном его исцелении от болезни пономарь Герасим не замедлил поведать сослуживцам и знакомым горожанам.
По городу быстро разнеслась весть о чудесному исцелении при гробе благоверной. Гроб благоговейно был приведен в порядок. И как Кашинцы, так в окрестные жители, исполнившись пламенной веры в святость благоверной княгини Анны, начали, как повествует древнее ее житие, с горячим усердием приходить на поклонение к гробу.
Как видно из древнейшего жития благоверной, от ее гроба особенно обильно были подаваемы исцеления людям «разбитым параличом, расслабленным, беснующимся и замутившиеся умом».
Тогдашнему
Царю Алексею Михайловичу и патриарху Иосифу Кашинским духовенством и горожанами через Тверского архиепископа Иону – была подана челобитная, в которой сообщалось, что в Успенской церкви города Кашина обретает поверх земли гроб схимонахини Анны и от ее мощей совершаются чудесные исцеления.
По повелению
Царя Алексея Михайловича в 1649 году была наряжена особая комиссия для открытия гроба и освидетельствования лежащих в ней мощей. Открыв гроб, комиссия нашла в нем 280 лет почивавшие мощи нетленными в целом, и лишь с самыми малыми следами тления на лице и ступнях ног.
Очевидец этого события старец – священник Варлаам так сообщал впоследствии об этом: «нетленные мощи благоверной княгини Анны; только тлению предалось малая часть носа, да у ног плюсне, а у обоих ли – не помнить, а рука правая лежит на персах согбенна, яко благословляющая. И Андроньевский архимандрит Сильвестр тое руки персты разгибал, а как отпустил и такожде согнена очутилась по-прежнему».
Состоявшийся в том же 1649 году собор в Москве,
причислил благоверную великую княгиню Анну к лику святых и на обретение ее мощей 21 июля была составлена особая служба. В следующем 1650 году, 12 июня, было совершено торжественное, по специально составленной службе, перенесение мощей благоверной великой княгини Анны из ветхого деревянного Успенского собора в каменный Воскресенский собор в присутствии Государя и Его семьи.
Старец Варлаам так описывал это событие:
«И после того свидетельства (свидетельства, произведенного комиссией в предшествующем году) на другой год блаженная памяти великий Государь царь и великий князь Алексей Михайлович и всея великие, и малые, и белыя России самодержец, изволил придти в Кашин со своей Государевой царицей в вели-кой княгиней Марией Ильиничной и с своими государскими сестрами, с благородными царевнами; а с ним великим Государем был преосвященный Варлаам митрополит Ростовский и Ярославский и мощи благоверные великой княгини Анны досматривал. И по досмотру из-под соборной Успенской деревянной церкви в каменном гробу перенесли в соборную Воскресенскую каменную церковь и обязав запечатал гроб своими государевыми печатями. А в перенесении гроба, с мощами великий государь нес сам на раках своих с боярами, а несли тот каменный гроб с мощами на деревянном одре и тот одр и ныне в целости».Затем по обету царя Алексея Михайловича и на его средства был построен новый каменный Успенский храм с пределом «во имя преподобной и благоверной княгини Анны».
Однако в 1677 году патриарх Иоаким созвал в Москву малый собор архипастырей, который на основании некоторых разногласий жития, схимонахини-княгини Анны со степенной книгой и летописцами, приостановил совершение ей особых служб и молебствий,
«доколе Господь Бог чудодейственными знамениями и исцелениями, подаваемые по молитвенному предстательству благоверной княгини Анны не утвердит всеобщую веру в нее. Храм, созданный во имя великой княгини Анны, собор определил именовать и быть ему во имя всех святых, да, еще совершенно благоугоди Богу великая княгиня Анна, да будет в оном храме и то имя вочтено купно со всеми святыми».Сделав такое решение собор 1677 года, однако не постановил прямого запрещения чествовать преподобную Анну.
Это постановление было лишь о временной приостановке чествования мощей благоверной княгини Анны и вызвано чисто обрядовыми соображениями. Дело в том, что глаголемые старообрядцы стали спорить, будто пальцы правой руки благоверной сложены, двуперстным крестом, а православные – трехперстным. Поэтому мощи на соборе решено было и запечатать «архиерейскими печатями» до их переосвидетельствования и до тех пор, пока «Господь Бог впредь объявить и утвердит достоверность жития и чудесь благоверной Анны».
И вот в течение 232-летнего периода, истекшего со времени Московского собора 1677 года, Господь, дивный и славный во святых своих, «многократно, и многообразно» являл прославление своей угодницы.
Хотя согласно соборному определению, не была уже совершаема отдельная служба в честь благоверной, но в народном сознании все, сильнее теплилось и все ярче разгоралось молитвенное ее почитание.
По прежнему ко гробу благоверной княгини притекали массы народные из местных жителей и окрестных уездов. Все просили ее заступничества перед Богом, получая утешение от молитв к ней. Ей писали иконы и изображение благоверной носили в крестных ходах.
В 1768 году было разрешено петь молебны у раки княгини Анны и «некоторые из новых монастырей стали благословляться ее именем».
B 1818 году с разрешения Святейшего Синода стали печататься месяцесловы, где была положена под 2-м числом октября:
«память Св. Благоверной княгини Анны Кашинской». А годом раньше в 1817 году, по благословению архиепископа Тверского Серафима, произошло торжественное перенесете ее мощей из Успенского собора в Воскресенский.
В июне и июле 1848 года, г. Кашин подвергся тройному бедствию от холеры. Во время холеры были два крестных хода вокруг города, в которых была носима икона святой благоверной княгини Анны. Бедствие после этого тот час прекратилось.
Вскоре после этого, 25 января 1853 года дворяне и горожане г. Кашина, в числе 202 лиц подали в Святейший Синод прошение в котором писали:
«Так сокрыт под спудом светильник благодати Божьей… Дворяне, горожане Кашина и окрестные жители тем более сокрушаются о том, чем более укрепляется вера их в святость преподобной благоверной великой княгини Анны. Мы, современные жители Кашина и его окрестностей, видели на себе благость Всемогущего, снизошедшую по молитвам ее. Во дни народного бедствия, когда распространившаяся повсюду холера свирепствовала в г. Кашине, мы у святого гроба ее возносили сердечные молитвы о покровительстве граду, бывшему свидетелем благочестивой жизни ее и удостоившемуся иметь в своей соборной церкви целебные мощи ее – и холера быстро ослабевая, прекратилась». А в прошении Кашинцев на Высочайшее имя было сказано: «избавление от холеры мы клятвенно подтверждаем».Насколько сильно и возвышенно было чувство благоговения к памяти благоверной княгини за все время и после собора 1677 года, это видно из многочисленных исторических фактов.
Известно, какое живое участие в деле православия благоверной оказывала покойная Государыня
Императрица Мария Александровна – супруга Государя Императора
Александра I. Государи Императоры
Александр II,
Александр III и Николай II благосклонно принимали от представителей, Кашинского городского управления иконы с изображением благоверной княгини Анны, тем явно выражая свою глубоко религиозную веру в святость преподобной.
Иерархи Тверские и Кашинские, как сами всегда проявляли молитвенное почитание благоверной княгини, так равно благосклонно смотрели и на ее почитание народом. Еще в 1862 году один из Тверских архипастырей доносил Святейшему Синоду:
«Местное чествование памяти благоверной княгини Анны Кашинской, издревле совершаемое, так сильно, утвердилось в жителях не только г. Кашина, но и окрестных городов и селений, что если будут обнародованы сведения, противные этому чествованию, то через сие как можно опасаться, будет глубоко возмущен в народе чувство благоговения не только к памяти благоверной княгини Анны, но и вообще в памяти угодников Божьих».
В 1901 году бывший архиепископ Тверской Димитрий обратился в Святейший Синод с ходатайством о разрешении служить молебны благоверной великой княгини Анне, праздновать дни ее памяти и отправлять богослужение по составленным в честь ее службам. Это представление Тверского Архипастыря было передано на заключение Киевского Митрополита Феогноста, который вполне с ним согласился.
Ведущаяся в Кашинском Воскресенском Соборе запись благодатных исцелений по молитвам к благоверной княгине Анне указывает до сорока чудотворений, происшедших предстательством ее. Свидетелями этих чудес являлись заслуживающие всякого доверия люди, как например профессор богословия в Томском университете протоиерей Галахов, наблюдавший поразительный случай исцеления его дочери Александры по молитвам благоверной княгини Анны, имевшем место в 1903 году. Настоятель Кашинского Воскресенского собора протоиерей Аменитский, глубоко чтущий благоверную княгиню Анну, приписывает ей чудесное исцеление в 1889 году своего внука Сергея Томилова.
В народной памяти местных жителей сохраняются чудесный повествования о том, как от земли, находящейся под гробом благоверной, исцелились больные, прозревали слепые, как у хромых ноги приходили в действие и как один из старцев, не ходивший уже тридцать лет, побежал исцелившись, подобно молодому человеку.
Народная вера в святость благоверной Анны своего высшего напряжения достигает к 1908 году, когда в Каши не происходит необычное событие.
10 июля 1908 года в будничный день раздается величественная благовестъ соборного колокола, без всякого обязательного распоряжения закрываются торговые лавки. Народ спешит в Собор – и здесь перед ракой благоверной многочисленным сонмом Кашинского духовенства торжественно служиться молебен всем святым с заключительной коленопреклоненной молитвой благоверной Анне. В притворе храма поставлены столы, которыми заведуют церковные старосты приходов. Здесь к прошению о восстановлении полного церковного чествования благоверной княгине Анны подписываются лица разных званий мужского и женского пола. Замечается везде желанное единение народа с духовенством, которое дает подписи наряду со своими пасомыми. Подъем религиозного воодушевления необычный. Многие плачут.
Особые, нарочито избранные депутаты отвозят прошение в Санкт-Петербург и представляют его присутствующему здесь в Святейшем Синоде Тверскому Архиепископу Алексию. Архиепископ благосклонно принимает прошение и тут же дает ему надлежащее движение, отсылая некоторые данные, относящиеся к прошению, на Киевский миссионерский съезд.
Собравшиеся на этот съезд Архипастыри, в количестве тридцати, находят, что
«общая вера в святость благоверной великой княгини Анны Кашинской в Тверской области и далеко за ее пределами непоколебимо остается и доныне, передаваясь из рода в род, из века в век, и подкрепляется многими знамениями и чудесами, исходящими от святых ее останков». Поэтому означенные тридцать епископов, собравшиеся в городе Киеве, положили сыновне просить Святейший Синод о возможно скором восстановлении почитания благоверной великой княгини Анны Кашинской в пределах Тверской области, как местночтимой святой угодницы Божией.
И не закоснел «к общей радости всех прививающих в молитвах преподобную великую княгиню Анну, – приспит – преднамеченный Высочайшей Волей день 12-го июня текущего года, «день светлого торжества» – общецерковного прославления благоверной княгини Анны Кашинской, с которого в честь ее будут совершаться и отдельные церковные службы и ее святому имени будут посвящаться храмы Божии во всей Православной России».