Стрелковое оружие
Вооружение
Авиация
Корабли
Календарь событий
Спецслужбы
История
Биографии
Публикации
Познавательное
Достопримечательности России
Первая помощь
Ордена и медали
Тесты

Биографии

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ч
Ш
Э
Ю
Я

Императрица Мария Александровна


Максимилиана-Вильгельмина-Августа-София-Мария, принцесса Гессен-Дармштадтская, впоследствии Императрица России и супруга императора Александра Николаевича (Александра II), родилась 27 июля 1824 года от брака великого герцога Гессенского Людвига II и супруги его Вильгельмины-Луизы, дочери наследного принца Баденского Карла-Людвига, скончавшейся в 1886 году.

Императрица Мария АлександровнаПортрет Императрицы Марии Александровны, Франц Винтерхальтер, 1857 год 

Принцесса Мария провела детство и воспиталась в скромной обстановке гессенского двора, в Дармштадте. В 1839 году в возрасте пятнадцати лет, в первый раз она увидела наследника русского престола, цесаревича Александра Николаевича, посетившего Дармштадтский двор во время своего путешествия по Европе, которое имело целью довершить образование великого князя, поправить его здоровье и решить, по его собственной склонности, вопрос о выборе для него невесты.

Как видно из писем воспитателя великого князя, В. А. Жуковского, сопровождавшего цесаревича в этой поездке его по Европе, наследник цесаревич не остановил своего выбора ни на одной из принцесс, которые по возрасту соответствовали желаниям его августейших родителей.

18 мая 1839 года великий князь прибыл со свитой в Дармштадт. В тот же день он познакомился с принцессой Марией и оценил ее достоинства и красоту.

Великий князь Александр Николаевич, согласно ранее составленному маршруту, пробыл в Дармштадте всего один день и 14 марта после парада войск выехал в Майнц, продолжая свое путешествие по Германии, Голландии и Англии, как было намечено его августейшими родителями. Но узнав об одобрении и с их стороны сделанному им выбору, цесаревич прибыл в Дармштадт вторично 28 мая того же года и провел в семье великого герцога восемь дней. Вторичное посещение Дармштадта было лучшим доказательством того, что два с половиной месяца разлуки с будущей спутницей жизни не только не охладили, но напротив усилили чувства, пробудившиеся в его сердце при первой встрече с принцессой Марией.

Летом 1840 года шестнадцатилетняя принцесса Гессен-Дармштадская прибыла в Россию и под руководством В. А. Жуковского, весьма прилежно занялась изучением русского языка, показав в нем вскоре большие успехи.

5 декабря 1840 года она была миропомазана по уставу православной церкви и наречена Марией Александровной. На следующий день совершилось ее обручение, а 16 апреля 1841 года она сочеталась браком с наследником русского престола.

Первые годы своей брачной жизни она жила брачной жизнью исключительно для своей семьи, не принимая участья ни в делах общественных, ни в области общественной благотворительности.

18 августа 1842 года Мария Александровна была обрадована рождением своего первого ребенка, великой княжны Александры Александровны, а уже год спустя, 8 сентября 1848 года, у нее родился первый сын, цесаревич Николай Александрович.

Тяжелый для всей Росси 1849 год принес цесаревне Марии Александровне, в то время уже матери четырех детей, первую в ее жизни скорбную утрату: 16 июня скончалась великая княжна Александра Александровна. Приумножение семьи не могло изгладить из сердца великой княгини воспоминания об усопшей дочери. В течение многих лет гробница в царственной усыпальнице Петропавловского собора была местом тихих слез и молитв скорбевшей матери. Поездка наследника цесаревича на Кавказ в 1850 году и его участие в войне с горцами, за которое он был награжден Георгиевским крестом, была также причиной душевных тревог для великой княгини.

19 февраля 1855 года судьба возвела великую княгиню Марию Александровну на престол, открыв перед нею более широкое поприще деятельности. Она по примеру своих августейших предшественниц не приняла активного участия в делах политики и управления и ограничила свою деятельность исключительно сферой женского воспитания и благотворительности, но и на этом поприще она могла проявить свою деятельность главным образом только по кончине императрицы Александры Федоровны.

Повинуясь чувству глубокой любви и уважения к вдовствовавшей государыне, императрица в первые пять лет своего царствования не дозволила себе принять в полное ведете воспитательные и благотворительные учреждения, находившиеся под покровительством ее августейшей свекрови, но приняв их в свое заведывание в 1860 году, после кончины императрицы Александры Федоровны, государыня Мария Александровна оставила много памятников своей заботливости о воспитании молодого поколения и положила начало новому самостоятельному периоду женского образования в России, с которым ее имя останется связанным неразрывно.

Повинуясь духу времени, сознавая те требования, которые общество, при изменившемся строе жизни, могло предъявить к женщине, императрица приступила к преобразованию всей системы воспитания в закрытых учебных заведениях, до известной степени отживших свое время. Считая одним из важнейших элементов воспитания, чтобы девушки, будущая мать семейства, не были на несколько лет отторгнуты от семьи и от того круга, в котором им суждено впоследствии жить и действовать, императрица ввела в этом смысле значительный изменения в институтскую жизнь. Благодаря этим преобразованиям исчезла прежняя замкнутость, в которой росли в стенах институтов их воспитанницы. Их стали отпускать к родным на праздники и каникулы, они получили возможность чаще видеться и беседовать с родителями в самом институте, и этим была упрочена связь молодого поколения с семьей.

Краеугольным камнем умственного развитая женщины, будущей гражданки, доброй жены и матери, покойная императрица полагала в сердце, в чувстве. Так, при одном из первых своих посещений одного из столичных институтов, императрица пожелала сама задать воспитанницам тему для сочинения на русском языке и на классной доске своеручно начертала слово: «любовь», изъяснив при этом чистое, высокое и многостороннее значение этого слова в жизни женщины: любовь к Богу, к ближним, к родине, к мужу и детям, - любовь, способная на самопожертвование.

Осмотрев изящные рукоделья воспитанниц, всевозможные вышиванья, на которые затрачивалось, не вполне производительно так много труда, терпения и времени, императрица заметила, что для нее было бы несравненно приятнее видеть искусство воспитанниц в кройке и шитье белья и платьев. После Закона Божьего государыня полагала безусловно необходимым в учебной программе изучение отечественной истории и географии.

Изменив к лучшему условия институтского образования, императрица Мария Александровна на этом не остановилась. Дальнейшей своей деятельностью на пользу женского воспитания, она явилась в этом деле не только преемницей императрицы Марии Федоровны, положившей первое основание правильному образованию женщин в Росси, но и преобразовательницей. По инициативе Марии Александровны и при ее могущественной поддержке в женском воспитании совершилась высоко благотворная реформа, не имевшая почти корней в общественных нравах и представлявшая массу затруднений ввиду старых привычек и взглядов общества на образование женщин. Были образованы учреждения гимназий – нового типа женских учебных заведений, возникших по мысли и при горячем участии со стороны покойной государыни Марии Александровны.

Смело можно сказать, что если бы государыня не сочувствовала этой реформе и не оказала ей своего просвещенного содействия, то она не могла бы совершиться так легко и быстро, и встретила бы, на своем пути много барьеров. Но государыня стояла на высоте тех реформ, которые совершились в России в царствование ее супруга, она внесла обновление в ту сферу, которая находилась в ее личном ведении. Поняв своим светлым умом то значение, которое имеет для семьи и для общества женщина всесторонне образованная, могущая быть разумной воспитательницей и руководительницей подрастающего поколения, императрица приняла деятельное участие в вопросе об основании учебных заведений, в которых предполагалось открыть доступ девушкам всех сословий и состояний.

Женские гимназии, с самого их учреждения, имели счастье состоять под высоким покровительством покойной государыни, которая своим личным присутствием почтила открытие первой из них – Мариинской гимназии в Санкт-Петербурге. С тех пор женские гимназии, как заведения, соответствовавшие насущным потребностям общества, быстро увеличивались числом и объемом, продолжая пользоваться тем же высоким вниманием и участием со стороны своей августейшей покровительницы. Ежегодные, значительные денежные пособия постепенно возраставшие по мере увеличения числа гимназий, отпускались, с милостивого разрешения государыни Марии Александровны, из средств ведомства учреждений императрицы Марии. Обо всех нуждах и потребностях женских гимназий было доводимо до личного сведения государыни, всегда охотно содействовавшей удовлетворению всего, что оказывалось нужным для дальнейшего роста и развития этих заведений.

Учреждение гимназии было первым шагом к более широкому образованию русской женщины. Впоследствии были открыты высшие женские курсы в Петербурге, Москве, Киеве, Казани, Одессе. Хотя гимназии еще не получили своего окончательного устройства, вновь открывающиеся гимназии, быстро увеличиваясь числом, дали образование многим тысячам девушек, преимущественно среднего сословья, и значительно подняли уровень умственного развития женщин в России.

Весьма много было сделано государыней также для образования дочерей духовных лиц, для которых существовало до нее во всей России только одно, «Царскосельское училище девиц духовного звания». Благодаря заботам императрицы, в различных епархиях было основано до десяти подобных училищ. Народные школы для девочек также имели в государыне постоянную добрую и заботливую покровительницу.
Занимаясь столь деятельно вопросом о женском образовании, императрица Мария Александровна посвящала не мало времени попеченьям о благотворительных заведениях, находившихся в ее ведении. Ее заботам и покровительству своим развитием и преуспеванием общества обязаны восстановление христианства на Кавказе, помощь бедным церквям и приходам, распространения духовно-нравственных книг и другое.

Удаляя много времени заботам и делам благотворительности, императрица тратила его весьма мало на свои личные развлечения. Все часы ее дня были разделены между попечениями об августейших детях и делами благотворительности. Часы отдыха государыня посвящала чтению выдающихся произведений литературы. Из русских писателей особенной ее любовью пользовались сочинения Гончарова и графов Алексея Константиновича и Льва Николаевича Толстых. Когда ее здоровье было еще крепко, она любила живую беседу, в которой особы, принятые императрицей, могли только изумляться ее светлому уму и обширным знаниям.

Императрица интересовалась и старательно изучала русскую историю и церковную археологию. При открытии памятника тысячелетия России в 1862 году в Новгороде, удостоив своей беседой некоторых из представителей Новгородской губернии, государыня поразила их всесторонним знакомством со всеми памятниками древности и святыни не только Новгорода, но и прочих городов этой губернии. Имена великих князей, святителей и чудотворцев, строителей храмов в древние времена сохранились с удивительной точностью и с безошибочными хронологическими данными в обширной памяти Марии Александровны.

В начале 1860 годов, императрице Марии Александровне пришлось вынести не мало душевных тревог и огорчений, в значительной степени повлиявших на ее слабый организм.

19 февраля 1861 года совершился великий акт освобождения крестьян от крепостного права. Заботы о мирном исходе этого преобразования и опасения крупных столкновений в народе, тревожили тогда всю царскую семью. Страшные пожары в Ямской, на Толкучем и Апраксиных дворах опустошили в это время столицу, вызвав заботы императрицы о погорельцах. В 1863 году вспыхнуло восстание на западной окраине России и в Польском Царстве. Все эти события были источником постоянной душевной тревоги для императрицы, но судьба готовила ей в то время еще более тяжкий удар, окончательно надломивший ее здоровье.

12 апреля 1865 года в Ницце на вилле Агвидор скончался ее старший сын, цесаревич Николай Александрович. Не успело затихнуть в ее сердце горе об этой невозвратимой утрате, как покушение 4 апреля 1866 года повергло ее в страх за жизнь августейшего супруга. Ряд событий в русской истории, угрожавших жизни монарха и спокойствия царской семьи, не давали государыне возможности собраться с силами, чтобы стойко переносить удары, которые судьба посылала ей один за другим. Новые тревоги и опасения готовила ей война с Турцией и присутствие ее супруга и сыновей на театре военных действий, где они подвергались ежеминутно опасности и всевозможным случайностям.

Скорбя о жертвах войны, желая облегчить их страдания и оказать им возможную помощь, императрица отнеслась весьма сочувственно к деятельности сестер милосердья и возымела мысль основать общество «Красного Креста» по первообразу «общества попечительства о раненых и больных войнах» (Крестовоздвиженская община сестер милосердия), основанного в эпоху Крымской кампании великой княгиней Еленой Павловной.

Призывая русский народ на помощь страждущим на войне братьям, призывая его на денежные и вещественные пожертвования, императрица имела в виду привлечь к этому доброму делу всю Россию и составить средства нового общества не только из одних приношений достаточных классов, но также из тех лепт, приносимых из трудовых грошей, который никогда не иссякают и, соединяясь воедино, могут составить многие тысячи рублей народного вклада.

Русский народ всем сердцем откликнулся на призыв императрицы. В общество Красного Креста начали стекаться обильные пожертвования вещами и деньгами, и лица обоего пола и всех сословий устремились на перевязочные пункты, в госпиталя и лазареты, чтобы в качестве санитаров или сестер милосердья посвятить себя, под сенью «Красного Креста», самоотверженному уходу за больными и ранеными воинами.

Императрица неусыпно следила за подвигами этих лиц, призванных ей на служение ближним, и старалась по возможности облегчить раненым их тягостное положение.

Государь Александр II теплым чувством вспоминал о своей супруге, посещая в госпиталях и лазаретах Болгарии больных и раненых, раздавая им подарки, присланные императрицей.

Окончилась война, но с ней не прекратились страдания для России, а с ними и заботы государыни о страждущих появлением чумы в Астраханской губернии, гибельные пожары в Оренбурге, Уральске, Ирбите и Иркутске, неурожаи во многих местностях, эпидемия дифтерии на юге и юго-западе России – все эти бедствия были близки сердцу императрицы и ее непрерывными заботами по возможности смягчались.

Плохое состоите здоровья государыни в 1879 году вызвало ее поездку за границу. В конце года императрица выехала в Югенхейм, откуда в сентябре переехала в Канн, где и пробыла до 19 января 1880 года. С грустью переносила государыня отъезд из России и разлуку со своей царственной семьей, и потому пожелала возвратиться и окончить жизнь в кругу близких.

28 января императрица прибыла из южной Франции в Петербург.

22 мая 1880 года Мария Александровна скончалась в Зимнем дворце после долгого и тяжкого недуга. Никто никогда даже из самых близких женщин, служивших ей, не слыхал от нее ни вздоха, ни слова, ни движения ропота или жалобы. Она знала, что дни ее сочтены, и положила всю жизнь в Бога и Христа Спасителя, каждую минуту готова была переселиться в лучший Мир.

Литература: "Русские деятели в портретах" изданных редакцией исторического журнала "Русская старина". Собрание 5. С.-Петербург. 1891 г.
Биографии