Стрелковое оружие
Вооружение
Авиация
Корабли
Календарь событий
Спецслужбы
История
Биографии
Публикации
Познавательное
Достопримечательности России
Первая помощь
Ордена и медали
Тесты

Митрополит Алексий


После смерти Иоанна Даниловича Калиты, удельные князья, тверской и суздальские, опираясь на свое старшинство, поспешили в Орду и стали хлопотать о приобретении себе великокняжеского достоинства. Но Симеон Иоаннович Гордый, прибыв туда же, указал на долговременную верность своего отца, обещал заслужить милость ханскую и присоединил к своему ходатайству о великокняжеском титуле щедрые дары хану и его вельможам. Хан склонился на просьбу и немедленно объявил его великим князем.

Симеон Гордый

Отличаясь твердым характером и не уступая Калите в благоразумии, Симеон Иоаннович следовал отцу в делах управления и стремился настойчиво, чтобы вся Русь повиновалась одному государю. Угождая ханам и смиренно покоряясь им, он повелительно обращался с удельными князьями и властвовал над ними, именуясь великим князем всея Руси за что и получил прозвище Гордого.

В его правление спокойствие господствовало в восточной Руси и никто не смел с ним спорить. Даже Новгородцы, испытавшее его твердость, должны были платить ему дань. В княжение Симеона из Азии в западную Европу, а оттуда и в Россию была занесена моровая язва, известная как черная смерть. Она погубила множество народа, не пощадила и великого князя, вместе с двумя сыновьями и братом Андреем.

Иоанн II

Перед смертно, передавая престол свой брату, Иоанну Иоанновичу, великий князь писал в завещании:"Слушайся старых бояр и владыки нашего Алексия: они всегда хотели добра отцу нашему и нам, слушайся затем, чтобы и свеча не погасла".

Таинственное иносказание, заключающееся в последних словах, намекало на важнейшее задуманное Калитой дело объединения всей Руси под московской державой, с целью освобождения отечества от монгольского ига. Очевидно, что со смертью Калиты заветная дума его не умерла с иим, но продолжала жить и в душе Симеона, который теперь также не уносит ее с собою, а вкладывает в сердце преемника, своего брата. Он передает ее в проникновенных словах, чтобы хорошо ее понимали как московские князья-собиратели, так и верные их советники и помощники.

Приемник Симеона - тихий, слабый и миролюбивый Иоанн II, не походил характером и разумом на своего отца и брата. Этим пользовались враги и завистники московского государства, заводя беспорядки в Новгороде и даже в самой Москве.

Внешние враги почувствовали смелость. Великий литовский князь Ольгерд уже держал в зависимости от себя Смоленск, овладел Брянском, на некоторое время захватил Ржев и властолюбиво заглядывался на Тверь. Но великого князя окружали и поддерживали мудрые советники и помощники в государственных делах, как верно служили они прежде его отцу и брату, так же были преданы и ему самому. Таковы были старые бояре и в особенности московский митрополит святой Алексий.

Митрополит Алексий

Родители святого Алексия были одни из именитых черниговских бояр, Федор Бяконт, считающийся предком до ныне существующего рода Плещеевых. В княжение Даниила Александровича частые набеги татар на южную Россию принудили Федора Бяконта оставить родину и переселиться в Москву, где и родился у него сын Елевферий, будущий великий святитель Алексий. Бяконт пользовался особым почетом при дворе московского князя, так что сын Даниила, Иоанн, был даже восприемником от купели при крещения новорожденного младенца.

Воспитываясь в родительском доме, отрок Елевферий в детстве сподобился одного чудного видения, которое предуказывало на его будущую судьбу.

Однажды расставлял он сети для ловли птиц, но ловля не удавалась, и мальчик, утомившись, заснул. Вдруг он услышал во сне слова: "Алексий, что все трудишься? Тебе предстоит ловить человеков!" Пробудившись, отрок недоумевал, что значить это новое его имя и этот таинственный призыв к новой деятельности. Но с этих пор он почувствовал в душе непонятную перемену: его уже не привлекали детские игры и забавы, но он со всеусердием стал предаваться молитве, чтению божественного писания и благоговейному размышлению над словом Божьим. Эти благочестивые занятия все более и более располагали и склоняли его душу к полному посвящению себя на служение Богу.

В двадцать лет он поступил в Богоявленский московский монастырь, принял пострижение с именем Алексия и предался подвигам благочестия.

Слава о высоком уме и богоугодном житие нового инока вскоре достигла до митрополита Феогноста, который, путем личных бесед убедился в высоких достоинствах души Алексия, приблизил его к себе и поручил ему заведовать церковными судами. Новая жизнь Алексия, полная забот, трудов и подвигов, открыла митрополиту в избранном иноке много таких достоинств ума и сердца, которые подвигли святителю облечь инока епископским саном и с доверием поручить ему управление Владимирской епархией.

В 1352 году митрополит, совместно с великим князем и с согласия епископов и бояр, отправил к цареградскому патриарху ходатайство о том, чтобы новопоставленный святитель был возведен на митрополичью кафедру и утвержден, как законный преемник Феогноста.

Вскоре патриарх прислал ответную грамоту, в которой выражал согласие исполнить просьбу великого князя и митрополита. Пo смерти святителя Феогноста, святитель Алексий отправился в Константинополь и здесь был поставлен в митрополиты Киева и всея Росси. Но одновременно с этим, по просьбе Ольгерда, патриарх назначил особого митрополита, по имени Романа, для великого княжества Литовско-Русского.

Роман стал вмешиваться в управление церковными делами в Киевской и Тверской епархиях, так что святителю московскому снова пришлось ехать к патриарху для разграничения деятельности обоих митрополитов. Властью Константинопольского патриарха Роману было назначено ведать церковными дела только в Литве и Волыни. Киев хотя и принадлежал литовскому князю, оставлен был в ведении святителя Алексия, вследствие чего происходили постоянные столкновения власти московского митрополита с действиями Романа, до самой кончины последнего.

В Москве святитель Алексий усердно занялся делами Церкви: ставил епископов, обозревал епархии, поучал духовенство.

Чудесное исцеление молитвами митрополита Алексия

Но среди обычных забот и церковных дел московский святитель внезапно был призван на особенный подвиг. Имел случай оказать неоценимую услугу отечеству. Жена хана Чанибека, Тайдула, была поражена тяжким недугом и, наконец, лишилась зрешния. Зная о высоких подвигах и богоугодной жизни митрополита, она, напрасно испытав разные средства к излечению, потребовала от него помощи.

Хан отправил с послами к великому князю письмо, заключающее в себе такую просьбу:"Мы слышали, что небо ни в чем не отказывает молитве главного вашего пастыря - отпустите его к нам, да испросить он здоровье моей супруге. Если его молитвами исцелеет царица, то будете иметь со мною мир; если же не пришлете, то пойду войною на вашу землю". Великий князь сообщил митрополиту требование Чанибека и умолял его исполнить просьбу хана.

Не без смущения митрополит выслушал эту просьбу: отказ его мог бы навлечь страшные бедствия на Россию, неудача же мола подвергнуть его самого мучительной казни. Но побуждаемый пламенной любовью к отечеству и полный упования на помощь Божию, он помолился у раки святителя Петра в Успенском соборе и отправился в далекий и трудный путь. По прибыли в Орду святитель по сетил недужную Тайдулу, с твердой верою в помощь свыше усердно помолился у одра больной Владыке жизни и смерти, окропил ее святой водой, и молитва веры спасла болящую. Жена хана исцелилась от своего недуга и прозрела. Радостно выражала она свою благодарность угоднику Божьего, а признательный хан отблагодарил митрополита почетом и дарами.

По возвращении в Москву, на земле, подаренной Тайдулою, святитель основал Чудов монастырь, в честь чуда Архистратига Михаила.

Еще при отъезде из Орды святителя, там начались ужасные смуты. Против Чанибека восстал сын его, свирепый Бердибек, и злодейски в 1359 году убил отца и своих братье. Завладев ханским престолом, он отправил в Москву посла и требовал себе дани и даров, вызывал к себе русских князей и угрожал войной в случае их неповиновения. Князья и народ в ужасе трепетали пред свирепостью нрава жестокого хана и, наконец, обратились к посредничеству святителя, уже снискавшего в Орде благоволение исцелением Тайдулы.

Побуждаемый горячею любовью к отечеству, святитель Алексий, не смотря на свой преклонный возраст, опять отправился в Сарай и при помощи матери Бердибека, признательной Тайдулы, успел смягчить ее сурового сына, который отменил свои требования тяжелой дани и подтвердил прежние льготы для русского духовенства, освободив его имения от даней и поборов.

Святитель возвратился с утверждением всех прежних прав, которые были даны прежними ханами, но теперь могли быть нарушены. Его везде встречали как избавителя от тяжких бед. Когда после плавания по Волге, он вышел на берег в Нижнем Новгороде, духовенство, князья и народ встретили его с необычайным торжеством. На месте этой встречи святитель впоследствии воздвигнул монастырь в честь Благовещения Богоматери. Далее, по дороге в столицу, всюду радостно встречали его толпы православного народа, спасенного им от грозного ханского гнева.

Великий князь, его семейство, бояре, московский народ встретили благодетеля-митрополита, как ангела Божьего. Трогательнее всего было когда восьмилетний сын Иоанна II, Димитрий, надежда отечества, - умиленный знаками всеобщей любви к святителю, со слезами говорил ему: "О, владыко! Ты даровал нам житие мирное: чем изъявим тебе свою признательность?" Столь рано проявилось чувство признательности к государственным заслугам в будущем герое Димитрие Донском!

Освободив Россию от опасности, митрополит должен был вскоре предпринять путешествие для ограждения Церкви от грозившего ей латинства. Латинские епископы всеми мерами старались ввести римско-католическую веру в российских пограничных областях.

Митрополит посетил Киев и своими поучениями утвердил колеблющихся, а в Вильне почтил страдания трех мучеников: Иоанна, Антония и Евстафия, и установил совершать память их 14 апреля.

Благоустроив в своей митрополии церковные дела, святитель Алексий создал и обновил несколько монастырей:
 Чудов монастырь, основан (20) 28 ноября 1365 года
 женский Алексеевский монастырь, в котором его сестра была одной из первых игумений
 Спасо-Андронников монастырь, основанный по обету, данному святителем во время его возвращения из Царьграда. Тогда святитель Алексий был застигнуть на море страшною бурей, грозившей потоплением.
16 августа, в Спасов день, буря утихла. Первым настоятелем в нем был св. Андроник, прославившийся своим благочестием. Под его руководством воспитались великие подвижники, ка его преемник, настоятель монастыря Савва, и замечательные иконописцы, как славный Андрей Рублев.
Владычный монастырь устроен был близ Серпухова
† Благовещенский монастырь в Нижнем Новгороде

Когда, после смерти Иоанна Иоанновича, во время беспорядков в Орде, хан утвердил в великокняжеском достоинстве Димитрия Константиновича Суздальского, все были крайне поражены в Москве такою неожиданностью. Князь Суздальский въехал во Владимир, к удовольствию его жителей, обещая снова возвысить достоинство покинутой столицы. Он надеялся перевести туда и митрополию, но св. Алексий, благословив его на княжение, возвратился в Москву, чтобы исполнить обет святителя Петра и жить близ его чудотворного гроба.

Мать Димитрия Иоанновича, вдовствующая княгиня Александра, митрополит Алексий и верные бояре, в заботах о благ отечества и правах московского государя, внушили 12-летнему Димитрию Иоанновичу объявить себя наследником умершего князя и его законным преемником. Отрок Димитрий, объявив себя наследственным великим князем, позвал Димитрия Константиновича Суздальского в Орду на ханский суд.

Право великокняжеское так прочно утвердилось за домом Калиты, что хан признал внука Калиты. И вот, в 1368 году на прародительский престол возвратился в Москву великий князь Димитрий Иоаннович. Митрополит и московские бояре крепко стояли за малолетнего государя. Святой Алексий был опекуном великого князя и пятнадцать лет руководил им, вместо отца. В тяжкие времена народных бедствий, митрополит Алексий являлся утешителем и опорой страждущих, в управлении государством - правой и твердой рукой великого князя, в советах - опытным и мудрым оберегателем пользы отечества, и давал верное направление всем распоряжениям бояр. В княжеских спорах же являлся истинным миротворцем. За все эти заслуги св. Алексия, великий князь оказывал святителю сыновью любовь, в государственных делах советовался с ним и был ему послушен до самой его смерти.

Святитель Алексий преставился в 1378 году в глубокой старости. Уже чувствуя приближение кончины, он отслужил литургию, причастился Святых Таинств, помолился о великом князе, о князьях и боярах, о их воинстве, о всех православных христианах, дал окружавших последнее целование и мирно почил о Господе.

Его мощи, обретенные спустя 60 лет после его кончины, в 1439 году, открыто почивают в Москве, в созданным им Чудовом монастыре.

Источник: «Главнейшие события русской истории церковной и гражданской». А. Попов. С-Петербург. 1895г.
История России