Стрелковое оружие
Вооружение
Авиация
Корабли
Календарь событий
Спецслужбы
История
Биографии
Публикации
Познавательное
Достопримечательности России
Первая помощь
Ордена и медали
Тесты

Пожары в Москве в 1547 году


Ежегодно Москва возрастала своим пространством и числом жителей. Дворы все больше стеснялись в Кремле, в Китай-городе. Новые улицы примыкали к старым, дома строились не безопасными.

В 1547 году в Москве начались страшные пожары.
12 апреля в Китай-городе сгорели лавки с богатыми товарами, гостиные казенные дворы, обитель Богоявленская и множество домов от Ильинских ворот до Кремля и Москвы-реки. Высокая башня, где лежал порох, взлетела на воздух, упала в реку и запрудила ее кирпичами от разрушенных стен.

20 апреля превратились в пепел за Яузой все улицы, где жили гончары и кожевники.

21 июня, около полудня, в страшную бурю, пожар начался за Неглинной на Арбатской улице, с церкви Воздвижения. Огонь лился рекою и скоро вспыхнул Кремле, Китай-городе и Большом посаде. Вся Москва представляла зрелище огромного пылающего костра под тучами густого дыма.

Деревянные здания исчезали, каменные распадались, железо краснело, как в горниле, медь текла. Рев бури, треск огня и вопль людей временя от времени заглушался взрывами пороха, хранившимся в Кремле и в других частях города.

Люди спасали только себя, богатство, праведное и неправедное - гибло. Царския палаты, казна, сокровища, оружие, иконы, древнии хартии, книги, даже мощи святых - все горело.

Митрополит молился в храме Успения, задыхаясь от дыма. Его силой вывели оттуда и хотели спустить на веревке с тайника к Москве реке, но тот упал, расшибся и едва живой был отвезен в Ново-Спасский монастырь. Из собора вынесли только образ Марии, написанный св. Петром митрополитом, и церковные правила, привезенные Киприаном из Константинополя.

Славная Владимирская икона Богоматери оставалась на своем месте. К счастью огонь, разрушив кровлю и паперти, не проник внутрь церкви. К вечеру буря затихла и в три часа ночи пламя угасло, но развалины еще дымились несколько дней.

Ни огороды, ни сады - не уцелели. Деревья превратились в уголь, трава - в золу. Сгорело 1 700 человек, кроме младенцев. Люди, с опаленными волосами, с черными лицами, бродили как тени среди ужасов обширного пепелища: искали детей, родителей, остатков имения; не находили и выли как дикие звери.

К довершению бедствия чернь подняла мятеж, сопровождаемый грабежами и убийствами, который вскоре был усмирен.

Царь с вельможами удалился в село Воробьево, как бы для того, чтобы не слыхать и не видеть народного отчаяния.

Источник: «Главнейшие события русской истории церковной и гражданской». А. Попов. С-Петербург. 1896г.
История России