Культура Киевской Руси
Киевская Русь стала колыбелью культуры восточных славян, предопределив ее дальнейшее развитие. Ее расцвет был обусловлен стремительным ростом ремесел и торговли, а также активизацией внешних торговых и межгосударственных связей. Культура Киевской Руси стала основой для формирования культур русских, украинцев и белорусов и оказала значительное влияние на культуру соседних народов.
Образование древнерусской народности и литературный язык
В эпоху Киевской Руси происходит формирование единой древнерусской народности и единого литературного языка. Восточные славяне становятся грамотными, и многие современные города СССР были основаны в IX-XII веках на территории Киевской Руси. Созданные в это время художественные ценности стали неотъемлемой частью золотого фонда советской культуры.
Языческая культура и устное народное творчество
Языческая культура восточных славян бережно сохранялась народом на протяжении веков. Огромную роль в ее развитии играло устное народное творчество: былины, сказы, обрядовые и лирические песни — все то, что сегодня мы называем фольклором. Народные мотивы проявлялись и в других областях древнерусского творчества: в художественном ремесле, архитектуре, живописи и литературе.
Письменность на Руси
С начала X века на Руси начинает распространяться письменность. Одним из первых памятников русской письменности является Договор князя Олега с Византией, заключенный в 911 году.
В конце X века появляется древнерусский алфавит, созданный болгарскими миссионерами
Кириллом и Мефодием. Одна из систем этого алфавита так и называется — «кириллица».
Принятие христианства
Существенную роль в развитии общеславянской культуры сыграло принятие Русью христианства. Оно способствовало широкому проникновению византийской письменности и искусства на русскую почву, а также распространению церковных школ. Учителями в юношеских школах чаще всего были представители низшего духовенства — дьяконы и дьячки. Учеников обучали не только простейшей грамоте, но и молитвам, цифири и даже коммерческой корреспонденции.
Киево-Печерский монастырь
Киево-Печерский монастырь можно назвать высшим учебным заведением средневекового типа. Он готовил церковных иерархов — игуменов, епископов и митрополитов. Каждый из них должен был пройти курс богословия, изучить греческий язык, знать церковную литературу и научиться красноречию.
Культура городов
Феодальное общество полнее всего проявилось в городах, где наряду с феодалами, купцами и духовенством жили посадские люди: мастера, мелкие торговцы, матросы «корабельных пристанищ» и работные люди. Горожане представляли собой передовую часть широких народных масс.
Бусы. Русь. XII - XII век. Серебро, пайка, скань, зернь Медальоны (подвески) с изображениями процветшего креста и фигур архангелов. Русь, XII век. Серебро, золочение, чернь, пайка, гравировка, скань
Их руками, умом и художественным вкусом создавались объекты и предметы бытовой феодальной культуры: крепости, дворцы, храмы, белокаменная резьба и многокрасочная финифть на коронах и бармах, корабли с носами «по-звериному», серебряные браслеты с изображением различных сюжетов. Мастера гордились своими изделиями и подписывали их своими именами, о чем свидетельствуют берестяные грамоты.
Первые библиотеки
В XI веке на Руси появились первые библиотеки. Книги собирались и хранились при монастырях и княжеских дворах. Помимо церковных, были и светские книги — хроники, изборники, сочинения древних историков и географов, переводы византийских авторов.
Пролог. Книга старопечатная. Россия. 1685 г. Бумага, дерево, кожа, металл. Печать типографская, тиснение, рукопись. Содержит жития святых и нравоучительные тексты на каждый день года. Самая популярная книга, которую читали дома и слушали на проповедях в храме.
Выдающимися памятниками древней литературы являются русские летописи. Они, правда, мало отражали народную жизнь, так как летописцы, как правило, были регистраторами княжеских, монастырских и изредка городских дел. Тем не менее подробность записей и одновременное существование летописания в таких главных центрах Руси, как Киев, Чернигов, Новгород, Владимир, Псков, Рязань и др., делают летописи ценнейшими свидетелями нашего прошлого.
Нестор — монах Киево-Печерского монастыря
Среди летописцев Руси особо выделяется монах Киево-Печерского монастыря Нестор, живший в начале XII века. Он пришел в монастырь 17-летним юношей, был пострижен в монахи, а затем посвящен в дьяконы. Будучи образованным человеком своего времени, талантливым писателем и эрудированным историком, Нестор оставил потомкам три выдающихся произведения: «Повесть временных лет» («Откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити, и откуду Русская земля стала есть»), «Сказание о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия» (биография игумена Киево-Печерского монастыря, первого учредителя иноческого общества в русских монастырях). Летопись Нестора о первых веках русской истории переписывалась при Александре Невском, Иване Грозном и дожила в рукописной традиции до XVII века.
Киевский летописный свод 1198 года
Большой историко-культурный интерес представляет для нас Киевский летописный свод 1198 года, составленный игуменом Выдубицкого монастыря Моисеем. Основанный в 1070 году, этот богатый монастырь располагался недалеко от Киева и имел, по-видимому, неплохую историческую библиотеку.
Собор Святой Софии в Киеве
Софийский собор в Киеве стал центром русской митрополии. Своей монументальностью и богатством внутреннего убранства он символизировал могущество великого киевского князя. Многоцветная мозаика украшала центральный купол и арки собора, а его стены были расписаны фресками, представляющими собой древнейшие памятники русской живописи. На фресках были изображены не только религиозные, но и бытовые сюжеты, в том числе портреты членов семьи Ярослава Мудрого. Сохранился и автограф (граффити) этого князя.
Монументальные каменные соборы
Монументальные каменные соборы были построены и в других городах: Софийские — в Новгороде и Полоцке, Спасо-Преображенские — в Чернигове и
Переславле-Залесском.
Спасо-Преображенский Собор в Переславль-Залесском Каменное строительство на Руси началось в X веке, после принятия христианства. При постройке каменных сооружений древнерусские мастера, естественно, использовали опыт византийских зодчих, но при этом не слепо копировали их образцы, а вносили в каждое свое творение национальный колорит, собственное художественное видение. Все это говорит о высоком развитии у славян различных художественных ремесел и строительного мастерства.
Раннефеодальное государство
Культура Древней Руси создавалась и утверждалась в период становления и развития раннефеодального государства. Поэтому она имела классовый характер — феодалы были главными заказчиками и потребителями различных произведений культуры. Кроме того, на древнерусскую культуру огромное влияние оказывала церковь — ее потребностями было вызвано создание многих выдающихся памятников архитектуры, живописи и литературы.
Новгородско-псковская и владимиро-суздальская художественные школы
В становлении и развитии архитектуры и живописи на Руси в XII-XIII веках наиболее видную роль сыграли новгородско-псковская и владимиро-суздальская художественные школы.
Фрески Успенского собора во Владимире Если живопись новгородских и псковских мастеров выражала демократические традиции Вольного города и отличалась простотой и строгой лаконичностью письма, то мастера Владимира и Суздаля сохраняли в своих работах византийскую утонченность, смягчая лиричностью аскетизм иконографических образов. Живопись того времени была составной частью интерьера культовых храмовых сооружений.
Успенский Собор во Владимире хранит в себе живопись XII-XVII веков, в том числе подлинные произведения гениального русского художника XV века Андрея Рублева.
Фрески церкви Спаса на Нередице
Церковь Спаса на Нередице. Великий Новгород Фрески
церкви Спаса на Нередице — крупнейшего средневекового живописного ансамбля не только Руси, но и Европы — во всем блеске существовали до оккупации Новгорода гитлеровскими захватчиками, уничтожившими храм. Сама церковь, за исключением фресок, полностью восстановлена.
Каменное зодчество в условиях феодальной раздробленности не могло не утратить в какой-то степени свою былую монументальность. Но это не сказалось на архитектурной выразительности храмов, отличавшихся скромным изяществом своих форм и слитностью с окружающим пейзажем.
Храмовое строительство во Владимиро-Суздальской земле
С большим размахом велось церковное храмовое строительство во Владимиро-Суздальской земле во время княжения Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо.
Успенский собор во Владимире Во Владимире в 1158-1161 годах был возведен величественный и строгий
Успенский собор, расширенный в 1185 году; в 1194-1197 годах построен торжественно-парадный «узорочный» Дмитриевский собор; в 1165 году неподалеку от Боголюбова воздвигнута небольшая, на редкость изящная церковь Покрова на Нерли.
Этим храмам, построенным из местного белого камня, присущи удивительная пропорциональность, легкость и изящество объемов и линий, обилие фасадных скульптурных украшений и резная декоративная пластика.
Русская культура домонгольского периода по всем своим компонентам стояла в одном ряду с культурой Западной Европы и активно с ней взаимодействовала.