Стрелковое оружие
Вооружение
Авиация
Корабли
Календарь событий
История
Биографии
Публикации
Познавательное
Достопримечательности России
Первая помощь
Ордена и медали
Тесты

Коронование Димитрия, внука Великого Князя Иоанна III


В княжении Великого Князя Московского Иоанна III, мы видим царское венчание, которым он, в последние годы своей жизни, венчал на царство в наследники своего внука Димитрия. Оно описано современниками со веми подробностями, которое происходило следующим образом:

В назначенный для венчания день, 3 февраля (16 февраля по новому стилю) 1498 года, Величайший Князь Иоанн III, сопровождаемый всем Двором, боярами и чиновниками, ввел юного, пятнадцатилетнего Димитрия в Соборную церковь Успения, где митрополит с пятью епископами, многими архимандритами, игуменами, пели молебен Богоматери и Чудотворцу Петру.

Среди церкви возвышался амвон с тремя седалищами: для Государя, Димитрия и митрополита. Близ этого мечта лежали на столе венец и бармы Мономаховы.

После молебна Иоанн и митрополит сели. Димитрий стоял перед ними на высшей ступени амвона. Иоанн сказал: "Отче митрополит! Издревле Государи, предки наши, давали Великое Княжество первым сынам своим: я также благословил юным моего первородного, Иоанна. Но по воле Божьей его не стало; благословляю ныне внука Димитрия, его сына, при себе и после себя, Великим Княжеством Владимирским, Московским, Новгородским, и ты, отче, дай ему благословение".

Митрополит велел юному Князю ступить на амвон, встал, благословил Димитрия крестом, и положив руку на главу его, громко молился: "Да Господь, Царь-царей от святого жилища Своего благоволит воззреть с любовно на Димитрия; да сподобит его помазаться елеем радости, принять силу свыше, венец и скипетр царствия; да воссядет юноша на престол правды, оградится всеоружием Святого Духа, и твердою мышцею покорить народы варварские; да живет в сердце его добродетель, вера чистая и правосудие".

После молитвы Митрополита два архимандрита подали бармы. Митрополит, ознаменовав Димитрия крестом, вручил их Иоанну, который возложил их на внука. Митрополит тихо произнес следующее: "Господи Вседержителю и Царю веков! То земной человек, Тобою Царем сотворенный, преклоняет глав в молении к Тебе, Владыке Mиpa. Храни его над кровом Своим: правда и мир да сияют во дни его; да живем с ним тихо и покойно в чистоте душевной...".

Архимандриты и подали венец: Иоанн взял его из рук Первосвятителя и возложил на внука. Митронполит сказал: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа".

Читали ектению и молитву Богоматери. Великий Князь и Митрополит сели на своих местах. Архидьякон с амвона возгласил многолетие обоим Государям, за ним лик священников и дьяконов. Митрополит встал и вместе с епископами поздравил деда и внука, также сыновья Государевы, бояре и все знатные сановники.

В заключение Иоанн сказал юному Князю: "Внук Димитрий! Я пожаловал и благословил тебя Великим Княжеством; а ты имей страх Божий в сердце, люби правду, милость, и пекись о всех христиан". Великие Князья сошли с амвона.

После обедни Иоанн возвратился в свой дворец, а Димитрий, в венце и в бармах, провожаемый всеми детьми Государевыми (кроме Василия) и боярами, ходил в Собор Архангела Михаила и Благовещения, где сын Иоаннов Юрий осыпал его в дверях золотыми и серебряными деньгами.

В тот день был великий пир у Государя для всех духовных и светских сановников.

Однако Димитрию не суждено было княжить на Великокняжеском Московском престоле: он умер вскоре после своего деда и престол наследовал сын Иоанна III Василий.

Источник: "Историческое описание всех коронаций российских царей, императоров и императриц". И. Токмаков. Москва. 1898 год.
История России

После смерти Василия I, великокняжеский престол достался его сыну - Василию II. Первая половина княжения этого князя ознаменована междоусобием. Дядя Василия Васильевича, Юрий Галицкий, не хотел

Василий II Темный (1425 - 1462)

Ладога — один из древнейших городов Руси, который впервые упоминается в Повести временных лет в связи с призванием варягов. Это событие часто считается отправной точкой древнерусской истории.

Старая Ладога

Огромное литовско-русское государство простиралось от Балтийского до Черного моря и от верховьев Оки и Сейма до Западного Буга. Девять десятых земель в нем были исконно русскими. Весь строй жизни и

Литовско-русское государство

Более тысячи лет назад Россию уже населял народ, от которого мы происходим. Народ этот называл себя Славянами и разделялся на несколько племен, которые назывались Поляне, Древляне, Северяне, Кривичи,

Откуда пошла земля Русская. Славянские племена и Варяги-Русь.

До половины IX века Восточные или Русские Славяне не были просвещены христианской верой и не знали грамоты. Христианская вера была принесена на Русь из Греции; оттуда же были принесены и первые

Как была изобретена славянская грамота?

Василий Шуйский венчался на русский престол 1 июня 1606 года. Его коронование замечательно по скромности и отсутствие великолепия, предшествующих царей, особенно же Лжедмитрия I. Князь был скуп и

Коронование Царя Василия Шуйского

Святые труды Кирилла и Мефодия - их славянское богослужение и славянская грамота утвердились крепко: книги, писанный на славянском языке, распространились здесь во множестве списков и отсюда стали

Славянские первоучители - Святые братья Кирилл и Мефодий

Киевская Русь это первое крупное государство восточных славян в период формирования феодального строя. Оно занимало обширную территорию от Балтийского моря до Чёрного моря и от Западного Буга до

Древняя Русь в IX-XII веках

Никон был родом из Нижегородской области и происходил из простой крестьянской семьи. В детстве он показывал замечательные способности и легко научился грамоте у монахов соседнего монастыря. После

Патриарх Никон и раскол в Русской Церкви

По преданиям Донская икона Пресвятой Богородицы была написана Феофаном Греком и хранилась в церкви Благовещения в городке Сиротин. Но в 1380 году донские казаки вручили икону князю Дмитрию Ивановичу

Донская икона Божьей Матери

Культура Киевской Руси была тесно связана с образом жизни и бытом славянских народов, а также с развитием ремёсел, торговли и межгосударственных связей. Она стала основой для культур современных

Киевская Русь IX-XIII веков

27 ноября 1612 года русское ополчение с двух сторон двинулось к Кремлю. Перед вступлением ополчения в Кремль, Троицкий архимандрит Дионисий с духовенством, крестами и иконами начал служить молебен на

Освобождение России от Поляков
Новые публикации
Содержание: