1 сентября праздник Донской иконы Богоматери, которая считается одним из первых чудотворных образов и считается заступницей православных воинов и всего Отечества.
По преданиям Донская икона Пресвятой Богородицы была написана Феофаном Греком и хранилась в церкви Благовещения в городке Сиротин. Но в 1380 году донские казаки вручили икону князю
Дмитрию Ивановичу (Донскому).
8 сентября 1380 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, донские казаки вручили икону
князю Дмитрию Ивановичу, когда великий князь сражался с полчищами Мамая. Икона на праздник Рождества Пресвятой Богородицы находилась среди русского войска. Ее закрепили на древке как хоругвь и пронесли перед выстроившимися отрядами, а в разгар боев находилась в самом пекле и вдохновляла воинов.
Заступничеством Богоматери войско святого благоверного великого князя Димитрия Иоанновича одержало победу над полчищами татарского хана Мамая.
После победы русских войск в
Куликовской битве 1380 году, икона была перенесена в Москву и находилась сначала в
Успенском соборе Кремля, а затем в Благовещенском. В память победы на берегах Дона она получила наименование Донской, а князь Дмитрий Иванович прозван «Донским».
С тех пор идет ряд чудотворений Донской иконы Божьей Матери.
Богоматерь Донская. Конец XVII века. Успенский собор Московского Кремля. Спасение России от нашествия хана Казы-ГиреяВ 1591 году Москва жила в страхе от приближающихся орд хана Казы-Гирея. Тогда разнеслась молва, что Крымский хан Козы-Гирей «со многими своими ордами и турскими людьми» идет прямо к столице, и идет поспешно, тайными дорогами, нигде не останавливаясь на отдых, нигде немедля, забывая же свой татарский обычай грабить и разорять на своем по пути города и деревни и забирать в плен население.
Хан действительно спешил потому, что надеялся застать Москву врасплох, так как Шведский Король, с которым Россия тогда вела войну, известил его, что главное Московское войско стоит у Шведских границ, далеко от Москвы, что защитить Москву некому и взять, и разорить ее легко. Шведский король при этом обещал хану даже богатые дары, если он разгромит сердце России и завоюет Московского царя.
Такая страшная весть напомнила русскому народу те ужасающие времена тарского владычества в нашем отечестве, продолжавшаяся 238 лет.
Главное русское войско стояло тогда в Новгородской области, наблюдая Шведов, и следовательно не могло вовремя успеть на помощь. Друге полки сторожили границы с юга, по берегам Оки, от тех же Крымских татар. В Москве оставались лишь стрельцы, войско по преимуществу городовое, осадное, составлявшее гарнизон города. Встретить татар в иоле было некому. Поэтому было тотчас же дано знать воеводам ближайшей береговой рати на Оке, чтобы те не медля шли к Москве. Между тем торопились укрепить сколько-нибудь сам город, особенно его части с татарской или южной стороны.
По стенам Белого города выдвинули пушечный наряд (артиллерию), укрепили и Замоскворечье деревянными стенами и башнями или бойницами. Монастыри Новоспасский, Симонов, Данилов, Новодевичий, расположенные с этой стороны города, как бы линией крепостей для приготовления к осаде. Оставалось почти вовсе незащищенным одно только пространство между монастырем Даниловским и Воробьевыми горами, или между Тульской и Калужской дорогами, угрожавшее тем более опасностью, что с этой именно стороны и ожидали врагов. Здесь расположили Обоз или главный стан для собиравшегося войска.
В своем обозе Феодор Иоаннович поставил походную полотняную церковь во имя Преподобного Серия, благословившего князя нашего Димитрия Иоанновича на брань с татарским царем Мамаем. Горячо молясь угоднику Божьему, Феодор Иоаннович вспомнил о Донской иконе Матери Божьей, даровавшей победу над Мамаем и тотчас же повелел принести Ее в свою походную церковь.
Икона была принесена, и, по желанию царя, Епископ Суздальский Иов совершил торжественный крестный ход, в преднесении честных крестов обнес икону по городским стенам и с ней же обошел воинский стан, затем, с молебным пением поставил ее в походной церкви Преподобного Сергия.
Перед ней-то и молился «денно и нощно» Благоверный царь Федор Иоанновичи, прося Ея заступлены и помощи на врагов.
2 июля 1591 года, когда полки ближайшего к Москве войска сошлись к обозу, тогда царь, милостиво приветствовав их и осмотрев все воинские укрепления, расставил все войско в Коломенских лугах. На другой день рано утром князь В. И. Бахтеяров, высланный еще раньше за несколько дней с небольшим отрядом навстречу хану к реке Пахре, для разведки положения неприятельского войска, прибежал разбитый татарами и уведомил что хан идет по его пятам с огромным войском. Тогда и наши полки расположились по назначенным местам в боевом порядке. Казы-Гирей в тот же день вечером подошел к Москве по Серпуховской дороге и расположился станом, укрепившись во овраге у села Котла.
4 июля ранним утром он выслал к нашему войску мелкие отряды, которые должны были начинать бой мелкими стычками и наездами. Первые набеги татар были с двух сторон – от села Котла и от Воробьевых гор, куда приехал и сам хан полюбоваться на нашу столицу. Эта начальная война велась в рассыпную и продолжалась целый день, но победа не склонялась ни в одну из сторон. Главные же силы, ни нашего ни татарского войска, еще не вступали в бой, а были лишь наготове, чтобы идти генеральное в сражение. Но на другой день 5 июля, вдруг хан снялся со стана еще до рассвета и в страхе и ужасе побежал со всем своим многочисленным войском в обратный путь, побросав на дороге и своих лошадей, и имущество, и даже возки, в которых ехал сам со своей свитой.
Войско же Московское, хотя и малочисленное, узнав о побеге татар, тотчас выступило вслед за ними и гнало их неутомимо, поражая их на пути бегства. Ранен был и сам хан, едва спасшись от плена, ускакал в свою столицу Бахчисарай на простой крестьянской телеге. Из многочисленного его войска, утомленного и голодного возвратилось в свое становище не более трети.
Так, за молитвы Благоверного царя Феодора Иоанновича было ему откровение от Бога о спасение отечества еще накануне бегства татар, и шум, слышанный татарами в русском стане, происходил не от движения войска, с трепетом ожидавшего нападения на них, но то были подвигнуты, по молитвам Богоматери, мановением Божьим силы небесные для устрашения врагов.
Насколько был велик страх и ужас, когда Москвичи ожидали нападения врагов, настолько же была велика и общая радость, когда опасность миновалась и все уверились, что чудесно избавлены от погибели.
В ознаменование и в память грядущим поколениям о таковом чудесном спасении Москвы и всего Отечества заступлением Пречистой Богородицы, через год после этого события, на том самом месте где стояла походная военная церковь во имя Преподобного Сергия с образом Донской иконы Богоматери, Царь Феодор Иоаннович во имя сей чудотворной иконы построил в 1592 году каменную церковь и, украсив ее «всякими изрядными лепотами», учредил при ней монастырь, названный в честь иконы – Донским.
Вместе с этим Государь установил, в память избавления от врагов, крестный ход с Донской иконой Божий Матери из Успенского собора в Донской, который совершался ежегодно. Время крестных ходов по каким-то причинам неоднократно изменялось, так – в 1646 году крестный ход был 3 января; в 1647 г. – 30 мая; в 1648 г. - 3 сентября; в 1649 г. – 19 августа; в 1662 и 1653 гг. – 20 августа. С 1660 года крестные ходы отправлялись 19 августа.
Заступничество иконы от нашествия Крымских татар в 1646 годуНе менее гибельным могло быть для нашей Церкви и всего отечества нашествие тех же Крымских татар на нашу Украину в 1646 году, при царе Алексе Михайловиче. Эта война опасна была, во-первых, потому, что наши войска не были тогда обучены военному искусству: на войну русские ходили больше пешие, толпами и стеной, а татарские войска, как и другие кочевые народы всегда сражались мелкими набегами на конях и с различных сторон от куда их не ожидают и когда не ожидают; во-вторых потому трудно было ожидать счастливого успеха в этой войне, что еще не совсем улеглись в России и предшествовавшие тому времени смуты, возбужденные появлениями самозванцев; а в-третьих потому, что Малороссия, некогда принадлежавшая Польше, сделалась спорным звеном между Россией и Польшей. И самая Малороссия колебалась на чью ей стать сторону – на сторону ли России пли Польши?
На самый праздник Рождества Христова 24 декабря 1645 года в Москву пришла весть, что пришли под Курск Крымские царевичи Калга и Нурадын и многие Крымские люди и под Курском был бой. По тем вестям царь Алексей Михайлович повелел выслать в Украйные города больших воевод с полками. Между тем Крымцы вторглись уже в Орловские места. Тогда государь повелел собраться главным полкам в Туле, куда отправил и свой государев дворовый полк (гвардию). Опасность предстояла не малая. Благочестивый царь Алексей Михайлович
«воспомнил древле бывшее чудотворение и помощь на сопостаты прародителем его от образа Пречистой Богородицы Донской, с велию верою и усердием притек к нему, моля Пречистую о заступлении».
Государь по этому случаю учредил особое молебное празднование Пречистой Богородице Донской. 2 января 1646 года, в то самое время, когда русские войска спешили навстречу татарам, государь шествовал в Благовещенский собор к чудотворной Богородичной Донской иконе. Там он слушал вечерню и всю ночь полился, а на другой день к литургии государь шествовал в Донской монастырь с крестным ходом из Успенского собора, в преднесении чудотворной Донской иконы.
Новая помощь усердной молитвы последовала вскоре. В том же месяце государя известили, что Крымцы, разбитые нашими войсками в Рыльском уезде, ушли обратно в Крым.
В 1677 и 1678 годах, при царе Феодоре Алексеевиче, те же Крымские татары, соединившись с Турецким Султаном, два раза вторгались в Заднепровскую Малороссию, два раза осаждали город Чигирин. Эта война была упорная, так как Крымский хан намеревался отомстить России за Рыльское поражение. Но благочестивейший царь Феодор Алексеевич, по примеру своих предков, обратился с теплыми молитвами к той же чудотворной Донской иконе Божьей Матери. Враги были побеждены, и в самой столице Крымских ханов Бахчисарае, в 1681 году, был заключен мир, по которому вся Малороссия утверждена за Россией.
В 1687 году опять случилась война с Турцией и Крымом, и Москва, припомнив заступление Богоматери в прежние трудные времена, снова обратилась в Донскую обитель с молитвой к Пресвятой Богородице об успешном окончании воинского похода. 8 мая по повелению царей Иоанна и Петра и по благословению Патриарха Иоакима, Донская чудотворная икона Богородицы была отправлена из монастыря в полки с Архимандритом Никоном, в сопровождении Священников и Диаконов. Войска в то время стояли уже в Малороссии и целые две недели с нетерпением ожидали чудотворную икону, не начиная войны. Встретили ее с великим усердием и почестями. Этот доблестный поход, сопряженный с великими трудностями для войска, совершен был так же благополучно, как и прежде.
С именем Донской иконы Божией Матери всегда соединялось памятование о несомненной и скорой помощи явственно посылаемой Богоматерью в войнах против врагов нашего отечества.
Напутствуя всегда воинские походы молением перед Донской иконой Пречистой Богородицы, Благоверные и боголюбивые цари увековечивали и память чудотворной помощи Богородицы усердными вкладами и приношениями в устроенную в честь Иконы Пречистой Богородицы Донскую обитель -
Донской монастырь.
В настоящее время Донская икона находится в Третьяковской галерее. Ежегодно накануне празднования иконы,по благословению Святейшего Патриарха, ее доставляют в Донской монастырь для совершения перед ней праздничного богослужения.
Литература:
«Донской монастырь в Москве. Краткий исторический очерк». Москва, 1887 г.
И. Е. Забелин. "Описание Московского ставропигиального Донского монастыря", 1893 г.