Стрелковое оружие
Вооружение
Авиация
Корабли
Календарь событий
Спецслужбы
История
Биографии
Публикации
Познавательное
Достопримечательности России
Первая помощь
Ордена и медали
Тесты

История становления Руси до призвания Рюрика


На обширных равнинах восточной Европы, на которых расположена Европейская часть России, с незапамятных времен жили разные полудикие народы, названия которых до нас не дошли. Они занимались охотой, рыбной ловлей, употребляли орудия, сделанные из камня, так как применения металлов еще не знали. Это были люди каменного века.

Северная часть русской равнины, покрытая непроходимыми лесами, была населена более дикими обитателями, чем южная – степная, открытая равнина. По этой степной полосе надвигались волны народов из Азии, через, так называемый, «ворота народов», к северу от Каспийского моря. Обстановка в жизни обитателей южной России была богаче: здесь появилось железо, в то время как на севере еще употреблялись каменные орудия.

Греческий историк Геродот описывал жизнь и быт скифов, которые обитали в южной части современной Европейской России. В долинах Днепра и Днестра обитали скифы-земледельцы, а к востоку от Днепра находились кочевники и скотоводы. Кочевники господствовали над земледельцами. Скифы вели большую торговлю, их страна была даже житницей могущественной в то время Персии.

Обширное пространство, занимаемое Европейской частью России представляет низменную равнину и только в ее средней части образуется волнообразная возвышенность – Валдайская.

Ровное степное пространство, начинающееся от оконечностей Уральских гор и идущее к Каспийскому морю с незапамятных времен служило большими воротами для кочевых азиатских народов, временами наводнявших Европу своими дикими ордами.

Эти народы – кочевники, жившие только грабежом, были уже давно известны и Грекам и Римлянам под общим именем Скифов и Сарматов.

Без всякого сомнения эти племена были сильны и многочисленны, западная и южная Европа не раз были ими опустошаемы. Особенно значительное движение азиатских народов в Европу произошло вскоре после Рождества Христова, и в этом движении наиболее видная роль принадлежала Гуннам и Аварам.

Ко времени Рождества Христова, в южной Руси, вместо скифов живут сарматы, аланы, роксоланы. Об этих народах мало известно, чем о скифах.

В течение нескольких столетий после Рождества Христова по русской равнине двигались разные народы во всех направлениях – с севера на юг, с востока на запад и обратно. Известно, что германское племя – готы двинулись с берегов Балтийского моря к югу и в IV веке по Р. Х., заняли даже южно-русские степи, но были потом сметены гуннами, пришедшими с востока и проникшими до равнин Галлии (Франции).

Часть готов удержалась на южном берегу Крыма и на полуострове Фанагория (Тмутаракань) и как полагают некоторые историки, оказала влияние даже на возникновение Русского государства.

Славяне VI–VIII века по Р. Х.
Гунны, тесня готовь на запад, очистили русскую равнину и тогда началось движете наших предков — славян из Прикарпатья, где они первоначально поселились и были известны под именем венедов и склавен. Достоверные свидетели этого движения, своеобразные славянcкие курганы, могильники и городища, указывают, по находимым в них монетам, время, к которому их можно отнести и первоначальное направление этого движения на юго-запад. Могильники славян беднее скифских и готских, в особенности в северной полосе, где они часто смешиваются с финскими и литовскими; на юге же, в окрестностях Киева, в погребалищах находясь много вещей, частью местного производства, частью византийского, указывающих и на связь с греческой колонией Корсунем.

Авары (обры)
В VI веке авары (обры) перешли Дон и покорили некоторых славян, но они не долго оставались в пределах южной восточно-европейской равнины и двинулись далее на запад. В VIII веке власть над славянскими племенами, жившими в этой равнине, перешла к Хазарам. Это племя в VIII веке и в первой половине IX века должно было вести упорную борьбу с печенегами, которые сильно ослабили Хазар и тем облегчили образование русского государства.

После того, как успокоилась необузданная стихийная сила набегов кочевников, и Европа отдыхала от наплыва этих варваров – в это время в первый раз в восточной Европе появляется оседлое племя – Славянское.

Главнейшая причина основания обширного Русского государства.
Русский народ непоседливый. Он любит охоту, новые места, новые впечатления; широкая, безграничная равнина манит его своей далью в неведомый страны, и он двигается, в течение всей своей истории, все вперед, пока не достигает естественных рубежей – Черного и Каспийского морей, Великого и Северного океанов. Без всякого сомнения, эта особенность русского народа, в связи с обширными многосторонними его способностями и твердостью духа, естественно, привела его к созданию обширного государства.

Славяно-русские племена. Русский народ делился на следующие племена: Поляне – по правому среднему Днепру, Древляне – в лесах к югу от Припети, Кривичи – по Западной Двине и верховьям Днепра. Ильменские славяне, называвшиеся исключительно славянами, близко стояли к кривичам. К ним же причисляют и Полочан – по Западной Двине. Дреговичи жили к северу от Припети по направлению к Западной Двине. Радимичи по Соже и Вятичи по р. верхней Оке составляли особое племя. Кроме того, по Западному Бугу, на Волыни жили Дулебы или Волыняне. По Днестру до Черного моря и к западу до Дуная – Улучи и Тиверцы. По левому берегу Днепра жило обширное племя Северян: его поселения доходили до Дона и даже далее.

карта россии VII-VIII век
Распределение племен по речным урочищам дает нам вполне верно представление о том, как распространялись славяне по русской равнине, двинувшись из Прикарпатья: в дикой, лесистой стране самыми удобными путями могли быть только реки. Прежде всего славяне попали в обширную водную систему Днепра. Так как в степях были опасные и многочисленные кочевники, то переселенцы направились многоводными притоками того же Днепра к лесному северо-востоку. Отсюда, по небольшим волокам, они разошлись в долины рек Западной Двины, Волги и дальше на север, в Озерную область.

В верховьях Днепра и левых его притоков, выше Десны, славяне натолкнулись на финское население. Это были древнейшие обитатели данной местности, полудикие, не образовавшие государственных форм. Почти без борьбы эти народности подчинились пришлым гостям, более их развитым и крайне для них полезные. Пришельцы начали родниться с туземцами и внесли свой отпечаток в последующие поколения, в их язык, нравы и обычаи.

Русская народность делится на три большие ветви: северно-русскую (великорусскую), южно-русскую (малорусскую) и западно-русскую (бело-русскую). Самая многочисленная и занимающая наибольшее пространство северно-русская народность преобладает над остальными. Она создала и Русское государство, и все то, что носит на себе черты особенностей русского народа в жизни, науке и искусстве.

Великорусское племя вероятнее всего образовалось от смешения с финскими племенами кривичей, двинувшихся из Смоленской области, Ильменских славян – из Новгородской, Вятичей – живших на верхней Оке, а также Северян – отступавших на север под натиском кочевников.

Южно-русская народность образовалась на земле летописных полян, древлян, северян, волынян. На юге было постоянное передвижение то к востоку, при ослаблении натиска кочевников, то обратно – к западу; и это совершалось несколько раз, по мере появления новых волн кочевников из Азии, которые, конечно, оказали влияние на жизнь и обычаи южно-русского народа.

Западно-русская или белорусская народность осела в области Западной Двины, в верховьях Днепра и по его притокам.

К IX веку русские славяне уже занимали обширные пространства русской равнины с городами: Киевом, Переяславом, Черниговом, Смоленском, Полоцком, Новгородом, Ростовом. Это были настоящие города, средоточие общественной жизни для целого племени или целой области.

Русские славяне были высокого роста, статны и крепко сложены; волосы у них русые, глаза голубые и светло-серые. Они были красивы лицом, отличались смелостью и простотой в обращении. Современники-иноземцы хвалили славян за их мягкий характер, добродушие, гостеприимство, уважение к старшим и за кроткое и человечное обращение с рабами.

Bеpa.
Вера их была языческая, основанная на обоготворении различных сил природы. Они поклонялись небу, под видом бога Сварога и солнцу – Даждь- Богу. Богом плодородия и покровителем стад был Волос, бог грома и молнии – Перун, бог ветра – Стрибог. Всю природу славяне населили мелкими божествами, и до настоящего времени сохранились названия древних божеств – водяные, лешие, русалки, и т. п.

Изображения богов – идолы ставились на видных местах, где приносились жертвы. Были установлены ежегодный празднества: Коляда, Масленица, Купала и Радуница. Первые три посвящались чествованию солнечного тепла и света, а последнее – поминовении усопших, так как наши предки и в язычестве признавали загробную жизнь, которая представлялась им продолжением земной жизни. Поэтому при похоронах, вместе с усопшим, иногда погребали жен и любимых слуг покойного, клали в могилу запас пищи, предметы домашней утвари и оружие.

Предки наши почитали умерших и верили, что духи их принимают живое участие в делах потомков.

Общественное устройство. Жили славяне в давние времена родовым бытом. Начальная летопись говорит: «живяху кождо со своим родом и на своих местах, володеюще кождо родом своим».

Но ко времени образования Русского государства родовой быт уже перешел в общинный. Не сколько семей или родов, сообща владевших известным участком земли, составляли общину, во главе которой стоял выборный старшина – он был и судьей.

Крупные дела всей общины решались в общем собрании всех самостоятельных ее членов, которое называлось вече. Все члены общины должны были стоять и отвечать друг за друга – отсюда и произошла круговая порука и кровавая месть. Тут вырабатывались основы государственности: «хорошо то, что выгодно всему роду; дурно то, что ему вредно».

Быть и занятия. Семейный союз у славян был крепкий. Женщина пользовалась большим уважением в семье и общине, могла владеть отдельным имуществом и, оставшись вдовой, принимала на себя заботы об имуществе детей.

Древние славяне занимались земледелием, охотой и пчеловодством. Хлеб, меха, кожи, мед и воск были предметами торговли с соседями. Они же покупали или выменивали на свои произведения от чехов и угров серебро и коней, от греков – дорогие материи (паволоки), золотые украшенья, вина и плоды; от народов с Балтийского побережья – железные изделия, янтарь, сукна, полотна, а с азиатского востока – серебро, жемчуг, драгоценные камни, стеклянные бусы, оружие и доспехи.

Торговые пути. Торговыми путями для славян служили реки и озера. С севера, с берегов Балтийского (Варяжского) моря, они двигались по Западной Двине и ее притокам, затем по волоку в один из притоков Днепра и далее по Днепру до Черного моря. Другой путь, описанный в летописи – «путь из Варяг в Греки» шел из Финского залива по Неве, Ладожскому озеру (Нево), р. Волхову, озеру Ильменю, в р. Ловать, оттуда по волоку в один из левых притоков Днепра и далее по Днепру. По левым притокам Днепра поднимались к притокам Дона и Волги – к Азовскому и Каспийскому (Хвалынскому) морям. По Каспийскому морю и Волге плавали с торговыми целями арабы и хазарские евреи с VIII века. Таким образом Новгород на Волхове, а также Смоленск и Киев на Днепре должны были сделаться важными торговыми городами.

Соседи славян. Живя на торговых путях, славяне сталкивались с соседями, которые вместе с торговлей, при удобном случае – производили нападения и грабили. Славянам приходилось постоянно быть настороже и вести упорную борьбу.

Варяги. Северные, «новгородские славяне» вели борьбу со скандинавами, норманнами, которые с начала IX века наводили ужас на всю западную Европу. Под именем варягов они проникли в страну Ильменских славян и наводнили Новгород, откуда по великому водному пути дошли до Киева, а потом и в Византию. Одни из них торговали, другие грабили или же нанимались на службу к византийским императорам, у которых они часто составляли отряды телохранителей.

Русь. На побережье Черного моря, носившего в то время название «Русского» моря, жили родичи скандинавов – готы. Их сильное царство еще в IV веке до Р. Х. простиралось от Балтийского до Черного моря, но потом готы были оттеснены далее на запад, нахлынувшими с востока, новыми народами. Небольшие же остатки готов удержались на побережье Черного моря, в Крыму и на полуострове Фанагория. В IX веке до основания русского государства какой-то народ «Рось» опустошали северные берега Черного моря, завоевывает все побережье Крымского полуострова от Корсуня до Керчи, берет Сураж (Судак) после десятидневного боя, нападает на Царьград. Были ли это смелые варяжские дружины, пришедшие с севера, или же местные дружины – неизвестно. Может быть, эта Русь и не представляла отдельный народ или племя, а лишь военный союз удальцов, как это часто бывало в то время. Во всяком случай, с этим именем связано начало русской истории и русского народа.

Очень вероятно, что «русский» язык был скандинавского происхождения и не походил на наш «славянский» язык. Имена первых наших князей: Рюрик, Олег, Игорь, Аскольд и т. д. были скандинавские. Ясно, что наши предки в первые времена государственной жизни имели близкое общение со скандинавами – то воевали, то дружили с ними, вместе ходили в походы и, несмотря на это, сохранили полную самобытность и свой славянский язык в чистоте и неприкосновенности. Русский народ, принявший скандинавскую кличку, остался по духу славянским; не славяне обваряжились, а варяги, жившие с ними, ославянились.
Очевидно, наши предки удержали название «Русь» как имя, покрытое славой варяжских подвигов и побед, к которым и они были причастны, совершая походы и набеги в общих отрядах с варягами.

Хазары. Хазары – полукочевой народ тюркского племени; кочевали они летом, а зимой жили в городах. В низовьях Волги у них был большой город Итиль, но царство их захватывало р. Дон и даже далее на запад от Дона. Итиль производил впечатлите постоянной ярмарки или базара, где собирались народы со всех концов света – христиане, магометане, язычники и евреи. Главными воротилами торговли являлись арабы и евреи. Влияние евреев было так велико, что хазарский «каган» (правитель, князь) с его двором и высшее сословие страны исповедовали Иудейскую религию. Хазары имели в некотором подчинении ближайшие еще разрозненные славяно-русские племена, которые платили им дань. Эта зависимость славянам была выгодна, так как хазары защищали их жизнь и торговлю от нападений.

Печенеги. В IX веке хазарское царство начало ослабевать, под напором с востока новых тюркских кочевых народов – сначала печенегов, а потом узоторков. Печенеги прорвались в южно-русские степи и отрезали путь черноморской, а отчасти и каспийской торговле. Постоянными нападеньями на приднепровских славян они разрушали их благосостояние и уводили население в плен. Оплотом приднепровской Руси сделался важный торговый город Киев, которому предстояло большое государственное значение в зарождавшемся на юге русском государстве.

Захват Киева варягами-русь. Как попали варяги-русь в Киев, достоверно неизвестно. Без сомнения, этот богатый город, лежавший на пути «из варяг в греки», привлекал всех. Может быть, Киев был захвачен силой, а возможно, что варяги-русь, как наемная дружина, приглашенные для охраны местного торгового населения, захватили в свои руки правительственную власть. Русь начала подчинять себе и соседние племена. Это достигалось не всегда завоеванием, а часто происходило добровольно, по оценке взаимных выгод и той связи, которая установилась у них с Киевом. Племенная независимость иногда вызывала сопротивление, и Руси приходилось, по словам летописи, иногда «примучивать» к подчиненно тех или других соседей. Так около Киева зарождалось южное ядро будущего великого русского государства.

Литовцы. На северо-западе соседями славян были литовцы, народ арийского племени, как и славяне. Дикие, воинственные племена литовцев (собственно литовцы, жмудь, пруссы и ятвяги) первоначально занимали Балтийское побережье от низовьев Вислы до Рижского залива и большие леса внутри страны по Неману и его притокам. Занимались они хлебопашеством и коневодством. Литовцы не давали покоя своими соседям частыми нападеньями, и славянам в течение нескольких столетий пришлось вести с ними ожесточенную борьбу.

Финны. Самыми близкими соседями русских славян были финские племена. До прихода славян из Прикарпатья, вся северо-восточная часть современной России была населена полудикими финскими племенами. Ни одного финского государства славяне не застали и, конечно, без труда покорили финнов. В пределах Лифляндской губернии жили ливы, Эстляндской – эсты, по Финскому заливу – чудь и водь, на Бело-озере – весь, в Ярославской и частью в Костромской губерниях – меря, в низовьях Оки – мурома, в верховьях – мещер. По среднему течению Волги и по Каме черемисы и мордва, в пределах Урала – пермь. Бороться со славянами, одаренными лучшими способностями, более сильными и воинственными, финны не могли, а потому или уходили от них далее на север, или же подчинялись им.

Болгары. На востоке, по р. Каме и Волге обитал сильный народ тюркского племени – болгары. Они жили оседло, занимались земледелием и вели большую торговлю с соседними народами. У них уже сложилось государство с верховным правителем. За 400 лет до основания Русского государства часть волжских болгар перекочевала на юго-запад, к низовьям Дуная, где они смешались с местным славянским населением и основали сильное Болгарское царство.

Из этого описания соседей, окружавших славянские племена, на восточно-европейской равнине, видно, как тяжело было нашим предкам в древнейшее время устроиться и сковать прочное государство: кругом находились финны; постоянно тревожили русских славян то купцы, то разбойники-варяги; на западе их теснили волохи, угры; на севере – литовцы и опять варяги; на востоке – болгары, хазары; на юге происходил непрерывный наплыв кочевников из Азии – печенеги, торки и др. Много приходилось положить труда, пролить крови; много нужно было иметь духовных и телесных способностей, чтобы выйти победителями при таких трудных условиях, не подчиниться другим народам, а покорить их себе. И все это русский народ сделал, подчинил себе много народов, покорил их не одной грубой силой, но своими духовными способностями; даже варягов он ославянил. Не сидели наши предки на месте, сложа руки, а постоянно двигались вперед во все стороны, искали света и добрых людей, завязывали торговые сношения и боролись с теми, кто становился поперек им на пути.

Великий Новгород
Из славянских племен особенно выделялись Новгородцы, Кривичи и союзные с ними племена на севере. Поляне – на юге. Южные славяне платили дань Хазарам; северные – находились почти в постоянной борьба с Норманнами, народом обитавшими на Скандинавском полуостров. Уже с самого начала мы встречаем Славян народом оседлым; у них было много городов, почему и самая страна их называлась страной городов (Гардарикией). Жили они общинами, составлявшими между собой союзы. Но понятно, что более сильное племя всегда имело перевес над племенами слабейшими, как мы видим это, например, в Новгородском союзе, главой которого был Новгород, важнейший город того времени по силе и богатству и первый колонизатор древней Руси.

Своим могуществом Новгород был обязан своей молодежи («ушкуйникам»), которая, не удовлетворяясь спокойной жизнью, стремясь к приобретению добычи и славы вне своего отечества и на легких ладьях пускалась в глубь новых неизведанных стран (лодка в Новгороде называлась—ушкуй, отсюда ушкуйник). Эти набеги Новгородской вольницы были первыми попытками к колонизации, первым основанием могущества Новгорода. Видно, что владения Новгорода простирались далеко на север и восток. Племена, подчиненные его господству, были многочисленны. И хотя власть Новгорода не была особенно тяжела для них, но большинство по своей отдаленности, стремилось все-таки выйти из этой зависимости, искало воз-можности освободиться от власти Новгородцев. Но сила была на стороне Новгорода и для исполнения подобного намерения благоприятного случая не представлялось.

Соседи Новгородцев Норманны или Варяги были тоже храбрым и воинственным племенем. Их бедная, каменистая страна представляла весьма мало средств для жизни, и они под предводительством своих конунгов (военные вожди) предпринимали весьма частые набеги на соседние страны, особенно на государства западной Европы, грабя прибрежные города, идя по течению рек и врываясь во внутренность государства. Их опасное соседство сказалось и на Новгороде.

Летопись рассказывает нам, что в 857 году Норманны ворвались в Новгородские владения, взяли дань с Новгорода, а часть Норманской дружины даже поселилась на Новгородских землях. Это происшествие вероятно, случилось в то время, когда Новгородской вольницы – ушкуйников не было дома, когда она, увлекаемая жаждой добычи и славы, отыскивала для своего господина великого Новгорода новых данников. Вероятность этого предположения доказывается тем, что вскоре после этого Новгородцы прогнали Норманнов и перестали платить дань.

Но по удалению внешних врагов спокойствие в Новгороде снова вскоре было нарушено внутренними усобицами, внутренними несогласиями. Воспользовавшись ими, зависимые от Новгорода племена в этих беспорядках видели удобный случай для освобождения из-под неприятной им власти. Этим беспорядкам много содействовало самое устройство Новгородского правления – устройство общинно-вечевое. Формы этого правления не были еще на столько выработаны, чтобы представлять прочную основу для крепкого государственного быта, и если в самом Новгороде получили уже более правильное устройство, то у зависавших от него племен были еще совершенно новы. В виду таких неблагоприятных обстоятельств, для того чтобы оградить свои владения от раздробления, Новгородцы решились избрать себе князя, который бы, не стебля Новгородской вольности, крепкой рукой держал бразды правления, сдерживал стремления к отделению колоний от метрополии.

Понятно, что по принятии подобного решения на первом плане стал вопрос, кого избрать в правители, где искать князя? Но ближайшими соседями с Новгородом были Норманны – Варяги. Между ними и Новгородом уже давно существовали сношения, сношения торговые. Варяги даже основали несколько поселений на землях Новгородских, как например Старую Руссу. Все это, конечно, должно было заставить Новгородцев обратиться с призванием князя именно к Варягам, а из них не к кому-либо другому, как к Варягам Руси, как к наиболее известному и наиболее дружелюбному племени. И вот было отправлено посольство от Новгородцев и союзных с ними племен звать князей, для водворения порядка, для того чтобы княжить и владеть ими, как сказали послы.

Три варяжских князя, Рюрик и два его брата Синеус и Трувор пришли к славянам и сели княжить над ними: Рюрик в Новгороде, Синеус на Белоозере, Трувор в Изборске, и дали стране этой название Руси. Но Синеус и Трувор вскоре умерли и Рюрик стал княжить один.
Призвание князей, от которого считается начало Руси, произошло в 862 году, а в 879 Рюрик умер, оставив правление родственнику своему Олегу, так как сын Рюрика, Игорь, был еще малолетним.

Литература:
Н. Михневич «Прошлое России от Рюрика до Романовых». Москва. 1913 г.
«Русское царство от Рюрика до Петра Великого». Москва. 1870 г.
История России