Стрелковое оружие
Вооружение
Авиация
Корабли
Календарь событий
История
Биографии
Публикации
Познавательное
Достопримечательности России
Первая помощь
Ордена и медали
Тесты
Каленарь праздников и событий в истории на каждый день

Князь Довмонт


Святой благоверный князь Довмонт, в крещении Тимофей, был литовцем по происхождению. В 1265 году он переехал в Псков и принял православие. Местные жители избрали его своим князем. Князь Довмонт женился на Марии, внучке святого благоверного князя Александра Невского. Они счастливо прожили вместе 33 года. За это время князь способствовал распространению монашества в Псковской земле.

Меч князя ДовмонтаМеч Князя Довмонта

Меч князя Довмонта-Тимофея имел большое значение для Пскова и считался важной государственной реликвией. Он хранился в Троицком соборе г. Псков и передавался князю во время его вступления на псковский престол.

20 мая (2 июня) 1299 года в древнем городе Пскове скончался князь Довмонт, в крещении Тимофей. В исторических источниках его также называют Довмунт или Домонт.

князь довмонт
По словам летописца, кончина этого благочестивого князя, который мудро правил Псковом тридцать три года, очень опечалила псковичей. Они предали его тело честному погребению, плача и рыдая. Однако вскоре псковичи утешились, узнав о небесном прославлении благоверного князя. Святой Довмонт стал святым заступником и защитником Пскова и всей Русской земли, явив свою силу и помощь перед Всевышним.

В те далёкие времена, о которых пойдёт речь, Русская земля и её православный народ переживали тяжёлые времена монгольского ига и удельного порядка.

Полудикие орды татар, пришедшие из глубин азиатских степей под предводительством жестокого Батыя, пронеслись по Русской земле, словно опустошительная гроза, как божье наказание за раздоры между удельными князьями.

Эти многочисленные потомки князя Владимира Святого «Красного Солнышка», забыв о родстве, старинных обычаях и благочестии Православной Церкви, спорили за первенство, вели междоусобные войны и призывали на помощь врагов христианства, не думая о силе и благе их общей родины — древней Руси.

Известно, что от татарского нашествия больше всего пострадали Черниговское и Киевское удельные княжества. Большая часть их жителей была истреблена или уведена в тяжёлую неволю, города и сёла ограблены и сожжены. Даже Киев, прародитель русских городов, колыбель нашего православия и единодержавия, был разрушен и долго лежал в руинах со всеми своими святынями.

Не лучше тогда жилось и в Северной Руси, в землях и владениях Великого Новгорода и его «младшего брата» Пскова. Этим двум «вечевым» и свободолюбивым княжествам грозила ещё большая опасность от таких соседей, как языческая Литва, шведы и немецкие рыцари.

Особую опасность представляли немецкие рыцари, которых поддерживали Германия и Папа Римский. Их гнёт был не менее тяжёлым, но более опасным, чем гнёт татар. Монголы угнетали народ духовно, а немцы стремились к полному уничтожению русского народа. Там, где закреплялись немцы, исчезали русские названия городов и поселений, а вместо них появлялись немецкие. Вместо православных церквей вырастали католические костёлы, вместо русской речи можно было услышать немецкую. Иными словами, в землях, отвоёванных немцами у русских, исчезал русский народ и его заменял народ германский.

Насколько прочно утверждалась в исконно русских землях немецкая народность и насколько она уничтожала здесь русскую народность, можно было видеть ещё недавно, когда старинные русские города всё ещё носили немецкие названия. И только благодаря державной воле царя-миротворца в наши дни они вернули свои прежние имена (Динабург стал Двинском, Дерпт — Юрьевым).

Немецкие рыцари-меченосцы, завладев Ригой и обосновавшись в Прибалтийском крае, силой оружия насаждали католическую веру и вели постоянные войны с новгородцами и псковичами. Чаще всего меченосцы опустошали земли Псковского княжества. Немцы даже захватывали город Псков, но знаменитая победа, одержанная над ними святым благоверным князем Александром Невским, остановила их дальнейшие успехи. В этом сражении, произошедшем в 1242 году на льду Чудского озера, погибла лучшая часть войска меченосцев, и их набеги прекратились до самой кончины Александра Невского.

В 1268 году, на пути из далёкой и страшной Орды в свои владения, скончался святой благоверный великий князь Александр Невский. Враги Руси, в особенности немцы и шведы, которые боялись даже имени Невского, торжествовали и радовались. Они воспряли духом и стали готовиться к новой войне, надеясь на лёгкие победы над новгородцами и псковитянами.

Однако они ошиблись в своих расчётах. Князь Александр Невский ушёл из жизни, но его доблесть и мужество продолжил Довмонт, который был избран псковитянами князем их области три года спустя после смерти Невского.

В то время на родине Довмонта литовские великие князья стремились к единовластию и расширению своих владений за счёт таких чисто русских областей, как соседние Полоцкое, Смоленское и Псковское княжества. В 1280 году князю Рингольду удалось объединить под своим главенством большую часть литовских земель. Его сын Миндовг, хитрый и жестокий князь, шёл ещё дальше по этому пути. Он был не разборчив в средствах для достижения своих целей, используя как насилие, так и подкуп и обман.

Например, в 1252 году Миндовг послал своего дядю и двоих племянников воевать к Смоленску, сказав им: «Всё, что вы возьмёте, пусть будет ваше». Но этот поход был только предлогом для удаления его родичей из Литвы и захвата их богатства и волостей.

Когда же один из его племянников, Тевтовил, которому грозила смерть от подкупленных убийц, бежал в Ригу под покровительство меченосцев, Миндовг послал им богатые дары и просил их убить Тевтовила. Но когда магистр на это не согласился, Миндовг, чтобы склонить его на свою сторону, согласился принять католическую веру. Хотя это было сделано только для вида, папа Римский Александр IV, обрадованный этим обращением, приказал короновать Миндовга королевским венцом.

После смерти Миндовга в Литве начались междоусобицы между его наследниками. В 1266 году Довмонт, собрав дружину и своих близких, бежал в Псков. Там он принял православную веру и был избран псковичами князем.

Возможно, его быстрое обращение в православие и избрание князем объясняются тем, что в XII веке между Русью и Литвой уже существовали частые контакты. В то время на Литве не было своей письменности, и все грамоты её князей были написаны на славяно-русском языке. Литовская знать старалась говорить на этом языке, усваивала русскую речь, понятия и обычаи. Они роднились с русскими князьями, часто ездили к ним, принимали православие и так далее.

Вероятно, Довмонт и раньше бывал в Пскове. После смерти Псковского князя Святослава (1265 год) его тётя Ефросиния уговорила Довмонта переехать в Псков и своим влиянием способствовала его избранию в князья.

Псковичи не ошиблись в своём выборе: Довмонт своими подвигами напомнил Руси лучших её князей из рода Рюриковичей: Мстиславов, Александра Невского и других.

Через несколько дней после того, как псковичи провозгласили Довмонта своим князем, он отправился на литовскую землю. Он взял дружину и повоевал своё прежнее отечество. С большим полоном он возвращался в Псков.

Князей литовских не было дома, когда Довмонт опустошал их земли. Возвратившись, они погнались за псковичами с семьюстами воинами, грозясь посечь их мечами, а Довмонта предать лютой смерти.

Стража, расставленная Довмонтом на берегу Двины, прибежала и сообщила ему, что литовцы уже переправились через реку. Тогда Довмонт сказал оставшейся с ним дружине: «Братья мужи псковичи! Кто стар, тот отец мне, а кто молод, тот брат! Слышал я о мужестве вашем во всех сторонах. Теперь перед нами, братья, живот и смерть; братья мужи псковичи! Постоим за Святую Троицу и за своё отечество».

Довмонт с псковичами пошёл на Литву и «одним девяносто победил семьсот» (90 против 700).

В 1267 году новгородцы вместе с Довмонтом и псковичами снова отправились в поход на Литву и одержали победу. В конце того же года новгородцы планировали новый поход, но по дороге передумали и отправились за реку Нарву к Раковору (ныне Везенберг). Они опустошили много чудских земель, но не смогли взять город и вернулись домой.

Вскоре после этого новгородцы начали готовиться к новому походу. Узнав об этом, немцы (рижане, феллинцы, юрьевцы) отправили послов, заявив, что они готовы действовать вместе против датчан, которые владели Колыванью (ныне Ревелем) и Раковором. Новгородцы не удовлетворились этим заявлением и отправили своих людей в Ригу, чтобы привести к присяге всех бискупов и рыцарей. Обеспечив себя со стороны немцев, новгородцы выступили в поход с дружинами семи русских князей, включая Довмонта и псковичей.

В январе 1268 года они начали опустошать чудские земли. В феврале русские дружины уже подходили к Раковору, когда заметили перед собой ливонских рыцарей, обманувших новгородцев ложной клятвой. Но русские не испугались и бросились на немцев. «Было побоище страшное, — говорит летописец, — какого не видали ни отцы, ни деды: мы сломили немцев и гнали их вплоть до города Раковора». Однако эта победа дорого обошлась новгородцам: посадник с тридцатью именитыми гражданами погибли в бою, много погибло и других добрых бояр, а чёрных людей — без числа.

Как много погибло немцев, видно из того, что конница русская не могла двигаться на поле битвы от множества лежащих на нём вражеских трупов. Наступившая ночь заставила обе стороны прекратить битву. Но когда рассвело, ливонских рыцарей уже не было: они бежали ночью.

Новгородцы не хотели продолжать войну и ушли с поля битвы, но Довмонт с псковичами, воспользовавшись победой, опустошили Ливонию до самого моря и взяли множество пленных.

Ливонские рыцари, собрав остатки сил, поспешили отомстить псковитянам. Придя тайно на границу их области, они сожгли несколько сёл. Хотя у них и было 800 рыцарей, но они, не имея смелости предпринять что-либо решительное, стали отступать. Мужественный и отважный Довмонт этим пользуется: взяв с собой всего шестьдесят дружинников, он гонится за немцами и разбивает их наголову.

В следующем 1269 году магистр Ордена меченосцев пришёл под Псков с великой силой и стал осаждать город. Князь Довмонт привёл свою дружину в храм Святой Троицы и поклялся перед алтарём: победить или умереть. Десять дней бился Довмонт с меченосцами и принудил их отступить «со стыдом».

Оставалось покончить с датчанами, и для похода к Ревелю было собрано в Новгороде немалое число дружин нескольких русских князей. Однако этот поход не состоялся. Испугавшиеся датчане уступили Новгороду все земли до реки Нарвы, и на этих условиях попросили мира, который и был с ними заключён.

Пользуясь этим замирением, князь Довмонт остальным тридцати годам своего княжения посвящает делам христианского благочестия и внутреннего благоустройства в землях псковитян. Он строит несколько церквей и монастырей, укрепляет город Псков каменным валом, упорядочивает судоустройство, судопроизводство и управление, заключает договор с Ганзейскими городами, разрешает им заводить торговые конторы в Пскове и тем самым кладёт начало экономической независимости псковитян от «Господина Великого Новгорода».

Можно сказать, что только с этих пор Псков начинает богатеть и вскоре становится настолько богатым и сильным, что до конца XVII века слывёт среди современников городом «славным и пресловущим». При этом Довмонт не стремился к политическому обособлению Пскова от его «старшего брата» Новгорода Великого. Своим браком с русской княжной, внучкой Александра Невского, дочерью князя Дмитрия Марией Дмитриевной он ещё теснее скрепил связывавшие Псков и Новгород узы.

Тридцать лет Князь Довмонт проводил мудрую и мирную внутреннюю политику. За это время ему пришлось вступить в борьбу с внешними врагами лишь дважды.

В 1281 году Довмонт объединился с другими русскими князьями и совершил поход против шведов. А в 1299 году уже маститый старец Довмонт сразился с меченосцами под стенами Пскова и одержал победу. Но это был его последний подвиг на поле боя.

20 мая того же года Князь Довмонт скончался. Псковитяне с великими почестями похоронили его в Соборе Святой Троицы в Пскове.

Современники сравнивали Довмонта с Владимиром Мономахом. В летописях о нём писали: «Довмонт был милостив, безмерно любил духовенство, украшал Божьи храмы, заступался за сирот, вдов и обиженных».

Народные сказания и песни о Довмонте отличаются редкой простотой и безыскусственностью. Они свидетельствуют о той доброй памяти и любви, которую оставил после себя этот доблестный витязь. В течение тридцати трёх лет он охранял Псков и всю Северную Русь от врагов: Литвы, немцев-меченосцев, шведов и датчан.

Святая и благочестивая жизнь Князя Довмонта была настолько чтима псковитянами, что в его честь строились Божьи храмы. Имя Довмонта призывалось в молитвах в годины народных бедствий. До нас дошли благочестивые предания о его заступничестве перед Господом Богом.

Например, когда в 1480 году стотысячная рать меченосцев подступила к Пскову, Святой Довмонт явился одному жителю города и сказал: «Возьмите одеяние гроба моего и со крестами обойдите трижды вокруг города; молитесь и не бойтесь!». Когда это было исполнено, немцы, подступившие к городу на судах, были смяты псковитянами. Многие из них погибли в воде, а оставшиеся ночью убежали.

По другому преданию, у гроба Святого Довмонта в 1580 году произошло чудесное исцеление слепой. Во время знаменитой осады Пскова королём Стефаном Баторием в 1581 году штурм поляков был отбит благодаря заступничеству и молитвам Святого Довмонта.

Ежедневно молились псковитяне со своим духовенством у раки Святого Князя Довмонта и в 1615 году, когда шведская армия под предводительством Густава-Адольфа появилась в виду их родного города. Псковитяне надеялись на небесное заступничество благоверного князя и выдержали все приступы шведов. Шведская армия была вынуждена отступить и поспешить заключением мира с избранным незадолго до этого на Всероссийский престол царём Михаилом Фёдоровичем. Шведы уступили ему почти все города и области, захваченные ими в лихолетье самозванщины и междуцарствия.
герб довмонтовичейГерб Домонтовичей

Из потомков Святого Благоверного Князя Довмонта, которые принадлежали к российскому дворянству и носили фамилию Домонтовичей, наибольшую известность получил Иван Домонтович, живший в XVII веке в царствование Алексея Михайловича.

В то неспокойное время для Малороссии, когда шла ожесточённая борьба за её присоединение к православной Москве, Иван Домонтович отличался безграничной преданностью последней. Занимая должность Генерального Судьи (1668–1683 гг.), он внёс значительный вклад в духовное и гражданское объединение Малороссии с Великой Русью.

Его выделяли образованность, набожность и благочестие. В Крупецком монастыре, близ города Батурина, он построил каменный храм Святого Николая. Погребён Иван Домонтович в этом храме, а настоятелем монастыря в то время был будущий святитель Димитрий Ростовский.

Литература:
«Святой Благоверный Князь Домонт Псковский». 1899г.
История России

После смерти Василия III, окончательно утвердившего самодержавие, остались два малолетних сына - Иоанн и Юрий. Вся Россия беспрекословно признала законным приемником великокняжеской власти

Детство Иоанна IV Грозного

С самых ранних времен исторического развития народов, когда они начинают осознавать свое единство, рождается и мысль выразить это единство и свою особенность внешним знаком-символом. Для изображения

История Российского государственного цвета

Смерть Андрея Боголюбского прибавила к междоусобиям князей еще новые споры городов - Ростова и Владимира. Ростов и Суздаль давно с завистью смотрели на возвышение Владимира, бывшего прежде их

Всеволод "Большое гнездо" (1174 - 1212)

Не смотря на то, что монгольское иго ко времени царствования Иоанна IV было уже свергнуто - силы татар, неприязненных России, облегали весь ее юго-восток, сосредоточиваясь в трех важнейших местах: в

Война Иоанна IV с татарами

По преданиям Донская икона Пресвятой Богородицы была написана Феофаном Греком и хранилась в церкви Благовещения в городке Сиротин. Но в 1380 году донские казаки вручили икону князю Дмитрию Ивановичу

Донская икона Божьей Матери

Святые труды Кирилла и Мефодия - их славянское богослужение и славянская грамота утвердились крепко: книги, писанный на славянском языке, распространились здесь во множестве списков и отсюда стали

Славянские первоучители - Святые братья Кирилл и Мефодий

Дмитрий II Михайлович, по прозвищу «Грозные Очи» – князь Тверской, а затем и Великий князь Владимирский, сын Святого Михаила Ярославича, князя Тверского и Великого князя Владимирского, от брака с

Дмитрий II Михайлович «Грозные Очи»

27 ноября 1612 года русское ополчение с двух сторон двинулось к Кремлю. Перед вступлением ополчения в Кремль, Троицкий архимандрит Дионисий с духовенством, крестами и иконами начал служить молебен на

Освобождение России от Поляков

Уступая умом и талантами своему отцу, Василий не менее с успехом продолжал его политику в отношении к удельным князьям и к соседним государствам. Он окончил начатое его предшественниками собирание

Присоединение удельных княжеств в период княжения Василия III

После некоторых колебаний, турецкий султан согласился признать присоединение Крыма к России в 1783 году. Однако, под влиянием английского и прусского дворов, турецкий двор снова объявил войну

Крым и новые войны в XVIII веке

После покорения Новгорода и присоединение уделов к Московскому государству, освобождение отечества от власти монголов являлось третьим великим делом Иоанна, ставшим примечательным тем, что он умел

Война Иоанна III с ханом Ахматом - великое стояние на Угре

Великий московский пожар не прошел для Ивана Васильевича без следа. Когда с Воробьевых гор он смотрел на Москву и видел, как огонь пожирал церкви Божии, палаты Царские и все достояние его предков,

Сильвестр и Адашев наставляют Иоанна IV на путь исправления
Новые публикации
Содержание: