Стрелковое оружие
Вооружение
Авиация
Корабли
Календарь событий
Спецслужбы
История
Биографии
Публикации
Познавательное
Достопримечательности России
Первая помощь
Ордена и медали
Тесты

Донской монастырь в Москве


Донской монастырь – ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви. Расположен в Москве по адресу: Донская площадь, 1, стр. 12.

Большой собор Донского монастыряБольшой Собор Донской иконы Божией Матери. Фото: Михайлова Ксения

Монастырь основан в память чудесного избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591 году.
В Большом Соборе Донского монастыря хранится Донская икона Божией Матери.

В 1922–25 годах в Донском монастыре находился под стражей Святейший Патриарх Всероссийский Тихон. В 1925 году святитель Тихон был погребен в Малом Соборе монастыря (позже в Большом Соборе).
Схема Донского монастыряХрамы и часовни монастыря:
1. Большой Собор Донской иконы Божией Матери (1684–1698)
2. Малый Собор Донской иконы Божией Матери (1591–1593)
3. Храм в честь Сретения Господня (1712–1714)
4. Северные (Святые) врата с надвратной церковью в честь Тихвинской иконы Божьей Матери (1713–1714)
5. Западные проездные ворота с надвратной церковью праведных Захария и Елисаветы и колокольней (1730–1732)
6. Церковь Архангела Михаила (1714, перестроена 1806–1809 - усыпальница кн. Голицыных)
7. Церковь преподобного Александра Свирского (1796–1798 - усыпальница Зубовых)
8. Церковь преподобного Иоанна Лествичника (1898 - усыпальница Терещенко)
9. Церковь святителя Иоанна Златоуста (верхний храм) и церковь великомученицы Екатерины (нижний храм) (1888–1891), усыпальница Первушиных)
10.Церковь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского с нижним храмом Вячеслава Чешского (1997–1998)
11. Церковь великомученика Георгия Победоносца (2000)
12. Церковь святого благоверного князя Александра Невского (2006)
13. Башни и стены монастыря (XVII век)
14. Настоятельские покои (XVIII–XIX век)
15. Здание Духовного училища (1873)
16. Братские кельи (XVIII–XIX век)
17. Горельефы Храма Христа Спасителя (1847–1849)
18. Фрагменты утраченных памятников (XVIII–XIX век)
19. Фруктовый сад
20. Путевой столб (XVIII век)
21. Некрополь (XVIII–XX век)
22. Новое кладбище Донского монастыря (1903–1906)
23. Церковь в честь преподобного Серафима Саровского и святой благоверной Анны Кашинской (1903–1914)
24. Каретник (1792)
25. Квасоварня (конец (XVIII века)
26. Казначейский корпус (1696–1718)
27. Настоятельская кухня (1750)
28. Музей-келья свт. Тихона, Патриарха Всероссийского
29. Надкладезная водосвятная часовня (конец XX века)

Малый Собор Донской иконы Божией МатериМалый Собор Донской иконы Божией Матери. Фото: Михайлова Ксения

Святыни Донского монастыря:
в Малом Соборе: чтимые иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Знамение»; Донская икона Божией Матери под сенью
у стен Малого Собора: могила келейника свт. Тихона мч. Якова Полозова
в Большом Соборе: чудотворная Донская икона Божией Матери; рака с мощами святителя Тихона, Патриарха Всероссийского; частица мощей Св. апостола Фомы
в часовне-усыпальнице Левченко — мозаичная икона святителя Николая

Могила ЖуковскогоМогила Николая Егоровича Жуковского. Фото: Михайлова Ксения

Кладбище Донского монастыря служило местом захоронения московской знати. Здесь также похоронены многие выдающиеся деятели русской истории и культуры:
князь, генерал-фельдмаршал Николай Васильевич Репнин
герой Отечественной войны 1812 года генерал-лейтенант В. Д. Иловайский 12-й
баснописец Иван Иванович Дмитриев
князь, известный писатель, автор многих детских сказок Владимир Фёдорович Одоевский,
поэты Михаил Матвеевич Херасков и Александр Петрович Сумароков
писатель, граф Владимир Александрович Соллогуб
историки Николай Николаевич и Дмитрий Николаевич Бантыш-Каменские, Василий Осипович Ключевский
философы Пётр Яковлевич Чаадаев и князь Сергей Николаевич Трубецкой
композитор Сергей Иванович Танеев
отец русской авиации Николай Егорович Жуковский
горнозаводчик Прокофий Акинфиевич Демидов
помещица Дарья Николаевна Салтыкова (в девичестве Иванова)
многочисленные представители московского дворянства - князья Голицыны, Волконские, Вяземские, Долгоруковы, Урусовы, графы Зубовы, Панины, Бобринские, Толстые, дворяне Нарышкины, Хвощинские, Протасовы, Мухановы, Петрово-Солово, Глебовы-Стрешневы
родственники Александра Сергеевича Пушкина - его дед Лев Александрович Пушкин, бабушка Ольга Васильевна Пушкина (в девичестве Чичерина), дядя Василий Львович Пушкин, тётки Анна Львовна и Елизавета Львовна Сонцова, брат поэта Павел и сестра Софья, умершие во младенчестве.
Рака ТихонаРака с мощами Свт. Тихона

В 1771 года, во время чумного бунта, в Донской монастырь ворвалась толпа восставших, жаждавших крови митрополита Амвросия (Андрей Степанович Зертис-Каменский) за то, что он якобы «скрыл» икону Донской Богоматери во время народного бедствия. Амвросия схватили в Большом соборе, выволокли из церкви и убили у монастырских ворот. Амвросий погребен в Малом соборе Донского монастыря.

Горельефы Храма Христа СпасителяГорельефы Храма Христа Спасителя. Фото: Михайлова Ксения

В Малом соборе покоятся мощи деятеля Русской православной церкви - святителя Тихона (Василий Иванович Беллавин), патриарха Московского и всея Руси, возглавившего церковь в самое трудное для церкви и Руси время (1918 год) и всенародно предавший анафеме большевиков, развязавших террор против народа и церкви.

Башни и стены монастыряБашни и стены Донского монастыря. Фото: Михайлова Ксения

История возникновения Донского монастыря и чудодействие Донская икона Божией Матери

Возникновение Донского монастыря относится к 1591 году, когда Москва жила в страхе от приближающихся орд хана Казы-Гирея. В конце июня 1591 года по Москве разнеслась молва, что Крымский хан Козы-Гирей «со многими своими ордами и турскими людьми» идет прямо к столице, и идет поспешно, тайными дорогами, нигде не останавливаясь на отдых, нигде немедля, забывая же свой татарский обычай грабить и разорять на своем по пути города и деревни и забирать в плен население.

Хан действительно спешил потому, что надеялся застать Москву врасплох, так как Шведский Король, с которым Россия тогда вела войну, известил его, что главное Московское войско стоит у Шведских границ, далеко от Москвы, что защитить Москву некому и взять, и разорить ее легко. Шведский король при этом обещал хану даже богатые дары, если он разгромит сердце России и завоюет Московского царя.

Главное русское войско стояло тогда в Новгородской области, наблюдая Шведов, и следовательно не могло вовремя успеть на помощь. Друге полки сторожили границы с юга, по берегам Оки, от тех же Крымских татар. В Москве оставались лишь стрельцы, войско по преимуществу городовое, осадное, составлявшее гарнизон города. Встретить татар в иоле было некому. Поэтому было тот-час же дано знать воеводам ближайшей береговой рати на Оке, чтобы те не медля шли к Москве. Между тем торопились укрепить сколько-нибудь сам город, особенно его части с татарской или южной стороны. По стенам Белого города выдвинули пушечный наряд (артиллерию), укрепили и Замоскворечье деревянными стенами и башнями или бойницами. Монастыри Новоспасский, Симонов, Данилов, Новодевичий, расположенные с этой стороны города, как бы линией крепостей для приготовления к осаде. Оставалось почти вовсе незащищенным одно только пространство между монастырем Даниловским и Воробьевыми горами, или между Тульской и Калужской дорогами, угрожавшее тем более опасностью, что с этой именно стороны и ожидали врагов. Здесь расположили Обоз или главный стан для собиравшегося войска.

Донская икона Божьей МатериДонская икона Божьей Матери

В своем обозе Феодор Иоаннович поставил походную полотняную церковь во имя Преподобного Серия, благословившего князя нашего Димитрия Иоанновича на брань с татарским царем Мамаем. Горячо молясь угоднику Божьему, Феодор Иоаннович вспомнил о Донской иконе Матери Божьей, даровавшей победу над Мамаем и тотчас же повелел принести Ее в свою походную церковь.

Икона была принесена, и, по желанию царя, Епископ Суздальский Иов совершил торжественный крестный ход, в преднесении честных крестов обнес икону по городским стенам и с ней же обошел воинский стан, затем, с молебным пением поставил ее в походной церкви Преподобного Сергия.

Перед ней-то и молился «денно и нощно» Благоверный царь Федор Иоанновичи, прося Ея заступлены и помощи на врагов.

Ранним утром 4 июля к нашему войску были высланы мелкие отряды татар, которые должны были начинать мелкими стычки.

Но на другой день 5 июля, вдруг хан снялся со стана еще до рассвета и в страхе и ужасе побежал со всем своим многочисленным войском в обратный путь, побросав на дороге и своих лошадей, и имущество, и даже возки, в которых ехал сам со своей свитой.

Московское войско тотчас выступило вслед за ними и гнало их, поражая их на пути бегства. Сам хан Казы-Гирей был ранен и едва спасшись от плена.

Так Образ Пречистой Богородицы очередной раз спас Отечество от опасности. С именем Донской иконы Божией Матери всегда соединялось памятование о несомненной и скорой помощи явственно посылаемой Богоматерью в войнах против врагов нашего отечества.

большой собор Донского монастыряБольшая Соборная церковь иконы Божьей Матери Донской

В память чудотворной помощи Пречистой Богородицы была создана Донская обитель.

Царь Феодор Иоаннович, после победы над ханом Казы-Гиреем, в устроенной им Донской обители обеспечил, для содержания ее пожалованием сельца Семеновского.

Донской монастырьВид Донского монастыря с северной стороны. 1890-е годы

В 1678 году Феодор Алексеевич повелел обновить старый храм монастыря, устроенный его предком Феодором Иоанновичем и пристроить к нему два придала, трапезу и колокольню. В 1679 году они были построены и освящены – один придел с южной стороны во имя преподобного Сергия, а другой – с северной во имя Федора Стратилата, тезоименитого ангела строителя церкви Донской Божьей Матери Феодора Иоанновича. При нем же в храме (малой церкви) были поставлены новые иконостасы, украшены и снабжены новой утварью.

Иконостас Большого Собора Иконы Божьей МатериИконостас Большого Собора Иконы Божьей Матери

В 1680 году по царскому указу, на поминовение Царевны Ирины Михайловны, в новый иконостас было написано 55 икон. Вместо обветшавшего забора, вокруг монастыря, поставлена деревянная ограда с двумя каменными вратами, из которых одни были о трехглавые, а другие одноглавые. Увеличено было число келий и других монастырских зданий. По смерти царя Феодора Алексеевича благочестивое усердие к обители не ослабело в царском семействе. Сестра покойного Государя царевна Екатерина Алексеевна, при помощи братьев – царей Иоанна и Петра и сестры царевны Софии, с особенной ревностью занималась устройством монастыря. По ее ходатайству Донской монастырь был возведен на степень архимандрит. Первым Архимандритом был Никон, поставленный Патриархом Иоакимом.
старая соборная церковь донского монастыряСтарая Соборная церковь Донского монастыря

В 1683 году монастырю отмежевано в вотчину из городской земли, лежащей близ монастыря, 20 десятин. Тогда же к нему были приписаны монастыри: в Тверском уезде – Видогошский, в Брянском уезде – Жиздринский, в Перемышльском уезде – Шаровкин, в Малоярославском уезде – Тихонова Пустынь и в Дмитровском уезде – Медведева Пустынь, со всеми принадлежащими к ним вотчинами.

В 1684 году по усердию царевны Екатерины Алексеевны, был заложен новый соборный храм. А вслед затем, в 1685 году, начата постройка каменной ограды в виде крепостной стены с башнями и бойницами, как обыкновенно ограждались в то время монастыри, служившие нередко на самом деле крепостями при военных обстоятельствах.

Изображения Большого Собора Донского монастыря
По учреждении архимандрии, с увеличением числа братии и при столь значительных постройках, который хотя и сооружались на иждивение усердствующих, однако же много требовали и от монастыря, монастырская казна истощалась и средства, данные при учреждении архимандрии, оказались уже недостаточными. Поэтому Архимандрит Никон, в 1684 году, выпросил у царей на пропитание братии рыбные ловли и перевозы по реке Каме, а в 1685 году снова бил челом о приписке к Донской обители монастыря святого Иакова чудотворца, именуемого Железно-боровским.

Со времени вступления в Архимандриты Донского монастыря Имеретинского Архимандрита Лаврентия много усердствовал к обители Имеретинский царь Арчил Вахтангеевич со своим семейством.

В 1711 году, похоронив под алтарем Собора, в особой палатке, сына своего Александра, привезенного из Шведского плена и перенеся сюда же других двух своих сыновей из Ново-Девичьего монастыря, царь Арчил устроил в этой палатке церковь Сретения Господня, в которой, в 1713 году, и сам похоронен.

Из царской фамилии оказывала особенное благоволение к Донскому монастырю вдовствующая супруга царя Иоанна Алексеевича царица Прасковья Феодоровна. В 1714 году она, вместе со своей дочерью царевной Екатериной Иоанновной, построила над северными вратами (что называются святыми), церковь во имя Богоматери Тихвинской. Эту же церковь впоследствии возобновила Императрица Анна Иоанновна, которая так же много благодетельствовала обители.

Не более как через полтора столетия, со времени учреждения, Донской монастырь, покровительствуемый царями, царицами и другими лицами царствующего дома, имел уже весьма значительный средства и высокую степень в иерархии.

В 1683 году, по ходатайству царевны Екатерины Алексеевны и благоволению царей Иоанна и Петра Алексеевичей Донской монастырь возведен на степен архимандрии. Первым Архимандритом был Никон, поставленный Патриархом Иоакимом.

В 1715 году царем Петром I Алексеевичем Архимандритам Донского монастыря присвоено право совершать священнослужение в митре, с палицей, с ковром (под ногами) и осенением (по архерейски), и посохом с сулком.

14 апреля 1731 года по именному указу Императрицы Анны Иоанновны, Архимандриту Илариону, первому из всех русских Архимандритов, пожалована панагия, мантия с бархатными красными скрижалями (первого класса), и чиновное служение с осенением свечей трехплетенной (трикирием).

В 1782 году Архимандрит Кирилл также получил манию с красными скрижалями и крест.
Фрагменты утраченных памятников
В 1778 году Архимандрит Аввакум, за особые его заслуги, пожалован бриллиантовой, украшенной изумрудами, панагию, что доказывает, что и личные заслуги Архимандритов много способствовали возвышению монастыря в иерархической степени.

1 июля 1745 году, по указу Св. Синода, Донской монастырь, вместе с прочими первостатейными монастырями, поступил в Ставропигию Святейшего Синода и стал именоваться Ставропигиальным, и в лестнице же этих монастырей занимал 6-е место. Это иерархическое значение утверждено за Донским монастырем и духовными штатами 1764 года.

13 апреля 1747 году, Высочайшим указом, в Донской монастырь переведена из Заиконо-Спасского монастыря Славяно-Греко-Латинская Академия.

Фрагменты утраченных памятников
18 декабря 1797 году Высочайшими указом, назначено при Донском монастыре 10 соборных иеромонахов для занятия при Академиях и Семинариях ученых должностей.

13 марта 1799 году, указом Св. Синода в Донском монастыре, под председательством его Архимандрита, учреждена духовная цензура, которая потом, в 1827 году, переведена отсюда в Московскую Духовную Академию, что при Троицкой Лавре.

В 1834 году в Донском монастыре устроено Духовное училище.

В XVIII веке в юго-восточной части монастыря возвели церковь Михаила Архангела - усыпальницу рода Голицыных.

В 1812 году все драгоценности монастыря были разграблены французскими варварами. Из серебра, отбитого доблестными казаками у бегущих из Руси французов, были изготовлены новые ризы для икон Донского монастыря.

Литература:
«Донской монастырь в Москве. Краткий исторический очерк». Москва, 1887 г.
И. Е. Забелин. "Описание Московского ставропигиального Донского монастыря", 1893 г.
Московский регион