Отношения Литвы и Руси: история взаимодействия двух народов.
Литовцы – народность арийской расы, которая близка к славянам. В отличие от своих соседей, русских славян, литовцы жили в стороне от больших торговых путей и сохраняли язычество и первобытный строй.
Вначале, когда литовцы были разделены на множество племен, полоцкие и волынские князья успешно боролись с ними. Однако, со временем ситуация изменилась, и Литва начала объединяться.
Несмотря на различия в культуре и вере, литовцы и русские славяне имели общие интересы и часто вступали в союзы и торговые отношения. История их взаимодействия богата событиями и оставила свой след в культуре и традициях обоих народов.
С.В. Иванов "На страже границы Московского государства" Объединение литовских племен началось после того, как немецкие рыцарские ордена меченосцев и тевтонов начали активно вытеснять литовцев. Ранее литовцы научились военному искусству у русских во время конфликтов полоцких князей, которые обращались к ним за помощью и приучили их к войне. С тех пор они начали нападать на своих соседей, включая полочан. Падение Киева и нашествие татар еще больше усилили их позиции.
Миндовг (1195-1263 гг.) стал объединителем литовцев. Он утвердился в русском городе Новгороде на верхнем Немане и распространил свою власть на часть литовских, жмудских и ятвяжских племен. Хитрый и жестокий, он перебил своих родственников, стал великим князем всей Литвы и даже присоединил к себе русскую Полоцкую область. Некоторые из его родственников спаслись и привели на него немецких рыцарей и Даниила Галицкого. Однако Миндовг обратился к папе, притворившись, что готов принять христианство. Папа остановил нападение ливонских рыцарей и прислал Миндовгу королевскую корону. Миндовг с семьей и несколькими сотнями аристократов принял христианство и был помазан на королевство. Вскоре он помирился с Даниилом Галицким, выдав свою дочь замуж за Шварна, сына Даниила.
Хотя Миндовг был убит, основанное им государство не рухнуло. Правда, несколько князей погибли в борьбе за литовский великокняжеский престол. Но после долгой междоусобицы победила новая крепкая литовская династия – Гедиминовичи.
Гедимин (1316-1341 гг.) был храбрым воином, способным командиром и мудрым правителем с широкими планами и железной волей. Он стал основателем могущества Великого Литовского княжества, образовав из литовских и русских земель обширное государство. Он присоединил к своим владениям Минскую, Туровско-Пинскую и Берестейскую (Брестскую) области. Кроме того, он подготовил присоединение к литовскому государству Витебской и Волынской земель, женив своего сына Ольгерда на наследнице Витебского княжества, а другого сына Любарта – на наследнице Волынского княжества.
Столицей государства Гедимин сделал Вильно. Присоединение к Литве русских княжеств происходило почти без завоеваний, так как русская народность шла навстречу этой новой силе, обещающей установить порядок и защиту от татарского нашествия. Сам Гедимин до конца жизни оставался язычником, но почти все его сыновья были женаты на русских православных княжнах, а один из них принял православный обряд еще при жизни отца.
Русским людям принадлежала значительная роль в благоустройстве Литвы. Они служили в войсках Гедимина и командовали ими, были послами от Литвы в других государствах, управляли городами и волостями. В Литве начали распространяться русский язык и культура. Происходило мирное сближение между соседними народами.
Две трети всех земель Гедимина были русскими землями. Литва стала ядром, к которому потянулась потерявшая свое единство юго-западная Русь. Гедимин начал ее объединение, а его дети и внуки завершили это дело.
В течение своего долгого княжения Гедимин вел много войн с Ливонским орденом, галицкими князьями и татарами, захватившими южные русские области. Он помогал Новгороду и Пскову в борьбе с немцами. Один из его сыновей даже был избран новгородцами на княжение. Князь Александр Михайлович Тверской нашел убежище при его дворе во время борьбы с Москвой и татарами. Гедимин умер в Вильно от раны, полученной при осаде рыцарского замка. Его тело, по древне-литовскому языческому обычаю, было сожжено на костре вместе с его любимым конем и оруженосцем.
Ольгерд (1345–1377 гг.)Гедимин, следуя обычаям того времени, разделил государство на уделы между своими многочисленными сыновьями. Однако, двое из них, Ольгерд и Кейстут, проявили наибольшую смелость и способности, и захватили верховную власть в свои руки, разделив государство между собой.
Ольгерд сел в Вильно и начал бороться с Москвой и татарами. Кейстут же, в свою очередь, обосновался в Троках и, опираясь на литовское племя жмудь, стал правителем западной половины государства. Главным его врагом были немцы. Он поддерживал своего брата Ольгерда и защищал его с западной стороны.
Первая и вторая жены Ольгерда были русскими православными княгинями – Мария Витебская и Иулиания Тверская. Все его сыновья также были воспитаны в русском духе и православной вере. Он полностью сроднился с русским языком и обычаями, был необыкновенно выдержанным человеком, трудолюбивым и настойчивым в достижении своих целей.
Ольгерд подчинил своей власти Витебскую и Чернигово-Северскую земли, раздробленные на мелкие уделы, а также Киевскую и Подольскую области, которые до этого находились под непосредственной властью татар. Во время всего великого княжения Ольгерда происходила борьба между Литвой и Польшей за обладание Волынско-галицкой землей: Волынь осталась за Литвой, но Галиция отошла к Польше вместе с Холмской землей.
Наконец, Ольгерд привел в зависимость от Литвы и Смоленское княжество, хотя на время оставил в Смоленске и на меньших престолах князей Рюриковичей. После всех этих присоединений Литовское государство стало непосредственным соседом татарских владений.
Воспользовавшись беспорядками в Золотой Орде, Ольгерд двинулся вглубь степей и одержал победу над тремя татарскими ханами на Синих Водах (река Синюха, приток Южного Буга) в долине Южного Буга (1362 г.). Таким образом, все Поднепровье и Побужье до Черного моря оказались во власти литовского государства.
Собирание юго-западной Руси Литвой пошло быстро и успешно, быстрее и успешнее, чем собирание северо-восточной Руси Москвой. Этому способствовали многие причины: у великого князя литовского не было сильных соперников внутри государства; в западно-русских областях, присоединяемых Литвой, княжеская власть была в упадке из-за сильного развития народно-вечевых начал; население присоединенных русских областей смотрело на литовского князя не как на врага, а как на избавителя от татар.
Огромное литовско-русское государство простиралось от Балтийского до Черного моря и от верховьев Оки и Сейма до Западного Буга. Девять десятых земель в нем были исконно русскими. Весь строй жизни и обычаи напоминали здесь старую удельную Русь. Во многих мелких уделах еще сидели князья – потомки св. Владимира, а в крупных – Гедиминовичи, по языку и обычаям такие же русские князья, как и те, место которых они заняли. Русские люди с верой в блестящее будущее шли на соединение с Литвой, однако, дальнейший ход событий не оправдал их надежд из-за вмешательства в это дело Польши.
Соединение Литвы с Польшей. Ягайло (1377–1434 гг.).После смерти Ольгерда, великого князя Литовского, его сын Ягайло (православное имя Иаков) стал правителем. Он был жестоким и безнравственным человеком. Ягайло вступил в борьбу со своим дядей Кейстутом, который был благородным и честным человеком. Ягайло коварно захватил Кейстута и приказал его задушить.
Ягайло разными способами избавился от своих братьев (многие из которых нашли приют у московского князя) и стал полным правителем Литвы. Теперь его мысли были направлены на объединение с Польшей, которая была ослаблена внутренними конфликтами и сама стремилась объединиться с Литвой.
Для достижения этой цели Ягайло женился на Ядвиге, дочери венгерского короля, которая по наследству получила польскую корону. Чтобы вступить в брак, Ягайло должен был перейти из православия в католичество (что он и сделал в 1386 году) и дать обещание обратить в католицизм своих родственников и весь литовский народ.
Принятие литовским народом католицизма имело огромное значение в истории Литвы и западной Руси. Это событие сблизило литовскую народность с Польшей и отдалило ее от русской части населения, что неизбежно внесло внутренний раздор в литовско-русское государство.
Однако победа польско-католических начал над православно-русскими не была легкой и быстрой. Русский язык остался не только письменным, но и государственным языком великого Литовского княжества. До XVIII века частные и правительственные записи и грамоты в Литве составлялись на русском языке. Литовский статут также был издан на русском языке.
Прошлое Польши до конца XIV века.Польша, как и Русь и Литва, первоначально была разделена на множество мелких племен. Ее объединение началось во второй половине X века, хотя не совсем ясно, как именно это произошло. Около этого времени при князе Мечиславе I в Польше появилось христианство (965 год). Мечислав принял христианство по православному обряду и женился на чешской княжне Домбровке, которая также была православной.
По этой причине вначале в Польше распространялось христианство по православному обряду. Однако после смерти Домбровки Мечислав женился на немецкой княжне, которая начала покровительствовать католицизму. Православный обряд постепенно вытеснялся из Польши, и католицизм начал распространяться. Преемники Мечислава, три Болеслава – Храбрый, Смелый и Кривоустый – были сильными правителями. Болеслав Храбрый, под конец жизни, с согласия римского папы, короновался королевской короной, которую передал своим детям.
В блестящее "время Болеславов" (1000-1139 годы) Польша объединила ляшские народы и заняла территорию от Эльбы до Вислы и от Балтийского побережья до Чехии и Карпат. Поляки пытались даже присоединить чехов, говоривших на языке, близком к польскому. Тогда же польские короли старались установить связи с русскими, роднились с нашими князьями, вмешивались в их внутренние дела, ходили на Киев и Волынь, и русские отвечали им походами далеко на север по Висле. Однако русское влияние в Польше было слабым.
В это раннее время Польша начала отделяться от славянского мира и сближаться с немцами, которые при помощи их католического духовенства подчинили поляков своему влиянию и образованности. В городах население в значительной мере состояло из немцев и евреев.
Польские короли и высшее общество во всем подражали своим западным соседям – немцам. В Польше началось чрезвычайное усиление шляхты (дворянства) и ее высшего слоя – панства или магнатства. Крестьяне находились в полном порабощении у панов. Короли щедро одаряли духовенство, которое во главе с гнезнеским архиепископом, Примасом польской церкви, сосредоточило в своих руках огромные богатства и приобрело большое политическое значение.
Таким образом, в Польше сформировался западноевропейский государственный строй, где наверху были король и влиятельные духовные и светские сословия, а внизу – бесправное крестьянство. Военная служба стала исключительной привилегией шляхетского сословия, которое полностью отстранило народ от участия в защите родины.
Короли, подобно западным правителям, вынуждены были бороться с высшими сословиями, но они не имели успеха. В то же время угнетенный народ начал восставать против панов и сжигать их имущество. Возродилась и старая вражда между Великой и Малой Польшей, со столицами Гнезно и Краковом. Польша начала распадаться.
Вот почему в начале XIV века, даже такие способные короли, как Владислав Локоть (1319-1333 гг.) и Казимир Великий (1333-1370 гг.) – представители золотого века Польши, не могли многого сделать для развития своей страны. Однако, объединение польских областей к этому времени уже было завершено. Казимир даже провел некоторые преобразования в управлении государством: он ввел королевскую полицию и суды, издал письменное законодательство, ввел единую монету в государстве, дал селам и городам самоуправление; защищал крестьян от панов, за что даже получил прозвище "короля хлопов".
Он принимал в Польшу и евреев, изгнанных из других стран, и наполнил ими польские города и местечки. Но в то же время, он был страстным поклонником всего немецкого. Он окружил многие города стенами, развил в стране искусство и науку, учредил краковский университет (1364 г.).
Однако, сломить самовластие панов Казимир не смог. После его смерти, магнаты стали еще сильнее, так как род Пястов прервался, а призванный из Венгрии Людовик расширил права панов и впоследствии согласился предоставить шляхетскому сословию новые привилегии за то, что оно признало его дочь Ядвигу наследницей польской короны: он освободил шляхту почти от всех податей, кроме незначительной земельной, и обязал их военной службой только в пределах королевства. В 1386 году паны заставили Ядвигу выйти замуж за Ягайло Литовского.
Князь Витовт (1392–1430, в крещении — Александр).Брак Ягайло с Ядвигой не привел к полному объединению Литвы и Польши. Литовско-русское государство не желало этого слияния и обладало достаточной силой, чтобы ему воспрепятствовать. Сын Кейстута, Витовт, сначала был признан литовским правителем (так как сам Ягайло жил в Польше), а затем и особым правителем, Великим Литовским князем. Витовт и Ягайло вместе выступали против общего врага Литвы и Польши. Так, они наголову разбили своего самого злейшего врага – немцев в Грюнвальденской битве (при Танненберге в 1410 году). После этого поражения Тевтонский орден не смог оправиться.
Выдающиеся способности и ум сделали Витовта прямым преемником Гедимина и Ольгерда. При нем владения Литвы простирались от Балтийского до Черного моря. Он окончательно присоединил к ней Смоленское княжество и вмешивался в дела Пскова, Новгорода, Твери, Москвы и Рязани. Река Угра (левый приток Оки) стала границей Литовского и Московского княжеств. Витовт пытался наложить руку и на Золотую Орду, в то время ослабленную междоусобицами, но хан Едигей разбил его на берегу реки Ворсклы в 1399 году. Однако Витовт успел утвердить династию Гиреев в отделившемся от Орды Крымском ханстве. Витовт был народным героем литовцев. Его правление считалось временем расцвета и наибольшей славы литовского государства.
Но он не смог воспользоваться недовольством литовского и русского населения против унии (соединения) с Польшей, не стал открыто поддерживать русское население, чтобы, опираясь на православно-русскую народность, превратить свое государство в такое же русское великое княжество, каким тогда была Москва.
Ему помешали две причины: во-первых, он нуждался в поддержке Польши для борьбы с немцами, а во-вторых, по условиям унии, определенным на съезде в Городне в 1413 году, литовцы-католики получили одинаковые с поляками права; литовская знать не хотела лишаться этих выгод и потому решительно потянулась к Польше. Кроме того, сам Витовт исповедовал римско-католическую веру, и православно-русское большинство его подданных не могло ему полностью доверять. Население его княжества разделилось на три части: православно-русскую, старо-литовскую и новую, католическо-польскую. Все возлагали надежды на любимого князя, который действительно всех ласкал, но не принимал ничью сторону.
Чтобы ослабить стремление своих русских подданных к Москве, он отделил киевскую митрополию от Константинопольского патриарха и приказал собору западно-русских епископов избрать и поставить в 1415 году митрополитом в Киеве ученого болгарина Григория Цамвлака.
Впрочем, в конце своей многолетней жизни Витовт замыслил полное отделение от Польши и хлопотал у германского императора о королевском титуле для себя, но поляки напали на императорских послов и отняли у них королевские регалии, присланные императором для Витовта. В 1430 году Витовт умер. Так он и не достиг отделения Литвы от Польши. Так государственная жизнь в Литве и не получила правильного направления. От этого началась внутренняя борьба, погубившая сильное литовско-русское княжество.
После смерти Витовта Литва утратила самостоятельное политическое значение. В правление великого князя Казимира Ягайловича (1440–1492 гг.) были окончательно уничтожены уделы. Из крупных уделов последним в 1471 году был уничтожен Киевский, и в Киеве вместо князя засел в так называемом литовском замке великокняжеский наместник с гарнизоном.
Русское население было крайне недовольно польскими порядками. Вскоре после смерти Казимира большая часть бывшего Чернигово-Северского княжества с городами Черниговом, Стародубом, Новгород-Северским и другими добровольно отошла в подданство Москвы.
За Казимиром следовал ряд Ягеллонов: Александр, Сигизмунд I, Сигизмунд II Август, которые неизменно придерживались одной политики, выражавшейся словами: "мы старины не нарушаем (не нарушаем), новизны не вводим (не вводим)". При Сигизмунде I в 1529 году был издан сборник законов "Литовский статут", написанный на русском языке.
После бездетного Сигизмунда II Августа династия Ягеллонов должна была прекратиться. Поэтому король в 1569 году созвал в Люблине общий польско-литовский сейм, на котором постановлено не только сохранять унию между литовско-русским государством и Польшей даже после прекращения династии Ягеллонов, но еще усилить ее, то есть еще сильнее подчинить Литву Польше. Литовские вельможи хотели сорвать сейм и разъехались, но решение сейма, поддержанное королем, не было отменено и вступило в законную силу. Таким образом, люблинская уния окончательно соединила литовско-русское государство с Польшей. Кроме того, южнорусские земли (Киевская земля с Побужьем и Волынь с Подляшьем) отрывались от Литвы и присоединялись непосредственно к Польше. Таким образом, южной Руси нужно было напрягать все свои силы, чтобы сохранить свою веру и самобытность в борьбе с католической Польшей.
Литература:
Н. П. Михневич «Прошлое России от Рюрика до Романовых». Москва. 1913 г.