Стрелковое оружие
Вооружение
Авиация
Корабли
Календарь событий
Спецслужбы
История
Биографии
Публикации
Познавательное
Достопримечательности России
Первая помощь
Ордена и медали
Тесты

Подвиг генерала Неверовского в сражении под Красным 2 августа 1812 года


2 (14) августа 1812 года произошел бой под Красным. Избегая боя с неприятелем, превышавшим в силах, русские армии отошла к Смоленску, где и соединились.

Здесь решено было двинуться на центр неприятельского расположения, к Рудне, чтобы сильным ударом разделить противника и разбить его по частям. 26 июля, русские войска выступили из Смоленска.

Подвиг Неверовского под КраснымКартина Гесс, Петер фон. "Подвиг генерала Неверовского под Красным 2 августа 1812 года"

Между тем Наполеон предполагал, переправившись через Днепр выше Орши, овладеть слабо укрепленным Смоленском и, обойдя русские войска с левого фланга, отрезать им путь отступления к Москве.

1 августа, одна часть французской армии, собранная против русской, уже готова была к решительной встрече, а другая в тот же день начала переправу через Днепр.

Для наблюдения за неприятелем, расположенным в Орше и Могилеве, под г. Красным, к 47 верстам от Смоленска на левой стороне Днепра был оставлен отряд Неверовского, состоявшим из 27-й пехотной дивизии, Харьковского драгунского и 3-го казачьего полков, небольшой части Смоленского ополчения, с 14 орудиями.

Полки 27-й пехотной дивизии, Виленский, Одесский, Тарнонольский и Симбирский пехотные полки, 49-й и 50-й егерские - были сформированы из рекрутов и только что прибыли в Смоленск из Москвы. Для придания большей стойкости, вторые два полка были заменены Ладожским и Полтавским 26-й пехотной дивизии И. Ф. Паскевича.

1 августа, войска Д.П. Неверовского были расположены впереди Красного,но когда разъезды донесли о появлении огромных неприятельских сил, он отступил за город, оставив в Красном батальон 49-го егерского полка с 2-я орудиями и Смоленское ополчение, и расположился за глубоким оврагом, послав 50-й егерский полк с 2-я конными орудиями за 15 верст по дороге к Смоленску, с приказом занять там переправу на небольшой речке.

Едва лишь отряд Д.П. Неверовского успел занять новую позицию, как Мюрат, с 3-я кавалерийскими корпусами, в числе 15 тысяч всадников, тесня перед собою Смоленское ополчение, бывшее в наблюдательной цепи, в 3 часа пополудни показался перед Красным. За ним следовали части пехотного корпуса Нея.

Части этого корпуса, под личным начальством маршала, ворвались в город, вытеснили наши передовые войска и захватили бывшие при них два орудия. Затем, часть французской кавалерии обошла позицию Неверовского с левого фланга, где стояла кавалерия, прикрывавшая батарею. Русские драгуны кинулись в атаку, но были опрокинуты и принуждены удалиться с места сражения. Из 10 орудий, стоявших на позиции, 5 были захвачены неприятелем, остальные ушли вслед за драгунами. Тогда Неверовский, оставшись с одною лишь пехотой и видя против себя с фронта несколько пехотных колонн корпуса Нея и огромные силы кавалерии Мюрата, двигавшаяся в тыл русскому отряду, решился отступать.

Построив свои полки в густые колонны, Неверовский напомнил солдатам, как они должны были действовать: «Ребята, - сказал он, - помните, чему вас учили; никакая кавалерия не победят вас, только в пальбе не торопитесь, стреляйте метко, не торопясь. Никто не смей начинать без моей команды!» Лишь только налетала французская конница, Неверовский останавливал свою пехоту. По его знаку раздавалась тревога, за которой последовал густой дробью батальонный огонь. В несколько мгновений все пространство кругом русских колонн покрывалось павшими лошадьми и всадниками. Напрасны были все усилия французов прорвать твердо сплоченную массу пехоты.

«Хорошо, ребята! - сказал Неверовский после первой отбитой атаки. - Видите, как легко управляться с кавалерией; благодарю... поздравляю вас!» «Рады стараться, ура!» - ответили солдаты. Само собою разумеется, что при таком отступлении, совершенном на пространстве целого перехода, не было никакой возможности сохранить интервалы между колоннами: вся дивизия сдвинулась в одну плотную массу, которую не могли поколебать атаки превосходной конницы, предводимой знаменитым кавалерийским начальником Мюратом. Но Мюрат, увлекшись мыслью задавить эту ничтожную горсть пехотинцев массой своей кавалерии, забыл о бывшей при нем батарее конной артиллерии. Эта батарея своим огнем могла бы расстроить ряды каре и тем облегчить атаки кавалерии. Не воспользовавшись этим средством, он дал русской пехоте возможность совершить замечательный подвиг отступления на целый переход при атаках превосходящего числа кавалерии.

К вечеру наши войска подошли к с. Коршине, где за речкой стояли высланные вперед 2 орудия, под прикрытием пехоты. Их огонь остановил преследование, и это позволило утомленной пехоте Неверовского расположиться на отдых.

Потери русских составили до 1500 человек, в том числе до 800 пленных. Потери французов были до 500 человек.

Князь П. И. Багратион так доносил Государю об этом подвиге: «Нельзя довольно похвалить храбрость и твердость, с какой дивизия, совершенно новая, дралась против чрезмерно превосходных сил неприятельских. Можно даже сказать, что примера такой храбрости ни в какой армии показать нельзя».«Неверовский отступил, как лев», - пишет французский историк граф Сегюр. Другой иностранный писатель, Шамдре, говорит, что это дело представляет пример превосходства хорошо обученной и предводимой искусным начальником пехоты.

4 августа, в 8 часов утра, корпус Нея и кавалерия Мюрата, подойдя к Смоленску, остановились вне пушечного выстрела.

Источник: "Иллюстрированная Отечественная война 1812 года". С-Петербург. 1887 г.
Отечественная война 1812 года