Русско-турецкая война между Российской империей и Османской Турцией 1877-1878 годов была вызвана подъемом национально-освободительного движения на Балканах и обострением в связи с этим международных противоречий.
Основные сражения Русско-турецкой войны 1877-78гг.:Битва на Шипке (9-12 января 1878 г.) - решающее сражение между российскими и турецкими войсками в горах Шипке на Балканах. Россия победила и освободила Болгарию от османского владычества.
Осада Плевны (20 июля - 10 декабря 1877 г.) - турецкие войска под командованием Османа Паша сопротивлялись русской армии, которая пыталась захватить Плевну. Однако благодаря умелым тактическим действиям турок, русским войскам не удалось взять город до ноября 1877 года
Осада Софии (4 января - 5 февраля 1878 г.) - российская армия вторглась в Софию, столицу Болгарии. Турецкие войска были вынуждены отступить из города после кратковременной битвы.
Битва на Кривой Реке (17-19 июля 1877 г.) - решающее сражение между российскими и турецкими войсками на реке Дунай. Россия победила в этой битве, что способствовало дальнейшему продвижению российских войск на юг.
Битва при Ловча (27 июля 1877 года) - сражение между российскими и турецкими войсками в Болгарии. Россия одержала победу, что способствовало дальнейшему продвижению российских войск на юг.
Битва на равнине Шипке (21-26 августа 1877 г.) - сражение между российскими и турецкими войсками на равнине Шипке. Россия одержала победу.
Предпосылки к войне
Славянская Племена, подвластные Турции издревле страдали под игом своих властителей, стеснявших свободу исповедания христианской религии, грабивших их имущества и с необузданной яростью истязавших христиан, которым было не под силу исполнять требования турецких губернаторов, которые самовластно распоряжались в славянских провинциях. России уже не в первый раз приходилось заступаться за угнетенных братьев славян.
Со времен Императрицы
Екатерины II много русской крови пролито на Балканском полуострове.
В июле 1875 года в Боснии вспыхнуло восстание, вызванное невыносимым гнетом турецких властей, которые приняли зверские, бесчеловечные меры к подавлению восстания, что заставило герцеговинцев и отчасти болгар примкнуть к рядам боснийским и повстанцев. Это усмирение восстания славян производилось турецкими войсками очень медленно, а бесполезное кровопролитие обратило на себя внимание великих европейских держав: России, Германии и Австрии, которые предложили Турции свое посредничество.
Турция, в свою очередь обещала различные льготы своим христианским подданным. Однако повстанцы не доверяли обещаниям турок и не складывали оружия, а потому старания трех держав не имели желаемого успеха. Тем не менее Россия не переставала ни на минуту вести мирные переговоры с Порта (Прим. Порта - наименование правительства Османской империи).
В мае 1876 года восстание славян вспыхнуло с новой силой, а потому министр иностранных дел Горчаков сделал Австрии предложение занять ее войсками восставшие славянские провинции, для прекращения кровопролития, но оно было отвергнуто Австрией, Англия в свою очередь отказалась от какого бы то ни было участия в деле Турции со славянами.
В это самое время с турецкого престола был свергнут султан Абдул-Азис, покончившего жизнь самоубийством, место которого занял Мурад V. Это произвело в Турции внутренние противоречия и замешательство в Портов, которым воспользовались Черногория и Сербия, объявив войну Турции.
В русском народе это в совокупности усилило желание помочь братьям славянам. Русские добровольцы тысячами поступали в сербские войска и все сословия жертвовали вещами и деньгами для помощи раненым на войне. Но сербские войска потерпели страшное поражение от турок при Алексинаце и Крагуеваце. По просьбе сербского князя Михаила Император
Александр II уполномочил своего посланника при Константинопольском дворе требовать перемирия, которое и состоялось, устранив лишнее кровопролитное столкновение между воюющими сторонами.
В первых числах ноября государь
Александр II на обратном пути из Ливадии, заехал в Москву и в Георгиевском зале обратился к представителям всех сословий с речью, в которой высказал, что во все время своего царствования он старался о приобретений прав и правосудия для христиан подвластных Турции, но к сожалению его заботы не имели наго успеха; что Россия на следующей конференции еще раз предъявит свои требования, и, если этот последний шаг не приведет к желаемому результату, тогда Россия вынуждена будет взяться за оружие, рассчитывая на поддержку русских подданных.
Эти слова вызвали целую бурю воодушевления. Во всей России раздался единодушный отголосок и множество городов, земств, ремесленников и купечество публично заявили о своей готовности жертвовать для святой цели своим достоянием.
13 ноября Государь Император прибыл в Царское Село и этим числом был издан Высочайший приказ о мобилизации войск в Киевском, Харьковском, Одесском и частно в Московском округах.
Того же числа государственный канцлер князь Горчаков уведомил европейские державы о мобилизации русских войск. В этой циркулярной депеше было высказано, что русский император не желает войны, но тем не менее не может оставаться равнодушным зрителем кровавых происшествий в славянских землях.
В августе 1876 года в Константинополе случилось новое, большой важности событие. Султан Мурад V был признан своими пашами душевнобольным и лишен престола, на который вступил его брат Абдул Гамид. При таких внутренних неурядицах было невозможно добиться приведения в исполнение тех требований, которые были предъявлены европейскими державами по отношению к Сербии, как равно и другим славянам.
Все дипломатические усилия, чтобы устранить военное столкновение между Россией и Турцией, были истощены. Наконец с половины декабря 1876 года в Константинополе собралась конференция из посланников России, Англии, Германии, Австрии, Венгрии, Франции и Италии. Совещания конференции открылись 23 декабря и выработанный ей проект был представлен Порте. Великий совет единогласно отверг предложения уполномоченных от европейских держав.
21 января 1877 года представители европейских держав выехали из Константинополя. Между тем, в феврале 1877 года восстание в Боснии вспыхнуло с новой силой и возобновилась война с Сербией и Черногорией, принявшей партизанский характер.
Таким образом разбилась последняя надежда на сохранение мира и Россия вооружилась окончательно для решительной войны.
В начале декабря 1877 года началась отправка русских войск в Бессарабию и к первым числам нового года войска уже были на назначенных им местах. Главнокомандующим был назначен Великий Князь Николай Николаевич Старший.
1 декабря он отправился в главную квартиру, расположенную в городе Кишиневе.
Однако до объявления войны прошло целых четыре месяца. Этим временем Россия хорошо воспользовалась для укрепления берегов Черного моря береговыми батареями, снабженными дальнобойными орудиями большого калибра и заграждением гаваней многочисленными минами, в виде торпед. Из четырех дивизий были сформированы два новых корпуса XIII и XIV, которые вместе с IV корпусом образовали первый резерв южной армии.
10 апреля в Кишиневе состоялся военный совет, задачей которого были условия наступательных движений к границам Румынии. С румынским Королем Карлом был заключен договор о беспрепятственном пропуске Русских войск, как равно и о пользовании железными дорогами и Дунайскими пароходами.
В скором времени Император
Александр II, в сопровождении Наследника Цесаревича, выехал из Петербурга в Кишинев, чтобы лично приветствовать армию. По дороге он делал смотры. Его присутствие приводило в неописанный восторг солдат. Являясь перед фронтами, Государь обращался к солдатам: «если сойдетесь лицом к лицу с врагом, держитесь храбро и поддержите исконную славу ваших знамен. Я надеюсь, что молодое войско, не бывшее еще в огне, не уступит старому и постарается сравняться с ним». Речь Государя встречалась громким, восторженным «Ура!».
Объявление войны
По Высочайшему повелению 12 (24) апреля 1877 года Турецкому посланнику Тевфик-Бею в Петербурге вручено было объявление войны Порте и того же числа в России был обнародован Высочайший манифест следующего содержания:
«Божией милостью, Мы Александр второй!
Император и самодержец всероссийский, Царь Польский, Великий Князь Финляндский и проч. и проч. и проч.
Всем нашим любезным верноподданным известно то живое участие, которое Мы всегда принимали в судьбах угнетенного христианского населения Турции желание улучшить и обеспечить положение его разделяет с Нами и весь русский народ, ныне выражающий готовность свою на новые жертвы для облегчения участи христиан Балканского полуострова. Кровь и достояние Наших верноподданных была всегда Нам дорога; все Наше царствование свидетельствует о постоянной заботливости Нашей сохранять России благословенья мира. Эта заботливость оставалась Нам присуща ввиду печальных событий, совершившихся в Герцеговине, Боснии и Болгарии. Мы первоначально поставили себе цель достигнуть улучшений в положении восточных христиан путем мирных переговоров, и соглашения с союзными, дружественными Нам, великими Европейскими державами. Мы не переставали стремиться, в продолжение двух лет, к тому, чтобы склонить Порту к преобразованиям, которые могли бы оградить христиан Боснии, Герцеговины и Болгарии от произвола местных властей. Совершение этих преобразований всецело вытекало из прежних обязательству торжественно принятых Портой пред лицом всей Европы. Усилия Наши, поддержанные совокупными дипломатическими настояниями других правительств, не привели, однако же к желанной цели. Порта осталась непреклонной в своем решительном отказе от всякого действительного обеспечения своих христианских подданных и отвергла постановление Константинопольской конференции. Желая испытать, для убеждения Порты, всевозможный способы соглашения, Мы предложили другим кабинетам составить особый протокол с вложением в него самых существенных постановлений константинопольской конференции, и пригласить турецкое правительство присоединиться к этому международному акту, выражающему крайний предел Наших миролюбивых настояний. Но ожидания Наши не оправдались. Порта не вняла единодушному желанию христианской Европы и не присоединилась к изложенным в протоколе заключениям. Исчерпав до конца миролюбие Наше, Мы вынуждены высокомерным упорством Порты приступить к действиям более решительным. Того требует и чувство справедливости, и чувство собственного Нашего достоинства. Турция отказом своим поставляет Нас в необходимость обратиться к силе оружия. Глубоко проникнутые убеждением в правоте Нашего дела, Мы, в смиренном уповании на помощь и милосердие Всевышнего, объявляем всем Нашим верноподданным, что наступило время, предусмотренное в тех словах Наших, на которые единодушно отозвалась вся Россия. Мы выразили намерение действовать самостоятельно, когда Мы сочтем это нужным и честь России того требует. Ныне, призывая благословение Божие на доблестные войска Наши, Мы повелели вступить в пределы Турции.
Дан в Кишиневе, 12 апреля, лета от Рождества Христова в тысяча восемьсот семьдесят седьмое, царствования же Нашего в двадцать третье».На другой день по выходе Высочайшего манифеста большом Успенском соборе в Москве и во всех церквах столицы он был торжественно прочитан и было совершено молебствие с коленопреклонением о ниспослании благословения Божия на доблестные войска наши.
Весть о войне была встречена населением Москвы с неописанным восторгом. Москва встрепенулась и ожила. Народ почувствовал, что с плеч его свалилась тревожная неизвестность, столь долго томившая его и сковывавшая все экономическое развитие страны.
Неопределенность положения обозначалась застоем торговли, сокращением промышленная производства, стеснением кредита. Все это тяжело отзывалось на всех сословиях. Война явилась кризисом этой тяжкой болезни, обещавшим скорый и благоприятный исход. Помимо этих соображений, радость народа обусловливалась исконным его стремлением идти на помощь угнетенным христианам, стонавших под тяжким игом мусульман, зверство которых в данный момент превосходило всякое вероятие.
В день объявления манифеста к Государю Императору последовало от Черногорского князя Николая поздравительное письмо.
9 (21) мая 1877 года румынский парламент провозгласил независимость страны. В Бухаресте была открыта граница для прохода русской армии.
В Кишиневе русской армией было организовано обучение болгарского ополчения.
В июня 1877 года русская армия заняла позиции на северном берегу Дуная, а к западу от реки Олт до Турну-Северина расположилась румынская армия. Благодаря действиям русских моряков, турецкий флот на Дунае был обезврежен.
В ночь с 26 на 27 июня 1877 года русская армия осуществила переправу в районе Зимнич-Свиштов и, преодолев Хаинбоазский перевал, вышла на просторы Южной Болгарии. Между тем, Восточный отряд наступал в направлении Русе, а Западный – в направлении Плевны. В районе Стара-Загоры завязались тяжелые бои, которые привели к Шипкинской битве.
Плевенская операция изменила ход войны. После падения Плевны русская армия предприняла наступление по всему фронту турецкой армии.
К началу 1878 года русская армия освободила много селений. 31 января 1878 года был освобожден город Кюстендил, а затем и ряд населенных пунктов в долине реки Струмы, включая город Горна-Джумая (Благоевград).
Балканский театр военных действий оказался решающим для исхода войны. Болгарский народ был стратегическим союзником России в этой войне.
В ходе освобождения Болгарии, утверждения независимости Румынии, Сербии и Черногории стоили русскому народу большими потерями как по жертва, так и по значительным материальным ресурсам, что вызвало напряжение экономики России.
Россия в этой войне потеряла убитыми – 15 567 человек, умершими от ран – 6824 человека, ранеными – 57 652 человека, умершими от болезней – 81 363 человека.
Потери убитыми в турецкой армии составили около 30 000 человек, умерших от ран и болезней – около 90 000 человек.
Русско-турецкая война 1877-1878 гг. завершилась победой русской армии и подписанием мира. Главным результатом этой победы стало образование Болгарского государства.
Литература:
"Русско-турецкая война 1877-78гг. Очерки и эпизоды заимствованные из достоверных источников". Д.Ф. Касицын. Москва. 1900 г.
На превью: Картина А.Д. Кившенко. "Эпизод из Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов"