Стрелковое оружие
Вооружение
Авиация
Корабли
Календарь событий
Спецслужбы
История
Биографии
Публикации
Познавательное
Достопримечательности России
Первая помощь
Ордена и медали
Тесты

Кунерсдорфское сражение в Семилетней войне 1756-1763 годов


1 (12) августа 1759 года у селения Кунерсдорф (современное Куновице, Западная Польша) между русско-австрийскими и прусскими войсками состоялось решающее сражение Семилетней войны 1756–1763 годов.

Кунерсдoрфскoе срaжение
В начале 1759 года русская армия была расположена по нижнему течению р. Вислы, австрийская вдоль северных границ Богемии. План кампании этого года был составлен всецело под влиянием Австрии, преследовавшей узкоэгоистическую цель – принудить Фридриха II Великого очистить Силезию. Согласно этому плану, русская армия должна была двинуться к г. Кросену или Каралоту на соединение с австрийской для дальнейших совместных действий в долине р. Одера.

Русскому главнокомандующему генерал-аншефу графу П.С. Салтыкову было предписано, не подчиняясь австрийскому главнокомандующему, слушаться только его советов. Таким образом, объединения власти в руках одного лица не было, вследствие чего граф Салтыков, лишенный самостоятельности в ведении операций, был в тяжелом положении. Это положение еще ухудшалось расположением Фридриха Великого в Силезии, разобщавшим русскую и австрийскую армии и позволявшим ему бить своих противников по частям.

В середине июня 40 тысячная русская армия сосредоточилась в Познани, имея против себя у Ландсберга 30-тысячный прусский отряд Дона.

Преследуя главную цель, поставленную Конференцией – соединение с австрийцами, граф Салтыков принимает смелое решение и, прикрываясь кавалерией Тотлебена со стороны Ландсберга, совершил фланговый марш Познань-Кроссен. Узнав о движении русских, Дон успел перейти к Цюлихау и таким образом преградил путь в Кросен. Тогда Салтыков решил обойти Цюлихау с севера на Пальциг, но был атакован К.Г. Веделем, сменившим Дона. Атака была неудачна для пруссаков и Г.К. Ведел был разбит и отброшен за р. Одер.
28 июня 1759 года русская армия подошла к Кроссену, блестяще выполнив поставленную ей задачу. Что касается австрийцев, то они продолжали в полном бездействии оставаться на своих местах.

Пальцигская победа открыла путь на Берлин, чем воспользовался Салтыков, убедившись в полной пассивности австрийцев, и по собственной инициативе двинулся на Франкфурт. Опасаясь, что решительные действия русской армии будут иметь важные последствия, которыми воспользуется одна России, Даун вышел из бездействия и приказал 20-тысячному корпусу Э. Г. фон Лаудана спешить во Франкфурт, чтобы предупредить здесь Салтыкова. Однако Лаудан опоздал – 20 июля Франкфурт был занята русским авангардом, а уже 22 июля подошли главные силы. Теперь Э. Г. фон Лаудану пришлось подчиниться Салтыкову, сосредоточившему под своим начальством 35 тысяч русских и 20 тысяч австрийцев.

Эта союзная армия расположилась лагерем на лавом берегу р. Одера у д. Кунерсдорф.

Позиция при Кунерсдорфе, ее подготовка и занятие

Угрожающее положение русской армии относительно Берлина ставило Фридриха II в необходимость для спасения своей столицы атаковать Салтыкова. При таких обстоятельствах от австрийского главнокомандующего Дауна требовалось энергичное наступление для соединения с русской армией до подхода к ней пруссаков. Однако Даун не только продолжал бездействовать, но еще и Салтыкова пытался оттянуть назад к Кроссену.


Между тем, уже 30 июля русские разъезды обнаружили начало переправы Фридриха Великого через Одер северней Франкфурта. Не желая быть атакованным во время отступательного марша, Салтыков решает принять бой на позиции, обращенной фронтом на север, у Кунерсдорфа. Эта первоначально занятая позиция состояла из трех возвышенностей: горы Жидовской, Большой Шпиц и Мюльберг, расположенных между р. Одером и болотистым ручьем Гюннером. Имея общую протяженность около 4,5 верст – занятая позиция отвечало величине отряда.

Командование находилось на горе Жидовской, наиболее важной, с нее отходили пути на Кроссен, связывающие русскую армию с австрийскими главными силами, отсюда же шли пути на Франкфурт – промежуточную базу русской армии. Правый фланг находился на г. Мюльберг, что значительно ниже других участков позиции и был доступней для атаки. Отсюда отходили пути отступления в Познань – главную базу русской армии. Труднопроходимые для артиллерии и конницы овраги Лаудонский и Кунгрунд разделяли позицию на три участка и затрудняли поддержку одного участка другим. Подступы к фронту прикрывались болотистым ручьем Лаудон, к левому флангу – р. Одером и к правому – наиболее доступные – р. Гюннер.

Труднодоступность позиции с фронта, сравнительная доступность правого фланга и значение его, как участка, от которого шла связь с базой в Познане привели Фридриха Великого к решению обойти занятую позицию с правого фланга со стороны Третина и отчасти с тыла от Бишофзее. Таким образом при выборе пункта атаки Фридрих руководствовался важностью и удобнодоступностью участка.

Узнав об обходе пруссаками своего правого фланга, граф Салтыков, не изменяя расположения армии, приказал ей развернуться на 180 градусов.

При таком условии новая позиция была доступна с фронта (со стороны Франкфуртского леса) и не имела достаточной глубины тыла, особенно у г. Мюльберг (не более 3/4 версты). Сравнительное значение поменявшихся местами флангов оставалось прежнее, но Жидовская гора приобретала особо важнее значение, ибо с ее потерей русская армия, прижатая к Одеру и болотистой долине ручья Лаудона, утратившая связь, как с базой (Познань), так и с союзной австрийской армией (Кроссен), попадала бы в критическое положение.
Правильно оценив сравнительное значение различных участков позиции, граф Салтыков немедленно распорядился об фортификационном ее усилении редутами, батареями и окопами и распределил войска соответственно важности различных участков.

К 1 августа русские построили на Жидовской горе 5 батарей, на Большом Шпице – одну большую батарею и на Мюльберге – 4 малых батареи. Часть батарей выдвигалась вперед общей линии фронта, что давало возможность обстреливать фланговым огнем подступы к соседним участкам. Кроме того, между батареями были вырыты окопы для пехоты, а через р. Одер наведены мосты, прикрытые редутом и траншеями.

Правый фланг позиции в две лиши заняли 9 русских полков под начальством генерала В.В. Фермора, 6 австрийских полков и вся союзная конница стали за Жидовской горой в третьей линии, заменяя общий резерв.

Центр заняли 17 русских полков (из них 9 – во второй линии) под начальством генерал-фельдцейхмейстера А.Н. Вильбоа (правая батарея) и графа Румянцева (левая батарея). Здесь на участке графа Румянцева во время боя находился сам Салтыков.
Левый фланг заняли 5 полков (по два полка в каждой линии и один под прямым углом к ним) под начальством князя Голицына.
Два полка назначено для прикрытая обоза.

Силы и планы сторон

Против 55 тысячной союзной армии (86 батарей, 240 орудий и 71 эскадрон) Фридрих II мог выставить только 48 тысяч, но лучше обученных, а потому более способных к маневрированию.

В ночь на 1(12) августа Фридрих II перевел свою армию на линии Третин - Бишофзее, рассчитывая угрозой пути отступления союзников принудить Салтыкова к очищению позиции без боя. Но убедившись, что тот против обхода своевременно принял меры и что русские не собираются отступать, Фридрих решается их атаковать, для чего отвлечь внимание обороняющегося демонстрацией со стороны Третина. Главный же удар Фридрих собирается нанести со стороны Бишофзее в направлении на гору Мюльберг.

План Салтыкова сводится к тому, чтобы последовательной начиная с левого фланга, обороной участков позиции заставить противника израсходовать свои силы и понести потери, а затем разбить его общим переходом в наступление.

Ход боя

Около 3 часов утра 1(12) августа русская конница обнаружила наступление пруссаков от Третина. Противник был построен в две линии с конницей генерал-лейтенанта Фридриха Вильгельма Фрайхерра фон Зейдлица уступом впереди левого их фланга.

В исходе 9 часа на Третинских высотах появились прусские батареи и открыли огонь по Мюльбергу. К ним присоединились батареи, выехавшие на гору Малый Шпиц (между озерами р. Гюннер). После двухчасовой артиллерийской подготовки прусская пехота двинулась в атаку одновременно с нашего левого фланга и фронта на г. Мюльберг. Находившиеся здесь пять русских полков, понесшие сильные потери от неприятельского огня, не выдержали удара и поспешно отступили, не успев увезти орудий, ставших трофеем противника.

Еще до падения г. Мюльберг граф Салтыков приказал части войск, занимавших г. Б. Шпиц, переместить фронт на восток и усилил их частью австрийских полков, переведенных с правого фланга. Сюда же в Кунгрудский овраг была направлена часть русской конницы, а батарея Бороздина, лихо выехав на позицию, обстреляла пруссаков скопившихся на Мюльберге. Так как местность на Мюльберге не позволяла развернуться широким фронтом, то в силу необходимости прусские полки заняли здесь глубокое и скученное расположение, вследствие чего их потери от русского артиллерийского огня были очень велики.

С целью отвлечь внимание русской артиллерии от Мюльберга, пока сюда ввозились пушки, Фридрих II приказал нескольким батальонам и части кавалерии правого фланга ударить на Б. Шпиц со стороны Кунгрудского оврага. Однако эта атака не удалась, так как прусские батальоны, встреченные сильным ружейным огнем, не могли продвинуться вперед. Конница, пытавшаяся атаковать большую батарею с тыла, была встречена 3 полками союзной конницы, поведенные на нее Румянцевым, и отброшена назад.

После этой неудачи главные силы Фридриха двинулись в атаку на Б. Шпиц через овраг Кунгруд и со стороны д. Кунерсдорфа. Осыпанные градом ружейных пуль и картечью, пруссаки в полном беспорядке были отброшены назад на Мюльберг.

Видя здесь неудачу, Фридрих II отдал приказание коннице Ф. Зейдлица немедленно атаковать Б. Шпиц. Под сильным перекрестным огнем с батарей на Б. Шпице и Жидовской горе Ф. Зейдлиц развернул фронт и понесся в атаку, на не рассредоточенную пехоту, что представляло задачу почти невыполнимую. Тут же Ф. Зейдлиц был ранен, а его конница повернула назад, причем в свою очередь была атакована во фланг русской конницей Тотлебена, что довершило ее разобщение.

После этого Фридрих II делает последнюю попытку сбить русских: личным присутствием воодушевил войска, повел их снова в атаку на Б. Шпиц и успел овладеть частью этой высоты. К повторной атаке готовился и Ф. Зейдлиц.

Около 5 часов дня войска русского центра получили подкрепление подошедшими из общего резерва с Жидовской горы австрийскими полками и русскими войсками Фермера и сбросили пруссаков с Б. Шпица, а затем, перейдя в наступление, овладели и Мюльбергом. Фридрих Зейдлиц был атакован русской конницей и отступил в беспорядке.

Преследование остатков прусской армии

К 7 часам поражение прусской армии было полное. Пруссаки потеряли свыше 7,5 тысяч убитыми, 4,5 тысяч пленными и более 2 тысяч дезертировало. 172 орудия, 26 знамен и 2 штандарта стали русскими трофеями. Вместе с тем и победители были рассредоточены, поэтому для преследования противника граф Салтыков ограничился назначением австрийской конницы и русской группы Тотлебена. Но и это преследование прекратилось на самом поле сражения, что дало возможность остаткам разбитой армии отойти в направлении на Берлин для прикрытия столицы Пруссии.

Однако и в Берлине, и в армии царила паника. Сам Фридрих II был в отчаянии: он считал Пруссию погибшей и намеревался покончить жизнь. Но отсутствие энергичного преследования, а главным образом корыстная политика Австрии, озабоченной исключительно возвращением Силезии, привели результаты Кунерсдорфской победы к нулю.

Даун настоял на том, чтобы обе союзные армии оставались на своих позициях до взятия австрийцами Дрездена, а затем бы вместо Берлина двинулись в Силезию.

Оценка Кунерсдорфского сражения

Кунерсдорфское сражение является типичным образцом выжидательного боя, построенном на истощении сил противника с переходом в наступление.

Основательное изучение свойств позиции и правильная оценка важности различных ее частей привели графа Салтыкова к правильному решению занять ее не равномерно, а более важные участки сильнее.

Это смелое отступление от существующего в то время линейного порядка дало ему возможность парализовать обход прусской армии, приостановить ее первоначальный успех и решительно перейти в наступление в удобный для этого момент.

Вынужденный принять бой при невыгодных местных условиях, Салтыков прибегает к инженерному искусству с целью увеличения возможности обороны и устранения последствий на случай неудачи. Первая цель достигалась расположением укреплений во взаимной огневой связи, вторая – наведением на пути отступления мостов и устройством предмостных укреплений.

Одержанные победы много способствовало проявление инициативы частными начальниками, как например, выезд на позицию батареи Бороздина и контратака Румянцева.

К отрицательным сторонам русского военного искусства надо отнести неиспользование конницы для затруднения переправы Фридриха Великого через Одер и отсутствие энергичного преследования вне поля сражения.

В честь победы в Кунерсдорфском сражении в 11 августа 1760 году была учреждена медаль "За победу над пруссаками", которой награждались все участники сражения. А в именном указе императрицы Елизаветы Петровны от 11 (22) августа 1760 года было сказано, что «…такая славная и знаменитая победа, каковым в новейшие времена почти примеров нет… повелела сделать приличную сему происшествию медаль и раздать бывшим в той баталии солдатам».

Россия продолжала кампанию до 1761 года, когда взошедший на престол после Елизаветы Петр III, благоговевший перед Фридрихом II, прекратил военные действия и приказал вывести российские войска из Пруссии.

Литература: С. Михеев "История русской армии. Эпоха Петра Великого". Выпуск 1. Москва. 1910 г.
Картина худ. А. Е. Коцебу "Сражение под Кунерсдорфом 1 августа 1759 г."
История войн и сражений