«Гербом» называется эмблематическое или символическое изображение, которое принадлежит и наследственно передается роду, местности или государству. Герб вообще состоит из одного или нескольких отличительных символических знаков или изображений, присвоенных какому-либо государству, городу, или дворянскому роду, и изображенных на щите.
Самое слово «герб» происходит от слова herb (erb, irb), которое в западно-славянских наречиях означает «наследство», наследственность, так что само это название известного символического изображения указывает на наследственность изображения, отличительную его исключительность, постоянную принадлежность известному роду или государству.
В древней Руси герб и печать назывались знаменем. Так, например, читаем по летописи об этом так:
«при великом князе (всея Руси) Василии Ивановиче бысть знамя на деньгах: князь великий на коне, а имея меч в рукце, а князь великий Иван Васильевич учини знамя на деньгах: князь великий на коне, а имея копье в руце и оттого прозвана деньги копейные».Также издавна у Славяно-Руссов существовали и знамена и флаги гербовые или родовые, которые помещались на теремах и на крыльцах жилищ и назывались «прапорами».
Несколько таких русских древних гербовых знамен, или прапоров, сохраняются в Московской оружейной палате. Так в описях царской оружейной казны упоминается между прочими следующий «прапор» гербовой боярина Никиты Ивановича Романова (очень любимого народом дяди царя Алексея Михайловича:
«Прапор, средина тафта белая, вышит гриф, тафта желтая, с мечем, в левой лапе держит клеймо (щит); повыше клейма писан орлик черный; опушка вшита в червчатую тафту, тафта желтая, откоски объярь черные, писаны главы львовы золотом и серебром, опушки тафта разных цветов; гротик железный, прорезан; древко по белой земле писано розными красками. По ярлыка написано: прапор боярина Никиты Ивановича Романова».В гербоведении «щит» считается главной частью герба. Затем следуют гербовые фигуры, которые имеют символическое значение и помещаются в щите. К второстепенным элементам герба относятся шлем, намет, корона, нашлемник, щитодержатель, девиз и мантия.
Не установлено точно, когда именно начали использовать гербы. Личные и родовые символические знаки, а также различные изображения на оружии, знаменах и других предметах использовались с незапамятных времён. Эти знаки помогали отличить их владельцев от остальных. Упоминания о таких знаках можно найти у многих древних авторов.
Также известно, что гербы, которые сейчас называются государственными, существовали в древности, но в более простых формах. Например, у древних персов символом верховной власти было изображение орла.
Древнейшее изображение двуглавого орла, датируемое VI веком до нашей эры, считается символом объединения Мидийского и Ассирийского царств.
В Древнем Риме орёл также был геральдической эмблемой. Изображение орла появилось на римских знаменах ещё до нашей эры, во времена победоносного консула Мария.
Когда император Константин Великий дал равные права с Римом своей второй столице — Константинополю, к римскому орлу была добавлена вторая голова, символизирующая две главы мира: Рим и Константинополь. Одна голова орла была обращена на запад, другая — на восток.
Византийская империя, возникшая из Восточной Римской империи и просуществовавшая до покорения турками, также использовала чёрного двуглавого орла в качестве своего герба.
Позднее орёл появился в гербах западных государств, считавших себя преемниками Рима.
Всё это показывает, что стремление изображать исторические события условными знаками и запечатывать их символическими изображениями существовало с древнейших времён.
С конца XI века и позже, во времена крестовых походов, когда рыцари со всего Запада отправлялись на Восток, чтобы освободить Святую землю, стремление к символическим гербовым знакам стало ещё более важным. Они использовались для отличия и распознавания народов, полков, родов и отдельных рыцарей.
Эти знаки, прославленные подвигами своих владельцев, сохранялись потомками рыцарей и родов как святыня и передавались по наследству. Различные подвиги, военные обстоятельства и союзы изображались в гербах условными знаками. Это привело к изучению гербов.
Искусство толкования гербов и их оценка были настолько уважаемы в XVIII веке, что благовоспитанный дворянин должен был, под опасением прослыть невеждой, уметь распознавать гербы как минимум главных семейств в государстве. Часто состав герба служил свидетельством исторического обстоятельства или события. «Наука о гербах», или геральдика, была тесно связана с историей и генеалогией, и они во многом объясняются ею.
Поэтому нельзя пренебрегать изучением гербов, поскольку оно составляет важную часть истории и исторической критики.
По государственному праву герб — это внешний символ, видимый знак, который отличает конкретное государство. Этот символ можно увидеть на государственной печати, монете или знамени.
Государственный герб не только обозначает страну, но и выражает её основные идеи и ценности, которые государство стремится реализовать. В России государственный герб является одним из внешних признаков и преимуществ Русского Самодержца.
Русский государственный герб возник в результате исторического развития и передавался по наследству.
История этого герба неразрывно связана с историей печатей московских государей, в которых он появлялся. Использование печатей на Руси восходит к древним временам, когда заключались договоры между древними русскими и греками.
Печати, которые использовали удельные и великие князья древней Руси, изображали лик Христа Спасителя, Богоматери с Младенцем или особо почитаемого святого. Чаще всего на печатях изображали лик святого, в честь которого было дано имя князю.
Таким образом, в первый период русской истории не было установлено определённой формы печатей русских государей, а также не существовало единого русского государственного герба.
У великих князей Московских до появления первого Самодержца всея Руси, Царя и великого князя Иоанна III, не было постоянной формы герба.
Изучив изображения на печатях, которые можно найти в первой части «Собрания государственных грамот и договоров», мы видим, что великие князья
Иоанн Калита,
Симеон Гордый и Иоанн II использовали печати с изображением святого, имя которого они носили.
Великий князь Дмитрий Иоаннович Донской использовал две печати. На одной из них был изображён святой, имя которого носил князь, а на другой — фигура в шлеме с одной стороны и без одежды с другой.
У великого князя Василия Дмитриевича тоже было два вида печатей. На одной из них был изображён святой, чьё имя носил князь, а на другой — всадник, скачущий вправо и держащий в руке меч.
Печати великого князя Василия Васильевича отличались ещё большим разнообразием. На некоторых из них была изображена женская голова с древневосточным головным убором. На других – двойная печать с четырьмя конями, бегущими по два в каждую сторону. А в центре этой композиции находилась какая-то фантастическая фигура. На оборотной стороне одной из печатей был изображён лев, пожирающий змея. Ещё одна двойная печать изображала всадника на одной стороне, а на другой – двух нагих фигур.
Печати великого князя и царя Иоанна III Васильевича, правившего до 1497 года, также имели несколько разновидностей. На некоторых из них были изображены два вооружённых всадника, встречающихся друг с другом. На других печатях были изображены две фигуры, стоящие на облаках: одна из них держала венок в поднятой руке, а другая — меч. Некоторые печати были двусторонними: с одной стороны на них были изображены две фантастические фигуры на облаках, а с другой — лев, пожирающий змея.
На монетах великих князей Московских до Иоанна III можно увидеть разнообразные изображения, как и на печатях. Однако всадник с мечом появляется уже на серебряных монетах, отчеканенных при
Дмитрии Донском.
Всадник, скачущий на коне, периодически появляется на монетах и у следующих великих князей Московских. А в правление царя и великого князя Иоанна III изображение всадника становится постоянным элементом на монетах.
Форма герба государей и великих князей московских и русских установилась после того, как первый русский самодержец и царь Иоанн III женился на греческой царевне Софии Фоминичне Палеолог, которая была последней представительницей императорского рода Византии.
Россия - преемница Византии
На протяжении многих веков Константинополь был оплотом и ярким символом идей православного христианства. Однако в результате длительной и неравной борьбы с турками в 1453 году город пал.
При осаде Константинополя последний греческий император Константин XII Палеолог героически сражался, защищая свою родину и христианство.
После героической смерти бездетного императора Константина Палеолога у него осталось два брата – Димитрий и Фома.
Димитрий был взят в плен турками в 1460 году и в 1470 году умер в Адрианополе, приняв монашеский постриг. Живых детей после него не осталось.
Фома Палеолог, не найдя возможности противостоять туркам, обратился за защитой к могущественной тогда Венецианской республике. Султан обещал выплачивать ему пенсию, если он откажется от претензий на греческий престол. Однако Фома отверг это предложение в надежде на поддержку Италии и Франции. Он активно пытался восстановить свой престол в Константинополе, даже заключив договор с Венецией на этот случай. Но в 1462 году он умер в Риме, так и не дождавшись обещанной помощи.
Из двух сыновей Фомы на тот момент права императоров Палеологов перешли к младшему – Эммануилу. Он отправился к султану и перешёл в ислам. Старший сын, Андрей, умер бездетным.
Две дочери Фомы также не оставили потомства. Елена, жена последнего сербского господаря, овдовев, ушла в монастырь. Вторая дочь Фомы, Зоя, по русским летописям известная как София, Палеолог, в 1472 году
вышла замуж за царя и великого князя всея Руси Иоанна III.
Родственные связи между ними уже были: тётя Иоанна III, Анна Васильевна, была женой дяди царевны Зои, императора Иоанна Палеолога, старшего брата её отца.
От этого брака у них родился сын Василий (
Великий Князь Василий III), который после отца унаследовал царство русское и права императоров Палеологов.
Мудрый Иоанн III осознал, что его брак с царевной Софией (Зоей) не только объединит наследственные права греческих императоров с русским царским родом, но и придаст юной России значение преемницы Греции. В те времена Греция была окончательно порабощена турками, Византийская империя прекратила своё существование, но её дух воплотился в юной и крепнущей Руси, олицетворённой царевной Софией. Это признание и понимание разделяли как на Руси, так и в остальной Европе в те времена.
С конца XV века Москва постоянно принимала посольства из Рима и Вены. Послы давали советы и делились практическими рекомендациями, которые помогали воплощать в жизнь идеи и теории, разработанные в России.
Уже в 1473 году Венецианский сенат отправил послание царю Иоанну III. В нём говорилось, что после брака царя с принцессой Софией Палеолог он стал прямым наследником византийского престола, так как у императора не было сыновей. По мере того как турки продвигались в Европу, они становились всё большей угрозой для Вены и Рима. В связи с этим европейские дипломаты (нити дипломатии тогда сходились в Риме) пытались убедить Россию принять активное участие в борьбе с турками.
Это осознание разделяли все европейские державы, кроме Польши. На протяжении ста лет императорские и папские послы внушали России мысль о том, что она должна играть ведущую роль на юго-востоке Европы. Они говорили о необходимости решения Восточного вопроса, о поиске Константинопольского наследства, об обретении королевского венца и создании независимого патриаршества.
В 1519 году папа через своего посла Шомберга говорил в Москве:
«А если великий князь захочет вернуть свои земли в Константинополе, которые держит турецкий султан, то он имеет сейчас возможность и средства для этого».Важность исторического события, когда Византия была покорена турками и перестала существовать, а Русь, напротив, освобождалась от татаро-монгольского ига и становилась всё более могущественной, была верно осознана на Руси как народом, так и правительством.
Идея о Москве как о третьем Риме, наследнице Константинополя, второго Рима, получила развитие как в литературе, так и в государственной деятельности Руси.
Старец Филофей, простой сельский монах из Елеазарова монастыря в Пскове, выразил свои мысли в форме писем к великому князю Василию Ивановичу. Он пришёл к важному выводу, который впоследствии стал известен как «Москва — третий Рим».
Согласно этому видению, русский народ предназначен освободить Константинополь и править в нём. Из этого следует, что в Российском царстве объединились все христианские народы. Старец считал, что два предыдущих Рима пали, а Москва стала новым центром, который сияет как солнце для всего мира. По его мнению, четвёртому Риму не бывать.
Эта идея приобрела в России государственное значение.
Наши предки с большим умом и мудростью использовали различные предания и легенды о Константинополе и России, а также брак царя Иоанна III с последней наследницей византийского императорского рода. Они смогли увидеть в произошедших исторических событиях связь с потребностями народа возрождающейся единодержавной Руси.
Поэтому, когда царь Иоанн III перенёс древний императорский род Греции на русский престол и объединил его с русскими царями, он мудро принял символический герб Византийской империи как видимый знак новых правовых отношений Руси с Грецией и Константинополем.
Впервые идея объединения задач Царьграда и задач всей Руси в символическом государственном гербе была представлена на печати, которая прилагалась к меновой грамоте великого князя Иоанна III Васильевича и его племянников, князей Волоцких. Грамота была составлена «на Москве лета седмь тысящь пятаго», то есть в 1497 году от Рождества Христова, в июле.
Эта двусторонняя печать изображала крылатого всадника, скачущего вправо и поражающего копьём змея. Вокруг изображения была надпись:
«Иоанн, Божиею милостью, Государь всея Руси и Великий Князь». На другой стороне этой печати находится изображение двуглавого орла с опущенными распластанными крыльями и с короной на каждой голове; кругом орла сокращенная надпись:
«И Великий Князь Влад(имирский) и Моск(овский) и Нов(городский) и Пск(овский) и Тве(рской) и Уго(рский) и Вят(ский) и Пер(мский) и Бол(гарский)».Понятие «осподарь» («государь») возникло на Руси и отражает реальные отношения в обществе. Словом «государь» или «осподарь» называли хозяина, собственника, главу семьи или того, кто обладал властью над своей территорией.
В Древней Руси «государем» называли правителя, который обладал полной властью над своей семьёй, хозяйством и имуществом. Этот титул позже перешёл к правителям Московского княжества.
В публичном праве термин «государь» или «господарь» означает неограниченную власть. Официально этот титул был принят при Иване III.
Самое древнее изображение двуглавого орла, которое сохранилось в России, можно увидеть на Императорском греческом троне. Этот трон был привезён в Москву царевной Софией Фоминичной, женой великого князя Иоанна III.
Трон относится к царским регалиям — внешним символам царского достоинства и власти. Трон, или престол, символизирует божественное происхождение власти царя.
Один из древнейших тронов, хранящихся в Московской Оружейной палате, — это царское место, кресло или царский стул. По древним описям он был сделан из слоновой кости и местами позолочен. Трон был привезён в Москву греческой царевной Софией Фоминичной Палеолог, супругой Иоанна III.
При венчании на царство царя Алексея Михайловича этот трон использовался при шествии царя из Успенского собора в Архангельский. В 1856 году по Высочайшему повелению трон был отреставрирован к святому Коронованию государя императора
Александра II.
На этом древнем греческом троне восседала при своей коронации в 1896 году Её Величество Государыня Императрица Александра Фёдоровна.
Так появился русский государственный герб, основные элементы которого остались неизменными с 1497 года.
В гербе были и временные дополнения, которые в основном представляли собой различные комбинации двух основных элементов — орла и всадника. К двуглавому орлу присоединяли эмблемы и гербы русских областей и губерний.
Золотая булла Царя и Великого Князя Василия Иоанновича. 1514г. Одним из важных изменений в гербе 1497 года стало объединение обеих его частей — орла и всадника — на одной печати. Всадника перенесли с противоположной стороны печати на грудь орла, то есть его стали изображать в центре орла. Впервые такая печать и золотые монеты были созданы во время правления Ивана IV Грозного. Затем печати с соединённым изображением орла и всадника использовались во времена правления Фёдора Иоанновича, обоих Лжедмитриев и царя Михаила Фёдоровича. При этом продолжала существовать первоначальная форма государственного герба с изображением орла и всадника по отдельности, которая была создана Иваном III.
В 1497 году в герб были внесены важные изменения: вокруг двуглавого орла появились изображения гербов основных территорий, присоединённых к Московскому государству. Один из первых примеров такого герба сохранился на печати царя Иоанна IV Грозного. Эта печать была приложена к грамоте первого Лжедмитрия, адресованной его тестю Юрию Мнишеку.
На печати, помимо двуглавого орла с всадником, были изображены гербы или печати следующих областей: Казанской, Псковской, Тверской, Пермской, Болгарской, Черниговской, Нижегородской, Вятской, Югорской, Смоленской и Астраханской.
При царе Алексее Михайловиче в государственном гербе произошли изменения: гербы отдельных областей были заменены более общими эмблемами. На правой стороне печати были изображены три городка и буквы В. М. Б., что означало «Великая, Малая и Белая России». На левой стороне от орла также были изображены три городка с буквами В. З. С., что означало «Восточная, Западная и Северная страны». Под орлом был помещён эмблематический знак «отчича и дедича», охраняемый вооружёнными людьми. Над орлом были расположены три короны.
Такой вид государственного герба сохранялся и в последующие царствования, претерпевая лишь незначительные изменения.
Печать Государственная малая Иоанна IV Грозного Ещё одно интересное дополнение к гербу, которое появилось в 1497 году, было сделано при Иоанне IV Грозном. К двуглавому орлу был добавлен единорог. Особенно часто его изображали на двухсторонних печатях. На одной стороне был орёл со всадником на груди, а на другой — орёл с фигурой единорога.
Такая сложная форма герба сохранялась и во времена правления Бориса Годунова, а также царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. Некоторые исследователи русской истории считают, что Иоанн IV Грозный хотел символически изобразить в гербе единорога, вдохновлённый словами из псалма XCI:
«Вознесётся яко единорога рог мой».
Однако при законодательной формулировке государственного герба в царствование Алексея Михайловича победоносный всадник, поражающий копьём змея, стал более предпочтительным изображением, чем единорог. В результате единорог перестал появляться на гербе.
Печать Государственная большая Царя Иоанна IV Васильевича. 1583 г. Лицевая сторона.
Печать Государственная большая Царя Иоанна IV Васильевича. 1583 г. Оборотная сторона. Эта печать приложена к двум трактатам 1583 и 1584 гг., заключенным между Россией и Швецией.
Среди прочих изменений и дополнений в русском государственном гербе можно выделить следующие:
До 1625 года над орлом было всего две короны. Между головами орла и этими двумя коронами изображался шестиконечный крест с сиянием, начинавшийся от шеи орла. Этот символ православия был введён Фёдором Иоанновичем.
С 1625 года было решено заменить крест на изображение третьей большой короны над двумя меньшими.
Со времён Василия Иоанновича головы орла стали изображать с открытыми клювами и выступающими языками.
Во времена правления Михаила Фёдоровича иногда в лапах орла изображали скипетр и державу. Крылья орла изображали поднятыми.
С учреждением в 1699 году
ордена Святого Андрея Первозванного герб Московский на груди орла стали окружать цепью ордена Святого Андрея.
Всадника, который изображался с обнажённой головой, иногда рисовали в шишаке или княжеском венце, а также обращённым то вправо, то влево.
Царь Алексей Михайлович пригласил из Австрии императорского герольдмейстера Лаврентия Хурелевича (или Куревича) для уточнения традиционного русского государственного герба. В 1667 году, когда был заключён Андрусовский договор с Польшей, была создана большая печать с изображением этого герба. Также было издано специальное узаконение, в котором разъяснялось значение его эмблем.
Вот как объяснялось значение герба: «Орёл двуглавый — это герб державный Государя, Царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великия, Малыя и Белыя России Самодержца Его Царского Величества, Российского Царствия. На груди орла изображены три короны, которые символизируют три великих царства: Казанское, Астраханское и Сибирское.
На правой стороне орла — три города, а в описании в титле говорится о Великой, Малой и Белой России. На левой стороне орла ещё три города своими названиями образуют Восточные, Западные и Северные земли.
Под орлом находится знак отчича и дедича, а на груди орла изображён наследник. В лапах орла — скипетр и держава, которые символизируют милостивейшего Государя, Его Царское Величество Самодержца и Обладателя».
Орёл — это герб державный, он символизирует господство, могущество и величие царской власти. В центре герба Московского — двуглавый орёл, на груди которого изображён всадник, поражающий копьём змея. Этот образ символизирует победу над врагом и торжество справедливости.
До конца XVII века всадника называли просто «ездец» или «ездок». Официально его объясняли как эмблематическое изображение победоносного царя Московского. Например, в 1660 году русские послы Лихачёв и Фомин использовали этот образ во Флоренции.
Трудами особой геральдической комиссии, созданной императором
Петром I, было установлено, что всадник на гербе Московском — это Святой Георгий Победоносец. Исследования комиссии были завершены уже при императоре Петре II.
10 июля 1728 года Верховный Тайный Совет направил в Военную коллегию Высочайше утверждённый рисунок государственного герба. На рисунке был изображён двуглавый орёл чёрного цвета с золотыми коронами на головах и большой императорской короной наверху. В центре орла находился Георгий Победоносец на белом коне, который копьём поражает чёрного змея. Цвета на рисунке были следующими: белый, жёлтый и красный.
В том же указе был приложен рисунок Московского герба с описанием: «Московский Георгий на коне такой же, как и в центре государственного герба».
С тех пор, почти два века назад, значение всадника в государственном гербе остаётся неизменным. Это значение связано с образом Святого Георгия, который был внесён в Свод Законов во времена правления императора
Николая I.
В 1857 году был создан специальный комитет, перед которым стояла задача определить изображение русского государственного герба с учётом изменений, произошедших в жизни страны. Также комитет должен был разработать чёткие правила использования государственной печати в различных её формах.
Проект нового государственного герба, разработанный комитетом, был утверждён в том же 1857 году. В этом новом положении о гербе было сохранено историческое значение русского герба. Было указано только изображать его с небольшими отличиями на большой, средней и малой государственных печатях.
Описание Российского Государственного герба
В статье 39 «Основных государственных законов о священных правах верховной власти» государственный герб описан следующим образом: «Российский государственный герб представляет собой чёрного двуглавого орла в золотом щите, увенчанного тремя коронами. Над ними — корона большего размера, украшенная двумя развевающимися лентами
ордена Святого Апостола Андрея Первозванного. В лапах орла — скипетр и держава. На груди орла расположен герб Москвы: в красном щите изображён Святой Великомученик и Победоносец Георгий на коне, поражающий копьём золотого дракона».
Главный щит, украшенный государственным гербом, увенчан шлемом святого великого
князя Александра Невского. На щите чёрный с золотом намёт. Вокруг щита расположена цепь
ордена Святого Апостола Андрея Первозванного, а по бокам изображены святые — Архистратиг Михаил и Архангел Гавриил.
Над щитом находится золотая сень, украшенная императорской короной и усеянная двуглавыми орлами. Сень подбита горностаем и украшена надписью «С нами Бог!». Над сенью возвышается государственная хоругвь с восьмиконечным крестом на древке. Полотно хоругви золотое, на нём изображён средний государственный герб без окружающих его девяти щитов.
Вокруг главного щита, щиты с гербами Царств и нижеозначенных Великих Княжеств:1.
Герб Царства Казанного: в серебряном щите черный коронованный дракон; язык, крылья и хвост червленые, клюв и когти золотые.
2.
Герб Царства Астраханского: лазуревом щите золотая, подобная Королевской, корона, с пятью дугами и зеленой подкладкой; под ней серебряный восточный меч, с золотой рукоятью, острым концом вправо.
3.
Герб Царства Польского: в червленом щите серебряный коронованный орел, с золотыми клювом и когтями.
4.
Герб Царства Сибирского: в горностаевом щите два черные соболя, стоящие на задних лапах и поддерживающие передними, одной золотую пятизубцовую корону, другой червленый лежащий лук и две крестообразно, о стриями вниз, поставленные стрелы.
5.
Герб Царства Херсонеса Таврического: в золотом щите черный византийский, увенчанный двумя золотыми коронами, орел, с червлеными языками и золотыми клювами и когтями; на груди, в лазуревом, с золотыми краями, щите, золотой восьмиконечный крест.
6.
Герб Царства Грузинского: щит четверочастный, с оконечностью и малым в средине щитом. В среднем малом щите
герб Грузии: в золотом поле Святый Великомученик и Победоносец Георгий, в лазуревом вооружении, с золотым на груди крестом, в червленой приволоке, сидящий на черном коне, покрытом багряницей с золотой бахромой, поражающий червленым копьем зеленого, с черными крыльями и червлеными глазами и языком, дракона. В первой части –
герб Hвepиu: в червленом щите серебряный скачущий конь; в углах, верхнем левом и нижнем правом, серебряные звезды о восьми лучах. Во второй части –
герб Карталнии: в золотом щите зеленая огнедышащая гора, пронзенная крестообразно двумя черными стрелами, остриями вверх. В третьей части –
герб Кабардинские земли в лазуревом щите, на двух серебряных, крестообразно, остриями вверх положенных стрелах, малый золотой щит с червленым обращенным вправо полумесяцем; в трех первых четвертях серебряные шестиугольные звезды. В четвертой части –
герб Армении: в золотом щите червленый коронованный лев. В золотой оконечности –
герб Черкасских и Горских Князей: скачущий на черном коне черкес, в серебряном вооружении, червленой одежде и черной из меха приволоке, с черным копьем на правом плече.
7.
Соединённые гербы Великих Княжеств: Киевского, Владимирского и Новгородского: в щите, разделенном вилообразно на три части. В первой лазуревой части –
герб Киевский: Святой Архистратиг Михаил в серебряном одеянии и вооружения, с пламенеющим мечем и серебряным щитом. Во второй червленой части –
герб Владимирский: золотой львиный леопард, в железной, украшенной золотом и цветными камнями, короне, держащий в правой лапе длинный серебряный крест. В третьей серебряной части –
герб Новгородский: два черные медведя, поддерживающее кресла золотые с червленой подушкой, на которой поставлены, крестообразно, с правой стороны скипетр, а с левой крест; над креслами золотой трисвещник с горящими свечами; в лазуревой окраине щита две серебряные, одна против другой, рыбы.
8. Герб Великого Княжества Финляндского: в червленом щите, золотой коронованный лев, держащий в правой лапе меч, а в левой меч выгнутый, на который опирается задней правой лапой лев, сопровождаемый восемью серебряными розами.
Все щиты увенчаны, принадлежащими им, коронами.
Внизу главного щита (с гербом Государственным) Родовой Его Императорского Величества герб. Щит распеченный. Вправо – герб рода Романовых: в серебряном поле червленый гриф, держащий золотые меч и тарч, увенчанный малым орлом; на черной кайме, восемь оторванных львиных голов, четыре золотые и четыре серебряные. Влево –
герб Шлезвиг-Голстинский: щит четверочастный с особой внизу оконечностью и малым на середине щитом; в первой червленой части –
герб Норвежский: золотой коронованный лев с серебряной алебардой; во второй золотой части –
герб Шлезвигский: два лазуревые леопардные –льва; в третьей червленой части –
герб Голстинский: пересеченный малый щит, серебряный и червленый; вокруг которого серебряный, разрезанный на три части, лист крапивы и три серебряные гвоздя с концами к углам щита; в четвертой червленой части –
герб Стормарнский: серебряный лебедь с черными лапами и золотой на шее короной; в червленой оконечности –
герб Дитмарсенский: золотой, с поднятым мечем, всадник на серебряном коне, покрытом черной тканью; средний малый щит также рассечённый: в правой половине
герб Ольденбургский, на золотом поле два червленые пояса; в левой
герб Дельменгорстский, в лазуревом поле золотой, с острым внизу концом, крест. Этот малый щит увенчан Велико-Герцогской короной, а главный – Королевской.
Над сенью главного (с Государственным гербом) щита шесть щитов:1.
Щит соединенных гербов Княжеств и Областей Великороссийских, дважды рассеченный и дважды пересеченный, с оконечностью. В первой лазуревой части –
герб Псковский: золотой барс; над ним выходящая из серебряных облаков десница. Во второй серебряной части –
герб Смоленский: черная пушка; лафет и колеса в золотой оправе; на запале райская птица. В третьей червлёной части –
герб Тверской: золотой трон; на нем Царская, на зеленой подушке, корона. В четвертой серебряной части –
герб Югорский: две в червлёной одежде руки, выходящие справа и слева из лазуревых облаков и держащие крестообразно два червлёных копья. В пятой серебряной части –
герб Нижегородский: червленый идущий олень; рога о шести отростках и копыта черные. В шестой золотой части –
герб Рязанский: Князь в зеленом одеянии и в опушенной соболем шапке, с червленой епанчей, и в таких же сапогах, держит в правой руке серебряный меч, в левой черные ножны. В седьмой червленой части –
герб Ростовский: серебряный олень с золотым ошейником. В восьмой серебряной части –
герб Ярославский: черный, идущий на задних лапах, медведь, голова прямо держаний в левой лапе золотую секиру на таковом же ратовище. В девятой лазуревой части –
герб Белозерский: две накрест положенные серебряные рыбы; над ними серебряный же полумесяц; в правом углу золотой крест, с шариками на концах. В черной оконечности –
герб Удорский: идущая серебряная лисица, с червлеными глазами и языком.
2.
Щит соединенных гербов Княжеств и Областей Юго-Западных, разделенный вилообразно на три части. В первой червленой части –
герб Волынский: серебряный крест. Во второй лазуревой части –
герб Подольский: золотое солнце о шестнадцати лучах; над ним золотой крест. В третьей серебряной части –
герб Черниговский: черный коронованный с червленым языком орел с золотыми когтями, держащей за собой в когтях левой ноги длинный золотой крест, наклоненный к правому углу щита.
3.
Щит соединенных гербов Княжеств и Областей Белорусских и Литовских: четверочастный, с оконечностью, и малым щитом на середине. В этом малом червленом щите
герб Великого Княжества Литовского: на серебряном коне, покрытом червленым трехконечным, с золотой каймой, ковром, всадник (pogon) серебряный, в вооружении, с поднятым мечем, и со щитом, на котором восьмиконечный червленый крест. В первой части щита –
герб Белостокский: щит пересеченный; в верхней червленой части – серебряный орел; в нижней золотой части – лазуревый вооруженный всадник с подъятым мечем и серебряным щитом, на котором червленый восьмиконечный крест; конь черный, покрытый червленым, трехконечным, с золотой каймой, ковром. Во второй золотой части –
герб Самогитский: черный, стоящий на задних лапах, медведь, ъ червлеными глазами и языком. В третьей серебряной части –
герб Полотский: на черном коне с серебряной и червленой сбруей, всадник (pogon) в черном вооружении, с подъятой саблей; рукоять золотая, тарч червленый, с серебряным восьмиконечным крестом. В четвертой червленой части –
герб Витебский: серебряный всадник в вооружении, с подъятым мечем и круглым тарчем; седло на серебряном коне червленое, покрытое трехконечным золотым, с лазуревой каймой, ковром. В серебряной оконечности –
герб Мстиславский: червленый волк; голова влево.
4.
Щит гербов Областей Прибалтийских: четверочастный. В первой золотой части –
герб Эстляндский: три лазуревые леопардные – льва. Во второй червленой части –
герб Лифляндский: серебряный гриф с золотым мечем; на груди, под Императорской короной, червленый вензель: ПВ ИВ (Петр Вторый, Император Всероссийский). В третьей в четверочастном поле,
гербы Курляндский и Семигальский; в первой и четвертой серебряных четвертях –
герб Курляндский: червленый лев; в червленой же короне; а во второй и третьей лазуревых четвертях –
герб Семигальский: выходящий серебряный олень, в шестью на рогах отростками, увенчанный Герцогской короной. В четвертой червленой части – г
ерб Корельский: две противопоставленные, поднятые вверх, руки в серебряных лапах, с серебряными же выгнутыми мечами; над ним золотая корона.
5.
Щит соединенных гербов Северо-Восточных Областей Империи: четверочастный, с малым щитом, на средине. В этом малом червленом щите –
герб Пермский: серебряный идущий медведь, на спине его золотое Евангелие, на котором серебряный крест с четырьмя лучами. В первой золотой части главного щита –
герб Вятский: выходящая вправо из лазуревых облаков в червленой одежде рука, держащая червленый же натянутый лук со стрелой; в правом углу червленый, с шариками крест. Во второй зеленой части, разделенной серебряным крестом –
герб Болгарский: серебряный идущий агнец, с червленой хоругвию, древко золотое. В третьей серебряной части –
герб Обдорский: черная идущая лисица с червлеными глазами и языком. В четвертой зеленой части –
герб Кондийский: дикий человек с дубовым на голове венком и дубовым же поясом, держаний правой рукой на плече серебряную булаву.
6.
Герб Туркестанский: в золотом щите черный идущий единорог с червлеными глазами, языком и рогом.
Российский Государственный герб в полном его виде изображался на Государственной большой печати, также на тронах, балдахинах, в залах, назначенных для торжественных при Императорском Дворе собрании или для заседания высших присутственных мест, но не иначе, как по особым Высочайшим повелениям, объявляемым чрез Министра Императорского Двора. При этом определялся каждый раз, какие должны быть украшения вокруг главного герба и между окружающими его щитами прочих гербов Царств, Княжеств и Областей, упоминаемых в пространном титуле Его Императорского Величества.
Вследствие своего важного государственного значения Российский герб все в больших и больших случаях, предметах и видах стал проявляться как символическое знамя всего Русского, как эмблема всего Государства Русского, во всем его пространстве, со всеми гражданами от Самодержавного Царя до последнего простолюдина.
Прежде всего Российский герб стал изображаться, как кратко упомянуто здесь выше, на Царской печати и, будучи приложен к известному документу, с древности освящал его авторитетом воли Царской власти. В древней России князья удельные и великие не подписывали лично никаких актов и грамот: подпись их заменялись приложением, привешиванием их печати.
Литература:
Е.Н. Воронца «Четырехсотлетие Российского Государственного Герба». 1898 г.