Стрелковое оружие
Вооружение
Авиация
Корабли
Календарь событий
История
Биографии
Публикации
Познавательное
Достопримечательности России
Первая помощь
Ордена и медали
Тесты
Каленарь праздников и событий в истории на каждый день

Как жили Русские Славяне тысячу лет назад


Тысячу лет тому назад, почти вся нынешняя Россия, до самой окраины южно-русских степей, была покрыта дремучими, вековыми лесами. В этой лесистой стране, по берегам рек и озер, были разбросаны немногие города и редкие поселения, в которых жили наши предки — Восточные или Русские Славяне, которые подразделялись на много племен. Эти племена были совершенно независимы друг от друга. В их числе важнейшими были: Поляне (жившие в Киевской губернии), Северяне (Черниговская губерния), Кривичи (Смоленская и Тверская губернии) и Славяне Ильменские (Новгородская губерния).


Страна, в которой поселились Русские Славяне, была очень щедро наделена всякими дарами природы: в обширных лесах водилось множество пушного зверя (соболи и бобры) и всякой птицы; реки и озера изобиловали рыбой самых разнообразных пород. Земля по берегам рек и озер (в особенности в южной Руси) была чрезвычайно плодородна и щедро вознаграждала труд земледельца.

Русские Славяне, жившие в этой благодатной стране, были тоже богато одарены от природы и внешними, и внутренними качествами. У них была привлекательная наружность: они были высоки ростом, и сложены стройно и крепко. При этом они отличались и умом, и сметливостью. От природы добродушные и гостеприимные, Славяне ничего не жалели для гостя, и даже с пленными своими обращались мягко и человечно. Однако же, эта мягкость не мешала Славянам быть отличными воинами, неутомимыми в походах и битвах. Воевать с ними было трудно, потому что они не только храбро бились с врагами в открытом поле, но также любили прибегать к различным воинским хитростям: устраивали врага на засады, заманивали его в непроходимые лесные чащи и болота.

Главным занятием Славян было земледелие, также они были отличными хлебопашцами. Кроме земледелия, они занимались еще и рыболовством, и охотой, и разводили множество пчел в дуплистых деревьях своих дремучих лесов. Охота доставляла им много шкур всяких пушных зверей; пчеловодство в изобилии приносило им мед и воск; земледелие давало избыток хлеба; а потому одновременно с промыслами они занимались и торговлей, в которой главными предметами были: хлеб, воск, мед, кожи и меха дорогих пушных зверей. Эти дорогие меха, особенно ценились иностранцами, которые для закупки собольих, бобровых и лисьих шкур приезжали к Славянам, из-за моря, и платили за эти меха серебром и различными ценными предметами.

При таком богатстве страны и при таких личных качествах Славян, они могли бы жить безбедно, ни в чем не нуждаясь и никого не опасаясь. Но они, к сожалению, не были просвещены ни верою в истинного Бога, ни книжным учениям и притом не умели устроить свою жизнь удобно и спокойно и обеспечить ее от внутренних и внешних опасностей.

В первой половине II века Славяне еще были язычниками, поклонялись идолам и приносили им различные жертвы. Главными божествами Славян были: Перун, бог грома и молнии, и Волос, бог плодородия и покровитель стад. Сверх этих богов, Славяне почитали также и Солнце, как бога, и чествовали его несколько раз в году особыми празднествами. Поклоняясь Перуну, Волосу и Солнцу, Славяне в то же время, признавали много других, менее важных богов. Они видели себя повсюду под властью какого-нибудь божества: в лесу, по их поверью, властвовал леший, в воде — водяной, в доме — домовой. И всем этим божествам Славяне старались угодить, всех старались расположить к себе особыми суеверными обрядами и приношениями.

До введения христианства Славяне не знали грамоты и не имели своих письмен. Писанные законы были также Славянам неизвестны, и они как в общественной, так и в домашней жизни руководились только обычаем. Но обычаи у каждого племени были свои, и общественное устройство во всех племенах было именно такое, которое часто приводило их к раздорам и несогласиям. Это общественное устройство состояло в том, что каждое племя Славян делилось на отдельные роды. Несколько родов, сообща владевших землею, составляли общину, которою управлял выборный старшина.

Отдельные небольшие общины стали впоследствии соединяться для выгод торговли и для защиты от врагов в более значительные общины. Во главе этих общин стояли уже выборные князья. Но ни выборный князь, ни выборный старшина не могли распоряжаться полновластно делами общины. Решением всех важнейших дел в общине заведовало вече или народное собрание. На вече сходились все жители села или города, спорили, кричали, шумели — и иногда решали дело дракой. При таком порядке, конечно, нередко возникали раздоры между отдельными общинами, и приводили иногда к раздорам между целыми племенами — начиналась междоусобная война, которая сопровождалась взаимными нападениями, кровопролитием и опустошениями.

Положение Русских Славян при таких междоусобицах и раздорах было тем более невыносимо, что все соседние народы пользовались этой внутренней неурядицей и, приходя войной на Русскую землю, грабили города, выжигали села и облагали жителей тяжкой данью. Так племена Славян, жившие на юге, подвергались нападениям диких степных кочевников и воинственных Хазар (народа турецкого племени), живших на Волге; а племена Славян, поселившиеся на севере, постоянно воевали с Варягами, которые приплывали из-за моря с берегов Балтийского (Варяжского) моря, производили набеги на Славян, а иногда даже подчиняли их себе на время и облагали данью. По временам, когда между отдельными племенами устанавливалось согласие, Русские Славяне давали дружный отпор внешним врагам. Но такое согласие устанавливалось между ними редко и притом ненадолго. Новые раздоры, разъединяя Славян, предавали их снова в руки иноплеменных врагов.

«Иллюстрированные рассказы из отечественной истории с портретами и картинами в тексте для начальных школ». С.-Петербург. 1908г.
История России

21 февраля 1613 года в первое воскресенье Великого поста, выборные люди в последний раз собрались на совещание для подачи письменных мнений — и все единогласно указывали на юного Михаила Федоровича

Избрание Михаила Федоровича Романова на царство

Дмитрий II Михайлович, по прозвищу «Грозные Очи» – князь Тверской, а затем и Великий князь Владимирский, сын Святого Михаила Ярославича, князя Тверского и Великого князя Владимирского, от брака с

Дмитрий II Михайлович «Грозные Очи»

Не смотря на то, что монгольское иго ко времени царствования Иоанна IV было уже свергнуто - силы татар, неприязненных России, облегали весь ее юго-восток, сосредоточиваясь в трех важнейших местах: в

Война Иоанна IV с татарами

До половины IX века Восточные или Русские Славяне не были просвещены христианской верой и не знали грамоты. Христианская вера была принесена на Русь из Греции; оттуда же были принесены и первые

Как была изобретена славянская грамота?

Миновало страшное время междуцарствования в которое едва не погибло Российское государство, в 1613 году Москва была освобождена от Поляков русским ополчением во главе с Мининым и князем Пожарским.

Избрание Михаила Федоровича Романова на Российский Престол

В управлении своим государством Иоанн III был мудрым строителем своей державы: увеличил военные силы, раздал поместья многочисленному классу свободных людей, боярским детям, которых обязал военной

Важные внутренние государственные дела Иоанна III

Великий московский пожар не прошел для Ивана Васильевича без следа. Когда с Воробьевых гор он смотрел на Москву и видел, как огонь пожирал церкви Божии, палаты Царские и все достояние его предков,

Сильвестр и Адашев наставляют Иоанна IV на путь исправления

После 957 года Святослав уже достиг таких лет, что сам управлял государством. Воинственный, суровый, этот князь был во всех отношениях совершенным представителем древних славянских героев. Летописец

Святослав Игоревич Рюрикович (954 - 972)

Достигнув 17-летнего Иван IV задумал жениться, принять царский титул и всенародно венчаться на царство. Он призвал к себе митрополита Макария и долго с ним говорил наедине. Митрополит вышел от него с

Венчание на царство и женитьба Иоанна IV

После некоторых колебаний, турецкий султан согласился признать присоединение Крыма к России в 1783 году. Однако, под влиянием английского и прусского дворов, турецкий двор снова объявил войну

Крым и новые войны в XVIII веке

В то время, как в Северо-восточной Руси славился знаменитыми подвигами князь Александр Невский, в Юго-западных пределах Руси трудился на ее пользу могущественный князь Галицкий Даниил Романович. В

Даниил Романович Галицкий (1228 - 1264)

В России, до Петра I, формирование военных сил в порядке исторического развития шло в следующей постепенности: общее народное ополчение, полуоседлая дружина, поместные войска и наемное (иноземное) и

Историческое развитие вооруженных сил в России
Новые публикации
Содержание: