Стрелковое оружие
Вооружение
Авиация
Корабли
Календарь событий
История
Биографии
Публикации
Познавательное
Достопримечательности России
Первая помощь
Ордена и медали
Тесты
Какой сегодня праздник

Великий четверг


Среди дней Страстной седмицы Великий четверг занимает особое место.  
С четверга страстной недели, называемого в народе Великий четверг, православная церковь, посвящая церковные службы воспоминанию земных страданий Спасителя, изображает некоторые события последних дней земной жизни Господа, заимствовав обряды отчасти из католической церкви, отчасти ведя начало их по преданиям глубокой старины.

Великий четверг посвящен воспоминанию о Тайной вечере, на которой Христос омыл ноги ученикам своим, показав этим глубокий пример братской любви и смирения, то и церковь воспроизводит этот обряд — омовение ног — в действах и лицах. Этот обряд совершался в главных епархиальных соборах, а в Петербурге его можно было видеть в Исаакиевском кафедральном соборе, в том самом виде, в каком он совершался в XVII веке в Москве.

После совершения обряда у московского патриарха устраивалась трапеза для властей предержащих. Царь жаловал из своих рук государевым жалованием находившихся в Москве архиереев и раздавал милостыню по богадельням, больным и нищим, посещал тюрьмы, разговаривал с колодниками, освобождал нескольких преступников и выкупал посаженных в тюрьму за долги.

По новгородскому уставу, перед обедней совершалось общее елеосвящение перед столом, на котором среди священных предметов положены были семь ручек с кистями, обвитых ватою, называвшихся «стручцами». По совершении елеосвящения ключари наливали масло в семь восковых сосудцев, а пред северными алтарными дверями поставлялся стол с медною лоханью и двумя кувшинами тёплой воды и при этом две чарки и два полотенца. Семь старших духовных властей брали почать с маслом и кистью и становились к западу лицом, помазывали себя елеем, а потом принимали помазание от святителя; в алтаре омывали тёплой водой масло на лбу и руках и затем приступали к разоблачению престола. При пении псалмов омывали престол из сосуда с укропом, вином и маслом, отирали белыми полотенцами, которые разрезали на мелкие части и раздавали народу.

К этому же дню, по древнему обычаю, было приурочено при митрополичьих кафедрах Московской и Киевской мироварение.

Миро известно было еще ветхозаветной церкви, где служило для помазания принадлежностей богослужения, а также для помазания царей, первосвященников и священников. У евреев миро приготовлялось из смирны, благовонной корицы, тростника, кассии (александрийского листа) и оливкового масла. В греческой церкви для составления его бралось до 50 благовонных веществ, у нас в России таких веществ требовалось до 1853 года только 26, а после было прибавлено ещё пять.

Для приготовления мира на 20 пудов масла требовались 6 вёдер белого виноградного вина, которое служило для того, чтобы во время варения масло и прочие вещества не воспламенялись и не иссушивались. В состав мира входило от 2 пудов до 20 золотников следующих веществ: стиракс (камедь, особый древесный сок), ладаны росной, простой, белой и чёрной, сандарак (растительная смолка, добываемая из особого вида можжевельника), мастика (тоже смолка), преимущественно фисташковая, розовые цветы, базилика (пахучий василёк), корни: фиалковый белый, имбирный, чёрный, калганный, кардамонный, бальзам перувианский, терпентин венецианский (скипидар), масла: мускатное густое, бергамотовое, лимонное, лавандовое, гвоздичное, богородичной травы, розмариновое, лигниродийное (каменноугольное), розовое, коричневое, майоранное, померанцевое и мускатное жидкое.

В древние времена употреблялись лишь те вещества, какие можно было найти на месте. В 1631 году, при патриархе Филарете, для мироварения вытребованы были из царской «апотеки»: «янтарь добрый, ладон росной, мёд дивий (дикий), корица, перетрун, корень азар, гуляфная (розовая) водка, смирна и кассия».

Первое миро принесено было в Россию из Херсонеса при крещении Руси. При святом князе Владимире миро привозили в Киев из Константинополя в так называемом алавастре, медном сосуде с узким горлом, обложенным перламутром.

В богатейшей ризнице московского Успенского собора долгое время хранился сосуд, в который наливалось миро для помазания российских монархов во время коронации. Сосуд этот, упоминаемый в летописях и грамотах под названием «Сердоликовой августовой крабийцы», представлял собой небольшую чашу с поддоном, украшенную эмалью и на крышке финифтяным змеем, завязанным узлом, символом мудрости и здравия. По преданию, «крабийца» эта была прислана греческим императором Алексеем Комниным в дар Владимиру Мономаху, вместе с царскими одеждами и золотым венцом.

Приготовление веществ для мироварения начиналось с Крестопоклонной недели. Утром, в понедельник, на Страстной неделе, митрополит окроплял приготовленные вещества святой водой и, влив в котлы святую воду, благословлял положить в них масло, благовонные травы и прочее. Затем сам зажигал огонь под котлами и начинал чтение Евангелия; это чтение, равно как и перемешивание варимого деревянными вёслами, продолжалось денно и нощно до вечера среды, когда в приготовленное миро, дав ему остыть, клали ароматы и затем разливали в «алавастр» и другие сосуды и ставили их на особых скамьях.

В Великий четверг, перед началом часов на литургии, при колокольном звоне и пении тропаря владыка вступал в мироваренную палату и, совершив здесь каждение, вручал старшему протоиерею «алавастр», а прочим священникам сосуды с вновь приготовленным миром и шествовал в Успенский собор. Здесь «алавастр» ставился на жертвенник, а прочие сосуды — вокруг него.

Во время великого выхода на литургии выносились все сосуды с миром из алтаря впереди Святых Даров. «Алавастр» служащим архиереем ставится на престол, а сосуды с неосвящённым миром — вокруг него. По освящении Святых Даров освящалось и миро. Архиерей открывал каждый сосуд и, по провозглашении слов: «…и да будут милости Великого Бога…», благословлял каждый сосуд трижды: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», и затем произносил вслух молитву, положенную для освящения мира. Другая молитва читалась тайно с коленопреклонением. По окончании молитв владыка снова трижды благословлял миро, и сосуды закрывались. По окончании литургии освящённое миро, при пении 44-го псалма, при колокольном звоне, с крестным ходом, относилось в хранилище Патриаршей ризницы, откуда и отпускалось по требованию епархиального начальства по церквям.

Вечером в Великий четверг читается 12 Евангелий о земных страданиях Спасителя. Существовали и народные суеверия, относящиеся только к этому дню. Так, по поверью, «в полночь встают из гробов мертвецы, вызванные колокольным звоном, неслышным живым, становятся перед церковью, и мертвец-священник читает молитву. Отворяются сами собою церковные двери, мертвецы входят в храм Божий, и начинается служба. По окончании обедни все христосуются и затем в том же порядке, в каком явились, расходятся в свои вечные жилища-могилы».

В некоторых местах существовал обычай пережигать с квасною гущею соль, осквернённую прикосновением руки Иуды-предателя; эта соль, так называемая четверговая, хранилась как целебное средство от всевозможных болезней. В южных областях в этот день купались в реке, стараясь окончательно смыть грехи свои; некоторые исповедовались и причащались во второй раз.
Православные

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы был установлен на Руси в начале XI века. Пришёл он из Византии. Начало празднику положило событие, имевшее место в константинопольском Влахернском храме, где

Покров Пресвятой Богородицы

Перед Пасхой враги Христа собрались вместе и стали советоваться — как убить Христа. В это время к ним вошёл один из учеников Спасителя, Иуда Искариот, и сказал: «Что вы мне дадите, если я предам

Тайная вечеря

Успение — самый великий из праздников, посвященных Деве Марии. Он отмечается 15 (28) августа. Это день окончания земной жизни Богородицы, завершения её подвига жизни, день встречи с Христом после

Успение Пресвятой Богородицы

Этот праздник был назван в честь апостолов Петра и Павла, проповедовавших христианство по всему миру. Оба апостола приняли мученическую смерть за веру — с разницей в один год. Петр и Павел — два

День Святых апостолов Петра и Павла

Праздник всех праздников — великую Пасху предварял семинедельный Великий пост, цель которого — покаяние. В дни Великого поста каждый вглядывается в свою жизнь, даёт оценку дурным поступкам и хорошим.

Великий пост

Крещение Господне православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан.

Крещение Господне

14 января Православная Церковь торжественно отмечает праздник Обрезания Господня в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и

Обрезание Господне

Когда Деве Марии исполнилось три года, родители вместе с ней пешком отправились из Назарета в Иерусалим. На рассвете третьего дня они приблизились к Святому городу. Чудная картина открылась им. Храм

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Великая Суббота — это последний день перед Пасхой. Для верующих Великая Суббота — и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено

Великая суббота

Мясопустная суббота – это одна из родительских суббот. День, когда Православная Церковь поминает всех усопших христиан. Она предшествует Мясопустной Неделе, то есть воскресенью перед Масленицей. В

Суббота мясопустная (Вселенская родительская)

27 сентября православная церковь отмечает праздник Воздвиженья Честного и Животворящего Креста Господня. В день Воздвиженья крестьяне на Руси воздвигали часовни, кресты и соблюдали пост. По народному

Воздвижение Креста Господня

Сентябрь — первый месяц церковного новолетия (церковного Нового года). Восьмой день этого месяца имеет символическое значение. Цифра 8 у древних философов означала гармонию мира, а у ранних христиан

Рождество Пресвятой Богородицы
Новые публикации