Александр Грибоедов арестован по подозрению в причастности к восстанию декабристов (1826)
![]()
Александр Сергеевич Грибоедов, служивший при генерале Алексее Петровиче Ермолове, был арестован в крепости Грозной 3 февраля 1826 года по подозрению в причастности декабрьским антиправительственным событиям 14 декабря 1825 года, и затем привезен в Петербург.
При аресте был учинен обыск вещей и у Грибоедова. Никаких бумаг, кроме толстой тетради подписанной «Горе от ума» найдено не было.
Но ничего компрометирующего и указывающего на связь с «мятежниками» в бумагах арестованного обнаружено не было. Генерал Ермолов, видимо, успел предупредить Грибоедова.
В первый же день Грибоедова повели на допрос. Из показаний Грибоедова: «Я тайному обществу не принадлежал и не подозревал о его существовании. По возвращении моему из Персии в Петербург в 1825 году я познакомился посредством литературы с Бестужевым, Рылеевым и Оболенским. Жил вместе с Одоевским и по Грузии был связан с Кюхельбекером. От всех сих лиц ничего не слыхал, могущего мне дать малейшую мысль о тайном обществе. В разговорах их видел часто смелые суждения насчет правительства, в коих сам я брал участие: осуждал, что казалось вредным, и желал лучшего. Более никаких действий моих не было, могущих на меня навлечь подозрение, и почему оное на меня пало, истолковать не могу».
После проведенного следствия, Грибоедов по указанию императора
Николая I был выпущен с «очистительным аттестатом».
В действительности же Грибоедов имел много знакомых в кругах декабристов, о нем упоминали многие подследственные. Избежать наказания ему помогли генерал Ермолов, поручик Талызин и урядник Рассветаев, побеспокоившиеся о том, чтобы все компрометирующие бумаги Грибоедова были сожжены накануне ареста.