Стрелковое оружие
Бронетехника
Авиация
Корабли
Календарь событий
Спецслужбы
История
Биографии
Публикации
Достопримечательности России
Первая помощь
Ордена и медали
Тесты
КАЛЕНДАРЬ
ПРАЗДНИКОВ И СОБЫТИЙ В ИСТОРИИ

Сражение с Мамаем под Булгаром 1378 года


В 60-е годы XIV в. в Золотой Орде власть захватил темник Мамай. Вознесся Мамай при хане Бердибеке, женившись на его дочери. Вместе с тестем умертвил его родного отца и двенадцать братьев. Бердибеку аллах не дал наследника, и в двадцатилетней золотоордынской «замятие» (междоусобной войне за власть), перебравшей двадцать одного хана, Мамай, этот придвор­ный интриган и честолюбивый военный служака, чувство­вал себя как рыба в воде. 

Мамай трижды завоевывал Сарай и трижды изгонялся оттуда, потом закрепился на западе улуса — в понизовых между­речьях Днепра, Дона, Волги, на Кавказе, в Таврии». Став фактическим правителем Орды, Мамай сумел объединить большую часть прежней территории Золотой Орды и отча­сти восстановить ее военное могущество.

Первое время Мамай и Дмитрий Иванович как бы присматривались друг к другу и поддерживали мирные отношения. Но в 1374 г. в Нижнем Новгороде вспыхнуло антиордынское восстание, во время которого были переби­ты послы Мамая и до 1500 сопровождавших их ордынцев. 
{banner_full}
В 1375 г войска Мамая совершили набеги на юго-восточ­ную часть Нижегородского княжества и на город Новосиль в юго-западной части Руси. Понимая, что столкновение с Ордой неизбежно, московский князь решил взять под свой контроль Волжский путь и подчинить своему влиянию ордынский город Булгар (южнее Казани). 

В 1377 г. Дмитрий Иванович послал к нему свое войско. Возглавил этот поход москов­ский воевода Дмитрий Боброк Волынский. Его считали на Руси опытным в военном деле человеком, достойным быть советником князя Дмитрия. Сам Дмитрий Иванович высту­пил из Москвы с войсками к Оке, чтобы лишить Мамая возможности ударить на Боброка с юга. Выступление московских войск было согласовано с действиями нижего­родского князя Дмитрия Константиновича, который для усиления москвичей отправил свою рать во главе с сыновь­ями Василием и Иваном.

Сражение под Булгаром закончилось полной победой русских войск. Мир был подписан «по всей воле» москов­ского князя. Ордынцы уплатили значительную по тем временам контрибуцию — около 5000 рублей, в городе остались русские должностные лица — наместник и тамо­женник. Волжский путь оказался под контролем москов­ского князя. В ответ Орда резко активизировала враждеб­ные действия против Нижегородского княжества, которые в свою очередь вызвали новый подъем освободительного движения русского народа.

Летом 1377 г. в Москве получили известие, что хан Араб-шах из сарайской Орды собрался в поход на Нижний Новгород. Отряды из Москвы, Владимира, Переяславля, Юрьева, из княжеств Ярославского и Муромского поспе­шили на выручку своему союзнику. Переправившись через реку Пьяну, русская рать убедилась, что Араб-шах нахо­дится еще далеко, где-то у Волчьих Вод, но при этом воеводы не позаботились послать свои «сторожи» в сторону Мамаевой орды. 

Отряд Мамая скрытно через лесные дебри прошел в тыл к русским и напал на них. Русские ратники, не успев даже вовремя надеть кольчуги и вооружиться мечами и копьями (их везли на повозках), потерпели жестокое поражение. Оставшийся без защиты Нижний Новгород был дважды разграблен и сожжен до основания.
{banner_full2}
Одновременно с набегами на Нижегородскую землю ордынские мурзы организовывали налеты и на Рязанское княжество. 

Особенно серьезное и важное для Москвы столкновение с Ордой произошло в августе 1378 г. Тогда Мамай, чтобы закрепить успех, послал на Русь новое боль­шое войско во главе с мурзой Бегичем. Полчища Бегича вторглись в Рязанское княжество, но целью их похода была Москва. Дмитрий Иванович решил сам возглавить силы для отпора. 

Когда русские полки во главе с великим князем прошли Коломну, войско Бегича подходило к реке Воже. Здесь, на противоположных берегах реки, противники встретились. Далее предоставим слово Владимиру Чивили­хину: «Русские войска не пошли на противоположный берег Вожи, «ста против них крепко». Дмитрий Иванович возглавил центральный полк, а князь Данила Пронский и московский окольничий Тимофей Вельяминов — фланго­вые. 

Несколько дней стояли противники на берегах Вожи, и 11 августа 1378 года... ордынцы наконец «сами начали битву: перешли за реку и с воплем поскакали на россиян»... И вот по команде Дмитрия русские полки пришли в движе­ние — одновременно ударили по центру и с флангов. Степная конница смешалась, обратилась в бегство. У пере­правы их. расстреливали из луков, рубили мечами, кололи копьями. В сражении погиб сам Бегич и несколько ордын­ских «князей»... Это была первая большая победа над степняками за полтора века!»
Категория: Публикации
Публикации
Историческое расписание Европы
Окончательные восточные границы Европы не могут быть ни твердо определены, ни окончательно установлены, в широком смысле слова Европа представляет собой цивилизацию, ведущую свое происхождение от единых христианских традиций. Западное, более узкое, определение Европы ассоциируется с Римом и его
Осада Москвы Тохтамышем 1382 год
В 1382 г. Тохтамыш с 70-тысячным войском внезапно переправился через Волгу и двинулся к Москве. Куликовская битва истощила московские воинские силы, поэтому Дмитрий Донской спешно отправился соби­рать войска в северные волжские города. Однако когда осажденные выслали навстречу Тохтамышу свою
Соперничество на "Европейских Балканах"
На карту в этой головоломке поставлены геополитическое могущество, доступ к потенциально огромным богатствам, достижение национальных и/или религиозных целей и безопасность. Тем не менее первоочередным объектом противоборства является получение доступа в регион. До распада Советского Союза доступ в
Япония не региональная, а мировая держава
Нынешняя американская боязнь господства Китая напоминает относительно недавнюю американскую паранойю в отношении Японии. Японофобия превратилась теперь в синофобию. Всего лишь десятилетие назад предсказания неизбежного и надвигающегося появления Японии как мировой сверхдержавы — готовой не только
Маршал Жуков о Хрущеве в годы ВОВ
Жуков приводит несколько эпизодов, произошедших во время Великой Отечественной войны, которые наглядно демонстрируют уровень военного дарования Хрущева (если только слово «дарование» здесь уместно).