К началу 1916 г. противники на итальянском фронте удерживали свои прежние позиции. Планы итальянского командования на 1916 г. разрабатывались в соответствии с решениями межсоюзнической конференции в Шантильи в декабре 1915 г. Австрийское же командование решило осуществить давно задуманное наступление в Трентино.
Понесшая в 1915 г. крупные потери итальянская армия нуждалась в пополнении. Имея ограниченные резервы живой силы, Италия уже в конце ноября 1915 г. была вынуждена призвать на военную службу лиц рождения 1896 г. В начале 1916 г. начался призыв старших возрастов территориальной милиции для формирования рабочих батальонов и этапных частей. Дополнительные мобилизации позволили к апрелю 1916 г. сформировать четыре новых корпуса (восемь дивизий) и большое число вспомогательных подразделений (территориальной милиции, местных рот и рабочих отрядов).
Пополнилось также и вооружение армии. Увеличилось число пулеметов и артиллерии. Так, если в мае 1915 г. в итальянской армии имелось 350 пулеметных взводов, то к апрелю 1916 г. их численность была доведена до 1000 с лишним, не считая 11 конно-пулеметных эскадронов и 6 автомобильных пулеметных взводов. Количество артиллерии, помимо пополнения убыли, возросло более чем на 100 полевых и горных батарей и большое число осадных орудий. Были сформированы первые 38 зенитных батарей. Увеличилось производство боеприпасов, расширилось военное производство вообще.
Австрийское командование также принимало меры к усилению своих войск на итальянском фронте, стягивая в Тироль и Трентино все свободные войска и артиллерию.
Установившееся на итальянском фронте с конца 1915 г. затишье нарушалось лишь артиллерийской перестрелкой и действиями мелких подразделений. Более существенные бои начались в январе 1916 г. на фронте Изонцо, когда австрийцы 14 января атаковали значительными силами и захватили итальянские позиции на небольшом участке севернее Горицы.
Крупная операция итальянцев силами их 2-й и 3-й армий (семь корпусов) была предпринята на р. Изонцо в марте 1916 г. («Пятое сражение на Изонцо») в разгар Верденской операции. Это итальянское наступление имело целью не допустить переброски неприятельских сил на другие театры военных действий и ослабить германский нажим на Верден. Операция началась 11 марта артиллерийской подготовкой на всем фронте от Плеццо до моря. Однако вследствие густого снегопада и дождя огонь артиллерии оказался малодейственным. Наступление 2-й армии задержалось. В нескольких пунктах австрийцы сами атаковали и потеснили итальянцев. Это наступление, продолжавшееся до 29 марта, несмотря на тяжелые потери с обеих сторон, не принесло итальянцам ощутимых результатов.
На других участках австро-итальянского фронта (Кадорские Альпы, район оз. Гарда) велись бои местного значения по улучшению позиций.
Следующим значительным событием на итальянском фронте явилось австрийское наступление в Трентино. Эта операция, как отмечает Фалькенгайн, была очень заманчива для австро-венгерского командования. Успешное ее осуществление грозило итальянской армии полной катастрофой, так как выход австрийцев на Венецианскую равнину отрезал бы главные итальянские силы, сосредоточенные на Изонцо, от их баз и этим войскам пришлось бы капитулировать.
Однако немецкое командование, от согласия которого в значительной степени зависело осуществление австро-венгерских планов, не одобряло намерений Конрада в Трентино, так как не верило в их успех вследствие низкой боеспособности австро-венгерской армии, особенно после поражения ее в Галиции и Сербии. Все же Конрад не посчитался с требованием германского командования, поскольку он надеялся, что наступление в Трентино принесет большие успехи и чуть ли не выведет Италию из войны. Для осуществления задуманного наступления австрийское командование сосредоточило в этом районе около 200 батальонов и 2000 орудий ( в том числе около 280 тяжелых). Войска были объединены в две армии (11-я генерала Данкля и 3-я генерала Кевеса фон Кевесхаза) под командованием эрцгерцога Евгения.
Итальянское командование имело сведения о подготовке австрийского наступления. Однако в итальянском штабе мало верили в его возможность, поскольку австрийцы находились под угрозой русского удара в Галиции, предрешенного совещанием союзников в Шантильи. Кроме того, Кадорна готовил новое наступление на Изонцо, вследствие чего фронт Трентино не привлекал в достаточной степени его внимание. Командование занимавшей здесь оборону 1-й итальянской армии (генерал Брузати, а с 8 мая генерал Пекори Джиральди) в предвидении своего перехода в наступление не приняло должных мер к подготовке сильных оборонительных позиций. Намеченные оборонительные рубежи в тылу не были оборудованы. Силы итальянцев, противостоящие здесь австрийской группировке, включали до 160 батальонов и 623 орудия (из которых только 36 орудий крупных калибров).
Наступление австрийцев началось на рассвете 15 мая. Сильная артиллерийская подготовка уничтожила итальянские оборонительные сооружения и нанесла обороняющимся тяжелые потери. Вследствие этого австрийцам удалось во многих местах захватить итальянские окопы первой линии. В последующие дни итальянцы были отброшены с занимаемых ими позиций на 3-12 км на флангах участка наступления и до 20 км в центре, в направлении на Азьяго.
Австрийское наступление постепенно затухало. Уже 27 мая австрийские войска настолько выдохлись, что Конраду пришлось привлекать новые силы, в том числе и с русского фронта. Фалькенгайн в своих воспоминаниях отмечает тяжелое положение австрийцев в Трентино. Австрийское наступление («Несчастное наступление из Тироля», - как назвал его Фалькенгайн) остановилось 30 мая. Дальнейшие попытки австрийского командования добиться новых успехов на отдельных направлениях до 15 июня не привели к решающим результатам. Австрийские войска уже устали и сила их натиска заметно ослабевала. Начавшееся наступление русской армии (Брусиловский прорыв) ускорило окончание Трентинской операции. Австрийское командование начало переброску своих войск в Галицию. 16 июня оно отдало приказ приостановить наступательные действия в районе Трентино.
Во время сражения в Трентино шли бои и на Изонцо, где для введения итальянцев в заблуждение намечались широкие демонстративные действия - сильный артиллерийский огонь, атаки на ряде направлений, бомбардировка с воздуха важных железнодорожных сооружений и крупных командных пунктов. На одном из участков австрийцы атаковали уже 14 мая, а затем 28 - 29 июня, когда была впервые на итальянском фронте применена химическая атака, нанесшая итальянцам потери в 6300 человек.
В ходе Трентинской операции Кадорна направил в 1-ю армию подкрепления и образовал стратегический резерв, сформировав новую 5-ю армию (пять корпусов). Это позволило итальянцам перейти 16 июня в контрнаступление, которое принесло им некоторые успехи. Наступление русского Юго-Западного фронта оказало благоприятное влияние на положение итальянцев, так как оно заставило австрийцев начать переброску сил из Трентино в Галицию и таким образом облегчило итальянское контрнаступление. С 25 июня австрийцы начали общее отступление по всему фронту на новые рубежи. Итальянцам все же не удалось достичь своих прежних позиций, которые они занимали до начала операции, и фронт к концу июня остановился на промежуточном рубеже, между линией наибольшего продвижения австрийцев и их исходными позициями.
На этом итальянское контрнаступление в Трентино окончилось. В ходе Трентинской операции обе стороны понесли значительные потери. Итальянцы потеряли 15 тыс. убитыми, 76 тыс. ранеными, 56 тыс. пленными и 294 орудия. Потери австрийцев составили 10 тыс. убитыми, 45 тыс. ранеными и 26 тыс. пленными, не считая большого числа больных.
Поражение итальянцев в Трентинской операции произвело большое впечатление в стране. До этого итальянская армия хотя и не имела решительных успехов, но все же почти все время вела наступательные действия на территории противника. Теперь же итальянцев постигла неудача, бои переносились на итальянскую территорию. Потрясающее впечатление, которое произвело на общественное мнение страны поражение, привело 12 июня к падению кабинета Саландры. Было сформировано новое правительство Паоло Бозелли.
Несмотря на то что австрийское наступление в Трентино нарушило оперативные планы Кадорны, он не оставлял мысли о новом наступлении на Изонцо, так как рассматривал этот район наиболее важным на итальянском фронте. Уже 2 июня, как только ослабел нажим австрийцев в Трентино, Кадорна приказывает командующему 3-й армией возобновить подготовку к операции. Правда, вследствие того, что значительные силы и средства были израсходованы в Трентино, пришлось сократить размах операции и ограничиться сосредоточением всех сил против Горицы с целью овладения горицким плацдармом.
9 июля итальянское контрнаступление в Трентино было прекращено. Войска, артиллерия, боеприпасы из 1-й армии снова были переброшены на Изонцо в 3-ю армию, которая получила на усиление кроме имевшихся у нее восьми дивизий еще восемь пехотных и одну спешенную кавалерийскую дивизии, а в дальнейшем, уже в ходе операции, еще две пехотные и одну кавалерийскую дивизии. 3-я армия была усилена также и артиллерией - она получила 41 тяжелое орудие, 151 орудие средних калибров и 44 легких орудия. Всего же 3-я армия к 4 августа имела 56 тяжелых орудий, 467 орудий среднего калибра, 728 легких и 774 миномета, из которых 138 минометов было тяжелых 249-мм. Минометы на итальянском фронте нашли широкое применение для разрушения укреплений и проделывания проходов в проволочных заграждениях.
Австрийская 5-я армия, оборонявшая укрепленный район Горицы, имела в начале августа в своем составе 8 дивизий (106 батальонов) - всего 102 400 штыков, 440 легких, 144 средних и тяжелых орудия, 220 легких, 113 средних и тяжелых минометов (не считая береговой и зенитной артиллерии). Из этого числа на участке итальянского наступления находилось только 78 батальонов и 384 орудия.
Наступление итальянцев на горицком направлении началось силами 3-й итальянской армии 6 августа в полосе шириной свыше 23 км от горы Саботино севернее Горицы до моря. В 7 часов началась сильная артиллерийская подготовка, в ходе которой были разрушены австрийские укрепления, подавлены многие батареи противника, а войска деморализованы. В 16 часов артиллерийский огонь был перенесен в глубину и итальянская пехота двинулась в атаку.
Первый натиск в ряде мест увенчался успехом, был захвачен ряд господствующих высот, взяты первые пленные. Итальянцы захватили весь массив Саботино в излучине реки (севернее Горицы 4-5 км). Так же успешно развивалось наступление 7 и 8 августа. 8-го итальянцы вышли на берег Изонцо западнее Горицы. Часть сил переправилась через реку, двинулась вверх по склонам к Горице и захватила ее. Но восточнее Изонцо австрийцы успели образовать новый прочный фронт по господствующим высотам, и атаки итальянцев уже 10 августа имели весьма ограниченный успех. В последующие дни продолжались ожесточенные бои, но никакого заметного успеха достигнуто не было, и 17 августа операция была завершена. Итальянцы потеряли убитыми и ранеными 74 тыс. человек, а австрийцы 61 тыс. и 20 тыс. пленными.
Горицкая операция итальянцев («Шестое сражение на Изонцо») имела для них важное значение. В ходе операции в трудных горных условиях был захвачен ряд населенных пунктов, в том числе крупный населенный пункт Горица, улучшилось расположение итальянских позиций, которые теперь проходили на этом участке восточнее Изонцо. Но для итальянской армии важнее всего был моральный эффект этой успешной для нее операции.
Успехи союзников на русском и французском фронтах вызвали у Кадорны желание как можно скорее возобновить наступление на Изонцо. Однако вследствие истощения сил и недостатка материальных средств было решено предпринять наступление лишь на ограниченном участке восточнее и южнее Горицы. До конца 1916 г. итальянцами было осуществлено три наступления на Изонцо: седьмое - 14-16 сентября, восьмое - 10-12 октября и девятое - 1-4 ноября. Проходившие уже в условиях осенних туманов и дождей эти наступления принесли итальянцам лишь ограниченные тактические успехи местного значения, не оправданные понесенными потерями (до 70 тыс. человек, австрийские потери исчисляются 9 тыс. убитыми, 43 тыс. ранеными и 23,5 тыс. пленными и пропавшими без вести).
Одновременно с операциями на Изонцо в сентябре - октябре велись отдельные бои и на трентинском фронте, главным образом по улучшению позиций. Австрийцы в свою очередь предпринимали неоднократные контратаки. Отдельные важные в тактическом отношении пункты (главным образом господствующие вершины и перевалы) по нескольку раз переходили из рук в руки. Бои велись в сложных горных условиях в основном силами специальных альпийских частей. С наступлением зимы с ее глубокими снегами происходили лишь отдельные мелкие стычки.
Операции на итальянском театре в 1916 г. показали важное значение искусного маневра силами по внутренним операционным линиям (переброска итальянских войск с фронта Изонцо на фронт Трентино и обратно). В тактическом отношении характерным для сражений было их ведение в сложных горных условиях. В целом военные действия на итальянском фронте в 1916 г. не принесли решительных результатов ни одной из сторон, лишь истощив обоих противников. Как утверждает Лиддел Гарт, итальянцы в течение 1916 г. потеряли около 483 тыс. человек, а потери австрийцев на этом фронте составили 260 тыс. человек.
Как видно, противники здесь оказались достойными друг друга. Фалькенгайн, например, называл австро-венгерские войска непригодными и недостаточно подготовленными для «трудной борьбы». Наряду с этим он отмечал и слабую наступательную силу итальянцев. О низких боевых качествах австро-венгерской армии писал также и Людендорф. Он даже считал, что положение австрийских дел на итальянском фронте изменилось к худшему: «Военная мысль, - отмечал он, - и воля к победе австрийской армии потерпели крах и здесь». Фалькенгайн же состояние австро-венгерского фронта в Италии называл «больным местом» в общем военном положении германского блока.
Военные действия на итальянском театре не оказали какого-либо заметного влияния на ход войны.