После
боя под Красным, 3 (15) августа 1812 года к Смоленску на помощь обескровленным войскам Д.П. Неверовского подошел 7-й пехотный корпус под командованием генерал-лейтенанта Н.Н. Раевского. Было принято решение защищать Смоленск до подхода главных сил и использовать для этого окружавшие центр города каменные стены кремля с 17-ю башнями, построенные еще при Борисе Годунове.
4 августа противник небольшими силами из состава 3-го корпуса маршала Нея предпринял три атаки, но все они были отбиты. Накануне праздновали день рождения Наполеона, французские генералы хотели преподнести Смоленск в подарок своему императору. Но им это сделать не удалось. К вечеру к городу подошли главные силы армий
М. Б Барклая де Толли и
П. И. Багратиона и было принято решено, что 2-я армия прикроет Московскую дорогу, а 1-я армия возьмет на себя оборону Смоленска.
Корпус Раевского был заменен 6-м пехотным корпусом генерала от инфантерии Д. С. Дохтурова, усиленным дивизиями
П. П. Коновницына и Д. П. Неверовского, затем на подкрепление поступила 4-я пехотная дивизия генерал-майора принца Евгения Вюртембергского.
Ранним утром
5 (17) августа начался артиллерийский обстрел города, а в 3 часа дня корпуса Нея, Даву и Понятовского пошли на решительный штурм. Основной удар наносили дивизии Даву на центр русских позиций - Молоховские ворота. Противнику удалось овладеть Красненским, Мстиславльским и Рославльским предместьями, но, достигнув крепостных стен, он был отбит с большим уроном.
После безуспешных атак Наполеон приказал открыть огонь по городу из 300 орудий. Город превратился в пылающие развалины, оборонять его уже не имело смысла.
Барклай де Толли, не желая быть втянутым в генеральное сражение, приказал ночью 6 августа оставить Смоленск. Большая часть населения ушла вместе с войсками. Потери в этом сражении были примерно равными - по 12 000 человек с обеих сторон.
6 (18) августа 1812 года французы вошли в пустой Смоленск. В течении всего дня противник не предпринимал серьезных атак и основном все ограничивалось перестрелкой и орудийным огнем.