Ютландское сражение опрокинуло надежды и расчеты обеих противоборствующих сторон. Германское командование пришло окончательно к выводу о невозможности уравнять силы своего флота с противником. Оно делало теперь ставку на беспощадную подводную войну. 22 декабря Морской генеральный штаб представил верховному командованию Германии доклад, в котором приводились расчеты, согласно которым через 5 - 7 месяцев беспощадной подводной войны Англия потерпит экономический крах и капитулирует.
Эти соображения были одобрены Коронным советом, собравшимся в Плессе 9 января 1917 г. под председательством кайзера. В тот же день на имя начальника Морского генерального штаба адмирала Гольцендорфа последовала телеграмма Вильгельма II: «Приказываю начать с 1 февраля со всей энергией неограниченную подводную войну. Вам надлежит немедленно сделать все необходимые приготовления, однако так, чтобы это намерение не стлало раньше времени известно неприятелю и нейтральным странам».
Все внимание германского морского командования было обращено на максимальное использование подводных лодок, а английского - на истребление их. Линейные силы обоих флотов, на строительство которых были затрачены огромные суммы, стояли в базах и лишь изредка выходили в море. Германия имела 142 подводные лодки, из них 105 составляли боевой состав, а остальные 37 находились в капитальном ремонте, на испытаниях, в учебных отрядах. Действовавшие лодки были сведены в 10 флотилий и 1 полуфлотилию. 5 флотилий базировались на германские порты Северного моря, 2 флотилии - на фландрские базы Зеебрюгге и Остенде, 2 флотилии - на австрийские порты Пола и Котор (Адриатическое море), флотилия «Курляндия» находилась на Балтике и полуфлотилия в Константинополе для действий в Черном море. В марте было приступлено к формированию флотилии крейсерских лодок.
31 января в ноте США, а 4 февраля в специальном заявлении германское правительство объявило опасными для всех видов судоходства зоны, включавшие весь Английский канал, Северное море (за исключением прибрежной полосы до 30 миль вдоль голландского и норвежского побережий), воды Атлантики до 400 миль на запад от Ирландии, все Средиземное море (кроме небольшого района к югу и востоку от Испании и узкого коридора у берегов Греции). Однако объявление опасных зон было формальным актом, так как немецкие лодки действовали и за их пределами.
Тактика действий подводных лодок в основном была та же, что и в период ограниченной войны: в открытых районах театров - одиночное и групповое крейсерство, у портов и баз - позиционный способ. Только теперь лодки беспощадно расправлялись со всеми судами, какой бы флаг они ни несли. В инструкции командирам лодок указывалось: «Обеспечение безопасности для подводной лодки стоит на первом месте. Ради этой безопасности следует избегать всплытия лодки для осмотра судов... Само по себе ношение нейтрального флага и отличительных нейтральных знаков еще не является бесспорным доказательством того, что пароход является нейтральным. Поэтому его уничтожение вполне оправдывается...» На море остались только враги, и старые положения международного права потеряли свое значение. «Ничто плавающее в море не должно было ускользнуть от потопления...» - замечает адмирал А. В. Шталь в своем исследовании о действиях подводных лодок в первую мировую войну.
Для потопления крупных судов лодки использовали торпеды, а небольших - артиллерию. Они широко применяли также мины, выставив в кампанию 1917 г. в Северном море и Атлантике 5951 штуку. Неограниченные действия германских лодок в первые месяцы беспощадной войны, пока противолодочная оборона союзных стран находилась в стадии организации, привели к угрожающим потерям в торговом тоннаже. За февраль - апрель было потоплено в Северном море и в Атлантическом океане 844 английских, союзных и нейтральных судна общим водоизмещением свыше 1 млн. 450 тыс. тонн.
6 апреля США объявили войну Германии. Через три дня прибыл в Англию посланец президента Вильсона адмирал Симс, чтобы на месте ознакомиться с положением своего союзника. В беседе с первым морским лордом адмиралом Джеллико он, узнав о тяжелых потерях в торговом тоннаже, спросил:
- Похоже, что Германия выигрывает войну?
- Она ее выиграет, если мы не остановим роста этих потерь, и притом как можно скорее, - ответил Джеллико.
Американское правительство не спешило с оказанием помощи. В апреле - мае оно ограничилось направлением в Англию трех дивизионов эскадренных миноносцев. Лишь во второй половине 1917 г., когда США стали сами нести ощутимые потери торговых судов, они более активно включились в борьбу с подводной опасностью. Англичане были недовольны поведением своего союзника. Они открыто говорили, что американцы вступили в войну не для победы над Германией, а для того, чтобы диктовать условия мира. И в этом, как показало будущее, они были правы. Считается, что запоздание помощи США стоило союзникам жизни 500 тыс. человек и 3 млрд. долларов.
27 апреля Джеллико представил на имя первого лорда Адмиралтейства (морского министра) Э. Карсона доклад, который официальный историк английского флота Г. Ньюболт назвал документом «величайшей исторической важности». В нем говорилось: «... В настоящее время мы ведем войну так, как будто абсолютное господство на море в наших руках, фактически же мы не только не обладаем абсолютным господством, но даже и ничем похожим на такое господство... История ... показывает, какие получаются фатальные результаты, когда стратегия базируется на необеспеченных коммуникациях. В этих случаях катастрофа неизбежна, а наша теперешняя политика ведет прямо к катастрофе... Если с этим не захотят считаться, я твердо убежден, что война будет проиграна. Английский народ погибнет от голода». Автор доклада предложил провести немедленно ряд конкретных мероприятий, которые могли, по его мнению, привести к разрядке создавшегося катастрофического положения. К ним относились: отозвание войск из Салоник (Греция); организация перевозки войск из колоний и США на грузовых судах, следующих в Англию с продовольствием; прекращение ввоза рабочей силы из колоний; запрещение импорта товаров, не имевших жизненного значения.
Не все предложения адмирала Джеллико были приняты и осуществлены. Но его доклад в целом произвел сильное впечатление и заставил английское правительство взглянуть прямо в глаза нависшей опасности. Для борьбы с германскими лодками были мобилизованы все легкие силы флота, подводные лодки и спешно приступлено к переоборудованию под тральщики и сторожевые корабли дополнительно большого количества малых торговых и рыболовных судов, усилено строительство новых кораблей противолодочной обороны.
Еще в феврале - марте между портами Англии и Франции, Англии и Норвегии было организовано конвоирование судов («Угольный» и «Скандинавский» конвои), а 1 апреля - принято решение о введении системы конвоев на всех сообщениях. Для управления конвоями при Адмиралтействе был создан специальный отдел. Однако из-за недостатка конвоирующих кораблей проведение в жизнь этого решения затянулось. В Атлантическом океане система конвоев была полностью введена только в августе, в Средиземном море - в октябре. Конвойная система оказалась наиболее действенным способом в борьбе за сбережение торгового тоннажа.
В ходе кампании 1917 г. в Атлантике применялись три вида конвоев: односторонние, двусторонние и сквозные. В первом виде конвоев эскорт сопровождал суда до внешней границы опасной зоны, затем он ждал здесь суда из США, а конвой тем временем следовал в Америку под защитой 1-2 крейсеров. В двусторонних конвоях эскортные силы состояли из двух отрядов - английского и американского, которые охраняли конвой каждый в своей зоне. Сквозные же конвои ходили в охранении либо английских, либо американских эскортов на протяжении всего пути от Англии до США или в обратном направлении.
С введением системы конвоев и увеличением сил и средств противолодочной обороны потери в торговом тоннаже стали сокращаться. В ноябре и декабре они составляли соответственно 103 и 107 судов водоизмещением 245,8 и 231,6 тыс. тонн. В это время для борьбы против германских лодок англичане использовали 227 эскадренных миноносцев, 74 сторожевых и дозорных корабля, 65 подводных лодок, 406 моторных катеров, 49 яхт, 849 траулеров, 867 дрифтеров, 24 колесных тральщика, 77 судов-ловушек, 50 дирижаблей, 194 самолета. Однако кривая потерь тоннажа не шла все время вниз. В течение нескольких месяцев следующего года она то падала, то снова подымалась.
Наряду с конвоированием судов были приняты и другие меры по борьбе с германскими лодками. К началу 1917 г. около 1500 торговых судов Англии имели артиллерийское вооружение (обычно по одному кормовому орудию). В течение 1917 г. орудия были установлены еще на 3000 английских судов. К началу 1918 г. вооружение имели до 90% всех крупнотоннажных британских торговых судов. 900 судов было снабжено тралами-охранителями (параванами) и до 4000 судов - техническими средствами для постановки дымовых завес. Для поиска лодок англичане сформировали так называемые гидрофонные флотилии из траулеров и моторных катеров, оснащенных гидрофонами, а для обнаружения лодок на путях движения конвоев в опасных зонах использовались также привязные змейковые аэростаты. Эскорты конвоев и патрульные силы помимо артиллерийского и торпедного оружия широко применяли против лодок глубинные бомбы.
Особенно больших усилий потребовало траление мин, поставленных германскими лодками. Осенью 1917 г. тралением их занималось до 3200 кораблей и судов с личным составом около 250 тыс. человек.
Во второй половине кампании англичане приступили к массовой постановке противолодочных минных заграждений. Всего за 1917 г. они выставили в Северном море и Атлантике 33 660 мин, из них 22 148 - в Гельголандской бухте, 8512 - у своих берегов и в Ла-Манше, 3000 - у бельгийского побережья. Некоторые рейды и стоянки судов защищались противолодочными сетями. Массовоe применение минного оружия в активных заграждениях усилило в целом морскую блокаду германского побережья, а также затруднило выход немецких лодок на сообщения, но сократить их действия в существенных размерах не смогло. Немецкие тральщики систематически очищали от мин проходы, которыми пользовались лодки.
В начале сентября в Лондоне состоялась морская конференция союзников, которая по предложению англичан приняла решение о постановке огромного минного заграждения между Шетландскими островами и Норвегией с тем, чтобы перекрыть всю северную часть Северного моря. Предполагалось выставить здесь свыше 100 тыс. мин. Однако постановки мин на этом заграждении (оно вошло в историю под названием «Великого заграждения Северного моря») начались только в мае 1918 г.
Несмотря на использование громадных боевых сил и средств для борьбы с германскими лодками, Англия оказалась в тяжелом положении. За 11 месяцев неограниченной подводной войны она потеряла только в Северном море и Атлантическом океане 1037 судов общим тоннажем 2 млн. 600 тыс. тонн. Кроме того, союзники и нейтральные страны лишились 1085 судов вместимостью 1 млн. 647 тыс. тонн. Потери союзных держав и нейтральных стран в Средиземном море - 651 судно водоизмещением 1 млн. 647 тыс. тонн. От мин, поставленных немецкими лодками, погибло судов водоизмещением около 330 тыс. тонн. Итоговая цифра потерь в тоннаже составляла более 6 млн. тонн. В 1917 г. Англия построила новых судов общим водоизмещением 1 млн. 160 тыс. тонн, что составляло примерно 1/3 от потерянного ею тоннажа. На выручку Англии пришли США, развернув во второй половине 1917 г. крупное судостроение. Но помощь США стала сказываться только в 1918 г.
В течение 1917 г. Германия построила 103 новые лодки, а потери составляли 72 лодки, из них 61 погибла в Северном море и Атлантическом океане. Помимо подводных лодок немцы использовали в борьбе на морских сообщениях и легкие силы своего флота. 16 - 18 октября и 11-12 декабря германские легкие крейсера и эскадренные миноносцы совершили нападения на «Скандинавские» конвои и достигли крупных успехов - пустили ко дну 3 английских конвойных эсминца, 3 траулера, 15 пароходов и повредили 1 миноносец.
Англичане пытались в обоих случаях перехватить неприятельские эсминцы. В район движения конвоев были высланы крейсера и миноносцы, но они опоздали со своим развертыванием. Было решено посылать конвой не ежедневно, а через три дня, значительно увеличить количество эскортирующих кораблей и направить эскадру крейсеров в дозор к югу от трассы движения конвоев Лервик (Шетландские острова) - Берген (Норвегия). Для прикрытия наиболее крупных конвоев использовались также линейные силы.
Германские эскадренные миноносцы предпринимали время от времени набеги против Дуврского патруля. На океанских и морских сообщениях действовали немецкие вспомогательные крейсера «Меве», «Вольф» и «Зеадлер».
Вырос гидросамолетный парк английского флота. В ходе кампании был оборудован под авианосец крейсер «Фюриес», принимавший 4 разведчика и 6 истребителей, и построен авианосец «Аргус», который мог брать на борт 6 истребителей, 6 разведчиков и 6 бомбардировщиков. Были усилены береговые авиабазы и станции. Неудачи английского флота в кампанию 1917 г. привели к новым переменам в командовании. В конце декабря Джеллико был освобожден от должности первого морского лорда и начальника морского генерального штаба и заменен Р. Уимзом. Заместителем начальника штаба стал Фримента. Командующим силами Дуврского патруля вместо Бэкона был назначен Кийз.