Стрелковое оружие
Вооружение
Авиация
Корабли
Календарь событий
Спецслужбы
История
Биографии
Публикации
Познавательное
Достопримечательности России
Первая помощь
Ордена и медали
Тесты

Крымская конференция и решение Советского Союза о вступлении в войну против Японии


Советское правительство в 1941-1943 годах практически в одиночку вело борьбу с фашистской Германией. После того как СССР и его вооруженные силы достигли коренного перелома в войне, на Тегеранской конференции глава советской делегации дал согласие на вступление СССР в войну против милитаристской Японии. Но только после разгрома нацистской Германии на Ялтинской конференции трех великих держав были определены сроки вступления СССР в войну против Японии.

США и Великобритания стремились привлечь Советский Союз к участию в войне против милитаристской Японии с самого начала военных действий на Тихом океане. 8 декабря 1941 года, на следующий день после нападения японского флота на Пёрл-Харбор, президент Ф. Рузвельт, в беседе с советским послом в Вашингтоне, М. М. Литвиновым, высказал мысль о том, что участие СССР в войне против Японии было бы желательным. 16 декабря Рузвельт поднял этот вопрос в своем послании И. В. Сталину.

Действия президента и государственного департамента полностью поддерживались высшим командованием вооруженных сил. В декабре того же года генерал Д. Макартур настоятельно рекомендовал ускорить наступление на Японию с севера, то есть со стороны советского Дальнего Востока.

В течение двух последующих лет США и Великобритания предпринимали аналогичные шаги. В большей мере в этом были заинтересованы американцы, так как именно они, а не англичане, несли основную тяжесть войны против Японии.

Как правило, обращения к СССР с призывом открыть военные действия на Дальнем Востоке следовали за неблагоприятными для американцев событиями на Тихом океане. Например, вскоре после захвата японцами Алеутских островов. Ф. Рузвельт по просьбе комитета начальников штабов вновь поднял этот вопрос в послании И. В. Сталину 17 июня 1942 года.

Руководители СССР, США и Великобритании договорились, что Советский Союз вступит в войну против Японии через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе при условии:
- Сохранения status quo Внешней Монголии (Монгольской Народной Республики);
- Восстановления прав, нарушенных вероломным нападением Японии в 1904 году, а именно:
- возвращения южной части острова Сахалин и всех прилегающих к нему островов;
- интернационализации торгового порта Дайрен с обеспечением преимущественных интересов Советского Союза в этом порту и восстановления аренды на Порт-Артур (Люйшунь) как на военно-морскую базу СССР;
- совместной эксплуатации Китайско-Восточной железной дороги и Южно-Маньчжурской железной дороги, дающей выход на Дайрен, на началах организации смешанного Советско-Китайского Общества с обеспечением преимущественных интересов Советского Союза, при этом имеется в виду, что Китай сохраняет полный суверенитет в Маньчжурии;
- передачи Советскому Союзу Курильских островов.

При подписании соглашения обе стороны учитывали, что для реализации некоторых пунктов требуется согласие китайского правительства. Стремясь ускорить вступление СССР в войну, Рузвельт обещал принять меры к получению такого согласия. Советское правительство выразило готовность заключить договор о дружбе и союзе с Китаем для оказания ему помощи вооруженными силами с целью освободить Китай от японского ига.

Документ носил секретный характер. В Европе продолжалась война. Советские и союзные войска вели ожесточенные сражения против Германии. Любой намек на соглашение мог раскрыть замыслы союзников. Переброска советских войск с европейского фронта на Дальний Восток отвечала общим интересам, и это было главной причиной секретности

Подписав соглашение по вопросам Дальнего Востока, лидеры США и Великобритании признали обоснованным восстановление исторических прав Советского Союза на южную часть Сахалина и прилегающие к ней острова. В ответ на выступление главы советской делегации на Крымской конференции, президент США отметил, что предложение советского союзника кажется ему резонным. Русские хотят вернуть то, что у них ранее было отторгнуто.

США и Великобритания также признали законность передачи Советскому Союзу Курильских островов. При этом учитывалось не только то обстоятельство, что, захватив в 1905 году южную часть Сахалина, Япония нарушила Санкт-Петербургский договор 1875 года, но и тот факт, что, укрепившись на Южном Сахалине и Курилах, она закрыла для СССР свободный выход в Тихий океан и к портам Камчатки и Чукотки. Построив военные базы и аэродромы на этих островах, Япония превратила их в плацдарм для нападения на СССР. В годы Второй мировой войны Курилы и Южный Сахалин использовались ею для фактической блокады советского Дальнего Востока.

На Крымской конференции обсуждалась передача Советскому Союзу Курил и Южного Сахалина, находящихся под властью Японии. Это стало признанием прав СССР на эти территории. Военные планы и сотрудничество в борьбе с агрессией составляли основную цель конференции. Она прошла в условиях решающих побед советских войск и неизмеримо возросшего влияния СССР, а также его последовательной внешней политики. Конференция стала важным этапом в борьбе за окончание войны и решение послевоенных проблем. Советская печать отметила ее как демонстрацию тесного сотрудничества великих держав. Аналогично оценил ее и Рузвельт, писавший Сталину: «Народы мира, я уверен, будут рассматривать эту встречу как гарантию того, что наши три великие нации могут сотрудничать в мире также хорошо, как и на войне».

Если в СССР Крымская конференция всегда рассматривалась как плодотворный этап в развитии отношений между союзными державами в период Второй мировой войны, то в США и Великобритании многим политическим деятелям не понравился дух сотрудничества на ней.

Уже через месяц после смерти президента Рузвельта в США были предприняты первые попытки поставить под сомнение соглашения Крымской конференции. Особенно усилились эти нападки в годы «холодной войны». Реакционные политические деятели обвиняли Рузвельта в «слишком больших уступках России», в том, что не было необходимости вступления СССР в войну и в «предательстве» руководителей западных союзников.

Что касается восстановления исторических прав СССР на Дальнем Востоке, Черчилль высказался: «Мы будем рады видеть российские суда на Тихом океане и одобряем восполнение потерь, понесенных Россией в русско-японской войне». Решения по дальневосточному вопросу были в полном соответствии с буквой и духом Каирской декларации 1943 года.

Тезис, что Рузвельту и Черчиллю не нужно было добиваться вступления Советского Союза в войну против милитаристской Японии, не выдерживает критики. В начале 1945 года союзные силы вышли только на внешний обвод обороны Японии, которая все еще имела крупные сухопутные силы. Японские войска сражались до конца. Поэтому США и Великобритания видели выход из тупика в помощи СССР.

Соглашение по Дальнему Востоку не было результатом личных усилий Рузвельта и не являлось следствием политического провала или слабого здоровья, как утверждают сторонники «антиялтинского» течения в западной историографии. Оно поддерживалось многими политическими деятелями и высшим командованием вооруженных сил США.

Крымское соглашение по вопросам Дальнего Востока было дальновидным шагом, который сыграл огромную роль в приближении конца Второй мировой войны.

Литература:
История второй мировой войны 1939 -1945гг. Том 11. Поражение милитаристской Японии. Окончание второй мировой войны
История второй мировой войны