Стрелковое оружие
Вооружение
Авиация
Корабли
Календарь событий
Спецслужбы
История
Биографии
Публикации
Познавательное
Достопримечательности России
Первая помощь
Ордена и медали
Тесты

Война с Литвой и возвращение Смоленска


После смерти Иоанна III Васильевича, на русский престол встал его старший сын Василий.

Правление Василия Иоанновича было как бы продолжением княжения Иоанна III в том смысле, что он, ясно понимая планы своего отца, старался во всем подражать ему, не уклоняясь от проложенного им пути ни в отношениях к соседям - Литве и татарам, ни в стремлении к окончательному объединению Северо-восточной Руси.

Прежде всего Василий III обратил свое внимание на великое княжество Литовское. Великий князь Литовский, Александр Казимирович умер вскоре после Иоанна III. Его приемник Сигизмунд I, король польский и великий князь литовский, желая возвратить себе Северское княжество, начал искать поводов к войне с Москвой. Вскоре эти поводы появились - под власть московского государя продолжали переходить некоторые владетельные лица и литовские князья. В таких был и один из знатнейших литовских вельмож - Михаил Глинский со своими братьями.

С Глинскими выехало много панов и литовских дворян. Василий Иоаннович милостиво принял к себе Глинских и не только отказал Сигизмунду выдать их, но еще дал им у себя целые города в поместья. Началась продолжительная и жестокая война с Литвой, которая была ознаменована возвращением к Москве Смоленска.

Во время этой войны Михаил Глинский оказал Московскому государю важную услугу: он нанял в Богемии и в Германии многих людей, искусных в ратном деле, которые приехали в Москву через Ливонию. Глинский ручался за успех приступа к Смоленску, не смотря на прежние неудачные попытки им овладеть.

Осада Смоленска

Смоленск мужественно защищал храбрый литовский воевода Юрий Сологуб и уже два раза отбил наступление русских войск. Но Василий Иоаннович решился непременно загладить эти неудачи и летом 1514 года, сам предводительствуя войском, осадил Смоленск. Двести двадцать бояр и придворных боярских детей находились в государевой дружине. В Туле, на Угре стояли запасные полки.

Москвитяне выставили большое количество пушек и пищалей, из которых принялись неустанно громить город большими и мелкими ядрами, окованными свинцом. От удачных действий орудий главного московского пушкаря Стефана - колебались стены и люди падали толпами, пушки литовские разрывались и били своих же.

Весь город покрылся густыми облаками дыма, многие здания пылали. Одновременно делались и частые приступы к городу, которые, зачастую были отбиты. Наконец, разрушение и пожары  городе привели жителей в уныние и они начали требовать сдачи.

Напрасно воевода Юрий королевским именем обещал им скорую помощь: жители ;ему не верили и не хотели слышать о дальнейшем сопротивлении, обвиняя Сигизмунда в оставлении Смоленска. Решено было отворит ворота великому князю.

Духовенство во главе с владыкой Варсонофием и граждане ударили челом Василию, чтобы он унял свой меч и принял город в свою власть.

31 июля, по распоряжению Василия, Даниил Щеня вступил в город, привел его жителей к присяге на верность своему государю и сменил литовский гарнизон московским. На следующш день, 1 августа, сам великий князь со своими братьями и боярами торжественно въехал в Смоленск, встреченный на посаде народом, боярами и духовенством с иконами и крестами. Все встретили государя с светлыми очами, с великой любовью, смешались с московскими людьми, здоровались, обнимались, как единокровные и единоверные братья, сошедшиеся после долгой разлуки.

Государь направился прямо в соборный храм Пречистой Богоматери, где был  совершен благодарственный молебен, в конце котоого протодьякон с амвона торжественно провозгласил многолетие великому князю, а епископ со всем освященным собором и оба клироса пропели это хором. Затем епископ благословил государя крестом и сказал: "Божию милостью радуйся и здравствуй, преславный царю Василий, великий князь всея Руси самодержец, на своей отчине и дедине, граде Смоленске, на многая лета!"

После к великому князю подходили с тем же поздравлением государевы братья, бояре, воеводы, чиновные люди и все граждане. Смольняне обнимались с москвичами и друг с другом, радуясь своему освобождение от Литвы, под которою находились более ста лет.

Было общее ликование. Прослушав литургию и побывавши на княжеском дворе, великий князь вернулся в свой стан. Сюда созвал он смоленских бояр, лучших граждан и боярских детей, объявил им милость, угощал их обедом, оделял соболями, бархатом, аксамитом, камками и деньгами.

Оставив на святительском престоле епископа Варсонофия и давши городу наместника князя Шуйского, он дозволил бывшему воеводе Сологубу уехать в Литву, также как и всем королевским воинам, выдав каждому по рублю. Тем же, кто добровольно записались на службу русскому государю, было дано по два рубля и по сукну на платье.

Василий III обошелся со смольнянами очень милостиво: не было ни вывода, ни отбора имущества. В Москву переселялись только желающие, которым давали необходимую помощь. Особой жалованной грамотой государь подтвердил за духовенством, боярами и прочими смоленскими гражданами их земли и владения, а также те льготные судебные и гражданств уставы, которые даны были смолянам великими князьями литовскими, причем освободил их от ежегодной сторублевой дани, взимавшейся с города прежними государями.

После взятия Смоленска война продолжалась с переменным успехом: так русские войска отвоевали и заняли в Смоленской земле города Мстиславль, Кричев и Дубровну, но потерпели поражение близ города Орши. В этой битве неприятельскими войсками предводительствовать Константин Острожский, успевший спастись бегством из московского плена.

В 1522 году война завершилась и Смоленск остался во власти московского государя.

Радостное для России возвращение Смоленска, бывшего 110 лет во власти Литвы, было ознаменовано основанием в 1525 году в Москве Ново-Девичьего монастыря. Собор обители был заложен на том месте, до которого великий князь Василий Темный и митрополит провожали чудотворную Смоленскую икону Божией Матери, отпуская ее из Москвы в Смоленск по просьбе жителей и духовенства Смоленска. Эта икона, привезенная из Греции, была со времен Владимира Мономаха достоянием Смоленска, где она глубоко чтилась и на время взята была в Москву при Василии Димитриевиче.

Список с иконы Смоленской был поставлен в новый храм. 28 июля, в день освобождение Смоленска от Литвы, в ее честь установлен праздник и крестный ход из Успенского собора в Новодевичий монастырь.

Источник: «Главнейшие события русской истории церковной и гражданской». А. Попов. С-Петербург. 1896г.
Публикации