Казанская икона Пресвятой Богородицы - одна из самых чтимых икон Русской православной церкви и относится к типу «Одигитрия» («Путеводительница»). Божия Матерь смотрит с иконы на молящегося, а Младенец Христос у Нее на руках держит ладонь в благословляющем жесте.
Православные верующие чествуют Казанскую икону Божией Матери: 8 (21) июля - в честь обретения иконы и 22 октября (4 ноября) - в память
освобождения России от поляков в 1612 года.
Изображение Казанской иконы Божией Матери. 1897г. Перед Казанской иконой молились воины народного ополчения во главе с Козьмой Мининым и Дмитрий Пожарским, готовясь к решающему сражению с поляками, захватившими Москву 22 октября 1612 года.
Во время
Отечественной войны 1812 года Казанская икона Божией Матери осеняла русских солдат, которые молились перед ней. 22 октября 1812 года, в праздник Казанской иконы русские отряды под предводительством
М. А. Милорадовича и
М. И. Платова разбили арьергард Даву.
У Казанской иконы Божией Матери православные верующие молятся о благополучном путешествии, зачатии ребенка, счастье детей, примирении с людьми, сохранении и укреплении семьи, исцелении от болезней.
История явления Казанской иконы Божией материКазанская икона Пресвятой Богородицы явилась в 1579 году в Казани, вскоре после
завоевания Казанского царства Иоанном Грозным.
Пресвятая Богородица явила здесь свой чудотворный образ, чтобы укрепить в вере новых христиан из местных жителей и расположить к христианской вере тех, кто еще не верил.
В это время в г. Казани проживала бедная вдова, старушка Матрона с десятилетней дочерью, тоже Матрона. В 1579 году это бедное семейство постигло большое несчастье: у него сгорел дом и все, что было в нем. Но Господь вскоре послал этим беднякам, а с ними и всем жителям Казани, великую радость.
28 июня 1579 года Богоматерь явилась девятилетней отроковице Матроне и повелела ей возвестить духовным и светским сановникам города, чтобы они взяли Её икону из недъ земли, и указала самое место на пепелище сгоревшего дома родителей отроковицы, где икона была скрыта. Матрона рассказала о своем сне матери, но та объяснила его перенесшим горем. Сон повторился еще дважды. В третий раз чудесной силой Матрона была выброшена из окна на двор, где она увидела икону, на которой от лица Божией Матери исходили столь грозные лучи, что она боялась быть сожженною ими, и от иконы исходил голос: «Если ты не исполнишь моего повеления, то Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь».
После этого мать и дочь отправились к архиепископу Иеремии и градоначальнику, но те не поверили им.
8 июля, в глубоком огорчении, Матрона с матерью, в присутствии народа, пошли на указанное место. Мать и народ начали копать землю, но иконы не находили. Но лишь стала копать сама Матрона, икона была найдена. Она была завернута в кусок сукна и сияла чудным светом, как будто была совершенно новая, только что написанная. Полагают, что икона была зарыта еще до покорения Казани кем-нибудь из христиан, скрывавших свою веру от ненавистников веры – магометан (Прим.: В Российской империи мусульман называли магометанами, а ещё раньше – басурманами).
Слух о явлении иконы разнесся по всему городу, стеклось множество народа, и архиепископ, в присутствии градоначальников, с крестным ходом перенес икону в ближайшую церковь Св. Николая, а оттуда в Благовещенский собор. При следовании иконы в храм, многие больные, особенно слепцы получили исцеление. Можно думать, что эта преимущественное исцеление от слепоты служила знамением того, что святая икона явилась для просвещения духовным светом омраченных слепотой магометанского лжеучения.
Список с иконы был отправлен в Москву, и
царь Иоанн Васильевич повелел построить церковь и женский монастырь на месте явления иконы. Первой инокиней и затем настоятельницей в монастыре была девица Матрона. В 1768 году императрица
Екатерина II, слушав литургию в монастыре, украсила венец чудотворной иконы Богородицы бриллиантовой короной. Многие списки с Казанской иконы прославились в свое время чудесами. Таковы: Тобольская, Каплуновская. Вознесенская и другие.
Тобольская-Казанская икона. Чудотворная Тобольская икона находится в Тобольске в кафедральном соборе. Она явилась в 1661 году. В этом году 8 июля в Тобольске, в Знаменском монастыре, в день празднования Казанской иконе, на утрени, когда иеродиакон Иоанникий читал сказание о явлении иконы Пресвятой Богородицы в Казани и дошел до того места, где сказано, что архиепископ казанский прежде не веровал явлению иконы, потом перед всем народом молил Пречистую Владычицу о прощении своего греха, он вдруг в беспамятстве упал на пол вместе с аналоем (Прим.: Аналой – это церковная подставка с наклонной поверхностью для удобства читать стоя богослужебные книги).
Когда же опомнился, тотчас потребовал духовника и открыл ему следующее: «21 июня после утрени, я пришел в свою келью и заснул. Вдруг вижу – приходит ко мне святитель в полном облачении, подобный Иоанну Златоусту; я почел его за митрополита Филиппа. Святитель сказал мне: «Встань и скажи архимандриту, воеводе и всему народу, чтобы недалеко от Трех-святительской церкви в городе построили церковь во имя Казанской Божией Матери, построили бы ее в три дня, а в четвертый освятили и внесли в нее образ Богородицы Казанской – тот самый, который теперь стоит в паперти этой Трех-святительской церкви в чулане, лицом к стене. Скажи, чтобы сему образу праздновали в городе. Бог за грехи ваши прогневался на вас, вы сквернословите и своим сквернословием, как смрадом, наполняете воздух: это – зловоние и Богу и людям; но Владычица наша со всеми святыми молила Сына Своего Христа Бога нашего о граде вашем и обо всем народе, дабы Он отвратил праведный гнев Свой. Но я, встав от сна, изумился; а никому ничего не сказал.
Немного спустя, когда я был в своей келии и стал писать ирмосы: Приукрашенная божественной славой, – вдруг ко мне вошел тот же святитель и милостиво сказал мне: «Почему же ты не поведал того, что сказано было тебе от Пресвятой Богородицы чрез меня, Ея служителя?», – и сам исчез. Я от страха упал на землю, прославил Бога, но сказать о видении побоялся, чтобы не вышло смятения в народе, и из опасения, что мне не поверят.
Чрез несколько дней, во время моего сна в келии, святитель опять явился мне и сказал уже с гневом: «Почему же ты не сказал повеленного тебе? Из-за твоего пренебрежения гнев Божий грядет на град ваш за грехи ваши. Хлеб ваш гниет, а вода топит, – встань скорее и поведай архимандриту, воеводе и всему народу; если не скажешь, то вскоре лишишься жизни. Если горожане послушаются, то милость Божия будет на граде вашем и его окрестностях; если же не послушают, то тяжко будет граду вашему: скот ваш умрет, от дождей вода разнесет дома ваши, и все вы исчезнете, как черви, а образ Богоматери прославится в другом месте».
Но и об этом третьем явлении я не сказал никому, и вот 6 июля, когда после вечернего пения я, пришел в келии, лег спать, заснул я легким сном, и слышу – в монастыре чудный звон в два колокола и пение необычайных голосов: «возвеличим Тя, Пренепорочную Матерь Бога нашего». Один из поющих сказал мне: «За то, что ты не сказал повеленного тебе, завтра же будешь наказан пред всем народом». И вот когда на утрени я начал читать о явлении чудотворного образа Богоматери в Казани, увидел, что являвшийся мне прежде святитель идет с паперти и благословляет народ на обе стороны, пришел в трапезу, также благословляя людей, подошел ко мне и сказал: «Ты читаешь это, и почему не веришь сам? Тот образ был в земле, а этот стоит в паперти лицом к стене, почему же ты не поведал о нем?» И он, погрозив мне рукой, сказал: «Будь отныне дряхл до тех пор, пока совершится божественное дело». Сказав это, он стал невидим, а я от страха пал на землю и вот уже теперь повествую вам».
Узнав о чудных явлениях, народ со слезами прославлял милость Пресвятой Богородицы, и все с усердием с крестным ходом отнесли икону на место, где указано было строить церковь, и церковь была построена в три дня и на четвертый освящена. До построения церкви, замечает повествователь, были дожди проливные, и вода прибывала в речках, как в весеннее время, а когда начали строить церковь, стало вёдро (ясная, тихая, сухая и хорошая погода); хлеба и овощи с того времени понравились.
Каплуновская-Казанская икона. Эта икона находится в сельце Каплуновке, Харьковской епархии. Явилась она в 1689 году следующим образом. Священнику этого сельца, отличавшегося особенно благочестивой жизнью, Иоанну Уманову явился во сне некий седой старец и сказал ему, что скоро придут к нему из Москвы иконописцы с иконами, и чтобы он у старейшего из них из связки икон приобрел для себя восьмую по счету, Казанскую икону Пресвятой Богородицы. «От нее ты получишь благодать и милость», – прибавил старец. Священник так и сделал, но предварительно перед этим он строго постился. Скоро последовало новое видение во сне священнику Уманову: явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела икону поставить в церковь. Священник сообщил о своем видении народу и с торжеством перенес икону в церковь.
С этого времени от иконы стали совершаться чудеса. Икону назвали Каплуновской. В 1709 году, когда император
Петр I Великий воевал со Шведским королем Карлом XII, то вызвал к себе в Харькове к армии священника с Каплуновской иконой и велел носить ее перед полками, а сам со слезами молился перед ней Царице небесной о помощи. Между темь король Карл XII, остановившись со своим войском около Каплуновки, посестился с изменником Гетманом Мазепой в доме священника Иоанна. Тогда некоторые из его буйных воинов хотели было сжечь церковь. Обложили ее соломою и дровами, но как ни старались поджечь, ни дрова, ни солома не загорались. Узнав о таком чуде и еще о том, что Святая икона находится в русском лагере, Карл сказал Мазепе: «Если не могли зажечь церковь и без иконы, то там, где находится она, ненадежно нам будет». Так действительно и случилось.
Полтавская битва 27 июня 1709 года доставила Великому Петру победу над Карлом XII.
Вознесенская-Казанская икона. Она находится в Вознесенском женском монастыре в Москве, в Кремле. В первый раз она прославилась в 1689 году. Два раза она была в опасности сгореть, но чудесно была сохранена. В этом году, после молебна перед этой иконой, забыли погасить свечу, свеча упала и от нее обгорел аналой, на котором лежала икона, а самая икона, несмотря на то что написана на полотне, осталась совершенно невредимою. 19 июня 1701 года был пожар в Московском Кремле и сгорел царский дворец и Вознесенский монастырь, икона чудесно сохранилась. Когда выносили утварь и иконы из соборного монастырского храма, то ее не вынесли, а между тем она оказалась вместе с другими вынесенными иконами. Когда же, по окончании пожара, стали вносить вещи в собор, то увидали, что икона уже стоит на своем месте, хотя её никто не вносил. Много чудесных исцелений было от этой иконы.
Литература:
"Сборник изображений явленных и чудотворных икон Пресвятые Богородицы, в православной церкви прославляемых". Москва. 1866 г.
"Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы (история их и изображения)". Протоирей Бухарев. Москва. 1901 г.