Стрелковое оружие
Вооружение
Авиация
Корабли
Календарь событий
Спецслужбы
История
Биографии
Публикации
Познавательное
Достопримечательности России
Первая помощь
Ордена и медали
Тесты

Биографии

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ч
Ш
Э
Ю
Я

Макаров Степан Осипович


Макаров Степан Осипович - русский военно-морской деятель, герой Русско-японской войны, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал.
Макаров Степан Осипович
Степан Осипович Макаров родился 27 декабря 1848 года (8 января 1849 года) в семье моряка, в городе Николаеве.

Переехав в Николаевск-на-Амуре вместе с отцом, Макаров поступил в морское училище, где с большим интересом начал изучать военно-морское дело. Окончив училище с отличными показателями, Макаров не был произведен в гардемарины, по причине отсутствия дворянского титула, даже его способности при решении этого вопроса не играли никакой роли.

Хлопоты отца и его близких друзей продолжались два года, после чего в департаменте выдали справку о том, что отец Макарова за год до рождения сына был произведен в офицерский чин, что помогло их делу.

Макаров быстро освоил парусное дело и строевую службу.

В 1867 году он напечатал свою первую статью о приборе для определения девиации в море.

В 1869 году Макаров был произведен в мичманы, успев побывать на 11 судах. В этом же году он впервые поднял вопрос о мерах борьбы за непотопляемость судов и предложил разработанную им водоотливную систему, постоянные корабельные пластыри для заделки пробоин и другие средства спасения судна.

В канун русско-турецкой войны 1877–78 годов, С. О. Макаров предложил оборудовать пароход «Константин» для подъема на палубу минных катеров, чтобы, перебрасывая их из одного конца моря в другой, спускать на воду вблизи противника и атаковать противника шестовыми и буксирными минами. В этой войне Макаров впервые применил самодвижущиеся торпеды.

Вскоре его наработки имели успех – часть кораблей противника была потоплена, часть подорвана и повреждена. Противник был изгнан из Черного моря.

По окончании войны Макаров занялся изучением течения в Босфоре и впервые доказал, что в Босфоре в нижней части имеется течение из Мраморного моря, а – в верхней части – течение из Черного моря в Мраморное.

По возвращении из Босфора Макаров состоял флаг-капитаном шхерного отряда Балтийского моря, затем плавал на практической эскадре. В это же время он разработал проект переустройства Кронштадтского военного порта, предложил проект мобилизации корабля, настаивая на том, что «нужно больше держать корабли в море... надо приохотить к морю... В море – «Значит дома».

В 1886 году Макаров был назначен командиром корвета «Витязь» и ушел в кругосветное плавание, из которого возвратился в 1889 году. В этом плавании он пробыл 993 дня, прошел под парами 33 412 миль и под парусами 25 856 миль.

В 1891 года Макаров был назначен главным инспектором морской артиллерии. Занимая эту должность, он ввел много нового – издал чертежи орудий, завел порядок в хранении, содержании и окраске снарядов, применил впервые стрельбу бездымным порохом (изобретение профессора Д. И. Менделеева), изобрел бронебойные наконечники на снаряды, за что был назван американцами «победителем брони».

В этом же, 1891 году Макаров был назначен командующим эскадрой Средиземного моря, которая состояла из 10 судов. С этого времени в эскадре жизнь оживилась, боевая подготовка поднялась, плавающие учения и смотры стали содержательнее и интереснее.

Ввиду угрозы для России японо-китайской войны эскадра Макарова перешла на Дальний Восток, где Макаров по просьбе старшего флагмана — адмирала Тыртова написал свои соображения о том, как надо приготовиться к бою и как его вести. Эти соображения были опубликованы как приказ командующего эскадрой Тихого океана от 25 апреля 1895 года.

В 1898 году он прибывает на Балтийское море и выдвигает идею постройки мощного ледокольного судна для плавания в полярных льдах. Макаров явился тем человеком, чьим именем начинаются крупные ледокольные исследования далекого Севера. По его проектам был построен прославившийся «Ермак». Под его командой впервые пошли сквозь льды не наугад, не по ветру, а с целью ломать лед и силой пробивать себе дорогу.

По окончании работ с ледоколом в 1899 году Макаров получил назначение на должность главного командира Кронштадтского порта, где он с усердием принялся наводить твердый воинский порядок.

Макаров не наказал зря своих подчиненных, сознавая, что палочной дисциплиной ничего не добьешься, что важно разъяснить и потребовать сознательного исполнения.

Макарова на всех морях, кораблях и соединениях матросы любили, уважали.

Будучи волевым и организованным, он четко работал по составленному распорядку дня, систематически занимался физкультурными упражнениями — делал обтирания, гимнастику, прогулки. Никогда не предавался, по образу и подобию некоторых сверстников своих дворянской крови, кутежам и пьянкам.

В служебных делах Макаров также был аккуратен, бережен и честен.

При нарастании угрозы войны на Востоке Макаров всеми силами стремился на боевую работу, горел желанием подготовить флот и победить Японию на море. Но его и не собирались посылать.

На Востоке же корабли беспечно стояли на рейдах без всякой охраны и затемнения, без паров в котлах и даже некоторые без боевых снарядов. Все это способствовало легкому неожиданному нападению японцев и это особенно беспокоило Макарова.

Тогда он пишет управляющему морским министерством свое знаменитое письмо: «Из разговоров с людьми, вернувшимися недавно с Дальнего Востока, я понял, что флот предполагают держать не во внутреннем бассейне Порт-Артура, а в наружном рейде... Пребывание судов на открытом рейде дает неприятелю возможность производить ночные атаки. Никакая бдительность не может воспрепятствовать энергичному неприятелю в ночное время обрушиться на флот с большим числом миноносцев и даже паровых катеров...
Если мы не поставим теперь же во внутренний бассейн флот, то мы будем принуждены это сделать после первой ночной атаки, заплатив дорого за ошибку».


Однако советами Макарова пренебрегли и на его письмо были положены резолюции: «хранить совершенно секретно», «копии не снимать». На следующий день предположения Макарова сбылись и, несмотря на полную бездарность японской атаки, было заплачено большой ценой.

После этого, уже 1 февраля 1904 года Макаров получил уведомление о назначении, а 4 февраля уже выехал со своим штабом. Кронштадтцы тепло проводили Степана Осиповича, выражая ему горячие пожелания успеха.

24 февраля 1904 года Макаров прибыл на место, объехал эскадру, поздоровался с моряками, подбодрил их теплыми словами надежд и доверия, ознакомился с офицерским составом и, где позволило время, потребовал службы не за страх, а за совесть.
Спустя сутки после прибытия, 25 февраля Макаров выслал миноносцы в море с боевой задачей, а 26 февраля сам вышел на легком крейсере «Новик» для прикрытия, отходившего в базу миноносца «Решительный».

После этого японцы тщетно пытались заградить выход из Порт-Артурского бассейна – все их попытки были отбиты. В центре обороны на канонерской лодке «Бобр» руководил стрельбой лично Макаров.

Макаров организовал перекидную стрельбу по участку, где маневрировали японские корабли, дважды отгонял японскую эскадру Того из вод Порт-Артура, научил вести разведку, организовал тральное дело, наладил оперативную работу, ускорил ремонт ранее поврежденных кораблей, организовал сторожевую службу на эскадре, поднял бдительность, заменил некоторых неспособных командиров судов.

За 36 дней он сделал больше, чем было сделано за 1–2 года подготовки к войне, уверенно готовясь в ближайшее время начать активные действия по овладению морем.

Его дела и успех русских моряков, активность русской эскадры сильно японцев, и они значительно сократили свои операции, опасаясь встретить Макарова в открытом море.

Однако, 31 марта 1904 года в 9 часов 39 минут в двух милях от маяка полуострова Тигровый, возвратившись на рейд после выхода в море, броненосец «Петропавловск» коснулся мины, взорвался и через полторы-две минуты затонул. Погибло 650 человек, в том числе и вице-адмирал С. О. Макаров и художник В. В. Верещагин.

Литература: «Флот нашей Родины». Л. Еремеев. 1940г.
Биографии