Итальянский поход Суворова — это военные действия, которые вела русско-австрийская армия под предводительством фельдмаршала графа
А. В. Суворова против французских войск в Северной Италии в период с апреля по август 1799 года.
В 1798 году была создана антифранцузская коалиция, в которую вошли Россия, Англия, Австрия, Турция и Неаполитанское королевство.
Во время войны с республиканской Францией в 1798–1799 годах особенно ярко проявилось военное искусство
А. В. Суворова и
Ф. Ф. Ушакова.
В начале 1798 года российское правительство отправляет в Средиземное море Черноморскую эскадру под командованием
адмирала Фёдора Ушакова. В его подчинении находился и флот союзной Турции. Первым делом Ушаков освободил от французов Ионические острова, которые имели важное стратегическое значение в восточной части Средиземного моря.
Осенью 1798 года русский флот предпринял решительные действия, результатом которых стало занятие островов архипелага: Цериго, Занте, Кефалонии и святого Мавра.
18–20 февраля 1799 года была
взята мощная крепость на острове Корфу. Эта выдающаяся победа была высоко оценена современниками.
Получив сообщение о взятии крепости, Суворов поздравил Ушакова:
«Великий Петр наш жив!.. Ура русскому флоту! Зачем не был я при Корфу, хотя бы мичманом?».Затем Ушаков перенёс военные действия к берегам Италии, где освободил ряд городов, включая Неаполь, что значительно способствовало успеху союзных войск.
Чтобы победить в войне с Францией, союзники нуждались в талантливом полководце, который смог бы противостоять стратегии и тактике французской республиканской армии.
Австрийский император Франц, чья армия терпела поражения, обратился к
Павлу I с просьбой назначить Суворова, «знаменитого своим мужеством и подвигами», командующим войсками в Италии. Эту просьбу поддержали англичане.
Павел I вызвал опального фельдмаршала из села Кончанское, где он с 1797 г. находился в ссылке, так как не признавал военных «реформ» императора, которые вели к опруссачиванию русской армии, и со словами: «веди войну по-своему, как умеешь», — отпустил фельдмаршала в Вену. Обстоятельства оказались сильнее неприязни
Павла I к полководцу.
14 марта 1799 года Суворов прибыл в столицу Австрии, где его встретили с торжественными почестями и наградили чином фельдмаршала австрийской армии. Австрийский император и генералитет назначили Суворова главнокомандующим войсками, действующими в Северной Италии, и попытались навязать ему план военных действий, предусматривающий выход к реке Адда. Перечеркнув его, фельдмаршал заявил: «Я начну действия переходом через Адду, а закончу кампанию, где богу угодно будет».
У Суворова был свой план, согласно которому война должна была проходить на территории Франции. Освобождение Северной Италии рассматривалось лишь как первый этап военных действий.
3 апреля 1799 года Суворов прибыл в Верону и принял командование над 100-тысячной русско-австрийской армией. В Северной Италии против них находились французские войска под командованием генералов Макдональда и Шерера, насчитывающие 90 тысяч солдат.
Суворов незамедлительно направил в австрийские полки русских офицеров-инструкторов, чтобы те «научили таинству побиения неприятеля холодным ружьем» и «отучили от ретирад». Эти меры сыграли ключевую роль в последующих сражениях.
Несмотря на постоянные попытки вмешаться в управление военными действиями и, в конечном итоге, откровенное предательство австрийского правительства, старый фельдмаршал, возглавив союзную армию, вписал самую яркую страницу в свою полководческую биографию в сражениях на равнинах Северной Италии и в Швейцарских Альпах.
Полководческая деятельность Суворова в Италии началась с быстрого наступления и успешного
форсирования реки Адда. 14 апреля союзные войска достигли этой внушительной водной преграды и в двухдневном сражении, состоявшемся 16–17 апреля, нанесли сокрушительное поражение французам. Потери последних составили около 5 тысяч человек: убитых, раненых и пленных. Генерал Моро, понесший значительные потери, поспешно отступил к Генуе, а фельдмаршал 18 апреля торжественно въехал в Милан.
Вскоре после этого суворовские войска захватили ряд крепостей и городов. 15 мая победители вступили в Турин. Освободив от французов Ломбардию и Пьемонт, Суворов фактически реализовал план кампании в Северной Италии, к которому стремилась Австрия.
В начале июня 1799 года армия Суворова стояла в районе города Александрия. Французское командование планировало окружить её южнее реки По. Узнав, что 40-тысячная армия генерала Макдональда направляется на соединение с Моро, Суворов выступил 4 июня ему навстречу.
Чтобы осуществить внезапное нападение, необходимо было выиграть как можно больше времени. Под палящим солнцем и изнуряющей жарой войска за 35 часов преодолели 80 километров тяжёлого пути. На последнем этапе солдаты буквально бежали.
6 июня полки Суворова, как снег на голову, обрушились на французов и
отбросили их к реке Треббия.
Сражение при Треббии 6-8 июня 1799 г. Неизвестный художник. Несмотря на крайнее утомление войск после долгого и тяжёлого перехода,
А. В. Суворов 7 июня начинает сражение с основными силами Макдональда. Главный удар был нанесён на правом фланге, где сосредоточились русские полки под командованием генералов
П. И. Багратиона, Я. И. Повало-Швейковского и А. Г. Розенберга. В результате упорного боя они сломили сопротивление противника и вынудили его отступить за реку Треббию.
8 июня сражение возобновилось, и французы начали атаку, которая, по словам очевидцев, была «кровожаднее прежних».
Особенно тяжело пришлось русским войскам на правом фланге, где противник значительно превосходил их численностью. Потребовалось личное вмешательство фельдмаршала, чтобы остановить неприятеля и отбросить его за реку Треббию.
С наступлением ночи сражение прекратилось. Под покровом темноты Макдональд начал отступление. «Мы намеревались на следующий день, 9 июня, перейдя Треббию, атаковать неприятеля, но он в той же ночи ретировался», — писал в донесении Суворов.
Трехдневное встречное сражение при Треббии, в ходе которого потери французов составили 18 тысяч человек, завершилось блестящей победой русских войск. Оценивая действия своих подчинённых, фельдмаршал писал: «Это сражение было самым жарким; вся река Треббия была в огне, и только высокая храбрость нашей армии могла победить противника, который сражался с отчаянным сопротивлением».
Даже французские генералы, которых побеждал фельдмаршал, признавали его талант полководца. Макдональд вспоминал: «Во время сражения при Треббии я был совсем молод, и эта неудача могла бы серьёзно повлиять на мою карьеру. Меня спасло лишь то, что моим противником был Суворов».
Генерал Моро, узнав о том, что основные силы союзников после поражения Макдональда были направлены против него, отступил к Генуе. Перед Суворовым открывалась возможность перенести боевые действия на территорию противника и приступить к выполнению главной задачи — походу на Париж. Однако австрийское правительство, преследуя свои интересы, сделало всё возможное, чтобы этого не допустить.
Французы смогли перегруппировать свои войска и объединить их в единую армию. Вместо Моро и Макдональда главнокомандующим был назначен молодой генерал Жубер. По словам Наполеона, он «проявил себя храбрым гренадером и великим генералом, обладающим глубокими военными знаниями».
Жубер начал наступление против русско-австрийских войск, численность которых составляла около 50 тысяч человек. Старый полководец решил вывести противника из предгорий Генуэзской Ривьеры на равнину и завершить битву одним мощным ударом.
Французы продвигались вперёд, не встречая сопротивления, и вскоре достигли городка Нови. Лишь здесь, увидев суворовскую армию с окрестных высот, Жубер осознал свою ошибку и остановился в нерешительности.
«Юный Жубер пришёл учиться — дадим ему урок», — сказал фельдмаршал. Несмотря на то, что французские войска не стали спускаться на равнину, а заняли выгодные позиции на горных склонах, Суворов 4 августа начал наступление.
Французы храбро сражались. Однако в самом начале битвы Жубер, который находился в первых рядах, пал смертью храбрых. Командование французской армией вновь перешло к Моро.
Фельдмаршал назвал сражение при Нови «упорнейшим, кровопролитнейшим и единственным в истории, когда неприятель занимал столь выгодное положение». Оно продолжалось 16 часов.
Французы смогли отразить три массированные атаки русско-австрийских войск. Но после того как союзники ввели в бой основные резервы, французы начали отступать. В результате битвы и последующего преследования они потеряли до 17 тысяч убитыми, ранеными и пленными, а также всю артиллерию — половину своей армии. Потери союзников составили 8 тысяч человек.
Победа при Нови стала итогом четырёхмесячной Итальянской кампании 1799 года, в результате которой Северная Италия была полностью освобождена от французов.
Как отмечалось в указе
Павла I, «для сохранения памяти о великих делах генерал-фельдмаршала нашего графа Суворова-Рымникского, который за четыре месяца избавил всю Италию от безбожных завоевателей, жалуем ему достоинство князя Российской империи с титулом Италийского».
В приказе по армии от 24 августа 1799 года было объявлено:
«Его императорское величество в благодарность за подвиги князя Италийского графа Суворова-Рымникского повелевает гвардии и всем российским войскам даже в присутствии государя отдавать ему все воинские почести, подобно тем, что отдаются особе его императорского величества». Так было оценено полководческое искусство Суворова в борьбе с лучшей европейской армией.
После поражения Моро, Макдональда и Жубера австрийцы смогли закрепиться на освобождённых территориях Италии. Дальнейшее присутствие Суворова в этом регионе стало для них серьёзным препятствием.
Австрийское правительство заручилось поддержкой Англии и предложило
Павлу I план перемещения русских войск в Швейцарию. Целью было сражение с армией генерала Массена, которая находилась в этом регионе, и последующее вторжение во Францию.
Суворов резко критиковал этот план, понимая, что он имеет предательский характер. Однако его протесты не были услышаны Павлом I.
Приказ о походе в Швейцарию был утверждён царем, и 30 августа 1799 года войска фельдмаршала выступили из Тортоны. За пять дней они преодолели 150 километров и подошли к подножию Альп. Так начался знаменитый
Швейцарский поход, в котором, по словам Суворова, «орлы российские превзошли орлов римских».