Стрелковое оружие
Вооружение
Авиация
Корабли
Календарь событий
История
Биографии
Публикации
Познавательное
Достопримечательности России
Первая помощь
Ордена и медали
Тесты
Праздники и события в истории

Старицкий Свято-Успенский монастырь


Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь - один из древнейших монастырей Тверской Епархии, находится в городе Старица, в Московской части города, на правом берегу реки Волги, немного выше устья реки Верхней Старицы, впадающей в Волгу с противоположной от монастыря стороны.

старицкий монастырь
По преданию Успенский монастырь был основан в 1110 году пришедшими из Киево-Печерского монастыря иноками Трифоном и Никандром. Печерские иноки в пустынном лесу построили келии и деревянную церковь в честь успения Пресвятой Богородицы, давшую начало будущей Успенской обители.

Монастырь расположен на небольшой площади, наклонной к западу, среди высоких береговых гор, с южной и западной сторон омывается рекой Волга.

С трех сторон монастырь окружали городские приходские храмы:
с севера, на одной площади с монастырем, находится Воскресенская церковь, недалеко от монастырской стены, и составляет одну общую группу с монастырскими церквами
с восточной стороны — Московская часть города, на ней церкви: Богоявленская, бывший монастырский погост, Предтеченская и Ильинская
с южной за рекой Волга — церкви главной части города: соборная Борисоглебская, Преображенская, Богородице-Рождественская, Вознесенская, бывший девичий монастырь, Семеновская и Кладбищенская

старицкий монастырьВид со стороны Старицкого монастыря на Церковь Бориса и Глеба и Пятницкую церковь

Очень красивый вид представляет монастырь, если смотреть на него с нагорной стороны города Старицы. Высокая каменная стена с зубцами и башнями не закрывает красивых монастырских построек от любопытных взоров наблюдательного путника. Набожный богомолец, в чувстве глубокого благоговения, останавливается, слагает персты для молитвы и творит обычные поклоны, в виду храма Успения Божией Матери и других монастырских храмов.

С горы Старого городища еще более привлекательный вид представляет монастырь. Любитель картин природы поражается неожиданно развернувшеюся пред ним, почти под самыми его ногами, массивной группой церковных куполов и башен, и с удивлением смотрит на громаду высоких построек, со всех сторон окруженных природными земляными стенами.

Вид при входе в Старицкий монастырь
Спасская церковь, Собор Бориса и Глеба, Пятницкая церковь, Александро-Невская часовня
Церкви Старицкого монастыря
Южные ворота - вход в монастырь
Усыпальница И. Ф. Глебова
Костница в Введенской церкви
Костница в Введенской церкви


Надобно отдать справедливость нашим предкам, которые для постройки церквей и монастырей умели выбирать места не только здоровые и красивые, но и располагающая человека возвышать свой ум к Богу.

По склону горы, правильными линиями расположены дома городских жителей, лучшие дома в виду монастыря. Впереди домов, на уступе горы, разведен небольшой сад, который в летнее время украшает местность и дает приятную тень и зелень. На берегу Волги возвышается прекрасная пятиглавая Преображенская церковь с высокой колокольней — одна из лучших церквей в городе.

На торговой площади, у самой подошвы горы, видна красивая группа церковных построек Богородице-Рождественской церкви, обнесенная каменного оградой с небольшими башнями, и напоминает собой скорее монастырь, чем приходскую церковь. От этой церкви по берегу Волги протянута линия сплошных каменных домов, — все дома под одну крышу.

Но лучше всего вид на городской Борисоглебский собор! Прекрасное само по себе, обширное здание пятиглавого собора, с массивной при нем отдельно поставленной колокольней, стоит на высокой горе и господствует над всей местностью, и видно не только во всем городе с фундамента, но и в окрестности, особенно по Тверской дороге, верст за десять от города, он кажется стоящим как будто на облаках.

С западной стороны монастыря находится высокая каменистая гора «Старое городище» с двумя насыпными земляными валами на ней. Гора эта за рекой Волга, но кажется так близко подходящей к монастырю, как будто она опирается о самую монастырскую стену. В настоящее время городище это в запустении, но оно замечательно в историческом отношении.

Здесь в XVI столетии, во времена Старицких князей и царя Иоанна Васильевича Грозного была главная Дворцовая часть города, или по древнему название «Детинец». Здесь жили Старицкие князья с женами, детьми, с дворцовыми боярами, дьяками, со множеством боярских детей и дворцовых служителей.

На северо-западе от монастыря, за рекой Верхней Старицей, видна деревня Коньково, получившая свое название от бывших тут конюшен Ивана Грозного. Этой деревней и заканчивается вид из монастыря на окрестность.

В 1293 году монастырь пережил страшное испытание – татарское нашествие. Во время набега погибли 124 монаха и игумен Серапион. Тела святых мучеников были сброшены в Волгу, но вскоре местные жители подняли их и похоронили в монастыре.

В 1519 году великий князь Василий отпустил своего брата Андрея в удел в город Старицу. По завещанию Андрея, ему достался этот город.

В 1530-х годах князь Андрей Старицкий построил в Старице белокаменный Успенский собор и монастырь с каменными стенами.

В 1551 году в монастыре образовалась братия, игуменом стал Герман, который позже стал святителем Казанским.

Во второй половине XVI века, в 1570 году, царь Иоанн Васильевич Грозный построил для Старицкого монастыря шатровую церковь во имя Введения Божией Матери во храм. Храм имеет два алтаря и обширную одностолпную трапезную палату.

Патриарх ИовПатриарх Иов

С 1559 года монастырём управлял архимандрит Иов, который был родом из Старицы. В 1571 году его назначили настоятелем московского Симонова монастыря. Позднее он стал первым Патриархом Московским и всея Руси.

Место захоронения Патриарха Иова в 1607 годуМесто захоронения Патриарха Иова в 1607 году

В 1605 году, в период правления Лжедмитрия, патриарх Иов был сослан в Старицкий монастырь, где он и умер через два года. В честь его памяти на месте погребения в углу Успенского собора была возведена четырёхъярусная колокольня с часовней, где он изначально и был похоронен.

В 1652 году по велению царя Алексея Михайловича мощи Иова торжественно перенесены из Старицы в Успенский собор Московского кремля.

Исторические исследования в монастыре
На момент начала реставрации монастырский погост был в плачевном состоянии: он сильно разрушен и разграблен, а останки людей, которые покоились здесь веками, лежали под открытым небом среди мусора и обломков надгробных плит.

костница
В ходе реставрационных работ специалисты бережно и тщательно, слой за слоем, разбирали «культурный слой», который образовался на погосте в XX веке. В результате были обнаружены останки нескольких десятков человек, которые были похоронены здесь в XVIII–XIX веках. По словам историков-краеведов, на этом монастырском кладбище нашли свой последний приют братия монастыря, жители города Старицы и представители разных сословий.

По православной традиции останки усопших были погребены в специальном месте — костнице. Костница находится в подклете под Введенским храмом. Здесь же установлена икона Господа Вседержителя, а вдоль стен на деревянных полках покоятся кости наших предков.

Постройки в монастыре
Все здания Старицкого Успенского монастыря обнесены высокой, каменной стеной, с зубцами и галереей на протяжении 259 сажень. По углам четыре круглых башни с конусообразным верхом и одна большая башня с пятью главами над входными воротами; крыша на башнях и на всем протяжении стены железная.

Стены и угловые башни устроены князем Андреем Ивановичем, но впоследствии по частям в разное время были исправляемы.

Башня над воротами устроена в 1885 году.

Вход в монастырь первоначально был с западной стороны под церковью Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, но, по причине частых затоплений монастыря в весеннее полноводье, западные ворота заложены и устроены вновь на южной стороне монастыря в 1810 году.
Храмы Божии.

Соборы старицкого монастыряСлева на право: Георгиевская часовня, Троицкая церковь, Успенский Собор, Часовня Иова и Введенская церковь

Церквей в монастыре четыре: соборная Успенская, теплая Введенская, Богословская и Троицкая. Три церкви — соборная, теплая и Богословская замечательны и древностью, и архитектурными особенностями, а все вместе характеризуют разные эпохи существования монастыря.

Соборный Успенский храм
Храм был построен Старицким князем Андреем Ивановичем в 1530 годах, по образцу храма, стоящего на Синайской горе.

Соборный Успенский храм каменный, весь из белого тесанного камня, с пятью большими главами, с кирпичной папертью, покрыт листовым железом.

Успенский собор
Храм этот однопрестольный, во имя Успения Божией Матери, холодный. Внизу его устроен большой подвал из белого тесанного камня. В древнее время из этого подвала был подземный ход под Волгу, с выходом в городской Борисоглебский собор, стоявший напротив монастыря на городище. Проход этот в настоящее время закрыт и засыпан землей.

Алтарь Успенского собора Старицкого монастыря
Бывший настоятель Старицкого монастыря архимандрит Агафангелл, любитель древностей, делал попытку открыть этот проход, отрыл несколько ступеней, ведущих под землю, но выступившая с сильным напором вода понудила его снова засыпать отверстие землей из опасения, чтобы не затопить весь церковный подвал водой. Надобно полагать, что своды туннеля от давности времени осыпались и вода из Волги залила весь проход. Кем и когда устроен был этот ход, положительных сведений не сохранилось.

Достовернее других предположение, что ход этот устроен Иоанном Грозным. Он долго жил в Старице, особенно во время войны с Польским королем Стефаном Баторием. Он строил Старицкую крепость, он же строил и Борисоглебский собор, в который был проведен выход из туннеля. К его времени естественнее всего отнести и устройство этого подземного хода.

Введенский храм
Другой храм Введенский теплый, каменный, двухэтажный, шатровый, с остроконечным верхом; конус и крыша покрыты железом и окрашены медянкой на масле, а глава и крест обиты белым железом. С северной стороны в 1802 году пристроена к нему большая каменная паперть.

Введенский храм
В нем два престола: на правой стороне во имя святителя Арсения Тверского, а на левой —Введения во храм Пресвятой Богородицы. На южной стороне алтаря находится ризничная палатка, каменная. Храм этот построен Царем Иоанном Васильевичем Грозным в 1570 году. При нем была трапеза для братии, которая в 1761 г. обращена в церковь. Внизу церкви первоначально были поварня хлебня и погреб, а на ныне находится Костница.

Церковь Иоанна Богослова (Богословская)
Третий храм Богословский каменный, находится на западной стороне монастыря, над бывшими святыми воротами, ныне заложенными; глава и крыша покрыты листовым железом и окрашены медянкой на масле, крыльцо деревянное, престол один, во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. На левой стороне храма имеется отдельная палатка для ризницы и пономаря.

Богословская церковьБогословская церковь и трапезная

Храм этот сооружен в 1694 г. бывшим настоятелем монастыря архимандритом Иcaией, вместо сгоревшего в 1581 году каменного же храма во имя Василия Анкирского, на монастырское иждивение.

Троицкая церковь (Троицкий храм)
Четвертый храм Троицкий, каменный, двухэтажный, холодный, примыкаете к Успенскому собору с северной стороны; на нем каменный купол с восьмью большими стеклянными рамами; крыша железная, окрашена медянкой на масле. Храм этот сооружен в 1819 г. по Высочайше утвержденному плану, на иждивение генерал-майора Алексея Тимофеевича Тутолмина.

Троицкий Храм
В нем есть иконы высокой художественной работы: местная икона Рождества Христова, местная икона Скорбящей Божией Матери, икона тайной вечери над царскими вратами, икона Св. Троицы (Отечества) и другие.

некрополь
Нижний этаж этой церкви обращен в усыпальницу для семейства Тутолминых и заставлен памятниками. Престол в ней один, во имя живоначальной Троицы.

Часовня Иова
Колокольня каменная, в четыре яруса, с каменным вверху шпилем, покрыта листовым железом; построена на юго-западном углу соборного Успенского храма в 1686 году бывшим настоятелем монастыря архимандритом Иcaией. В ней три палатки: в верхней помещается архив бывшего Старицкого духовного Правления, а внизу, на месте погребения патриарха Иова, устроена часовня.

могила Иова
Могила святителя означена памятником из белого камня, на верху которого начертано краткое его жизнеописание. Поверх камня на доске, прикрытой стеклянным колпаком, изображен лик святителя, обложенный металлическою ризою. Для усердствующих богомольцев в часовне этой служатся панихиды по святителе.


Часовня Георгия Победоносца
Надкладезная часовня во имя великомученика Георгия Победоносца была построена над святым источником в 1914 году. Она представляет собой восьмигранное здание из красного кирпича.

Часовня Георгия Победоносца
В часовне есть купель, где можно набрать святой воды и совершить омовение.

Часовня Георгия Победоносца
В советское время часовню разобрали. В 2007 году её восстановили, сохранив исторический облик.

Святые мощи
Части святых мощей в Старицком монастыре имеются в напрестольных крестах, в одной иконе и в особых ковчегах.

рака Пелагии СтарицкойРака с мощами Пелагии Старицкой

В Успенском соборе хранятся мощи местночтимой святой — преподобной Пелагии Старицкой, которая являлась матерью Патриарху Иова. "Матушка Пелагия", издавна была почитаема в городе, но известно о ней очень немногое.

Жилые постройки в монастыре
Настоятельский корпус каменный, двухэтажный, покрыть железом, вверху помещаются келлии для настоятеля, а внизу — братская трапеза, кухня, две келлии для братии и одна для рабочих. Корпус этот построен в одно время с монастырем в 30 годах XVI столетия князем Андреем Ивановичем Старицким, но с тех пор много раз капитально был исправлен и принаравливаем для разных потребностей в монастыре.

К восточной стороне настоятельского корпуса пристроен двухэтажный дом для братии, низ каменный, а верх деревянный. Каменное здание построено вместе с настоятельским корпусом, а деревянный этаж надстроен в 1766 г.

На западной стороне монастыря, в ограде, каменный двухэтажный корпус, крытый железом. Первоначально он был построен в один этаж в одно время с оградой, т. е. в 30-х годах XVI столетия, но в 1819 году наложен на него другой этаж для помещения братии, стесненной духовным училищем.

Старицкие князя
Первый Старицкий князь был Андрей Иванович, младший сын Московского великого князя Иоанна III Васильевича. Собиратель и объединитель Русской земли, Иоанн III, вводя самодержавие в Русском государстве, не уничтожил совершенно удельной системы, но по примеру прежних князей, незадолго своей до смерти, именно в 1503 г., всем своим детям роздал в надел города и волости, но только младших сыновей подчинил старшему их брату Василию, которого и назначил Великим Князем Московским. Пользуясь доходами со своих городов и волостей, меньшие братья Василия не имели права в своих уделах судить душегубства, чеканить монету и участвовать в выгодах от государственных откупов. Таким образом младшие сыновья Иоанна Васильевича III имели права только частных владельцев, а не князей владетельных.

Андрею Ивановичу даны были города: Старица, Верея, Вышгород, Алексин, Любутек, Холм и Новый городок. Карамзин говорить, что этот князь, будучи слабого характера и не имея никаких блестящих способностей, пользовался наружными знаками уважения при дворе и в совете бояр, но в делах государственных не участвовал. В Старице Андрей Иванович восстановил Успенский монастырь, разрушенный во время усобицы Тверских князей с Московскими, и устроил его на правом берегу реки Волги, против своего дворца.

С 1503 по 1537 год Андрей спокойно владел своим уделом, но со смертью его брата, великого князя Московского Василия, назначившего своим преемником малолетнего сына Иоанна, а правительницею жену свою Елену, изменилось положение и князя Андрея. При слабой и неопытной правительнице, естественно и управление делами государства перешло в руки бояр и приближенных. Начались происки и доносы на ближайших родственников царя. Сперва в тайных замыслах властолюбия был оклеветан старший брат Андрея Юрий Дмитровский. Его взяли под стражу и заключили в темницу, где он и умер от голода. Услышав о несчастье брата, Андрей пришел в ужас и стал бранить правительницу Елену. Она звала его в Москву для совета о делах внешней политики, но он, страшась за свою жизнь, отказался ехать, отзываясь болезнью. Но присланный из Москвы врач не нашел в нем никакой болезни. Елену тайно известили, что Андрей боится ехать в Москву и думает бежать. Она послала сперва Митрополита, чтобы уговорить и успокоить его в неосновательности его страха. Однако, когда увещания Митрополита остались без успеха, Елена велела князю Телепневу идти к нему с дружиной стрельцов и привести его силой.

Между тем Андрею сказали, что Телепнев идет с большим отрядом войска, чтобы арестовать его. Андрей немедленно выехал из Старицы с женой и малолетним сыном, но остановился в 60 верстах и решился быть преступником. Он собрал войско, намереваясь овладеть Новгородом, а если будет возможно и всей Россией. Князь Телепнев нагнал его в Тюхоли и обманом уговорил явиться в Москву, обещая ему прощение именем правительницы. Там он был взят под стражу и заключен в темницу, где чрез 6 месяцев был убит в 1537 году.
Другой Старицкий князь Владимир Андреевич, сын первого князя Андрея Ивановича.

По смерти отца, малолетний Владимир около трех лет прожил вместе с матерью в заключении, в которое заперла их правительница Елена. В 1540 г. невинные страдальцы, по смерти Едены, были освобождены боярами, и через год, в день Рождества Христова, мать и сын были представлены Иоанну Грозному. Им возвратили богатые поместья Андрея Ивановича и дозволили иметь двор, бояр и княжеских слуг. В летах юности Владимир большей частью жил при дворе Иоанна, ездил с ним по разным областям Русского Государства. Были во Владимире, Можайске, Волоке, Ржеве, Твери, Новгороде и Пскове. Охотились на зверей в диких лесах. Иоанн и впоследствии ласкал Владимира, часто ездил к нему в Старицу, пировал и веселился у него.

В 1553 г. Иоанн заболел горячкой, и на случай смерти, по совету верных ему бояр, назначил наследником малолетнего сына своего Димитрия, и требовал, чтобы знатные бояре немедленно дали присягу на верность Димитрию. Многие из сановных бояр, помнившие неустройства в государстве во время малолетства самого Иоанна, не хотели присягать малолетнему Димитрию, а желали лучше возложить царский венец на голову брата Иоанна Владимира Андреевича, человека умного, мужественного и твердого. И сам Владимир, по совету матери своей, долго отказывался от присяги, хотя впоследствии и исполнил волю царя. Иоанн выздоровел, но явно не преследовал Владимира; затаив в душе озлобление, наружно честил и ласкал его; продолжал ездить к нему и пировать у него.

Весной 1669 г., собирая войско для защиты Астрахани, Иоанн не усомнился вверить его своему мужественному брату, но это мнимое доверие послужило поводом к опале и гибели несчастного князя и всего его семейства. Исполняя волю царя, князь ехал в Нижний через Кострому, где граждане вместе с духовенством встретили его с хлебом и солью. Узнав об этом, Иоанн вызвал к себе тамошних начальников и казнил их, а брата ласково звал к себе.

Ничего не подозревая, Владимир приехал с женой и двумя детьми, остановился верстах в трех от Александровской слободы в деревне Слотине. Дал знать царю о своем приезде, и ждал ответа. И вот, сам Иоанн является с целым полком всадников, вооруженных как на битву; окружили дома. Иоанн сходит с коня и скрывается в одном из сельских домов. Василий Грязной и Малюта Скуратов объявляют Владимиру, что он умышлял на жизнь Государя и представляют уличителем царского повара, которому Владимир будто бы дал деньги и яд, чтобы отравить Иоанна. Все было придумано и приготовлено. Несчастного князя ведут к Государю с женой и детьми. Они падают к ногам его, клянутся в своей невинности, просят пострижения.

Царь отвечал: «Вы хотели умертвить меня ядом, пейте его сами!»

Видя непреклонность царя, Владимир простился с женой, благословил детей и выпил яд. Потом принудили пить туже отраву его жену и детей. Тут же в непродолжительном времени, после жестоких страданий, все они и скончались в присутствии самого Иоанна.

После Владимира Андреевича Старица не имела своих князей, но Иоанн Грозный часто посещал ее и жил в ней подолгу, особенно во время войны с Польским королем Стефаном Баторием.

Здесь Иоанн любил отдыхать от столичных тревог, развлекал себя охотой в окрестностях города, держал значительную дружину стрельцов и пушкарей. Иоанн любил Старицу и называл ее город Любим. При нем Старица была укреплена земляным валом и стеной. Укрепление это носило название Пустого Городища и находилось на возвышенном месте, окруженном реками Волгой и верхней Старицей. Вся крепость в окружности имела 546 сажень.

По местному преданию, Старица при Иоанне Грозном была обширным городом и занимала пространство по левому берегу Волги до реки Нижней Старицы, а по правому Ямские слободы и деревня Луговая были в черте города.

Живя в Старице, Иоанн не оставлял занятия и Государственными делами. В Государственном архиве сохранилось немало бумаг, писанных Иоанном в Старице. Так, между прочим, в 1581 г. все распоряжения о приеме Папского посла Антониа Поссевита писаны в Старице и первоначальный прием его царем был здесь же. Навстречу послу должны были выехать в село Бороздино Михаил Жванов Внуков, да второй Страхов, да дьяк Семейка Пахомов, да с ними 40 человек боярских детей. Внуков, как старший, должен был говорить речь и остаться у него в приставах. Долго ли был в Старице Поссевит и посещал ли православный церкви, сведений не осталось.

Иоанн не забывал своих религиозных обязанностей: часто ходил в Успенский монастырь: молился сам, просил и братию молиться за него и за сына его Царевича Иоанна, делал в монастырь вклады — иконами, серебром и разной церковной утварью.

В 1561 г. на городище построен был Иоанном каменный, оригинальной архитектуры, пятиглавый соборный храм, с галереей кругом церкви. Собор этот в начале XIX столетия разобран на материал для постройки нового, ныне существующего собора. В настоящее время только часть фундамента и щебень, оставшийся от разломки стен, указывают место, где находился собор.

Чертеж фасада этого собора хранился в доме Старицкой городской управы и оригинальности рисунка напоминает отчасти Московский собор Василия блаженного. Внизу чертежа следующая надпись: «Лета 7066 июля дня, зачат был этот храм в городе Старице Святых страстотерпцев Христовых, Князей Русских и обоих братье по плоти Бориса и Глеба, нареченных во святом крещении Романа и Давида, при Державе Благоверного Государя Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича и при Великом Князе Васильевиче и Феодоре Иоанновиче всея Руси и при Преосвященном Митрополите Тверском… и отделалась эта Святая церковь в лето 7069 и освящена великих страстотерпцев и Русских Князей Бориса и Глеба и Святого Чудотворца Николая Великорецкого, родителям на поминовение и в память прочим родом, сему граду на украшение и на утверждение от противных супостатов и всем Хрисианом на спасение. Сия надпись в городе Старице на соборной церкви сделана изразчатая под большим карнизом, кругом всего Борисоглебского собора, а где пунктирные линии, на сих местах следует подпись и имена».

Очень жаль, что жители города Старицы не сохранили и не поддержали этого памятника древности, замечательного и в историческом и архитектурном отношении.

В 1570 г, Иоанном Грозным построена в Старицком Успенском монастыре теплая каменная церковь с одним Престолом во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы (Введенская церковь), с трапезой и келарской комнатой, в память сына его Царевича Иоанна. Церковь эта в настоящее время является единственным памятником в Старице от времени Иоанна Грозного по церковно-строительному искусству.

Литература:
"Историческое описание Старицкого Успенского монастыря". 1895 г.
Тверская область

Храм Святителя Николая чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, с приделами усекновения Главы Иоанна Предтечи, Пророка Божия Илии и крестителя Господня Иоанна построена в 1838 году при помощи средств

Церковь Николая Чудотворца

Торопец — древний город России, расположен в Тверской области. Основание города Торопца теряется в доисторической древности. Он существовал еще до введения христианства на руси. Это доказывается

Торопец - древний город России

В селе Белый Городок Кимрского района, в месте впадения реки Хотча в Волгу расположена Церковь Иерусалимской Божией Матери. Церковь была возведена в 1825 году и имеет три престола: Иерусалимской

Храм Иерусалимской иконы Божией Матери

Первое упоминание о храме относится к 1635 году, когда царь Михаил Федорович Романов пожаловал село Кимры боярину Алексею Михайловичу Львову за заслуги перед Отечеством. В 1677 году в селе Кимры

Храм Вознесения Господня в Кимрах

Спасо-Преображенский Собор в Кимрах сооружался в память выздоровления от болезни в 1900 году Его Императорского Величества Государя Императора Николая II. Главная святыня собора - старинная икона

Спасо-Преображенский Собор в Кимрах

Старица – один из самых древних городов Тверской области. С 2021 года он входит в Большое Золотое кольцо России. Из старицкой земли вышли многие вдающиеся деятели русской армии и флота. Например,

Старица - древний город

Город Кимры расположен на юго-востоке Тверской области на берегах реки Волга (Угличском водохранилище) возле устья реки Кимрка, первые упоминания ко котором были еще с времен Ивана Грозного. В XIX

Кимры - "Сапожная столица России"

Домотканово впервые упоминается в первой половине XVI века в Писцовых книгах Московского государства как владение помещиков Василия и Григория Ржевских. В течение столетий имение не раз меняло свой

Усадьба Домотканово

Мемориал Советскому солдату вблизи города Ржев Тверской области был возведен на месте сражений одной из самых кровопролитных битв Великой Отечественной войны. В ходе боев за Ржев с 8 января 1942 года

Мемориал Советскому солдату в Ржеве

Церковь иконы Божией Матери Знамение расположена в 14 км от Твери, на месте древнего монастыря Савватия Оршинского. Под алтарем Знаменской церкви находятся мощи святых подвижников Савватьевой пустыни

Церковь иконы Божией Матери Знамение в Савватьево

Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь - один из древнейших монастырей Тверской Епархии, находится в городе Старица, в Московской части города, на правом берегу реки Волги. Монастырь был основан

Старицкий Свято-Успенский монастырь
Новые публикации
Содержание: