Стрелковое оружие
Вооружение
Авиация
Корабли
Календарь событий
История
Биографии
Публикации
Познавательное
Достопримечательности России
Первая помощь
Ордена и медали
Тесты
Каленарь праздников и событий в истории на каждый день

Александровская слобода


Александровская слобода в XVI веке служила резиденцией Ивана Грозного и фактически была столицей Руси. В настоящее время - это историко-архитектурный комплекс, состоящий из музея-заповедника и действующего женского Успенского монастыря.

На сегодняшний день Александровская слобода - единственное место на русской земле, где более всего отразилась одна из самых загадочных, значимых и эпохальных историй нашего Отечества - эпоха Ивана Грозного.

Александровская слобода
Первым обратил внимание на Александровскую слободу, определив ее историческую роль на многие столетия, отец самодержца - Великий князь московский Василий III.

Последние Рюриковичи правили в то время, когда происходило становление молодых европейских государств, в том числе и Российской державы, которая играла все более заметную роль в этих процессах.

По примеру западноевропейских монархов Василий III решил построить роскошную загородную резиденцию и выбрал для этого Александровскую слободу. Он был очарован красотой природы и богатством охотничьих угодий, а также ее близостью к Троице-Сергиевой лавре.

Великолепный "княжий двор" был возведен в Слободе по велению Василия III в 1508-1513 годах лучшими русскими и итальянскими зодчими по образцу Московского кремля и королевских замков. Он стал единственной в своем роде средневековой загородной резиденцией московских государей европейского типа. Поэтому здесь уже в начале XVI века Великий князь Василий III принимал иностранных послов.

После смерти Василия III Александровская Слобода перешла во владение его жены Елены Глинской. Иван Грозный рано потерял родителей и особо относился ко всему, что было связано с ними. К Слободе он с юных лет испытывал душевную привязанность.

Александровская слобода - белокаменная жемчужина русского средневекового зодчества, русский кремль, где можно понять и прочувствовать, как в XVI столетии в победах и поражениях рождалось крупнейшая европейская держава, которую стали называть Россией.   

Но особый расцвет Александровской слободы связан с именем первого русского царя Ивана Грозного, который с 1565 по 1582 годов переносит сюда "Государев двор". На 17 лет Слобода затмевает белокаменную Москву, превратившись в невенчанную столицу России.

Прибегнув к самым крайним мерам, царь выделяет из всего государства "особый удел" - опричнину, на котором учреждает особый порядок, направленный на укрепление самодержавия. Так в ожесточенной борьбе за укрепление государственной власти Александровская слобода стала новым политическим центром страны.

В декабре 1564 года произошло событие, навсегда вписавшее имя Слободы в российскую и мировую историю. Здесь начался завершающий этап объединения страны, формирование новой политической элиты, ставшей верной опорой царю-реформатору.

Становление государственности России, самодержавной власти и утверждение православия проходило в ожесточенной политической борьбе, отмеченной огнем, мечом, а порой и жестокостью. В Слободе государственные дела нередко сопровождались пытками и казнями.

Именно отсюда мудрый политик-реформатор - самодержец Иван Грозный, завершил создание и формирование единого многонационального государства. Здесь заседала Дума, заключались важнейшие торговые договоры, проходили пышные царские свадьбы.

Здесь молодой царь решай здесь важнейшие государственные дела:
в 1558 году чествовал воевод, отличившихся в Ливонской войне
в 1563 - встречал посланника из Ливонии от польского короля Сигизмунда II
отсюда отправлял посольства в Ногайскую и Черкесскую земли

В Александровской Слободе Иван IV принимал послов из с Швеции, Австрийской империи и Речи Посполитой. Слобода играла определяющую роль в отношениях с Англией. Отсюда впервые после многовекового ордынского молчания был осуществлен прорыв в Европу.

Особый интерес представляют российско-датские отношения, которые Иван IV пытался укрепить несостоявшимся брачным союзом. В обстановке неприкрытой враждебности датский посол Якоб Ульфельдт прибыл в 1578 году в Россию. Царь принял его в Александровской слободе, где вынудил подписать договор на выгоднейших для России условиях. Эта поездка стала личной трагедией посла: король Дании отказался ратифицировать доены кумент.

Свои впечатления о миссии в России, об Александровской слободе и русском царе посол отразил в книге "Путешествие в Россию датского посланника Якоба Ульфельдта". Она иллюстрирована гравюрами, на одной из которых есть изображение Слободы, что наглядно свидетельствует о ее величии и красоте. Умный, властный и хитрый Иван Грозный установил строжайший посольский церемониал и заставил просвещенную Европу уважительно и на равных относиться к молодому российскому государству.

При Иване Грозном на Государевом дворе размещались не только царская семья, ее ближайшее окружение, значительное число лиц, выполнявших правительственные поручения, но и многочисленные хозяйственные службы, стрелецкие и ремесленные слободы.

В мастерских Государева двора творили выдающиеся иконописцы, замечательные книжники, искусные ювелиры, славные мастера хорового пения из известных культурных центров страны.

По личному заказу царя древние храмы украсили редкими по красоте росписями, прославляющими московских государей и Богоизбранность России.

На Государевом дворе располагалась книгописная палата, где были созданы последние тома самого грандиозного труда средневековой истории - Лицевого летописного свода. В 1568 году здесь основан печатный двор - второй по значимости в России, где Андроник Невежа продолжил дело первопечатника Ивана Федорова. В Слободе теряются и следы известной Либерии - богатейшей библиотеки Ивана Грозного. Прославленный композитор XVI века Федор Христианин создает при царском дворе школу древнерусского пения - первую провинциальную консерваторию. Здесь звучат музыкальные произведения, созданные самим царем.

Лучшие зодчие и иконописцы воздвигли в Александровской Слободе удивительной красоты и величием дворцово-храмовый ансамбль, он уступал своим великолепием лишь Московскому Кремлю. Светские и церковные постройки украсили фресковые росписи, изысканные резные белокаменные розетки.

Александровская слобода план
Архитектурный ансамбль Александровской слободы:
1 - касса, сувениры
2 - Распятская церковь-колокольня
3 - Надвратная церковь
4 - Келейный корпус
5 - Троицкий Собор
6 - Покровская церковь
7 - Деревянная келья
8 - Больничный корпус
9 - Сретенская церковь
10 - Успенская церковь
11 - Водоналивная платка

Печатный станок 17 векПечатный станок XVII век. Модель, художник Ю.Б. Пекуровский

В Слободе была открыта первая в стране провинциальная печатня. Здесь ученик Ивана Федорова - Андроник Невежа - выпустил в 1577 году "Псалтирь Слободскую", которая в 2017 году стала раритетом с 440-летней историей и поступила в фондовое собрание музея.

ПсалтырьПсалтырь. Книга старопечатная. 1577 год. 
Бумага, дерево, кожа. Типографская печать

При Государевом дворе работала книгописная мастерская, составлялся Лицевой летописный свод. Иван Грозный был человеком просвещенным и имел одну из богатейших библиотек. Ее основу составляли бесценные книги, доставшиеся царю от Софьи Палеолог.

Лицевой летописный сводЛицевой летописный свод

Незаурядная и противоречивая личность русского царя всегда привлекала внимание, на протяжении почти пятисот лет вызывая многочисленные споры. С одной стороны, Иван IV - выдающийся государственный деятель, интеллектуал, один из просвещеннейших европейских монархов, талантливый военачальник, писатель-публицист, с другой - властный и жестокий правитель средневековья.

Икона ЕвхаристияЕвхаристия. Сень надвратная. Русский Север. 
Конец XVI века. Дерево, левкас; темпера

С Иваном Грозным связаны блистательные и суровые страницы российской истории, неотделимые от Александровской слободы. Они отразились в записках иностранцев, русских летописях, исторических песнях, а также в произведениях живописи, литературы, музыки.

Икона конец 16 векаВоздвижение Креста Господня, с избранными святыми
Икона. Русский Север. Конец XVI века.
Дерево, левкас; темпера

Семнадцатилетний грозненский период был столь ярок, что с течением времени интерес к прошлому царской Слободы лишь усиливается. Происходившие здесь исторические события стали источниками многочисленных легенд, преданий из и неразгаданных тайн, которые волнуют и будут волновать потомков.

Икона БлаговещениеБлаговещение. Икона. Фрагмент царских ворот.
Конец XVI века. 
Дерево, левкас; темпера

Иван Грозный не знал покоя и в личной жизни. Дважды венчаясь здесь в Покровском соборе, он пытался найти счастье с новой избранницей. В Слободе венчался его сын и наследник царевич Иван.

Картина Иван Грозный убивает своего сына
Последние дни пребывания царя в Слободе отмечены страшной трагедией: история кровавой драмы между отцом и сыном широко известна и за сотни лет обросла домыслами. Тем не менее, смерть наследника в ноябре 1581 года стала причиной стремительного ухода царя из Александровской слободы, в которую он более не возвратился.

После смерти Ивана Грозного Александровская слобода перестала быть центром политических событий, однако не подверглась забвению со стороны царской семьи. Расположенная на перекрестке торговых и богомольных путей, она стала дворцовым селом новой правящей династии. Начал ее восстановление первый монарх из дома Романовых - Михаил Федорович. С этого времени государева вотчина находилась иол особым покровительством царственных особ.

Царь Алексей Михайлович ТишайшийЦарь Алексей Михайлович Тишайший

Значительно изменилась Слобода в годы правления Алексея Михайловича "Тишайшего". Царским указом в 1651 году на территории бывшей резиденция первого русского самодержца был основан Успенский девичий монастырь. Алексей Тишайший, почитая Ивана Грозного идеалом мудрого политика, учредил обитель, чтобы обеспечить ежедневное поминовение своего «прадеда». Для обустройства монастыря Алексей Михайлович разрешил использовать кирпич с обветшавших стен грозненских дворцов. Царь жаловал монастырю земли, отпускал деньги на строительство, делал богатые вклады, присылал лучших мастеров для починки иконостасов. Неоднократно лично посещал Александровскую слободу. При нем обитель стала получать царскую ругу - денежные выплаты из государевой казны и хлебное жалование по числу монахинь. В 1654 году патриарх Никон, посетив обитель по пути в Переславль-Залесский, даровал ей грамоту на освящение Успенской церкви.

Грамота Патриарха Никона на освящение Успенской церквиГрамота Патриарха Никона на освящение Успенской церкви

В годы правления Федора Алексеевича благосостояние Успенского монастыря еще более выросло. Он ежегодно посещал обитель, щедро жертвовал земли. Изменился и архитектурный облик монастыря: началось возведение каменных стен и келий, была освящена надвратная церковь в честь Федора Стратилата - небесного покровителя монарха.

Покровительство царственных особ выражалось не только в денежных выплатах из государевой казны, но и в многочисленных щедрых дарах. Романовы жертвовали в обитель посуду, драгоценные ткани и шитье, иконы, церковную утварь, пополняли ризницу и библиотеку монастыря. Среди царских вкладов особое место занимают издания Московского печатного двора с владельческими записями. Многие из них, "подносные экземпляры" - (специально подготовленные для поднесения по особому церемониалу царю); отличались роскошным оформлением. Так, царь Алексей Михайлович во время одного из визитов подарил "Апостол", его вторая жена Наталья Кирилловна Нарышкина - годовой цикл «Миней служебных». Царица Мария Ильинична Милославская и ее дочери пожертвовали драгоценную утварь, иконы. Об этом повествуют надписи на вкладных вещах с упоминанием имен, времени визита в дворцовую вотчину.

Дальняя государева резиденция, возрожденная при Алексее Михайловиче Романове в статусе духовной обители, продолжала находиться под особым покровительством царской семьи иа протяжении XVII-XVII века

В конце XVII века обострилась династическая борьба за престол между наследниками царя Алексея Михайловича Романова. После смерти Федора Алексеевича реальным претендентом на трон был его болезненный брат Иван (сын от первого брака Алексея Михайловича и Марии Милославской). Но Земский собор избирает малолетнего Петра (родившегося от второй супруги Натальи Нарышкиной). Милославские при поддержке стрельцов добились, чтобы Петр и Иван царствовали вместе. А их старшая сестра Софья стала регентшей, взяв всю полноту власти в свои руки. Ситуация обострилась, когда Петру исполнилось 17 лет, и он уже мог самостоятельно управлять государством. Однако Софья не торопилась отдавать ему власть, поэтому неоднократно вспыхивали стрелецкие мятежи. В 1689 году Петр Алексеевич окончательно подавил все волнения и отстранил Софью от трона. Наступил конец "бунташного века".

За свою чрезмерную политическую активность бывшая правительница была сослана в Новодевичий монастырь. Успенская обитель в Александровской слободе, находившаяся под особым покровительством царской семьи, при Петре I также становится местом заточения дам высших сословий, заподозренных в государственной измене. Ссылали сюда за проступки и женщин незнатного происхождения.

Первой придворной дамой, попавшей за стены слободского монастыря, стала сестра Петра I царевна Марфа Алексеевна, заподозренная в государственном перевороте 1698 года. Кроме нее в Успенскую обитель отправили Варвару Арсеньеву - родственницу приближенного к царю князя А.Д. Меньшикова. Содержались здесь игуменья Покровского Суздальского монастыря Марфа и старица Капитолина, проходившие как участницы розыска по делу опальной супруги Петра Алексеевича Евдокии Лопухиной, обвиненной в ненадлежащем соблюдении монастырского устава при попустительстве настоятельницы.

Женщины, заключенные в монастырь, жили в кельях. Проводили время в молитвах, чтении духовных книг, занимались рукоделием. Некоторые монахини принимали высшую форму религиозного послушания - схиму и полностью посвящали свою жизнь служению Богу: строго соблюдали" посты, носили тяжелые металлические вериги, символизирующие духовное совершенствование через телесное изнурение.

Ссылка в монастырь стала распространенной практикой наказания в петровскую эпоху. Волей судьбы Успенская обитель оказалась вовлеченной в политические интриги того времени, главной из которых стала многолетняя борьба за власть между Петром I и Софьей Милославской.

Александровская Слобода впоследствии осталась дворцовым селом новых русских царей - династии Романовых. В годы польско-литовской интервенции здесь находился укрепленный лагерь русских войск под командованием талантливого полководца М.В. Скопина-Шуйского. Первый из Романовых - Михаил Федорович, всегда подчеркивавший свое родство с Иваном IV (он приходился внучатым племянником царице Анастасии). С этой целью вблизи северо-западной башни специально отстроили дворец, отремонтировали царские конюшни, пригласили мастеров для поновления иконостаса в Покровской церкви.

Троицкий собор в александровской слободеТроицкий собор

Спустя столетие, в середине XVII века, на месте Государева двора был основан Успенский женский монастырь.

17-летний царь Петр I, которому Александровская слобода досталась при разделе государевых сел, посетил 15 сентября 1689 года свою дворцовую волость с матерью и супругой. В течение недели недалеко от Слободы, на Немецких горках, молодой царь проводил свои пешие и конные потешные учения.

Вспомнил Петр о Слободе после подавления стрелецкого мятежа. По его приказу к Распятской церкви-колокольне были пристроены палаты для сводной сестры Марфы Алексеевны, насильно постриженной в Успенский монастырь под именем Маргариты. Она прожила в нем почти десять лет, здесь же и скончалась в 1707 году. В ее палатах сохранились необычайно интересные настенные росписи и изразцовая печь - прекрасный образец печной майолики XVII века.

Судьба дочери Петра I - Елизаветы Петровны, также оказалась тесно связана с Александровской слободой. Она унаследовала ее от Екатерины I. С 1730 года Елизавета поселилась здесь надолго. Для нее в городе были выстроены просторные хоромы. Она проводила время на псовой охоте, катании на санках и коньках, летом - на лодке. Много времени она уделяла конному двору. По ее указу для "служилых" людей конного завода была открыта первая школа. В 1740 году Елизавета Петровна покинула Слободу. Но в 1744 году вседержавная императрица вновь посетила вотчину.

В 1778 году дворцовая Александровская слобода получила статус города. Он делился рекой Серой на две части - Посад и Заречье. Посад - торгово-промышленная часть, где стояли 93 торговые лавки, 4 питейных, 3 кожевенных и солодовый заводы. На посадских улицах находились 165 купеческих и 200 мещанских домов. В другой части города - Заречье - возвышался Успенский монастырь. Ниже, вдоль по течению располагались 95 лавок, 5 питейных, 5 кожевенных и солодовых заводов, 68 купеческих и мещанских домов, 43 кузницы.

Население занималось торговлей, различными ремеслами. Особое место занимал кузнечный промысел. Исторические традиции и особое почтение к этому нелегкому труду отражены на гербе города. Не исключено, что умелыми руками здешних мастеров были выполнены и кованые флюгеры в виде трубящих,ангелов, которые до сих пор украшают четыре башни Александровского кремля.
Владимирская область

На территории Александровского кремля у входа в живописный парк в XVI веке установили водоналивную палатку. Она представляет собой крытый колодец из белого камня с деревянной крышей, который выполнял

Водоналивная платка в Александровской слободе

Троицкий Собор является главным зданием дворцового ансамбля Александровской слободы. Он был построен в 1509-1513 годы и является одним из старейших зданий Александровской слободы. Архитектура храма

Троицкий Собор в Александровской слободе

Успенский Собор во Владимире - выдающийся памятник древнерусской архитектуры, был построен 1158-1189 годах. Он хранит в себе живопись XII-XVII веков, в том числе подлинные произведения гениального

Успенский Собор во Владимире

Успенская церковь входила в комплекс великокняжеского и царского дворца, состоявшего из жилых и парадных палат. Храм был достроен в начале XVI века великим московским князем Василием III для своей

Успенская церковь в Александровской слободе

Александровская слобода в XVI веке в течение 17 лет служила резиденцией Ивана Грозного и фактически была столицей Руси. В настоящее время - это историко-архитектурный комплекс, состоящий из

Александровская слобода

Рядом с Троицким собором возвышается стройная Распятская церковь-колокольня. В древности в Александровском кремле на Распятской церкви-колокольне размещались большие башенные часы. В XVII веке они

Распятская церковь-колокольня
Новые публикации
Содержание: