Во второй половине XVIII века одной из главных внешнеполитических целей России было обретение выхода к Чёрному морю. На пути к этой цели стояли Турция и некоторые европейские государства, которые не хотели, чтобы Россия усиливалась как в Европе, так и на Востоке.
6 (17) октября 1768 года Турция, подстрекаемая Францией, объявила войну России. В ответ на это на юге страны были созданы две армии, одной из которых командовал выдающийся русский полководец П. А. Румянцев, прославившийся во время Семилетней войны.
В 1770 году войска под его командованием одержали победы у Рябой Могилы, на реке Ларга и на реке Кагул, нанеся поражения противнику.
Борьба шла и на море. Балтийский флот под общим командованием
А. Г. Орлова был направлен в Средиземное море и одержал блестящую победу в сражении при Чесме, где турецкая эскадра была полностью уничтожена.
Русско-турецкая война 1768-1774 гг. Г. Брудде. 1770 г. В 1771 году Турция была вынуждена перейти к обороне. Войска под командованием В. М. Долгорукова штурмом взяли Перекоп и, одержав ряд побед над турецкими и татарскими войсками, заняли Крым. В то же время боевые действия армии Румянцева были перенесены на правый берег Дуная.
Особо отличился в этой кампании
А. В. Суворов, нанеся поражения туркам у Туртукая, под Гирсовом и Козлуджей.
Поиски на Туртукай 10 мая и 16 июняВесной 1773 года войска Румянцева совершили несколько разведывательных вылазок на правый берег Дуная. Наиболее значимыми из них стали два похода отряда Суворова на Туртукай.
Несмотря на сложную водную преграду, Суворов, в ночь на 10 (21) мая, организовал форсирование Дуная. На лодках переправились 700 человек, а две сотни казаков переплыли реку вплавь.
Турки заметили десант, когда он уже подходил к берегу. Артиллерия открыла огонь, но не смогла нанести ему серьезного ущерба и помешать высадке.
На берегу Суворов выстроил пехоту в ротные каре и, вдохновлённый криками «Ура!», атаковал турецкие укрепления. Не подозревая о малочисленности русских войск, 4-тысячный гарнизон Туртукая обратился в бегство, оставив в руках победителей три укреплённых лагеря, всю артиллерию и 19 больших речных судов.
В своём донесении Румянцеву Суворов написал:
«Слава богу! Слава вам! Туртукай взят, и я там!» Уничтожив укрепления Туртукая, отряд вернулся на левый берег, успешно выполнив свою задачу по разведке турецких войск и отвлечению их от основных сил русской армии. Однако вскоре турки вновь заняли Туртукай.
16 (27) июня 1773 года отряд Суворова снова вышел к Дунаю, форсировал его и разгромил пятитысячный гарнизон крепости.
Сражение под Гирсовом 3 (14) сентября 1773 г.После летней кампании 1773 года Румянцев отвел свою 1-ю армию на левый берег Дуная, но оставил на правом берегу небольшой плацдарм — укреплённый пост Гирсово. Придавая этому посту большое значение, Румянцев 4 (15) августа поручил его оборону Суворову, который незадолго до этого прославился своими блестящими поисками на Туртукай.
Русско-турецкая война 1768-1774 гг. Г. Брудде. 1770 г. После сражений за Туртукай трёхтысячному отряду под командованием Суворова была поставлена задача защищать единственный русский укреплённый пункт на турецком берегу Дуная — Гирсов.
В подчинение Суворова поступили: гарнизон укрепленного поста — 1-й Московский и Выборгский пехотные полки, Запорожская команда казаков; бригада Милорадовича — Севский и 2 -й Московский пехотные полки, три эскадрона Венгерского гусарского полка, полевая артиллерия; бригада располагалась на левом берегу Дуная.
Одновременно с этим Румянцев направил из Измаила на правый берег Дуная второй отряд русских войск. Оба отряда, находясь примерно на одинаковом расстоянии от мощной турецкой группировки в районе Карасу (около 50 километров юго-восточнее Гирсово), должны были оказывать друг другу поддержку в случае наступления турок.
Суворов тогда же предложил смелую наступательную операцию, в которой оба отряда должны были разгромить турецкую группировку, угрожавшую 1-й армии. Однако этот план не был принят Румянцевым.
Вынужденный ограничиться обороной порученного ему поста, Суворов поставил перед собой задачу разбить турок на подступах к укрепленному посту Гирсово. Для этого он планировал сначала расстроить наступающего противника огнем из укреплений, а затем нанести ему удар полевыми войсками.
Вклад сражения при Гирсово в полководческую деятельность Суворова и в развитие русского военного искусства уникален. Этот бой стал настоящей сенсацией в условиях обороны, поскольку небольшой русский отряд сумел нанести полное поражение турецкому войску, которое втрое превосходило его по численности. Более того, русские продолжили преследование турецких остатков на протяжении 30 километров.
3 (14) сентября в окрестностях русского лагеря появились турецкие отряды численностью 8-10 тысяч человек, из которых примерно половина была конницей. Суворов решил подпустить противника к укреплениям на расстояние картечного выстрела, а затем контратаковать штыками и с флангов опрокинуть нападающих.
Первый удар турок, насчитывавших до 7 тысяч пехоты и конницы, принял на себя Московский полк. Несмотря на артиллерийский огонь, турки прорвались к палисадам. Наступил критический момент боя.
По сигналу пехота и гусары, находившиеся в засаде, бросились на противника с флангов. Завязался рукопашный бой, в котором, по словам Суворова, «наивреднее неприятелю страшный наш штык».
«Недолго тут дело продолжалось, едва от одного до двух часов. Ударились они в бегство, претерпели великий урон, оставили на месте всю артиллерию. Победа была совершенная, мы их гнали тридцать верст…», — вспоминал полководец.
Сражение при Козлуджи 9 (20) июня 1774 г.Согласно плану боевых действий русской армии за Дунаем, корпуса
Александра Васильевича Суворова и Михаила Фёдоровича Каменского должны были совершить наступление на Базарджик и Шумлу. Это должно было отвлечь войска Верховного визиря от основных сил русской армии, которые готовились к борьбе за мощные крепости Рущук и Силистрия.
2 (13) июня войска Каменского заняли Базарджик. 9 июня Суворов выступил из Юнешлы на Козлуджи, не зная, что несколькими днями ранее туда подошла 40-тысячная турецкая армия.
Дорога на Козлуджи вела через густой лес. Неожиданно авангард Суворова столкнулся с большим отрядом турок. Завязался тяжёлый встречный бой, в котором противник, используя численное превосходство, опрокинул казачью конницу. Суворов оказался отрезан от своих войск и чуть не погиб.
Натиск турок остановили подоспевшие Суздальский и Севский полки. На протяжении девяти верст лесной дороги войска Суворова непрерывно атаковали или отбивали вражеские контратаки.
Выйдя из леса, они увидели всю армию противника и были встречены артиллерийским огнём. Огромные массы турецкой конницы несколько раз атаковали наступающих, но безуспешно. Русские войска неумолимо приближались к вражескому лагерю.
Среди турок началась паника. Войска перестали выполнять приказы своего командующего Абдул-Резака и, несмотря на все его усилия навести порядок и организовать сопротивление, бежали, теряя под огнём живую силу, оружие и имущество.
На поле боя и в захваченном лагере победители нашли 29 орудий, большое количество различного оружия и 107 знамён.
Поражение при Козлуджи вынудило Турцию пойти на мирные переговоры. Согласно условиям Кучук-Кайнарджийского договора, Россия получила земли между Днепром и Бугом, а также крепости Азов, Керчь, Еникале и Кинбурн. Турция признала независимость крымских и кубанских татар. Кроме того, Россия получила право свободного плавания по Черному морю и через проливы Босфор и Дарданеллы.
В последующие годы полководец участвовал в защите Крыма и Кубани от попыток Турции восстановить свое влияние в этих районах. В новой обстановке Суворов проявил незаурядные дипломатические способности, что во многом способствовало решению крымских и северо-кавказских проблем.