Автомат Фёдорова,
2,5-линейная автоматическая винтовка Фёдорова — автоматическая винтовка калибра 6,5 мм, разработанная оружейником Владимиром Григорьевичем Фёдоровым в 1913—1916 годах под патрон 6,5×50 мм Арисака (1916).
Принята на вооружение Российской императорской армии в 1916 году, имела ограниченное боевое применение. Считается предшественником современных автоматов и штурмовых винтовок.
Автомат Федорова был короткоствольным оружием с дальностью выстрела порядка 300 метров, массой около 5 кг и скорострельностью примерно 100 выстрелов в минуту. Внешне он выглядел практически так же, как и все сегодняшние автоматы.
В 1911 году русский оружейник Владимир Фёдоров испытал 5-зарядную автоматическую (по современной терминологии самозарядную) винтовку под отечественный патрон калибра 7,62×54 мм R. В этом случае Артиллерийский Комитет принял решение заказать партию этих винтовок для войсковых испытаний. В то же время Фёдоров вёл работу по созданию нового патрона, специально приспособленного для использования в автоматическом оружии.
В 1913 году он начал испытания новой автоматической (уже в современном смысле слова, то есть ведущей огонь очередями) винтовки под 6,5-мм патрон собственной разработки.
Патрон Федорова улучшенной баллистики
Патрон Федорова имел остроконечную пулю калибра 6,5-мм массой 8,5 грамм. Гильза бутылочной формы не имела выступающей закраины. Начальная скорость 6,5-мм пули патрона Федорова составляла около 850 м/с, а дульная энергия - 3100 Джоулей, в то время как стандартный винтовочно-пулеметный патрон 7,62х54R в зависимости от варианта снаряжения имеет дульную энергию порядка 3600-4000 Джоулей. 6,5-мм патрон Федорова давал меньший импульс отдачи, в сравнении со стандартным патроном 7,62х54R. Кроме того, этот патрон имел меньшую массу. Данные качества, а также меньшая дульная энергия и гильза без выступающей закраины делали патрон Федорова более пригодным для автоматического оружия, позволяя осуществить его надежную подачу из магазина большой емкости.
Японский патрон Арисака 6,5х51 Type 30 обр.1897 г. Но с началом Первой мировой войны не могло идти и речи об освоении и массовом производстве нового патрона. В 1915 году Фёдоров приспособил свою винтовку под ещё более слабый японский патрон 6,5×50 мм Арисака с дульной энергией 2615 Дж. Эти патроны были закуплены правительством вместе с японскими карабинами Арисака и имелись на складах в значительном количестве. Основными производителями патронов японского образца для России были английские фирмы — Кайнок, королевский арсенал Вулвича, а также Петроградский патронный завод (200—300 тысяч в месяц, по данным заводского музея).
Следует особо отметить, что и патрон Фёдорова, и патрон Арисака по своим баллистическим свойствам являются типичными винтовочными патронами, хоть и уменьшенного калибра и мощности, а вовсе не каким-либо подобием промежуточных.
В 1916 Федоров адаптировал своё ружьё-пулемет под патрон калибра 6,5 мм для винтовки Арисака. Выбор этого калибра объясняется тем, что винтовки Арисака и патроны к ним во время первой мировой войны в большом количестве поставлялись для русской армии из Японии, и производство этих патронов было налажено на Петербургском патронном заводе и в Великобритании.
Укоротив ствол на своей винтовке образца 1913 года и снабдив ее съемным коробчатым магазином на 25 патрон и рукояткой для стрельбы “с руки” он получил первый образец оружия, ставшим на сегодняшний день основой основ вооружения пехоты любой армии. Остается только изумляться точности сделанных русским оружейником выводов: не автоматическая винтовка с ее весом, длинным стволом, сокрушительной отдачей и нерасторопностью при встрече лицом к лицу; не пистолет – пулемет с его беспомощностью при стрельбе на средние и большие дистанции – а именно автомат – короткоствольное оружие с дальностью прямого выстрела порядка 300 метров, массой около 5 кг и скорострельностью примерно 100 выстрелов в минуту – то есть то, что на русском языке называется именно автоматом.
Летом 1916 года в Офицерской стрелковой школе Ораниенбаума автоматическими винтовками Фёдорова вооружили роту 189-го Измаильского пехотного полка в составе 158 солдат и 4 офицеров, после завершения обучения 1 декабря 1916 года отправленную на Румынский фронт. На Румынском фронте автоматы Фёдорова были впервые применены в ходе боевых действий. Осенью того же года Сестрорецкий оружейный завод получил заказ на «2,5-линейные винтовки Фёдорова». Заказ выполнен не был, так как в условиях войны завод не справлялся даже с выпуском основной продукции. Тем не менее, в Сестрорецке строится специальный цех.
Автомат Федорова обр.1916 года в компьютерном разрезе Серийное производство развернулось только после Октябрьской революции на Ковровском заводе (ныне завод им. Дегтярёва). До этого автомат Фёдорова производился на Сестрорецком оружейном заводе, где был построен специальный цех. Из-за территориальных притязаний соседней Финляндии в начале 20-х годов эта территория стала по сути прифронтовой зоной, и нахождение там приоритетных предприятий было невозможным.
При первоначальном заказе на 15 тыс. штук реально с 1920 по 1924 год произведено 3200 автоматов (название «автомат» закрепилось за винтовкой Фёдорова уже в 1920-х годах, с лёгкой руки начальника стрелкового полигона Н. И. Филатова).
В ходе гражданской войны боевое применение автоматов Фёдорова имело место в Карелии и на Кавказе. В 1922 году в РККА началось создание отдельных рот, вооружённых автоматами Фёдорова. В 1923 году автомат Фёдорова подвергся модернизации: новые прицел, ударный механизм и магазин дают основание говорить об образце 1923 года против старого образца 1916 года. На вооружении РККА автомат Фёдорова находился до 1928 года. В 1928 году наркомат вооружений СССР принял решение о прекращении всех работ над оружием под 6,5-мм патрон и разработке для РККА пулемётов под штатный патрон 7,62×54 мм R. В 1940 году, во время Зимней войны с Финляндией, некоторое количество автоматов вновь поступило в войска, сражавшиеся в Карелии.
В целом автомат Фёдорова, как указывал сам автор, оказался недостаточно надежной и излишне сложной конструкцией, поэтому он не имел шансов стать массовым образцом вооружения. Впрочем, анализ единственного доступного на сегодняшний день достоверного источника по эксплуатации автомата — брошюры издания 1923 года — показывает, что основной проблемой автомата были не изъяны конструкции, а низкое качество конструкционных материалов — осадка деталей, наплывы металла и так далее, а также низкое качество поставляемых в войска боеприпасов.
Автомат Фёдорова работает по принципу использования отдачи при коротком ходе ствола с ускорителем отхода затворной рамы. Затвор запирается двумя качающимися личинками, расположенными симметрично с двух сторон и вращающимися в вертикальных плоскостях.
Схематичное изображение работы механизма затвора в автомате Фёдорова Во время выстрела при отходе ствола назад эти личинки поворачиваются и освобождают затвор. После этого он может беспрепятственно отходить в крайнее заднее положение. При повороте личинок их задние концы нажимают на выступы затвора, ускоряя его отход и позволяя таким образом снять со сцеплённой пары «ствол-затвор» больше энергии.
Ударно-спусковой механизм куркового типа позволяет вести как одиночный, так и автоматический огонь. Ранние версии автомата (до 1923г) имели отъёмный переводчик огня. Эта деталь выдавалась бойцу после сдачи своеобразного экзамена. Усовершенствованная в 1923 году версия автомата (есть смысл говорить об образце 1923 года) съёмного переводчика огня не имела.
Ствол внутри имеет канал с четырьмя нарезами, снаружи — продольные ребра для охлаждения.
Автомат Федорова допускал ведение огня одиночными выстрелами и очередями.
автомат Федорова неполная разборка
Отдельные переводчик режимов огня и предохранитель располагались на основании спускового механизма, внутри спусковой скобы (предохранитель — перед спусковым крючком, а переводчик — позади спускового крючка).
Питание патронами осуществлялось из отъемных коробчатых магазинов с двухрядным расположением патронов, емкостью на 25 патронов.
Магазин автомата представлял собой очень проблемный узел. Магазины ранних автоматов (до 1923) года могли быть невзаимозаменяемы, использовалась ручная осалка верхних патронов. Стрелок носил с собой флягу с маслом и кисть, которой смазывал верхние патроны снаряжённого магазина для улучшения работы автоматики оружия. В 1923 автомат получает новый магазин, с измененным радиусом изгиба и другими параметрами. По некоторым данным, он очень близок к магазину немецкого ручного пулемёта MG-18, но без затворной задержки. Ёмкость магазина 25 патронов, но, судя по фотографиям, была попытка создания 50-зарядного магазина. Впоследствии разработан дисковый многоэтажный магазин по образцу пулемёта Lewis.
Открытые прицельные приспособления состоят из мушки и секторного прицела. Мушка имеет прилив, которым она входит в паз основания мушки на стволе. В основание прицела – муфту – помещена прицельная колодка. В проушинах колодки укреплена прицельная рамка с делениями прицела. Под рамкой находится пружина, удерживающая рамку в опущенном положении. По рамке ходит хомутик, который удерживается на заданном месте защелкой.
Ложа оружия выполнена из дерева и имела дополнительную переднюю рукоятку для удержания.
Приклад имеет антабку для ремня и металлический затыльник.
Также допускалась установка штыка, для чего на металлическом кожухе ствола, расположенном в передней части ложи, имелись соответствующие крепления.
Сам по себе автомат Федорова не мог всерьез рассматриваться как массовое армейское оружие — он обладал недостаточной надежностью (особенно в условиях запыления и загрязнения), был довольно сложен в производстве и обслуживании. Основная и наиболее важная заслуга Федорова состоит именно в создании рабочего (пусть и не идеального) образца индивидуального автоматического оружия — автомата. Сам Федоров указывал, что его автомат предназначался в первую очередь для вооружения различных специальных подразделений (таких как мотоциклетные команды, конно-охотничьи команды, а также для отборных стрелков в пехоте), а не линейной пехоты.
Тактико-технические характеристики
Вес автомата | 4,93 кг (без патронов); 0,8 кг (снаряжённый магазин) |
Длина, мм | 1045 |
Длина ствола, мм | 520 |
Патрон | 6,5-мм патрон Фёдорова (опытный); 6,5×50 мм Арисака (серийный) |
Калибр | 6,5 мм |
Скорострельность | 600 выстрелов/мин |
Скорость пули | 660 м/с |
Прицельная дальность | 400 метров |
Емкость магазина | коробчатый магазин на 25 патронов |
Максимальная дальность, м | 1400 |
Прицел | реечный (ранние версии); секторный (поздние) |
Принципы работы | отдача ствола с коротким ходом, рычажное запирание |
Последнюю страницу автоматы системы Федорова вписали в свою историю в 1940 г. Практически полное отсутствие в пехотных частях Красной Армии индивидуального автоматического оружия во время советско-финляндской войны 1939-1940 гг. заставило советское высшее командование пройтись по всем запасам оружия, хранившегося на складах и в арсеналах, и вновь вспомнить о давно забытых к тому времени автоматах. Уже в январе-феврале 1940 г. практически все оставшиеся пригодными автоматы Федорова поступили на Карельский фронт, причем их в основном выдавали для вооружения подразделений войсковой разведки, где они еще раз продемонстрировали свои лучшие качества.
На автоматах Федорова училась оружейному делу и приобщалась к сложным процессам конструирования автоматического оружия замечательная плеяда молодых конструкторов - В.А. Дегтярев, Г.С. Шпагин, С.Г. Симонов и другие, а в дальнейшем и М.Т. Калашников, которые в ближайшие годы доказали свою способность с глубоким знанием дела решать любые задачи в области стрелкового оружия.