Стрелковое оружие
Вооружение
Авиация
Корабли
Календарь событий
Спецслужбы
История
Биографии
Публикации
Познавательное
Достопримечательности России
Первая помощь
Ордена и медали
Тесты
Последние публикации
Кулибин Иван Петрович

Кулибин Иван Петрович

Изобретатель , механик-самоучка
Литке Федор Петрович

Литке Федор Петрович

Мореплаватель

Операция «Шторм-333» (штурм дворца Амина)


Операция «Шторм-333» (Штурм дворца Амина) — спецоперация по захвату дворца «Тадж-бек» в районе Кабула «Дар-Уль-Аман» и ликвидации председателя Революционного совета Афганистана Хафизуллы Амина, проведённая силами спецподразделений КГБ СССР и Советской Армии 27 декабря 1979 года.

Развитие ситуации в Афганистане в 1979 г.: 
вооружённые выступления исламской оппозиции, мятежи в армии, внутрипартийная борьба и, особенно, события сентября 1979 года, когда лидер НДПА Н. Тараки был арестован и затем убит по приказу отстранившего его от власти Х. Амина — вызвали серьёзное беспокойство у советского руководства. Оно настороженно следило за деятельностью Амина во главе Афганистана, зная его амбиции и жестокость в борьбе за достижение личных целей. При Амине в стране развернулся террор не только против исламистов, но и против членов НДПА, бывших сторонников Тараки. Репрессии коснулись и армии, главной опоры НДПА, что привело к падению её и без того низкого морального боевого духа, и вызвало массовое дезертирство и мятежи. 

Более того, по линии КГБ поступала информация о связи Амина в 1960-е годы с ЦРУ и о тайных контактах его эмиссаров с американскими официальными представителями после убийства Тараки

В результате было принято решение устранить Амина и заменить его более лояльным СССР лидером. 

Система охраны дворца Тадж-Бек была организована тщательно и продуманно.
Внутри дворца несла службу личная охрана Хафизуллы Амина, состоявшая из его родственников и особо доверенных людей. Они и форму носили специальную, отличную от других афганских военнослужащих: на фуражках белые околыши, белые ремни и кобуры, белые манжеты на рукавах. Жили они в непосредственной близости от дворца в глинобитном строении, рядом с домом, где находился штаб бригады охраны (позже, в 1987— 1989 годах, в нем будет размещаться Оперативная группа МО СССР). Вторую линию составляли семь постов, на каждом из которых располагалось по четыре часовых, вооруженных пулеметом, гранатометом и автоматами. Смена их производилась каждые два часа.

Внешнее кольцо охраны образовывали пункты дислокации батальонов бригады охраны (трех мотопехотных и танкового). Они располагались вокруг Тадж-Бека на небольшом удалении. На одной из господствующих высот были закопаны два танка Т-54, которые могли беспрепятственно прямой наводкой простреливать из пушек и пулеметов местность, прилегающую ко дворцу. Всего в бригаде охраны насчитывалось около 2,5 тысячи чел. Кроме того, неподалеку располагался зенитный полк, на вооружении которого находилось двенадцать 100-мм зенитных пушек и шестнадцать зенитных пулеметных установок (ЗПУ-2), а также строительный полк (около 1 тыс. человек, вооруженных стрелковым оружием). В Кабуле находились и другие армейские части, в частности, две дивизии и танковая бригада.

В операции по захвату резиденции Амина приняло участие около 650 человек. Мусульманский батальон – 520 человек, рота ВДВ – 87 человек и две группы специального назначения КГБ СССР «Гром» (24 человека) и «Зенит» (30 человек), которые должны были непосредственно захватить дворец. 

При разработке операции по свержению Амина было решено использовать просьбы самого Амина о советской военной помощи.

Амина и его племянника Асадуллу, руководившего службой безопасности КАМ, планировалось нейтрализовать с помощью заранее внедренного в их окружение агента. Он должен был подмешать в их пищу спецсредство. 

13 декабря Амина и его племянника Асадуллу, руководившего службой госбезопасности, попытались отравить, но яд не подействовал - лишь племянник на следующий день почувствовал себя плохо. Перепуганный диктатор заменил афганских военных во внешней охране дворца на "мусульманский батальон".

27 декабря после полудня попытку повторили, Амина и его гостей отравили за обедом - главным поваром дворца был агент КГБ, прислуживали две советские официантки. Премьер потерял сознание. Если бы он скончался, штурм дворца был бы отменен. Но вызванные охраной врачи из советского посольства о спецоперации не знали и откачали главу государства.

Эти события насторожили афганскую охрану. Начальник бригады охраны майор Сабри Джандад приказал усилить внешние и выставить дополнительные внутренние посты охраны. Ни командование «мусульманского батальона», ни сотрудники КГБ, непосредственно участвующие в операции «Шторм-333», за некоторым исключением, об этом не знали.
Окончательный план захвата, в создании которого также принимали участие подполковник О. Швец (заместитель Колесника), Ю. И. Дроздов и Э. Г. Козлов, состоял в следующем:
1) группа под командованием заместителя командира «мусульманского батальона» Мурада Сахатова должна была захватить танки, расположенные в капонирах у дворца;
2) группа под командованием подполковника Олега Швеца — отсечь гранатомётным огнём личный состав зенитного дивизиона от средств ПВО, выйти под этим прикрытием к установкам и взорвать их;
3) 1-я и 2-я роты «мусульманского батальона», а также приданная 9-я рота 345-го отдельного гвардейского парашютно-десантного полка под командованием гвардии старшего лейтенанта Валерия Востротина, должны были блокировать расположения 2-го, 3-го и расположение 1-го и танкового батальонов;
4) 3-я рота под командованием старшего лейтенанта Владимира Шарипова вместе со 2-й группой 1-й роты «мусульманского батальона» под командованием Рустамходжы Турсункулова должны были доставить на своих машинах спецгруппы «Гром» и «Зенит» ко дворцу; непосредственно штурм здания должны были осуществить группы спецназа КГБ совместно с двумя группами 3-й роты.

27 декабря в 19:10 автомобиль с афганскими номерами снаружи и советскими диверсантами внутри остановился на улице над люком, ведшим в подземный телефонный коммутатор. Пока водитель изображал поломку, а часовой пытался его прогнать, в люк опустили мину. Автомобиль уехал, а через пять минут прогремел взрыв, оставивший Кабул без связи с внешним миром. Взрыв был и сигналом к началу штурма.

Атакующие разделились на 12 боевых групп. 
Половина из них блокировала окружавшие холм воинские части: гранатометчики отгоняли танкистов от машин - одну, в которую успел забраться экипаж, сожгли. С зенитчиками и пехотой тоже проблем не возникло - наткнувшись на заградительный огонь, они вернулись в казармы, а потом сдались.

На штурм дворца пошли боевые группы КГБ "Гром" и "Зенит" из отборных офицеров, усиленных бойцами "мусульманского батальона". Они были одеты в афганскую полевую форму, имели на рукавах белые повязки и общались при помощи позывных "Яша" и "Миша" - по именам командиров групп Якова Семенова и Михаила Романова. На БМП-1 и БТР-60 спецназ смял внешние посты м устремился к дворцу, но атакующих встретил ураганный огонь из пулеметов. Он был такой силы, что у БМП тут же снесло все триплексы, один БТР загорелся, другой на пробитых колесах кое-как добрался до мертвой зоны под стенами Тадж-Бека.

С соседнего холма по дворцу прямой наводкой били зенитные самоходки "Шилка". Их 23-миллиметровые снаряды отскакивали от толстых стен, как резиновые, но вскоре зенитчикам удалось подавить пулемет в одном из окон. Залегшие было спецназовцы - многие из них были уже ранены, - бросились к зданию. Личная гвардия Амина забрасывала их гранатами, поливала огнем из автоматов. Спасали штурмовиков бронежилеты и мастерство водителей, подведших БМП максимально близко ко дворцу. Под их прикрытием штурмовые группы одна за другой проникали внутрь: через окна, узел связи, центральный вход.

Из воспоминаний Виктора Карпухина:
"По лестнице я не бежал, я туда заползал, как и все остальные. Бежать там было невозможно: каждая ступенька завоевывалась, примерно как в Рейхстаге. Сравнить, наверное, можно. Мы перемещались от одного укрытия к другому, простреливая все пространство вокруг, а затем к следующему укрытию".

Бой во дворце еще более ожесточился. Каждое помещение приходилось забрасывать гранатами и поливать автоматными очередями. Так, комнату за комнатой, спецназовцы очистили первый этаж, а за ним и второй. Амин был убит в бою. Рассказывают, что, услышав стрельбу, он велел адъютанту связаться с советским гарнизоном: "Русские помогут". Когда адъютант доложил, что атакуют именно русские, диктатор швырнул в него пепельницей: "Врешь, не может быть!".

Штурм продолжался 43 минуты, его участники потеряли 14 человек, почти все выжившие были ранены, многие по нескольку раз.
Всего в спецгруппах КГБ непосредственно при штурме дворца погибло пять человек, в том числе и полковник Г.И. Бояринов. Почти все были ранены, но те, кто мог держать оружие в руках, продолжали сражаться.

У афганцев погибло порядка 200 человек, 1400 сдались в плен.

В апреле 1980 года закрытым указом Президиума Верховного совета СССР около 400 сотрудников КГБ были награждены боевыми орденами и медалями. Четыре человека стали Героями Советского Союза:

В ночь с 27 на 28 декабря в Кабул из Баграма под охраной сотрудников КГБ и десантников прибыл новый афганский лидер Б. Кармаль. Радио Кабула передало обращение нового правителя к афганскому народу, в котором был провозглашен «второй этап революции».
Операции спецслужб
Освобождение самолета авиакомпании "Сабена"
Операция «Изотоп» — освобождение 9 мая 1972 года израильским спецназом Сайерет Маткаль пассажирского рейса 572 Вена — Тель-Авив авиакомпании «Сабена», захваченного палестинскими террористами из организации «Чёрный сентябрь».
Освобождение заложников в школе № 1 г. Беслан Северная Осетия - Алания
В августе 2004 г. под руководством А. Масхадова, Ш. Басаева и Абу Дзейта (Тауфик аль-Джедани, он же Абу Умар аль-Кувейти) была сформирована вооруженная банда для совершения террористического акта на территории Республики Северная Осетия – Алания. Бандиты назначили датой теракта 1сентября 2004 г. –
Гибель линкора "Новороссийск"
Спустя более чем полвека вновь всплыли подробности гибели советского линкора "Новороссийск". Осенью 1955-го военный корабль затонул в бухте Севастополя после мощного взрыва. Среди причин тогда рассматривали и диверсию. Теперь бывший военный пловец пенсионер из Италии заявляет, что его сослуживцы
Самая великая операция
Пожалуй, таковой можно назвать ту, которую осуществила руководимая Ф.Э. Дзержинским служба в начале 1920-х годов. Семь лет Первой мировой и Гражданской войн вызвали разруху в стране. Народное хозяйство пришло в упадок, миллионы людей остались без крова и без работы, семьи — разлученными, дети —
Операция "Синдикат-2"
Хрестоматийная операция «Синдикат-2» известна многим. Тем не менее книга о великих операциях разведки была бы неполной без хотя бы краткого рассказа о ней. Эта операция интересна не только сама по себе, но и тем, что стала образцом для многих других, проведенных российскими разведчиками в