Торопец — город в России, административный центр Торопецкого района Тверской области.
Первое упоминание города в летописях относят к 1074 году. Сам же город впервые упоминается в документах под 1168 годом как центр самостоятельного Торопецкого княжества (к XII веку относятся сохранившиеся в центре города древние валы, насыпанные, по всей вероятности, первым торопецким князем Мстиславом Ростиславичем Храбрым — сыном смоленского князя Ростислава). Княжество было небольшим и находилось между рекой Торопой и верхним течением Западной Двины, гранича с землями смоленскими, новгородскими и полоцкими. Через город проходил знаменитый путь из варяг в греки. После смерти Мстислава Ростиславича княжение перешло к его сыну — Мстиславу Мстиславичу, прозванному позже Удатным.
Позднее Мстислав Удатный передал торопецкий стол брату — Давиду Мстиславичу. В начале 1212 года торопецкие войска Давида вместе со войсками псковского князя Всеволода Мстиславича участвовали в походе Мстислава Удатного (занимавшего тогда новгородский стол) в Северную Эстонию, в результате чего эсты были обложены данью.
![]()
С XIII века усиливается натиск литовцев на Торопец. Так, в 1225 году нападение литовских князей было отбито совместными усилиями войсками Давида Мстиславича и новгородского князя Ярослава Всеволодовича, но в 1226 году Давид пал в бою с литовцами близ Усвята — города на востоке Полоцкой земли. В 1245 году имело место самое крупное вторжение литовцев в русские земли; они захватили было Торопец и разорили его, но новгородское войско
Александра Невского отбило город, а затем в двух жестоких сражениях — у Жижеца к северу от Смоленска и Усвята) — наголову разбило литовцев (для
Александра Невского Торопец был значим ещё и потому, что именно в нём в 1239 году состоялась свадьба князя с Александрой, дочерью полоцкого князя Брячислава).
В 1362 году Торопец всё же был занят литовским князем Ольгердом и вошёл в состав Великого княжества Литовского.
9 августа 1500 года в ходе русско-литовской войны 1500—1503 гг. войска московского полководца, новгородского наместника Андрея Челяднина взяли Торопец; по заключённому 25 марта 1503 года Благовещенскому перемирию, завершившему войну, Торопец и 18 других порубежных городов отошли к Русскому государству. В 1580 году в ходе Ливонской войны Торопец подвергся осаде со стороны войска польского короля Стефана Батория, не достигшего, впрочем, успеха, и в 1582 году город в соответствии с итогами Ям-Запольского мира между Польшей и Москвой остался за русскими.
После присоединения в 1503 году Торопецкой земли к Московскому государству был образован Торопецкий уезд.
В первой половине XVI века во главе Торопца и его уезда стояли наместники великого князя Московского, выбиравшиеся из знатнейших княжеских фамилий. Из них упоминаются: князь
Михаил Михайлович Курбский (в 1522 году), князь
Михаил Иванович Кубенский (в 1525 году) и князь
Александр Ванбольский (в 1540 году). Церкви, входившие в состав Торопецкой десятины, с начала XVI века подчинялись Московским митрополитам.
Изобилие рек и озер в уезде, дремучие леса и болота — все это способствовало формированию очень редкой сети поселений.
В XVI-XVIII веках Торопецкий уезд был по сравнению с соседними (Великолукским и Новоржевским) уездами самым малонаселенным. Количество всех поселков в 1541 году доходило до 1655, число дворов составляло 2450, взрослое мужское население - 4600 человек. Население в уезде, по предположению историка И.И.Побойнина, в этот период составляло около 15000 душ обоего пола.
Рождаемость была высокая и превышала смертность, поэтому население в уезде заметно умножалось, увеличивалось и число новых деревень и починков.
Опустошения, произведенные в 1580 году войсками Стефана Батория, оставили заметные следы. По приправочной перечневой книге Григория Колединского и Нечая Сорочнева 1584 года, оказалось «пустоты» около 4770 десятин.
Еще ужаснее было «литовское разорение» в Смутную эпоху, когда запустела значительная часть уезда.
В годы Смуты Торопец был взят и разорён поляками. В 1609 году поляки в результаты битвы под Торопцем были изгнаны, но уже в 1617 году Торопец стал мишенью нападения украинских казаков.
В 1631 году в Торопецком уезде находилось: 4 села, 179 селец, 35 деревень, 14 починков, 12 выставок. Следовательно, из 1655 жилых мест, существовавших в 1541 году, осталась лишь одна третья часть — 564 поселка, а дворов — 895.
С уменьшением числа крестьян в этот период времени значительно умножалось число поместий и помещиков.
В конце XVII века, когда крепостное право достигло полного развития, положение торопецких крестьян не было таким тяжелым, как в других уездах Московского государства. В XVI и в XVII веках Торопецкий уезд представлял большой простор для земледелия, и оно было главнейшим занятием крестьянского населения.
В конце XVII века, несмотря на сильно умножившееся население, которое должно было увеличить число распаханных земель, значительная территория была занята лесом. Леса были богаты горностаем, волком, куницей, норкой, белкой, барсуком, медведем.
Меха, добытые охотниками, были главным товаром торопецких купцов. В реках и озерах попадались в большом количестве белая рыба: щука, сом, окунь, карась, судак. В Серёже, Вревице и Столопенке водились лососи и жемчужная раковина.
В 1630-е годы население города резко возросло за свет увеличения количества ратных и тяглых людей и в середине столетия доходило до 4000 душ обоего пола.
В 1666 году, вследствие временного увеличения числа торопецких стрельцов, оно достигало 4500 человек. Но затем, к концу XVII века, несмотря на постепенное умножение посадских людей, общее число городских жителей, вследствие сокращения стрельцов, едва ли превышало 4000.
Торопецкие дворяне и дети боярские не были постоянными жителями города. У многих торопецких и Холмских помещиков в городе и на посаде были дворы, в которых в мирное время жили их дворники. Но при вторжении неприятеля в Торопецкий или Холмский уезды они вместе со всеми своими семействами переселялись в Торопец и являлись главными защитниками его от врагов.
В XVI—XVII веках возрастает роль Торопца как значительного торгово-ремесленного центра на западных рубежах русского государства. С XVIII века здесь активно развивалось кожевенное ремесло. С 1708 года город вошёл в состав Ингерманландской губернии (с 1710 года называвшейся Санкт-Петербургской), с 1719 года входит в Великолуцкую провинцию Петербургской губернии, с 1727 года — в Великолуцкой провинции Новгородской губернии. С 1777 года получил статус уездного города Псковской губернии.
Торопец имел выгодное положение между Москвой и польско-литовским государством, поэтому выполнял посредническую функцию. Торопецкие купцы находились в весьма выгодных условиях, и торговля была весьма прибыльной.
Торговые люди разделялись на два разряда: одни торговали на местах, другие в отъезде. Торговля велась не только местными товарами, но и привозными. Торопецкие купцы вывозили за пределы уезда меха, рыбу, мясо, кожу, хлеб, изделия из льна и кожи. В Торопец везли соль, сахар, орехи, мед, яблоки, сукно.
![]()
В XVIII столетии Торопецкая торговля продолжала развиваться. Торопецкие купцы приобрели повсеместную известность и значительно расширили круг своих торговых операций. Не переставая посещать различные литовские и московские ярмарки, они торговали на Ирбитской ярмарке, на ярмарках в Санкт-Петербурге, Лейпциге, Данциге и даже в Китае. В XVIII веке, благодаря торговле, в Торопце появилось немалое число богачей. Они построили себе в городе двухэтажные дома красивой архитектуры и каменные кладовые для хранения товаров; некоторые из них на собственные средства построили церкви.
Многие архитектурные строения сохранились и до сегодняшнего дня и придают Торопцу самобытность и неповторимость. Пока Торопец был городом и порубежным и торговым, это положительно влияло на уровень жизни горожан, способствовало развитию торговли, особенно заграничной. Хотя жизнь на рубеже враждующих государств была для торопчан неразрывно связана со многими тревогами и материальными потерями, однако порубежное положение давало важное торговое преимущество, и обеспечивало экономическое процветание. В конце XVIII столетия, после присоединения Белоруссии к Русскому государству, положение Торопца изменилось. Город уже не был порубежьем и не мог пользоваться выгодами своего прежнего привилегированного положения. Все торговые пути теперь проходили вдали от Торопца, и благосостояние его жителей стало снижаться.
Город Торопец к начале XVIII века потерял значение крепости на западных рубежах России. Окружавшая его деревянная стена протяженностью в 461 сажень (978 метра), с двумя проезжими и шестью глухими башнями, к 1710 году развалилась, и укрепление больше не восстанавливалось.
В Торопце не содержался постоянный гарнизон, в городе и уезде квартировали полки пехоты и кавалерии. Войны, которые вела Россия в XVIII веке с Турцией, Пруссией, Швецией, заставляли постоянно перемещать полки армии с южных рубежей на северо-западные и наоборот.
С древности Торопец был прифронтовым городом. Но постепенно, с расширением размеров государства, он переходил все более и более в тыл и к началу XVIII века уже оказался в тылу и представлял из себя такого пункта, который следовало укреплять, держать войска, город постепенно перешел на положение тыловой базы снабжения русской армии.
В 1897 году в Торопце проживало 7556 жителей (90 % православных и 8 % евреев, остальные — католики, лютеране и старообрядцы). Имелось 18 церквей и 1527 жилых зданий, 28 заводов и фабрик. После строительства в 1905—1907 годах торопецкого участка железной дороги Бологое — Полоцк Торопец стал центром торговли лесоматериалами.
С 1935 года Торопец числится в составе Калининской области РСФСР. С 29 августа 1941 года по 21 января 1942 года был оккупирован немецкими войсками (освобождён в ходе Торопецко-Холмской операции). В апреле 1962 года Торопцу был присвоен статус города областного подчинения, но уже в 1965 году Торопец вновь стал городом районного значения.
![]()
Петр Иванович Рикорд навсегда остался в истории России и памяти своих земляков-торопчан как отважный мореплаватель, ученый, писатель, неутомимый исследователь и просветитель. Его отношение к делу, к выполнению служебного и патриотического долга является вдохновляющим примером служения Отечеству. Память о нем увековечена в географических названиях — остров Рикорда (Японское море, залив Петра Великого), мыс Рикорда (остров Итуруп), река Рикорда (остров Кунашир, впадает в пролив Измены), пролив Рикорда (средняя часть Большой Курильской гряды, между группой островов Ушишир и островом Кетой), подводный вулкан Рикорда (Тихий океан, Курильские острова). 22 августа 2006 года именем П. И. Рикорда была названа горная вершина на Камчатке, в горном хребте Ивулк, в 3-х км к востоку от горы Головнина.
В 2010 году добавился залив Рикорда у истока реки Торопы из озера Соломино.
Сегодня мы вновь вспоминаем его имя в связи с 200-летием известного исторического события — благополучного разрешения «Инцидента Головнина».