Кимры еще в далекие времена Ростово-Суздальской Руси были городом и упоминались в исторических документах под 1097 годом, то есть были известны ранее Москвы на 50 лет. Затем сообщения о них исчезают.
Многие исследователи полагают, что город Кимры погиб в 1216 году во время междоусобной войны Ростово-Суздальского княжества с Новгородским. Или это имело место в Батыево нашествие 1237-1238 годов. Во всяком случае раскопки у так называемой Графской горки показывают, что кимрское селище в 1237 году было внезапно покинуто жителями.
Точкой отсчета истории Кимр стала грамота царя Иоанна Васильевича Грозного, датированная 1546 годом, и в ней впервые из известных нам письменных источников упоминается Кимра. И упоминается уже в одном ряду с большими и малыми городами, в которых ведется торг.
Из другой грамоты того же
Ивана Грозного, выданной тремя годами позднее, в 1549 году, настоятелю Кирилло-Белозерского монастыря, мы узнаем, что на Кимре в лавках торгуют «монастырские крестьяне, тутошние жильцы солью и рыбою и всяким товаром и на торгу хлебом и животиною».
Кимра оказалась на бойком месте. На знаменитом в Московской Руси «водяном ходу» с Волги на Дмитров и Москву по рекам Дубна, Сестра, Яхрома. Да и принадлежала царской семье, именуясь дворцовым селом, и входила в ведомство Дворцового приказа.
В дворцовые отбирались лучшие села. Из них на государев обиход шли как продукты питания, так и ремесленные изделия. Кимры были крупным поставщиком рыбы. Вхождение в ведомство Дворцового приказа подстегивало хозяйственно-экономическую жизнь поселения.
Исследователи считают, что племя меря, относящееся к угро-финской языковой группе, населявшее Верхневольжье в дославянские времена, — постепенно растворилось среди осевших, в том числе и в кимрском Поволжье, славян кривичей.
В девятом веке отмечается продвижение славянских племён вверх по течению рек Волга, Днепр, Западная Двина. Кривичи относятся к одному из наиболее крупных племен восточных славян. А если точнее — это было смешанное славяно-балтийское население. Вторая ветвь — Новгородские славяне, расселилась несколько западнее. Летописец Нестор повествует: «Кривичи сидят на верх Волги, и на верх Двины, и на верх Днепра».
В освоении Тверского края участвовали два больших славянских племенных союза— кривичи и словене.
Будучи язычниками, кривичи хоронили умерших сородичей обычно под курганными насыпями. У них был особый вид усыпальниц — длинные курганы. Эти валообразные насыпи высотой около полутора метров до сих пор сохранились в значительном количестве в верховьях Западной Двины и Волги. Место для кургана выжигалось и расчищалось. Покойного сжигали на разведённом неподалёку погребальном костре, а обожжённые кости помещали в ямку или в лепной глиняный сосуд.
В восьмидесятых годах, в районе деревни Плешково, напротив устья реки Хотча, были исследованы два курганных кладбища. Это следы кривичей, которые поначалу имели обычай хоронить умерших в длинных курганах. С девятого века на смену курганам пришли небольшие округлые насыпи со следами сожжения.
В средневековых курганах-могильниках, а также погребениях XII века, наряду со славянскими предметами обихода найдены и фино-балтийские... Это доказывает, что народы вполне мирно сосуществовали в непосредственном соседстве.
Правда, утверждение некоторых исследователей, что люди, принадлежавшие к племени с названием меря, населяли нашу округу — до сих пор является спорным фактом.
Раскопки, проведённые около Кимр в 1936 году доказывают тот факт, что в X—XI веках на берегу Волги существовало много поселений кривичей. Об этом говорят раскопки Кимрского селища, произведенные в шестидесятых годах и позднее, а также — селища Абрамово. Кривичи постепенно осваивали, если хотите — колонизировали, земли, занимаемые мерей.
В базарный деньСледует отметить то, на что указывал историк Бестужев-Рюмин: «Ни летописи, ни предания не знают ни общего истребления финских племён на тех местах, ни общего переселения их оттуда. Перерождение это началось в эпоху доисторическую и совершалось медленно и постепенно. Медлительность эта говорит в пользу сравнительно мирных наших предков». Пример, достойный подражания: древние люди были гораздо более мудрыми, чем их «цивилизованные» потомки...
Село Кимры, начало 20 векаРяд учёных считает, что часто встречающееся среди современных населённых пунктов название «Крева» говорит о том, что места эти были освоены кривичами. Активному заселению наших земель способствовал и такой фактор как наличие богатой речной сети. Реки (Волга и притоки) давали возможность круглогодичного передвижения, снабжали рыбой, обеспечивали заливными лугами. Всё это дополнялось богатыми охотничьими угодьями и, прежде всего, земледелием и животноводством.