Ордынское иго и многократные набеги ордынцев на русские земли вызвали заметные изменения в экономике и плотности населения отдельных районов Северо-Восточной Руси.
Ее центральные и окраинные области (Тверская, Московская, Стародубская, Городецкая, Белозерская и др.) с менее доступными для татар лесными массивами экономически окрепли и образовали новые феодальные центры. Сюда, и прежде всего в Московскую землю, перемещалась из районов Владимиро-Суздальской земли политическая жизнь великорусской народности.
Выдвижению Москвы как центра политического объединения русских земель способствовали несколько факторов.
Главными из них были следующие:
► Москва являлась средоточием территории, где формировалась великорусская народность
► находясь в узле торговых путей, Москва стала центром экономических связей между другими русскими землями
► географическое положение Москвы гарантировало ей известную безопасность: с северо-запада от Литвы она была прикрыта Тверским княжеством, а с востока и юго-востока от Золотой Орды — другими русскими землями, что способствовало притоку сюда жителей и возрастанию плотности населения
► Московское княжество стало территорией развитого феодального землевладения
В превращении Москвы в центр объединения русских земель сыграл свою роль и субъективный фактор — активная политика московских князей.
Во время Батыева нашествия ордынцы сожгли Москву со всеми ее посадами. Вскоре ее вновь выстроил брат
Александра Невского
Михаил по прозванию Хоробрит. Он стал первым «самостоятельным» московским князем. Однако каких-либо значительных деяний он не совершил, поэтому родоначальником московской княжеской династии считается младший сын
Александра Невского, Даниил. Московский стол он получил в 1276 г.
Даниил Александрович был «разумен и досуж». Сначала он владел небогатой волостью, но в обиду себя не давал. В 1301 г. он отнял у рязанского князя Коломну и самого его взял в плен. В 1302 г. его племянник
Иван, умирая бездетным, отказал ему свою Переяславскую волость. Московское княжество сразу выросло. В 1303 г. Даниил Александрович умер, а Московская земля перешла к его старшему сыну, Юрию.
При Юрии Даниловиче (1303—1325) Московское княжество продолжало расти. В 1304 г. Юрий присоединил к нему Переяславское княжество. После того как к Московской земле отошел Можайск, весь бассейн Москвы-реки стал вотчиной московских князей. Хотя их владения увеличились тогда втрое, они немногим превышали 35 000 кв. км и по сравнению с такими соседями, как Тверь, были все еще невелики. Строительство Москвы продолжалось. На ее южной окраине был сооружен Данилов монастырь — форпост для защиты от набегов ордынцев.
После смерти Андрея Александровича великокняжеский стол занял тверской князь Михаил Ярославич (1304— 1319). В то время Тверская земля была одним из наиболее крупных княжеств в Северо-Восточной Руси. Несмотря на это, Юрий Данилович вступил в борьбу с Михаилом Ярославичем за великое княжение. Она вылилась в длительную феодальную войну между Москвой и Тверью.
В 1307 г. Михаила Ярославича признал своим князем Великий Новгород. В 1312 г. умер хан Тохта, и Михаил Ярославич поехал в Орду за ярлыком к новому хану, Узбеку. Воспользовавшись отсутствием великого князя, Юрий Данилович отправил в Новгород своего наместника князя Ржевского с военной силой. Михаил Ярославич не пользовался популярностью у новгородцев, поэтому они в надежде получить большую самостоятельность отказались от принятого ранее решения и призвали Юрия Даниловича на княжение.
Золотая Орда всегда проводила политику разжигания вражды между русскими князьями с целью их ослабить. Теперь она стремилась столкнуть между собой тверского и московского князей. В 1315 г. в Орду был вызван Юрий Данилович. В Новгороде он оставил своего брата
Афанасия. Тем временем Михаил Ярославич вернулся домой и с тверской ратью и ордынским войском выступил против Новгорода.
Тверские и новгородские войска встретились под Торжком, где между ними произошла «сеча зла». Много было убитых с обеих сторон. Победу одержал Михаил Ярославич. Уцелевшие новгородские воины вместе с князьями
Афанасием и Ржевским укрылись в Торжке, но потом вынуждены были сдаться на милость победителя. Князя
Афанасия и некоторых новгородских бояр Михаил Ярославич отправил в Тверь как заложников, а многих простых новгородцев продал в рабство. В Новгород снова были посланы тверские наместники. Однако новгородское население, возбужденное действиями тверского князя, не успокоилось — в 1316 г. в городе вспыхнуло восстание, и тверские наместники вновь были изгнаны.
Михаил Ярославич возобновил поход на Новгород — пошел на непокорный город «со всею землею низовскою». Но и новгородцы не дрогнули — на защиту города выступила «вся волость Новгородская»: жители Пскова, Ладоги, Старой Русы, корела, ижора. Вокруг города были быстро возведены оборонительные укрепления. Великий князь Михаил заколебался: не дойдя до Новгорода, остановился, а потом решил отступить. На обратном пути его войско заблудилось среди озер и болот и после тяжких лишений вернулось домой.
В 1317 г. из Орды вернулся Юрий Данилович. В Орде он добился значительных политических успехов: заручился поддержкой хана Узбека, женившись на его сестре Кончаке (Агафье), получил ярлык на великое княжение и привел с собой на Русь ордынское войско во главе с Кавгадыем.
Михаил Ярославич с суздальцами выступил навстречу Юрию Даниловичу и Кавгадыю. Встреча противников произошла у Костромы, причем войска их расположились на противоположных берегах Волги. На этот раз до сечи дело не дошло: Михаил Ярославич после переговоров с Кавгадыем отказался от великого княжения в пользу Юрия Даниловича и вернулся в Тверь.
Юрий с Кавгадыем и перешедшими на его сторону суздальскими князьями от Костромы двинулся на Ростов, Переяславль, Дмитров, Клин. В тверской летописи говорится, что, двигаясь к Твери, войска Юрия и Кавгадык причиняли много бед населению. Это свидетельство летописца соответствовало действительности. Московские войска уничтожали все на своем пути. Пользуясь ордынской помощью, Юрий Данилович расплачивался за нее тем, что отдавал на разграбление отрядам Кавгадыя русские села и деревни.
Михаил Ярославич выступил против московских и ордынских войск вместе с кашинцами. Войска враждующих между собой князей встретились в местечке Бертеневе, в 40 верстах от Твери. Бой закончился победой Михаила Ярославича. Юрий Данилович бежал в Новгород, а его брат и жена попали в плен и были отправлены в Тверь. Ходили слухи, что княгиня Агафья была там отравлена.
Опасаясь ордынского хана Узбека, князь Михаил не хотел обострять с ним отношений и заключил с Кавгадыем мир. После этого спор о правах на великое княжение снова был перенесен в Орду.
В 1318 г. Михаил Ярославич отправил к хану Узбеку своего сына
Константина, а потом и сам поехал в Орду. До поездки он пытался договориться с Юрием Даниловичем и направил к нему в Москву своего посла, но московский князь убил его, а сам тоже выехал в Орду.
В 1318 г. князья-противники встретились в Золотой Орде. Там состоялся ханский суд над Михаилом Ярославичем. Его обвинили в неуплате дани ордынскому хану, в непослушании ханскому послу, в отравлении сестры хана Узбека — княгини Кончаки. По навету Кавгадыя и не без участия Юрия Даниловича тверской князь был убит. В летописных сводках смерти Михаила Ярославича посвящена подробная повесть, со страниц которой он предстает невинным страдальцем, принявшим мученическую смерть в Орде за христианство и своих подданных.
Великий князь Юрий Данилович вернулся в Москву, захватив с собой заложниками сына Михаила Ярославича
Константина и его бояр. Тело тверского князя было перевезено в Москву и после формального примирения Юрия Даниловича со старшим сыном Михаила Ярославича,
Дмитрием, передано тверским боярам для захоронения. Чтобы сделать тверского князя
Константина Михайловича своим подручным, Юрий Данилович женил его на своей дочери Софье. Брата своего
Афанасия он снова послал наместником в Новгород. Другой брат Юрия,
Иван Данилович, в 1320 г. был послан в Орду для решения вопросов русско-ордынских взаимоотношений.
Юрий Данилович принимал участие в организации обороны северо-западных границ Руси. В 1322 г. по его указанию в Новгороде ремонтировались стенобитные орудия, а потом во главе новгородцев он отразил нападение шведов на Корелу и осаждал Выборг. Взять город русским не удалось. У истоков Невы, на Ореховом острове, московский князь в 1323 г. заложил каменный город Орехов (Орешек, позже — Шлиссельбург), а также заключил Оре- ховецкий договор, устанавливавший русско-шведские границы. В 1234 г. Юрий совершил военный поход из Новгорода на Устюг. Устюжане вынуждены были просить новгородцев о мире «по старой пошлине».
Формально помирившись с Юрием Даниловичем, тверской князь
Дмитрий Михайлович оставался его главным соперником и претендентом на великокняжеский стол.
Соперничество это кончилось, однако, трагедией для обоих князей. Юрий Данилович стал снова собирать полки на Тверь, однако
Дмитрий Михайлович заплатил ему 2000 рублей и поклялся не искать великого княжения. Деньги эти предназначались ордынскому хану Узбеку, но московский князь оставил их у себя.
Дмитрий Михайлович поехал в Орду и рассказал там про утайку московским князем ордынских денег, про неправедную казнь Михаила Ярославича и про другие «лихие» дела Юрия и Кавгадыя. Хан Узбек пришел в великий гнев, казнил Кавгадыя, отдал Дмитрию великое княжение и позвал Юрия на суд. Юрий Данилович приехал и встретился в Орде с тверским князем.
Дмитрий Михайлович не случайно получил прозвище Грозные Очи. Увидев виновника гибели своего отца, он выхватил меч и убил Юрия Даниловича на глазах у хана Узбека. Хан приказал казнить князя Дмитрия, но великое княжение все-таки присудил брату его
Александру. В Орде старались не оставлять надолго великое княжение в руках одной княжеской ветви.
С великим князем
Александром Михайловичем (1326— 1328) хан Узбек послал в Тверь в качестве баскака Чол-хана (на Руси его называли Щелканом) с большим отрядом. Чол-хан должен был не только собирать дань с русских городов, но и осуществлять постоянный контроль за великим князем. Он поселился в княжеском дворце, чтобы подчеркнуть тем самым свою власть над русским князем. По отношению к русским людям Чол-хан проводил политику грубого произвола, бесчинств и жестокого насилия.
В народе потом долго ходила песня про безжалостного Щелкана:
Брал он, млад Щелкан, Дани, выходы, Царские невыплаты, С князей брал по сту рублей, С бояр — по пятидесяти, С крестьян — по пяти рублей. У которого денег нет, У того дитя возьмет; У которого дитяти нет, У того жену возьмет; У которого жены-то нет, Того самого головой возьмет.Возмущенные попыткой восстановить на Руси баскачество, тверичи восстали.
15 августа 1327 г. по звуку вечевого колокола Они выступили против ненавистного Щелканова воинства и истребили его. Сам Щелкан пытался укрыться в княжеском дворце, но тоже был убит.
Для усмирения и наказания восставших Орда послала в Тверь карательную рать. Этим воспользовался московский князь Иван Данилович. Чтобы устранить своего самого сильного соперника, он решил участвовать в карательном походе против Александра Михайловича и сумел направить удар карателей только против Тверской земли. Ордынское войско жестоко расправилось с тверичами и подвергло все Тверское княжество такому погрому, что тверские князья надолго выключились из борьбы за политическое господство.
Тверской князь Александр Михайлович бежал с семьей в Псков. Однако митрополит Феогност, союзник Ивана Даниловича, проклял и отлучил от церкви псковичей за то, что они приняли в князья Александра Михайловича. Ему пришлось бежать в Великое княжество Литовское. В 1337 г. он отправился в Орду с повинной и получил ярлык на Тверь. Но с помощью интриг Иван Данилович снова восстановил против него ордынского хана. В 1338 г. Александр Михайлович был вызван в Орду и там убит.
Со времени киевского князя Владимира Русская земля имела одного митрополита. Место его пребывания было для князей очень важным делом — город, в котором жил глава русской церкви, считался столицей Русской земли. В 1299 г. митрополичий престол с митрополитом
Максимом был переведен из Киева во
Владимир. Во время феодальной войны между Москвой и Тверью князья, конечно, стремились заручиться поддержкой митрополита.
Дальновидный Иван Данилович, распоряжавшийся в Москве еще при жизни своего старшего брата, Юрия, в 1326 г. построил в городе первую каменную церковь — Успенский собор и предложил митрополиту
Петру, подолгу жившему в Москве, совсем покинуть Владимир.
Петр согласился, но в том же 1326 г. умер и был погребен в Москве. Его преемник Феогност окончательно сделал Москву центром общерусской митрополии. Поэтому перенос столицы Руси из Владимира в Москву некоторые историки относят к 1326 г.
Братья Юрия Даниловича Борис и Афанасий умерли при его жизни. После убийства Юрия из московских князей в живых остался один Иван Данилович, получивший прозвище Калита. Расправившись руками Орды с тверскими князьями, он прочно занял великокняжеский стол.